Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_konspekt.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Масленица».
Цель: Познакомить с историей народного праздника Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с историей празднования Масленицы, её значением, символами, традициями;
- познакомить с названиями семи дней Масленицы, объяснить их значение;
- пополнять словарный запас детей народными словами и выражениями;
- воспитание уважения к народным традициям, родной культуре.
Материал: картинки с изображением атрибутов для масленицы, презентация с изображениями празднования масленицы, компьютер.
Ход занятия:
Воспитатель:
Колокольчик, мой дружок,
Собери ребят в кружок.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята сегодня на почту детского сада пришло письмо с загадкой для вас, попробуйте её отгадать:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.
Правильно, это масленица!
Сегодня я вам расскажу об истории праздника: Масленица очень радостный и светлый праздник, это проводы длинной зимы, ожидание весеннего тепла и обновления природы. Само название праздника «Масленица» произошло от того, что в этот день ели много масленой пищи. Что едят на Масленицу? Правильно, всю неделю нужно было есть блины, потому что блины – это символ этого праздника, как вы думаете почему блин символ масленицы? Какое сходство вы найдете? (ответы детей).
Правильно, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю.
Масленица длилась семь дней.
Но прежде, чем с ними познакомиться, давайте вспомним дни недели. Повторим их:
В понедельник мы стирали, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметали, (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду мы пекли калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искали мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыли, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купили, (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех друзей мы в воскресенье
Пригласили на день рождения. (машем ладошками к себе)
Дидактическая игра « Что за чем, и перед чем» (с мячом)
А теперь вспомним последовательность дней недели: Какой день начинает неделю? Какой день наступает после понедельника? Что следует за вторником, средой и четвергом? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю - он наступает после вторника и перед четвергом? А какой день недели идет перед пятницей? (Ответы детей)
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь давайте посмотрим, чем же занимались люди каждый день на масленичной неделе. (садятся на стулья)
Каждый день имел свое название и значение.
1 день. Понедельник - «Встреча». (1 слайд)
Первый день Масленицы получил название - встреча. А как вы думаете почему? (Потому что это первый день праздника, его начало) В этот день начинали печь блины. У каждой хозяйки свой рецепт. В добрые старые времена хозяйка, пекшая блины часто приговаривала:
Первый блин комом,
А второй знакомым,
Третий блин дальней родне,
А четвертый мне.
А ещё из соломы делали чучело Масленицы. Его наряжали в женскую одежду, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда дети шли кататься со снежных гор и петь заклички (обращение к чему-либо в стихах):
Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
2 день. Вторник - «Заигрыш». (2 слайд)
С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой. На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на санях. Парни приглашали девушек кататься с ледяных горок, присматривали себе невест. В этот день устраивались разные игры, забавы, пляски.
3 день. Среда - «Лакомка». (3 слайд)
В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Каждая хозяйка хотела, чтобы именно к ней пришло много гостей, потому что считалось, чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году будет. На улицах устраивались ярмарки. Повсюду появлялись торговые палатки, а в них продавались горячие напитки из воды, мед, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
4 день. Четверг - «Разгуляй». (4 слайд)
В этот день строили снежные крепости, снежные городки, которые брали «с боем», бросались снежками, устраивали соревнования в силе и ловкости.
Это был самый заводной, весёлый, озорной день масленичной недели. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы.
Давайте и мы поводим хоровод.
Физкультминутка
Песня-игра «Масленица»
5 день. Пятница - «Тещины вечера». (5 слайд)
Это были тихие, спокойные вечера, в которые зятья приглашали своих тёщ (матерей своих жен) на блины.
6 день. Суббота - «Золовкины посиделки». (6 слайд)
В этот день молодые невестки приглашали всю родных к себе в гости. Родственники собирались на чаепитие с блинами, пели песни, озорные частушки, танцевали.
7 день. Воскресенье - «Прощеное воскресенье». (7 слайд)
В этот день все ходили друг к другу мириться, просить прощение за нанесенные в течение года обиды. При этом говорили: «Прости меня, пожалуйста!». В воскресенье «Барыню Масленицу» провожали, разжигали большой костер и торжественно сжигали чучело масленицы. У масленичного костра собиралось всегда много народу. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!» Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!» (8 слайд)
А теперь ребята, попробуйте отгадать загадки:
- Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем. (Масленица)
- С маслом и сметаной –
Разные они вкусны!
Сладкие румяные –
Словно солнышки - …. (Блины).
- Никогда во мне не варят,
Запекают – иногда,
А обычно просто жарят,
Так как я … (Сковорода).
- Масленица к нам пришла,
И блинов нам принесла,
Это значит, что...
- Зима, уходить тебе пора.
Что приходит к нам она,
Долгожданная … (Весна).
- Символ зимушки — зимы,
Сжечь сегодня мы должны.
Руки, ноги, голова,
Но не жалко нам тебя.
Догорай скорей дотла,
К нам тогда придет весна (чучело Масленицы).
- Шумно, весело и ярко,
Раздают порой подарки,
Сувениры продают,
Люди все сюда идут.
Тут прилавки и витрины,
И не нужно магазинов,
Здесь есть сладенький медок,
Кто же место назовет? (Ярмарка).
Сейчас мы с вами поиграем в игру. «ням-ням-ням» говорите, коль нравится вам.«Фу-фу-фу»- если угощенье не ко двору:
Булочки хрустящие (ням-ням-ням)
Тапки завалящие (фу-фу-фу)
Пирожки слоёные (ням-ням-ням)
Валенки варёные (фу-фу-фу)
Шарики сырные (ням-ням-ням)
Салфетки жирные (фу-фу-фу)
Пряники вкуснящие(ням-ням-ням)
Яблоки хрустящие (ням-ням-ням)
Селёдочка пряная (ням-ням-ням)
Шишки еловые (фу-фу-фу)
Табуретки новые (фу-фу-фу)
Рваные карманы (фу-фу-фу)
Стакана три сметаны (ням-ням-ням)
Молодцы!
Ребята, давайте проверим, а хорошо ли вы запомнили, что нужно для празднования Масленицы? У меня были отложены картинки для масленицы, но когда в группе проветривалось, подул ветер и все картинки перемешались. Помогите, пожалуйста, отделить их снова. (Дети раскладывают подходящие картинки к масленице)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились! Ребята, о каком народном празднике мы сегодня говорили? Что он означает? Как долго длится? Что является символом Масленицы? Как заканчивается праздник? Для чего сжигают чучело Масленицы? Что вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию. Тема: Досуг «В мире диких животных»
Предварительная работа:Чтение художественной литературы «Знакомим дошкольников с миром животных»; Отгадывание загадок; Беседа «Каких животных ты знаешь?»; д/игра «Кто где живет»; Презентация «Дикие жи...
Авторский конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Путешествие в сказку»
Конспект щбразовательной деятельности...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельности)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельно...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Времена года»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Времена года»...
Конспект открытого НОД в старшей группе по познавательному развитию ознакомление с окружающим миром "Волшебница - вода"
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизн...
Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию на тему: “В мире доброты"
Занятие по формированию позитивного оьношения к сверстникам....
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе «Игры во дворе». (ознакомление с окружающим миром)
знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности....