Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь"
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь" естественно-научной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 36.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный исследователь»
естественно-научной направленности
возраст детей: 6-7 лет
срок реализации: 1 год
автор-составитель:
Прокофьева Ирина Анатольевна
воспитатель I квалификационной
категории
г. Рыбинск, 2021
Информационная карта:
Возраст детей 6-7 лет
Сроки: Сентябрь-май один раз в неделю
Тип: образовательный
Направленность: естественно-научная
Форма: групповая, подгрупповая
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие
Пояснительная записка
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому необходимо уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве. Важно развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Актуальность программы
Исследовательская деятельность в детском саду — результат совместной работы воспитателей, родителей и детей, который позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в подготовительной группе разработана программа кружковой работы «Я - исследователь».
Цель программы: формирование познавательных интересов детей через исследовательскую деятельность.
Задачи:
• создать условия для исследовательской деятельности;
• познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
• упражнять детей проводить элементарные опыты;
• формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, делать выводы;
• развить интерес к изучению нового.
Ожидаемые результаты: дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Методы, используемые для реализации работы кружка: Наглядные методы: - наблюдения; - опыты и эксперименты; - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; - проведение дидактических игр; Словесные методы: - чтение литературных произведений; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. Игровые методы: - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); - загадывание загадок; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. Практические методы - организация продуктивной деятельности детей; - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; - постановка сказок, отрывков литературных произведений; - изготовление с детьми наглядных пособий.
Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной к школе группе
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Сентябрь «Дерево» | 1 | «Тонет - не тонет» | Знакомство со свойствами коры дерева |
2 | «Посадим деревце» | Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему | |
3 | «Есть ли у растения органы дыхания?» | Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | |
4 | «Почему осенью опадают листья?» | Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги. | |
Октябрь «Горы, камни и песок» | 1 | «Почему песочные часы называются песочными?» | Воспитывать аккуратность при работе. Выявить свойства песка и глины. Развивать мышление. |
2 | «Песок – природный фильтр» | Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). | |
3 | «Камни. Какими бывают камни» | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям | |
4 | «Что такое горы» «Вулкан» | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей. | |
Ноябрь «Воздух» | 1 | «Прогулки невидимки» | Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом |
2 | «Воздух невидим» | Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух | |
3 | «Воздух есть везде» | Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. | |
4 | «Воздух помогает рыбам плавать» | Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. | |
Декабрь «Магнит» | 1 | «Магниты» | Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием |
2 | «Притягивание через предметы» | Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. | |
3 | «Как человек использует магниты» «Когда магнит вреден» | Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. | |
4 | «Рисует магнит или нет» | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. | |
Январь «Вода и лед» | 1 | «Путешествие с капелькой» | Воспитывать бережное отношение к воде. Дать понять значимость воды в жизни человека. Обогащать и уточнять знания детей о воде: прозрачная, без запаха, без цвета. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, наблюдательность. Упражнять в установлении причинно-следственных связей, используя речь – доказательство. |
2 | «Замерзание жидкостей» | Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | |
3 | «Почему снег греет?» «Лед и соль» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей | |
4 | «Откуда берётся иней?» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | |
Февраль «Вещество. Песок и глина» | 1 | «Песок и глина» | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. |
2 | Сравнение свойств Опыты: «песка и глины» | Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности. | |
3 | «Животные и песок» | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | |
4 | «Выращивание растения из морковных верхушек» | Вырастить из морковных верхушек растения. | |
Март «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе» | 1 | «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. |
2 | «Этот загадочный космос» | Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. | |
3 | «Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом» | Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом. | |
4 | «Звезды светят постоянно» | Показать, что звезды светят постоянно. | |
Апрель «В мире электричества» | 1 | 3.«Где живет ток?». | Познакомить со способностью тел, проводить статическое электричество |
2 | «Электроприборы» | Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах, вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. Развивать любознательность. | |
3 | «Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров» | Выяснить, почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров. | |
4 | «Установление способности растения к поиску света» | Установить, как растение ищет свет. | |
Май «Разное» | 1 | «Заплесневелый хлеб» | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия |
2 | «Живые дрожжи» | Показать, как «растут» дрожжи |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
2. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
3. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»
4. Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.
5. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»
6. Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.
7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
8. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
9. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"
Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»Аннотация к программе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие исследователи»
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей подготовительной группы
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой...
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...