Конспект занятия с использованием технологии проблемного обучения "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Глухова Наталья Викторовна

Материал для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vozduh_nevidimka_.docx262.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшей группы

«Воздух-невидимка»

Тема самообразования

«Технология проблемного обучения как

средство познавательного развития»

ВОСПИТАТЕЛЬ : ГЛУХОВА Н.В.

р.п.Ардатов, 2024 год

Цель: Обогащение познавательных действий детей через экспериментирование с воздухом. Формировать у детей представления о воздухе и его свойствах.

Задачи:

1. Расширять представления о  «воздухе» и знакомить с  его свойствами : прозрачный, невидимый, легкий, переносит запах может двигаться.

2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с воздухом

3.Формировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

4.Активизировать речевую деятельность, расширять словарный запас детей.

5.Развивать личность ребенка, психические качества (ощущения, восприятие, память, внимание,

Методические приёмы: проблемная игровая ситуация,  художественное слово, беседа, схемы – символы, обозначающие свойства воздуха, наблюдение, эксперимент опыты, вопросы поискового характера,самостоятельная деятельность детей, обобщение, подведение итогов.

Оборудование и материалы: стол детский (3 шт.), стульчики (по количеству детей), магнитная доска; кукла-бибабо зайчик, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), воздушные шары и трубочки для коктейля (по количеству детей), стаканчики с водой (по количеству детей); коробочки с различными ароматами; демонстрационный материал: карточки-схемы опытов; коробка с мыльными пузырями

Ход образовательного мероприятия:

Вводная часть

Воспитатель: Дорогие ребята, как Ваше настроение? А хотите, чтобы оно стало ещё лучше? Я приглашаю Вас встать в кружок и пожелать друг другу доброго утра и поздороваться друг с другом.

Проводится игра на общение:

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

Основная часть

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Дети, слышите? К нам кто-то стучится. Давайте посмотрим.

Вносит куклу-бибабо мишку с воздушным шариком.

Мишка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня есть. Это не простой шарик, это подарок, а вы знаете, кому я его хочу подарить?

Дети: Мне, мне.

Мишка: А вот и нет. Я иду к своему другу зайке на день рождения и несу ему в подарок этот шарик.

Шарик лопается в лапках зайки и сдувается.

Мишка: Ой, беда, как же я пойду сейчас к моему другу зайке? (плачет)

Воспитатель: Ребята, что же произошло с шариком?

Дети: Лопнул.

Воспитатель: А как нам помочь медвежонку?

Дети: Надуть шарик.

Мишка: А чем его надуть можно? Подскажите мне, пожалуйста.

Дети: Воздухом.

Мишка: Ой, я ничего не понимаю. А что такое воздух? И кому он нужен?

Дети: Это то, чем мы дышим. Воздух нужен всем: и людям, и животным, и растениям.

Воспитатель: Мишутка, ребята, а хотите сегодня узнать не просто о воздухе, а о его тайнах? Что же это такое?

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поймать воздух и показать его мишутке. Подскажите, как это можно сделать?

Дети: Не знаем.

Дети вместе с мишуткой ловят воздух руками, но ничего не получается.

Воспитатель: Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Давайте возьмём вот эти пакетики и поймаем воздух.

Эксперимент с целлофановым пакетом для ловли воздуха.

Воспитатель: Ну что, поймали воздух, а какого он цвета? (Подвести детей к выводу по опыту.)

Дети: Воздух – прозрачный. Не имеет цвета.

На магнитной доске фиксируется схема «Воздух не имеет цвета».

Воспитатель: А почувствовать воздух можно, как вы думаете, ребята?

Дети: Можно!

Воспитатель: Давайте проверим. Подставьте ладошку перед лицом, губы сделайте трубочкой и подуйте на ладошку, тёплый или холодный ветерок?

Эксперимент с дыханием на ладошку (тёплый и холодный поток воздуха).

Дети: Холодный.

Воспитатель: А теперь раскройте рот пошире и выдохните сильно-сильно, какой ветерок?

Дети: Тёплый.

На магнитной доске фиксируется схема «Воздух бывает тёплый и холодный».

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, ветер – это «хорошо» или «плохо»?

Дети: Холодный ветер хорошо, когда жарко,

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе какие-то коробочки. Давайте рассмотрим эти коробочки. Как вы думаете, что в них может находиться?

Дети делают предположения

Давайте откроем их.

Дети в коробочках ничего не находят.

Воспитатель: Странно, должно же в них что-то быть? А может нам их понюхать?

Эксперимент с ароматными коробочками.

Дети: Да, эти коробочки имеют запах. Первая пахнет апельсином, вторая – чесноком, а третья – мамиными духами.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать о воздухе ещё, что нового о нём узнали?

Дети: Воздух переносит запахи.

Вот еще одна тайна. На магнитной доске фиксируется схема «Воздух переносит запахи».

Воспитатель: Ребята, мне кажется, нам пора с вами немножко отдохнуть.

Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко

(медленный вдох-выдох на 4 сек).

Подыши одной ноздрёй,

Подыши другой ноздрёй –

И к тебе придёт покой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие-то стаканчики стоят, да ещё и трубочки в них.

Мишка: Это, наверное, коктейль молочный?

Воспитатель: Нет, не коктейль. Откроем  еще одну тайну. Давайте возьмём стаканы и подуем в трубочку, что происходит?

Эксперимент на определение лёгкий или тяжёлый воздух.

Дети: Пузырьки образовались.

Воспитатель: Как вы думаете, что это за пузырьки?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: Это тоже воздух, он очень лёгкий и поэтому поднимается вверх и не задерживается в воде. Так какой ещё воздух?

Дети: Лёгкий.

Опыт с двумя шарами: один шар наполнен водой, второй наполнен только воздухом.

Воспитатель: Ребята, ещё одно задание. Посмотрите, перед нами лежат два воздушных шара. Только в одном налита вода, а в другом есть только воздух. Как вы думаете, какой легче шарик?

Дети: Без воды.

На магнитной доске фиксируется схема «Воздух лёгкий».

Воспитатель, с помощью наводящих вопросов, вместе с детьми подводит итоги всех экспериментов: воздух – прозрачный, лёгкий, холодный и тёплый, переносит разные запахи.

Мишка: Как много я узнал сегодня о воздухе! Но мне пора идти к другу на день рождения.

Воспитатель: Медвежонок, как же ты с пустыми руками пойдёшь на день рождения? Твой шарик сдулся!

Зайка: А у меня его нет, да и шарик лопнул, что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем мишутке надуть шарик,

Мишка: Спасибо, ребята. Теперь можно идти в гости к другу. Спасибо , что рассказали мне о воздухе, я и зайчику и всем-всем расскажу, что воздух прозрачный, лёгкий, бывает тёплым и холодным. Ну, а мне пора, до свидания, ребята, до новых встреч!

Воспитатель: До свидания, мишка!

Дети: До свидания!

Воспитатель относит куклу мишку за дверь.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, интересно мы с вами провели время? Вы запомнили какие тайны воздуха мы открыли? Было ли вам трудно выполнять задания?

Воспитатель и дети выслушивают ответы свои товарищей.

Воспитатель: Я хочу вас похвалить за то, что вы были дружными, внимательными и смогли помочь медвежонку. За ваши старания я приготовила вам сюрприз, он находится в большой коробке (дети открывают коробку, в которой находятся мыльные пузыри). А вы не забыли, чем наполнены мыльные пузыри?

Дети: Воздухом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения ТЕМА: «Такие разные ключи» Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Конспект интересный. Соответствует требованиям ФГОС. Конспект интересный.Соответствует требованиям ФГОС. Программное содержание:·Развивать память, внимание, интонационную выразительность р...

Конспект доминантного музыкального занятия с использованием технологии проблемного обучения «Чувства и настроение в музыке»

Цель: Наполнить новым содержанием музыкальное занятие посредством современных технологий.развитие у детей, музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способность чувствовать настр...

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения "Мишкины помощники" для средней возрастной группы

Данная разработка может быть использована воспитателями с целью формирования у детей 4-5 лет познавательной активности в процессе решения поставленных задач; развития умений делать сравнения, выводы, ...

Конспект комплексного занятия с использованием технологии «проблемный диалог» в подготовительной к школе группе «Птицы»

Конспект комплексного занятияс использованием технологии «проблемный диалог»в подготовительной к школе группе «Птицы»...

Тема ОД: «Мишкины помощники» Конспект ОД с использованием технологии проблемного обучения

Тема ОД: «Мишкины помощники» Конспект ОД с использованием технологии проблемного обучения...