ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь». (по познавательно - речевому развитию)
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (далее программа) имеет познавательно-речевую направленность и разработана для детей 5-7 лет. Программа направлена не только на накопление знаний о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений окружающего мира, но и на сам процесс общения с природой в непринужденной атмосфере творчества, игры, радостных открытий с помощью опытов и экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_yunyy_issledovatel_starshiy_doshkolnyy_vozrast.docx | 83.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
«____» __________2024г. _________ Е. В. Зорина
_____________________ «____» __________2024г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный исследователь».
(по познавательно - речевому развитию)
Возраст воспитанников 5-7 лет
Срок реализации 2 года
Составила: Мартыновская С.Г.
г. Гагарин 2024г.
Содержание
I. | Целевой раздел | Стр 2 |
1.1. | Пояснительная записка | Стр 2 |
1.2. | Цель и задачи | Стр 3-4 |
1.3. | Ожидаемые результаты | Стр 4-5 |
II. | Содержательный раздел | Стр 6-7 |
2.1. | Интеграция образовательных областей | |
2.2. | Методы работы с детьми | Стр 7 |
2.3. | Тематический план | Стр 7-9 |
III. | Организационный раздел | Стр 9-10 |
3.1. | Организация образовательного процесса | Стр 9-10 |
3.2. | Средства, необходимые для реализации программы | Стр 10-11 |
3.3 | Литература | Стр 12-13 |
IV. | Приложение | |
4.1. | Календарно-тематическое планирование | Стр 14-22 |
4.2. | Диагностическая карта | Стр 23 |
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь».
(далее программа) имеет познавательно-речевую направленность и разработана для детей 5-7 лет. Программа направлена не только на накопление знаний о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений окружающего мира, но и на сам процесс общения с природой в непринужденной атмосфере творчества, игры, радостных открытий с помощью опытов и экспериментов.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 10.02.92 г. № 3266-1-ФЗ «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка.
Типовое положение «О дошкольном образовании».
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 г. № 65/32-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию детей и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Актуальность.
Гуманистическая функция образования способствует обновлению педагогических технологий, которые ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребенка, стимулировать его творческую активность. Гуманистические технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, что определяет их игровой и занимательный характер.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Дети становятся в ней субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания. Ребенку представляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, которые получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Н.Н. Подьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования». «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка” и в современном обществе это актуально.
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений в последнее время сталкиваются с нехваткой времени на углубленное изучений предлагаемых тем. В планировании работы воспитателя на неделю организованное экспериментирование планируется 1-2 раза, не считая наблюдений на прогулке. Поэтому я считаю актуальным организовать кружковую работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению.
Данная программа кружковой работы разработана для дополнительных занятий детей старшего дошкольного возраста.
Направление деятельности: познавательно – речевое развитие.
- Цель и задачи программы
Цель: формировать у детей познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- формировать у детей представления о химических свойствах веществ (выделение веществ из неоднородной смеси путем оттаивания, фильтрования);
-развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, теплота, замерзание, таяние воды; испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция);
- развивать представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
-формировать представления о материалах (ткань, бумага, картон, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина).
- о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год);
- об агрегатных состояниях воды (вода-основа жизни; образование града, снега, льда, инея, тумана, росы, радуги; рассматривание снежинок через лупу и пр.);
- о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматриваниеветок растений и их сравнение по цвету, форме, расположению почек; сравнение цветов и других растений);
- о предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.);
- развивать элементарные математические представления: о мерке как о способе измерения объема, массы, длины, о единицах измерения длины;
- познакомить с основными чертами рельефа планеты – вулканами, горами, озерами;
- формировать у детей элементарные представления о Солнечной системе и космических явлениях.
2. Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-
экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка,
сантиметровая лента, бинокль).
3. Развивать у детей умственные способности:
- формировать мыслительные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение);
- формировать способы познания путем сенсорного анализа.
4. Способствовать социально-личностному развитию каждого ребенка: развивать
коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляцию
своих действий.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Ожидаемые результаты
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
- быстрое включение в активный познавательный процесс;
- самостоятельное пользование материалом;
- постановка цели и нахождение путей ее достижения;
- самостоятельность при поиске открытий;
- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
- настойчивость в отстаивании своего мнения;
- расширение кругозора;
- развитие критического мышления и речи;
- развитость мускулатуры пальцев;
- проявление поисковой активности и умения извлекать в ходе ее информацию об объекте.
В начале и конце года проводится диагностика овладения детьми необходимыми знаниями, умениями и навыками, результаты фиксируются в таблице.
Программа построена на основе следующих принципов.
- Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
- Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
- Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
- «Принцип развивающей интриги».
- Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
- Принцип деятельного подхода к развитию личности.
- Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
- Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательной деятельности.
- Принцип использования средств познания: пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания.
Программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно
соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность
реализации в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи
только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей
дошкольного возраста, в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Формирование основано на следующих подходах:
- Личностно-ориентированные подходы: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого
воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором
сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,
организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём
решения проблемных задач;
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации
самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения
нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства,
обеспечить способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и
ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
- Содержательный раздел
2.1 Детское экспериментирование тесно связано с видами деятельности:
наблюдение, развитие речи - умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
изобразительная деятельность - чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
формирование элементарных математических представлений - во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
2.2 Методы работы с детьми
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно—воспитательных задач.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов.
ИГРОВОЙ МЕТОД - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:
Рассказы воспитателя - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей - совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Беседы - уточнения, коррекция знаний, их обобщения и систематизации.
- Тематический план на 1 год обучения
Месяц | Тема занятия. | Количество занятий теория и практика |
Сентябрь | «Экскурсия в детскую лабораторию» «Живое и неживое» «Семена и плоды» «Чудо-вода» | 1 1 1 1 |
Октябрь | «Эксперименты с водой» «Пар-тоже вода» «Воздух видимый и невидимый» «Опыты с воздухом» | 1 1 1 1 |
Ноябрь | «Опыты с воздушным шаром» «Тайны снега и льда» «Эксперименты свойства льда, лед - замерзшая вода, тающий лед» «Веселый снеговик» | 1 1 1 1 |
Декабрь | «Транспорт» «Как происходит извержение вулкана» «Сравнение свойств песка и камня» «Удивительные камни» | 1 1 1 1 |
Январь | «Опыты с камнями» «Бумага и картон» «Ткани» «Дерево» | 1 1 1 1 |
Февраль | «Металл» «Опыты с магнитами» «Стекло и пластмасса» «Резина» | 1 1 1 1 |
Март | «Измерительные приборы» «Знакомый незнакомец апельсин» «Моллюски» «Инерция – опыты» | 1 1 1 1 |
Апрель | «На орбите» «Волшебное электричество» «Опыты со светом» «Природные явления» | 1 1 1 1 |
Май | «Что узнал Незнайка о сахарном песке и соли, или определение свойств разных веществ» «Опыты и эксперименты с песком и глиной» Игра «Счастливый случай» Вручение наград. | 1 2 1 |
Итого: | 36 |
Тематический план на 2 год обучения
Месяц | Тема занятия. | Количество занятий теория и практика |
Сентябрь | Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории. «Вода и ее свойства» опыты «Путешествие капельки» Игра – эксперимент «Фильтрование воды» | 1 3 |
Октябрь | «Воздух, его свойства и значение для живых организмов» «Наш друг Летунчик» «Камни» «Бумага и картон» | 2 1 1 |
Ноябрь | «Ткани» «Дерево» «Металл» «Стекло» | 1 1 1 1 |
Декабрь | «Пластмасса» «Резина» «Магнит» | 1 1 2 |
Январь | «Измерительные приборы» «Природные явления» | 2 2 |
Февраль | «Электрические чудеса» «Опасное и неопасное электричество» «Где прячется крахмал?» «Секретное письмо» | 1 1 1 1 |
Март | «Природные красители» опыт «Как появилась книга» «Жалобная книга природы» «Солнечная система» | 1 1 1 1 |
Апрель | «Солнечная система» «Свет и цвет» «Невероятные приключения на необитаемом острове» «Наша Земля» | 1 1 1 1 |
Май | «Наша Земля» | 3 |
Итого: | 36 |
- Организационный раздел
- Организация образовательного процесса
Программа реализуется на занятиях кружка «Юный исследователь». Рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Предусматриваются 2 этапа работы: первый – с детьми 5-6 лет, второй – с детьми 6-7 лет. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия кружка проводятся один раз в неделю. День занятий выбран исходя из интенсивности нагрузки на детей с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятия 25-30 минут.
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 2 года | ||
Возраст воспитанников | 5-7 лет | ||
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году | 10 | ||
Количество часов в месяц | |||
Общее количество часов в год | 36 | ||
Возраст детей | Время занятий | Количество занятий | |
В месяц | В год | ||
5-6 лет | 25 минут | 4 | 36 |
6-7 лет | 30 минут | 4 | 36 |
3. 2.Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения
Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Камни», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т. д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Оборудование.
Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
Красители: гуашь, акварель и т.д.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.
Дополнительное оборудование
Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ
Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Занятие базируется на экспериментальной работе детей, поэтому проводится в подгруппе детей не более 10 человек. Дети надевают лабораторные халаты или фартуки и размещаются стоя за столами.
Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:
• Перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель и конкретизировать задачи.
• Вместе с детьми найти пути достижения цели.
• Любой опыт включает специально организованное наблюдение.
• После завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах.
• Необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.
Во время занятий дети делятся на микрогруппы по 2-4 человека (в зависимости от цели, которую ставит воспитатель).
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Задания предлагаются не одному ребёнку, а нескольким (минимум двум). Можно предложить детям один предметный материал, с которым они будут работать, например, листок бумаги
Особенности решения образовательных и воспитательных задач учитывают принцип ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся, который представляет собой определённую систему методических и организационных приёмов. Включают в себя индивидуальный, дифференцированный, личностный подходы.
3.3. Наличие печатных образовательных ресурсов
1.Н.В. Нищева Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 –СПб.: ООО « Издательство «Детство-Пресс», 2017.
2. Н.В. Нищева Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 –СПб.: ООО « Издательство «Детство-Пресс», 2021.
3. Н.В. Нищева Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017
4. Н.В.Нищева Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры –СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2023
5. Н.В. Нищева Познавательно – исследовательская и опытно – экспериментальная деятельность в детском саду – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2023
6. Е.Е. Салмина Рабочая детрадь по опытно - экспериментальной деятельности №1, №2 (старший дошкольный возраст). Учебно – методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2024.
7. О.В. Попова Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности (Подготовительная к школе группа). Учебно – методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2022
8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
9. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
10. О.В. Дыбина Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
11. О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением (старшая группа)
12. О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением (подготовительная группа)
13. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ, 2016. – 80с.
- Приложение.
- Календарно – тематическое планирование Первый год обучения
Месяц, неделя/число | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь | Вводное. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Сообщить название кружка. Вызвать желание заниматься экспериментальной деятельностью. «Знакомство с лабораторией». Организация эксперимента. «Живое и неживое» «Опыт как солнце помогает растениям» | Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).
Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы. |
«Семена и плоды» «Чудо – вода» | Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять название по характерным признакам (косточка, орех, луковица, корнеплод, семечка, плод, ягода). Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; закрепить знание об агрегатном состоянии воды; | |
Октябрь | «Пар-тоже вода» «Опыты с водой» «Воздух видимый и невидимый» «Опыты с воздухом» | Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Формировать понятие о том, что такое воздух, зачем он нужен человеку, как можно обнаружить воздух (движение воздуха) |
Ноябрь | «Опыты с воздушным шаром» «Тайны снега и льда» «Эксперименты свойства льда, лед - замерзшая вода, тающий лед» «Веселый снеговик» | Расширять представления детей о свойствах снега и льда; учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду;
Продолжать формировать представления детей о снеге и его свойствах; учить анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования; |
Декабрь | «Транспорт» «Как происходит извержение вулкана» | Учить детей анализировать форму и строение объекта; учить видеть проблемы, наблюдать, делать умозаключения и выводы; Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана. |
«Сравнение свойств песка и камня» «Удивительные камни» | Уточнять представления детей о свойствах объектов неживой природы (песка, воды, камней); развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты. Дать детям понятие о поверхности Земли и свойствах камней. Развивать познавательные способности посредством поисковой деятельности. Учить классифицировать камни по внешнему виду. | |
Январь | «Опыты с камнями» «Бумага и картон» | Закреплять знания детей о свойствах бумаги, ее применении. Формировать представления о том, как изготавливают бумагу. Продолжать знакомство с разными видами бумаги, картона. |
«Ткани» «Дерево» | Закреплять знания детей о свойствах ткани, о применении изделий из нее. Формировать представление о зависимости погодных условий и одежды из разных тканей. Знакомить с разными видами ткани – натуральные, искусственные. Продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением. Формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь. | |
Февраль | «Металл» «Испытание магнита» | Продолжать знакомить детей с металлом и его свойствами: прочность, твердость; подводить к выводу о том, что изделия из металла более прочные, твердые, чем из многих других материалов. Устанавливать зависимость между свойствами металла и предметами, изготовленными из него. Закреплять представление о свойствах магнита. Развивать мыслительные операции< умение выдвигать гипотезы, делать выводы. |
«Стекло и пластмасса» «Резина» | Познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов. Дать детям представление о резине. Учить отличать резиновые изделия от пластмассовых по характерным признакам. | |
Март | «Измерительные приборы» «Знакомый незнакомец апельсин» | Познакомить детей с простейшими измерительными приборами: линейкой, сантиметром, мерным стаканом и мерной ложкой. Показать разницу условной мерки и измерительных приборов. Расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни (показать зависимость здоровья человека от правильного питания); |
«Моллюски» «Инерция – опыты» | Расширять и углублять экологические представления детей о многообразии животных, внешнего строения брюхоногих, головоногих моллюсков; формировать представление об основных жизненных функциях моллюсков; о связи между строением органов и их функциями; о различных средствах обитания. | |
Апрель | «На орбите» «Волшебное электричество» «Опыты со светом» «Природные явления» | Установить, что удерживает спутники на орбите. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Развитие умение устанавливать причинно - следственные отношения Обобщать знания детей об электричестве; расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку; познакомить детей с причиной проявления статического электричества; Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Познакомить детей с природными явлениями: снегом, дождем, росой,< туманом, инеем, радугой, и др. Показать связь природных явлений с изменениями погоды, учить устанавливать причинно – следственные связи. |
Май | «Что узнал Незнайка о сахарном песке и соли, или определение свойств разных веществ» «Опыты и эксперименты с песком и глиной» Игра «Счастливый случай» Вручение наград. Фотогазета «Почемучки», презентация | Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности; учить приобретать новую информацию посредством экспериментирования; формировать умение делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности. |
Второй год обучения
Месяц, неделя/число | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь | Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории. | |
«Вода и ее свойства» опыты «Путешествие капельки» Игра – эксперимент «Фильтрование воды» | Расширять знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние). Показать значение воды в жизни живой природы. Закреплять знания детей о воде и о том, < как человек использует ее; воспитывать бережное отношение к воде. Учить проводить исследования и обобщать результаты опытов. Познакомить с разными видами фильтров; показать детям на практике способы очищения воды от разных примесей (окрашенной воды, земли< подсолнечного масла); закреплять знание правил техники безопасности при работе с жидкостями и сыпучими материалами; закреплять умение пользоваться алгоритмом при проведении опытов; | |
Октябрь | «Воздух, его свойства и значение для живых организмов» «Наш друг Летунчик» | Закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха. На основании опытной деятельности формировать понимание того, что человек не может жить без воздуха; дать представление о составе окружающего воздуха; помочь детям сделать вывод о том, что растения дают живым существам кислород для дыхания; Расширять знания детей о воздухе; познакомить со способами обнаружения воздуха, его свойствами; |
«Камни» «Бумага и картон» | Познакомить детей с твердой оболочкой Земли (литосферой) – камнями, разнообразными по форме и цвету. Учить классифицировать камни по внешним признакам: гладкие и угловатые, темные и светлые, маленькие и большие; познакомить с коллекцией минералов. Закреплять знания детей о свойствах бумаги, ее применении. Показать изменение свойств разных видов бумаги, подводить к пониманию о том, что разные виды бумаги применяют для разных целей. |
Ноябрь | «Ткани» «Дерево» | Закреплять представления детей о видах и свойствах ткани. Познакомить с тем, как производятся ткани, где они применяются. Продолжать знакомить с разными видами ткани – натуральными, искусственными, смешанными, с правилами ухода за изделиями из разных видов ткани. Продолжать знакомить детей со свойствами деревянных изделий. Познакомить с разными породами деревьев и свойствами изделий из них. Формировать понятие о том, что лес надо беречь. |
«Металл» «Стекло» | Закреплять знания детей о металле, его свойствах и качествах. Познакомить с железом, показать свойство железа – окисление (ржавчина). Продолжать знакомить с изделиями из металла – монетами. Учить устанавливать зависимость между свойствами металла и предметами, изготовленными из него. Закреплять знания о стекле, разнообразном применении стеклянных предметов. Познакомить с разновидностями стекла: цветным, рифленым оптическим, зеркальным, оконным. | |
Декабрь | «Пластмасса «Резина» | Продолжать знакомить детей с пластмассой, свойствами и качествами этого материала. Познакомить с видами пластмассы и их применением в быту. Продолжать знакомить с резиной: показать отличие резины от других материалов, а также отличия свойств предметов, изготовленных из нее. Познакомить с применением изделий из резины в быту. |
«Магнит» | Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию навыков общения. | |
Январь | «Измерительные приборы» «Природные явления» | Продолжать знакомить детей с различными измерительными приборами: термометром, фонендоскопом, весами, мерными стаканами и ложками. Показать зависимость между величиной мерки и значением измерения. Показать разные виды весов, термометров. Формировать понятие о необходимости точного измерения. Развивать представления детей о различных природных явлениях (грозе, радуге, инее) и стихийных явлениях (наводнении, землетрясении, извержении вулкана). Формировать представления об экологической зависимости, учить устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. |
Февраль | «Электрические чудеса» «Опасное и неопасное электричество» | Продолжать знакомить детей с электричеством; обобщать знания об электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием «статическое электричество»; закрепить правила безопасного обращения с электроприборами. Дать детям элементарные научные представления об основных способах получения электричества, опасном и неопасном электричестве; формировать представление о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом; расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку; закреплять правила безопасности в обращении с электроприборами в быту; |
«Где прячется крахмал?» «Секретное письмо» | Способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использовании в жизни человека; создавать условия для выявления и проверки способов получения крахмала; Учить проводить опыты (писать «секретное» письмо ватной палочкой, обмакивая ее в молоко); учить анализировать и делать выводы (молоко, нагреваясь, темнеет, и письмо из невидимого превращается в видимое); | |
Март | «Природные красители» опыт | Развивать интерес к опытно – исследовательской деятельности (опыт с природными красителями); формировать умение самостоятельно проводить опыты, используя необходимые для этого оборудование и материалы; учить видеть «неизвестное в известном»; развивать творчество и воображение. |
«Как появилась книга» «Жалобная книга природы» «Солнечная система» | В процессе познавательной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о книге. Познакомить детей с основными правилами поведения на природе, дать представление об особенностях роста и развития некоторых растений и животных; формировать уважительное отношение к природе, умение соблюдать правила по ее охране. Дать детям представления о планетах Солнечной системы, о Солнце (Солнце – это большая горячая звезда), его роли в жизни человека (Солнце – источник света и тепла). Формировать понятие о Земле как части Вселенной. | |
Апрель | «Солнечная система» «Свет и цвет» «Невероятные приключения на необитаемом острове» «Наша Земля» | Продолжать знакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр; уточнить представления о том, как человек использует знания о свете и цвете для различных целей; Развивать поисковую деятельность детей (учить выявлять создавшиеся проблемы и развивать умение находить нестандартные решения); учить не теряться в незнакомой ситуации; Дать детям первоначальные представления о почве как компоненте природы, о взаимозависимости почвы и растений |
Май | «Наша Земля» | Познакомить с представителями земной фауны, показать приспособляемость живых существ к жизни в земле. Развивать представления о многообразии природных сообществ. Воспитывать бережное отношение к природе, животным. |
Создание газеты «Мы – исследователи» Презентация «Мы – исследователи» (фотоотчет за уч. год) |
VI. Диагностическая карта мониторинга по общеобразовательной программе «Юный исследователь» (по познавательно-речевому развитию)
Первый год обучения
Критерии | Входная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
Умение формулировать и задавать вопросы | |||
Умение выдвигать гипотезу (поиск возможных путей решения проблемы) | |||
Способность описывать явления, процессы. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях) | |||
Умение делать выводы и умозаключения. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось) | |||
Умение самостоятельно действовать на этапах исследования |
Второй год обучения
Критерии | Входная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
Умение формулировать и задавать вопросы | |||
Умение выдвигать гипотезу (поиск возможных путей решения проблемы) | |||
Способность описывать явления, процессы. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях) | |||
Умение делать выводы и умозаключения. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось) | |||
Умение самостоятельно действовать на этапах исследования |
Памятка для родителей
« Экспериментирование с водой»
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.
Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.
Материалы и оборудование:
стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.
- Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
2.У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
3.У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
4.Лёд–твёрдая вода
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
5. Пар – это тоже вода.
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.
6.Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
8.Лёд легче воды
Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.
9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать ь детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.
Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
10.Вода не имеет формы
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Удачи Вам и Вашему ребенку!
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы( песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Домашняя лаборатория
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установите цель эксперимента( для чего мы проводим опыт)
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста
Спрятанная картина
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс:
Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге
Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла
Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные знатоки ПДД"
Данная дополнительная образовательная программа направлена на формировании у детей представлений о транспорте, участниках дорожного движения, ПДД, а также воспитание у дошкольников культур...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пианист» ( индивидуальное обучение)
Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа "Юный пианист" позволяет ребенку 5-10 лет получить начальные навыки владения фортепиано....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА «Юный математик»
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...
Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный баскетболист».
Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь" естественно-научной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это о...