Конспект по познавательному развитию «Зимующие птицы» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Галкина Ирина Владимировна

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, коммуникативное, речевое развитие

Программное содержание:

Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, способствовать активизации и расширению словаря по теме.

Образовательные задачи:

-развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы; способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания; способствовать умению сравнивать, анализировать и обобщать; развивать моторику и координацию движений;

-воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование: телевизор или проектор, макеты деревьев, конверт с посланием, аудиозапись с голосами птиц, карточки с изображением зимующих птиц, мешочки с крошками, семенами, ягодами рябины, салом, нарисованный ствол дерева, птицы из бумаги.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных и предметных картинок с обсуждением внешнего вида, особенностей поведения птиц, наблюдения за птицами на улице.

Ход занятия:

Воспитатель:

Придумано кем- то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

 «Доброе утро!» солнцу и птицам

«Доброе утро!» улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым доверчивым…

«Доброе утро!» длится до вечера.

«Доброе утро!» дети

Дети: «Доброе утро!»

 

Воспитатель: к нам сегодня пришли гости, но вы узнаете кто это когда отгадаете загадку. Послушайте:

Я по дереву стучу,

Червячка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно он будет мой. (дятел)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Дятел это кто? Что он делает? Как лечит деревья?

Дети: ответы детей.

Дятел приходит в гости к детям:

Дятел: Здравствуйте дети! Как я рад видеть вас здоровыми и весёлыми. Я  слышал что вы много знаете обо мне но я принёс вам грустную новость, дело в том что нам вы это холодное время очень тяжело добыть корм. Помогите нам - зимующим птица.

Дети соглашаются помочь дятлу.

Дятел: я вам дам одну подсказку: вам поможет волшебный лес.

Воспитатель: ты посиди дятел и посмотри, как мы с ребятами справимся с этой непростой задачей. Давайте подумаем как нам попасть в волшебный лес. Может на лыжах?

Дети соглашаются.

Воспитатель: встаём в круг, обуваем лыжи, взяли палки, поехали:

Солнце светит с высоты,

Мы на лыжах, я и ты.

А волшебный зимний лес

Полон сказочных чудес.

На полянке птички

Снегири, синички,

Может там за поворотом

Бегают лисички?

Может там нас сказка ждёт

Поспешим за поворот.

Сорока не просто птица. Сороки – птицы очень нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники клювом своим подбирают. Она передала мне конверт, давайте мы вместе откроем и посмотрим, что же там написано. (воспитатель открывает и читает)

«Дорогие ребята!

Нам очень тяжело, голодно. Помогите нам пожалуйста.

Ваши пернатые друзья».

А кто такие, пернатые друзья?

Дети: Это птицы.

Воспитатель: Ой, правда, это же птицы. А каких птиц вы знаете?

Дети: Сорока, воробей, голубь, снегирь, синица и т. д.

Воспитатель: А на какие виды делятся птицы?

ДетиЗимующие и перелётные.

Воспитатель: Чем они питаются?

Дети: Семенами, хлебом.

Воспитатель: Много всего вы уже знаете о птицах, а хотите узнать о них еще что-нибудь нового?

Дети: да, хотим.

Воспитатель: Мы сегодня узнаем и постараемся запомнить, как они поют, где живут и какие кормушки бывают, ну и поможем нашим друзьям.

Птицы радуют нас своим пением, давайте послушаем, как они поют!

Слушаем голоса птиц.

Воспитатель: Какое их пение?

Дети: красивое, нежное, веселое.

Воспитатель: А как вы думаете, как мы можем им помочь? (ответы детей)

Для того, чтобы нам помочь птицам, мы должны выполнить несколько заданий, и за каждое правильно выполненное задание вы получите мешочек с кормом.

А чтобы выполнить все задания, нам необходимо отправится в волшебный лес. А для этого давайте, закроем глаза и три раза повернемся. Открываем глаза. (на экране заставка «Зимний лес, без птиц»).

Воспитатель: ой, ребята, что-то в лесу птиц не видать совсем, видимо не хочется им летать.

А вот и первое задание (под деревом в коробочке лежат пазлы).

Задание. 1. Собери из пазлов птиц (на столе)

Воспитатель: Думаю, с этим заданием вы справитесь самостоятельно, потому что оно для вас не новое, пожалуйста приступайте.

Молодцы, вы справились, в коробочке лежит мешочек, я думаю мы в праве взять его, что там?

Дети: хлебные крошки.

Воспитатель: кого мы можем покормить крошками?

Дети: воробьев, голубей.

Воспитатель: смотрите, под елью нас ждет еще коробочка с заданием.

 

Задание 2. Д/игра «Прилетели птицы».

Описание: Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т. п.

Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и вороны.

голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны.

голуби, синицы, комары, сороки, кукушки.

голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы.

Воспитатель: молодцы, вы обнаружили и назвали все ошибки, второй мешочек с кормом мы заработали. Что в нем?

 

Дети: ягоды рябины.

Воспитатель: кого мы можем угостить ими?

Дети: снегирей и свиристелей.

Воспитатель: Мы добрались до следующего задания. Слушайте внимательно.

Задание 3. «Расположи птиц»

На столе ствол дерева и фигурки зимующих птиц разного размера разложены вперемешку).

Воспитатель: Дети помогите разобраться с этим задание. Надо 5 больших снегирей расположить на самой нижней ветке.

Синичек отправить в правый нижний угол, а воробьев посадить на две короткие веточки. Самых маленьких снегирят отправить в левый нижний угол. Задание понятно выполняйте.

Воспитатель: вы справились, какие же вы молодцы, давайте посмотрим, что в мешочке?

Дети: семечки.

 

Воспитатель: кому будет по нраву это угощение?

Дети: синица, воробей, снегирь, голубь.

Воспитатель: вижу, вы немного устали, подойдите все ко мне и мы тоже превратимся в птиц и разомнем свои крылышки.

Физминутка Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (встали)

Тири-тири, Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Воспитатель: ну и последнее задание.

Задание 4. Д/игра «Назови ласково»

Воспитатель: давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами, ведь ласковое слово - что солнышко.

птица – птичка, пичужка

- синица – синичка

- воробей – воробышек – воробьишко

- снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

- голубь – голубка, голубок

- галка – галочка

- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова и будут чаще прилетать к нам в гости. А вот и мешочек, что там?

Дети: кусочек сала, для синичек!

Воспитатель: правильно! Все это мы с вами разложим в наши кормушки, повесим кусочек сала и будем ждать наших пернатых друзей в гости.

Воспитатель: ребята мы совсем забыли о сороке, ведь именно она просила нас помочь птицам. Сорока птица всеядная, угощения она найдет в нашей кормушке, но что бы ей подарить?

Дети: игрушку.

Воспитатель: пожалуй, вы правы, сороки любят все красивое и блестящее, у меня есть красивая пуговка, думаю, она ей понравится.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились. Теперь мы будем помогать птицам в холодное время года.

Посмотрите, в лес слетаются птицы, им стало теплее от нашей заботы и веселее (на телевизоре заставка леса с птицами).

Ну что, нам пора в сад, закройте глаза и три раза повернитесь, ну вот и закончилось наше путешествие. А что нового вы узнали? (ответы детей).

Воспитатель: главное, что вы узнали каких птичек чем угощать, на прогулке мы обязательно наполним кормушку угощениями. И дома ребята, не забывайте подкармливать пернатых друзей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию «Зимующие птицы» в старшей группе

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, коммуникативное, речевое развитие

Программное содержание:

Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, способствовать активизации и расширению словаря по теме.

Образовательные задачи:

-развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы; способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания; способствовать умению сравнивать, анализировать и обобщать; развивать моторику и координацию движений;

-воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование: телевизор или проектор, макеты деревьев, конверт с посланием, аудиозапись с голосами птиц, карточки с изображением зимующих птиц, мешочки с крошками, семенами, ягодами рябины, салом, нарисованный ствол дерева, птицы из бумаги.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных и предметных картинок с обсуждением внешнего вида, особенностей поведения птиц, наблюдения за птицами на улице.

Ход занятия:

Воспитатель:

Придумано кем- то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам

«Доброе утро!» улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым доверчивым…

«Доброе утро!» длится до вечера.

«Доброе утро!» дети

Дети: «Доброе утро!»

Воспитатель: к нам сегодня пришли гости, но вы узнаете кто это когда отгадаете загадку. Послушайте:

Я по дереву стучу,

Червячка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно он будет мой. (дятел)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Дятел это кто? Что он делает? Как лечит деревья?

Дети: ответы детей.

Дятел приходит в гости к детям:

Дятел: Здравствуйте дети! Как я рад видеть вас здоровыми и весёлыми. Я слышал что вы много знаете обо мне но я принёс вам грустную новость, дело в том что нам вы это холодное время очень тяжело добыть корм. Помогите нам - зимующим птица.

Дети соглашаются помочь дятлу.

Дятел: я вам дам одну подсказку: вам поможет волшебный лес.

Воспитатель: ты посиди дятел и посмотри, как мы с ребятами справимся с этой непростой задачей. Давайте подумаем как нам попасть в волшебный лес. Может на лыжах?

Дети соглашаются.

Воспитатель: встаём в круг, обуваем лыжи, взяли палки, поехали:

Солнце светит с высоты,

Мы на лыжах, я и ты.

А волшебный зимний лес

Полон сказочных чудес.

На полянке птички

Снегири, синички,

Может там за поворотом

Бегают лисички?

Может там нас сказка ждёт

Поспешим за поворот.

сорока не просто птица. Сороки – птицы очень нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники клювом своим подбирают. Она передала мне конверт, давайте мы вместе откроем и посмотрим, что же там написано. (воспитатель открывает и читает)

«Дорогие ребята!

Нам очень тяжело, голодно. Помогите нам пожалуйста.

Ваши пернатые друзья».

А кто такие, пернатые друзья?

Дети: Это птицы.

Воспитатель: Ой, правда, это же птицы. А каких птиц вы знаете?

Дети: Сорока, воробей, голубь, снегирь, синица и т. д.

Воспитатель: А на какие виды делятся птицы?

Дети: Зимующие и перелётные.

Воспитатель: Чем они питаются?

Дети: Семенами, хлебом.

Воспитатель: Много всего вы уже знаете о птицах, а хотите узнать о них еще что-нибудь нового?

Дети: да, хотим.

Воспитатель: Мы сегодня узнаем и постараемся запомнить, как они поют, где живут и какие кормушки бывают, ну и поможем нашим друзьям.

Птицы радуют нас своим пением, давайте послушаем, как они поют!

Слушаем голоса птиц.

Воспитатель: Какое их пение?

Дети: красивое, нежное, веселое.

Воспитатель: А как вы думаете, как мы можем им помочь? (ответы детей)

Для того, чтобы нам помочь птицам, мы должны выполнить несколько заданий, и за каждое правильно выполненное задание вы получите мешочек с кормом.

А чтобы выполнить все задания, нам необходимо отправится в волшебный лес. А для этого давайте, закроем глаза и три раза повернемся. Открываем глаза. (на экране заставка «Зимний лес, без птиц»).

Воспитатель: ой, ребята, что-то в лесу птиц не видать совсем, видимо не хочется им летать.

А вот и первое задание (под деревом в коробочке лежат пазлы).

Задание. 1. Собери из пазлов птиц (на столе)

Воспитатель: Думаю, с этим заданием вы справитесь самостоятельно, потому что оно для вас не новое, пожалуйста приступайте.

Молодцы, вы справились, в коробочке лежит мешочек, я думаю мы в праве взять его, что там?

Дети: хлебные крошки.

Воспитатель: кого мы можем покормить крошками?

Дети: воробьев, голубей.

Воспитатель: смотрите, под елью нас ждет еще коробочка с заданием.

Задание 2. Д/игра «Прилетели птицы».

Описание: Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т. п.

Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и вороны.

голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны.

голуби, синицы, комары, сороки, кукушки.

голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы.

Воспитатель: молодцы, вы обнаружили и назвали все ошибки, второй мешочек с кормом мы заработали. Что в нем?

Дети: ягоды рябины.

Воспитатель: кого мы можем угостить ими?

Дети: снегирей и свиристелей.

Воспитатель: Мы добрались до следующего задания. Слушайте внимательно.

Задание 3. «Расположи птиц»

На столе ствол дерева и фигурки зимующих птиц разного размера разложены вперемешку).

Воспитатель: Дети помогите разобраться с этим задание. Надо 5 больших снегирей расположить на самой нижней ветке.

Синичек отправить в правый нижний угол, а воробьев посадить на две короткие веточки. Самых маленьких снегирят отправить в левый нижний угол. Задание понятно выполняйте.

Воспитатель: вы справились, какие же вы молодцы, давайте посмотрим, что в мешочке?

Дети: семечки.

Воспитатель: кому будет по нраву это угощение?

Дети: синица, воробей, снегирь, голубь.

Воспитатель: вижу, вы немного устали, подойдите все ко мне и мы тоже превратимся в птиц и разомнем свои крылышки.

Физминутка Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (встали)

Тири-тири, Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Воспитатель: ну и последнее задание.

Задание 4. Д/игра «Назови ласково»

Воспитатель: давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами, ведь ласковое слово - что солнышко.

- птица – птичка, пичужка

- синица – синичка

- воробей – воробышек – воробьишко

- снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

- голубь – голубка, голубок

- галка – галочка

- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова и будут чаще прилетать к нам в гости. А вот и мешочек, что там?

Дети: кусочек сала, для синичек!

Воспитатель: правильно! Все это мы с вами разложим в наши кормушки, повесим кусочек сала и будем ждать наших пернатых друзей в гости.

Воспитатель: ребята мы совсем забыли о сороке, ведь именно она просила нас помочь птицам. Сорока птица всеядная, угощения она найдет в нашей кормушке, но что бы ей подарить?

Дети: игрушку.

Воспитатель: пожалуй, вы правы, сороки любят все красивое и блестящее, у меня есть красивая пуговка, думаю, она ей понравится.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились. Теперь мы будем помогать птицам в холодное время года.

Посмотрите, в лес слетаются птицы, им стало теплее от нашей заботы и веселее (на телевизоре заставка леса с птицами).

Ну что, нам пора в сад, закройте глаза и три раза повернитесь, ну вот и закончилось наше путешествие. А что нового вы узнали? (ответы детей).

Воспитатель: главное, что вы узнали каких птичек чем угощать, на прогулке мы обязательно наполним кормушку угощениями. И дома ребята, не забывайте подкармливать пернатых друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Зимующие птицы" для старшей группы с применением ИКТ технологии

Воспитывать стремление проявлять заботу о птицах зимой, формировать такие качества, как сочувствие и отзывчивость...

Конспект НОД по теме «Зимующие птицы» для старшей группы.

Интеграция  образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель:  Закрепить, расширить и обобщить  знания о зимующих в наших краях птицах. Формиро...

Конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы"

Конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Зимующие птицы" в подготовительной группе

Конспект направлен на расширение и уточнение знатий дошкольников о зимующих птицах....

конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы нашего края"

Интеграция: Речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель; Создание условий для расширения представлений о мире живой природы.Задачи:Воспитательная: Воспитыв...

Конспект ООД по ФЦКМ «Зимующие птицы» в старшей группе (совместно с родителями)

Цель: обобщение знаний о зимующих птицах родного края...