Цель: -Расширение представлений детей о зимующих птицах. Формирование экологической культуры у детей; Задачи: - Знакомить детей с зимующими птицами такими, как: синица, снегирь, дятел, воробей, сорока. - Продолжать формировать представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы; - Развивать познавательную активность, внимание, память, стремление делиться полученными знаниями. - Активизировать пассивный словарь детей, пополнять его новыми словами: орнитолог, среда обитания, приспособление. - Воспитывать стремление проявлять заботу о птицах зимой, формировать такие качества, как сочувствие и отзывчивость.
Материал и оборудование:
Презентация на тему «Зимующие птицы », проектор, экран, фишки, «медаль», картинки с изображением зимующих птиц, разрезанные картинки, энциклопедии.
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы: В. Степанов « Домик для воробья». 2.Рассматривание иллюстраций, энциклопедий. 3.Дидактическая игра « Сложи картинку». Дети делятся на 4 подгруппы. Каждой подгруппе раздаются разрезанные картинки с изображением кормушки с птицами. Необходимо сложить части в единую картинку. В. Ребята, что изображено на картинках?(кормушка с птицами). Зачем нужны кормушки? Что нужно положить в кормушки? 4. Подвижная игра « Найди свою стаю ».У каждого ребенка в руках картинка с изображением птицы(синица, снегирь, воробей). По сигналу воспитателя дети должны собраться каждый в свою стайку. (Игра проводится 2 – 3раза, при этом дети меняются картинками).
Ход занятия:
І. Организация детей. Холодно стало в лесу. Птицы замёрзли ужасно. Я им поесть принесу Хлеба и зёрнышек разных. И соберутся они Радостно здесь на опушке . И будут прыгать все дни Около нашей кормушки. И среди зимнего дня, Станут весёлыми птицы, Если увидят меня С целым пакетом гостинцев.
ІІ. Активизация опорных знаний детей. Сообщение темы занятия.
1.Дидактическая игра « Кто лишний». Слайд 2. (На слайде появляются изображения зимующих и среди них нескольких перелетных птиц. Детям необходимо найти среди зимующих перелетных птиц и объяснить, почему они лишние) В. Вы, наверно, уже догадались, о ком сегодня пойдет речь на нашем занятии? (О зимующих птицах). 2. В. А каких зимующих птиц вы уже знаете? Слайд 3. (Изображение зимующих птиц)
III. Основное содержание занятия.
1.В. А сейчас мы отгадаем несколько загадок и узнаем, о каких птицах сегодня пойдет речь на нашем занятии. (Воспитатель с помощью загадок и презентации знакомит детей с зимующими птицами такими, как: синица, снегирь, дятел, воробей, сорока , обращая внимание на внешний вид птицы : размер, цвет оперенья, форму клюва. Рассказывает о среде обитания, приспособлении птицы к зимнему периоду.)
Слайд 4. Загадка: Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это… (Снегири)
Слайд 5. Загадка: Птичка-невеличка По траве - прыг-скок! Хочет сделать шажок - Получается прыжок. (Воробей).
Слайд 6. Загадка: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика (Синица)
Слайд 7.
Загадка:
Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)
Слайд 8.
Загадка: Белобокий Почтальон Сто вестей разносит он. По деревням и садам, По деревьям, проводам (Сорока)
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень- тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
2.Дидактическая игра «Зашифрованная птица» ( Воспитатель зачитывает описание птицы не называя ее, а дети угадывают и получают фишки.)
1.Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато- серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
5. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
По итогам игры победивший награждается медалью «Юный орнитолог»
IV. Итог и анализ занятия.
В. С какими птицами мы познакомились сегодня? Какие из них живут в городе, а какие в лесу? Как мы можем помочь «городским» птицам пережить зиму? Отметить индивидуальные успехи и активность детей на занятии. |