Конспект НОД по познавательному развитию "Зимующие птицы" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект направлен на расширение и уточнение знатий дошкольников о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_okruzhayushchemu_miru.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру

для детей подготовительной к школе группы

"Зимующие птицы"

Задачи:

1.        Образовательные задачи.

Закрепить и расширить знания о зимующих птицах.

2.    Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать внимание, память, мелкую моторику рук. Развивать прослеживающую функцию глаза, укреплять глазные мышцы.

3.        Воспитательные задачи.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Раскрыть перед детьми на литературных примерах хорошие поступки.

Оборудование:

Иллюстрации зимующих птиц, сказка Г. Х. Андерсена "Дюймовочка", лабиринты "Приведи птицу к кормушке" (раздаточный материал на каждого ребенка). Для изготовления кормушки: макеты кормушек для демонстрации, коробки из картона, ножницы, нить, цветная бумага и картон, фломастеры.Для зрительной гимнастики фигурка птенца, одевающееся на палец (из картона).

Ход занятия:

1. Организационный момент. Игра "Прилетели птицы"

Цель игры: активизация внимания, припоминание названий птиц.

Воспитатель: Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, то хлопайте в ладоши!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи (на слово "мухи" ребята хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (на слово "макароны" ребята хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки (на слово "комары" ребята хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы (на слово "куницы" ребята хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы и скворцы… все вы молодцы!

2. Чтение отрывка из сказки Г. Х. Андерсена "Дюймовочка"

Цель: воспитаниедоброго отношение к птицам. Раскрытие перед детьми на литературных примерах хороших поступков.

Педагог предлагает детям вспомнить сказку и зачитывает отрывок, о том, как добрая девочка спасает ласточку [1].

Воспитатель:Ребята, кто главный герой сказки?

Дети: Главная героиня сказкиДюймовочка.

Воспитатель: Какие еще действующие лица встречаются в сказке?

Дети: В сказке мы встречаем маму Дюймовочки, жаб, жука, полевую мышь и ласточку.

Воспитатель: Как вы думаете, какой характер был у Дюймовочки?

Дети: Дюймовочкабыла добрая, хорошая, отзывчивая, заботливая.

Воспитатель: Какой добрый поступок она совершила?

Дети: Дюймовочка спасла жизнь ласточки. Кормила и заботилась о ней всю зиму.

Воспитатель подводит итог, что добро - это такие дела и поступки, от которых хорошо, радостно и приятно.

3. Беседа о зимующих птицах

Цель: закрепление и расширение знаний о зимующих птицах.

Воспитатель:  Ребята, ласточка это перелетная или зимующая птица?

Дети: Ласточка - перелетная птица.

Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: вороны, снегири, голуби, воробьи, галки, синицы, дятлы, сороки, совы, дрозды.

Воспитатель: Верно. Птицы в природе делятся на перелетных и зимующих. К зимующим также относятся: глухарь, тетерев, королек, свиристель (педагогдемонстрирует иллюстрации,названных птиц).

Среди зимующих птиц есть кочующие, например, синица. Летом она живет в лесу, а с наступлением холодов селится ближе к людям, для того, чтобы прокормиться и пережить суровое время.

А вот зимующая птица клест в холодное время даже выводит птенцов. Для этих птиц холод не страшен, самое главное для них, чтобы было достаточно пищи, пища как бы "греет" их изнутри. Клестам доступны семена ели, ими-то клесты и кормятся всю зиму (педагог демонстрирует иллюстрацию "Гнездо клестов с птенцами" ).

4. Гимнастика для глаз "Птенцы"[2]

Цель: развитие прослеживающей функции глаза, укрепление глазных мышц.

Педагог читает стихотворение Татьяны Кислинской, а ребенок, держа голову неподвижно, медленно и аккуратно выполняет движения глазами вверх-вниз (с земли поднимает высоко на дерево), скользя взглядом за движением нарисованных птенцов.

Птенцы

У птенцов стряслась беда,

Все упали из гнезда.

На ладошках аккуратно

Мы отправим их обратно.

5. Игра "Найди зимующих птиц"

Цель: закрепление знания зимующих птиц, развитие внимания, памяти.

Педагог делит группу на команды и предлагает выбрать из набора картинок только зимующих птиц (набор картинок у каждой команды свой). Задача  участников команд путем обсуждения вспомнить всех зимующих птиц, выбрать соответствующие картинки и перенести на стол своей команды. Учитывается не быстрота выполнения задания, а правильность выборов. Выигрывает та команда, которая допустила меньше всех ошибок.

6. Стихотворение "Покормите птиц зимой"

Цель: воспитание доброго, заботливого отношения к птицам, развитие мышления.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы с вами можем седлать для птиц зимой? Как мы можем им помочь?

Дети предлагают вариантыи приходят к выводу, что необходимо сделать кормушки.

Воспитатель зачитывает стихотворение Александра Яшина "Покормите птиц"[4]:

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна!  И не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю, 
Много птицу осталось здесь.

7. Игра лабиринт "Приведи птицу к кормушке"

Цель: развитие прослеживающей функции глаза, укрепление глазных мышц. Развитие внимания, мелкой моторики рук (приложение 2).

8. Физкультминутка "Мы кормушку смастерили"

Цель: снятие напряжения у детей.

Проговариваются строки из стихотворения Зои Александровой  "Новая столовая" [3]:

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь –сосед
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели 
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв,
Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомиться кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

9. Итог

Ребята высказываютмнение о том, что больше всего понравилось на занятии, что нового узнали и чему научились.

Затем дети выстраиваются в круг и повторяют вместе слова стихотворения ИгоряМазнина[3] "Давайте будем дружить", сопровождая стихотворение соответствующими движениями.

Давайте будем дружить

Друг с другом

Как птица с небом,

Как поле с лугом,

Как ветер с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем,

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И звери, и птицы,

И доверяли нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем

Беречь планету -

Во всей Вселенной похожей нету!

Во всей вселенной

Только одна

Для жизни и дружбы

Она нам дана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Птицы весной»

в данно й публикации предложен вариант проведения непосредственно образовательной деятельности в подготовительной грцппе по ознакомлению с окружающим миром, по теме "Птицы весной"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме».

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме»....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Перелётные птицы"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Перелётные птицы"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Занятие по познавательному развитию «Перелетные птицы» в подготовительной группе поможет сформировать у детей представление о зимующих и перелетных птицах; углубить представления о причина...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Цели и задачи: расширять знания детей о зимующих птицах, об их внешнем виде; упражнять в отгадывании загадок, в выделении предмета из группы подобных по какому-либо признаку; воспитывать заботливое ...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Весна,весенние приметы, растения,человек, птицы, дикие животные весной»

Расширение и закрепление знаний детей о законах природы, их сезонности на примере зима- весна....