Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельности)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_volshebnitsa-voda.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
по познавательному развитию (мир природы)
на тему: «Волшебница – вода»
(с элементами экспериментальной деятельности)
Подготовила и провела: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 94 г. Калининграда Колесова Елена Юрьевна
Цель: сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека (вода - источник жизни).
Образовательные задачи:
● дать первоначальные знания о круговороте воды в природе;
● развивать навыки проведения лабораторных опытов;
● объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;
● рассказать об источниках питьевой воды;
● дать представление о некоторых видах природных водоемов.
Воспитательные задачи:
• Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие задачи:
• Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Оборудование:
● Вода в разных состояниях (жидком, твердом, парообразном).
● Морская соль.
● Схема очистки воды.
● Схема «Загрязнение воды».
● Схема « Круговорот воды в природе».
● Фотографии, картинки, рисунки с изображением различных природных водоемов, рисунки на тему: «Значение воды».
● Географическая карта мира или глобус.
● Материалы для очистки воды, фартуки, медали.
● Фильтровальная бумага, вата, салфетки марлевые и бумажные.
Предварительная работа: проведение опытов на тему: «Свойства воды, очищение воды», разучивание стихотворений, отгадывание загадок, организация выставок рисунков детей «Волшебница - вода» и «Вода в природе». Чтение произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, опытническая деятельность, наблюдение, иллюстративно-наглядный материал, музыкальное сопровождение, загадка, физкультминутка, индивидуальная работа, групповая работа, предварительная работа, игровой прием, проблемная ситуация.
Ход занятия:
Воспитатель (звучит музыка): У нас сегодня необычное занятие — праздник волшебной воды. Почему волшебной? Вода бывает разной, она, как и любой волшебник, маг, чародей, владеет искусством превращения: может быстро бежать - в ручейке, плескаться - в море, сверкать - холодными льдинками, носиться в воздухе - горячими капельками пара. Значит, вода - волшебница. Прислушайтесь, и вы услышите звуки воды, звуки моря.
Ребята, вы приготовили рисунки. Все, что изображено на рисунках, - это Вода! Что вы можете рассказать о нашей волшебнице?
1)Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране...
Как сосулька - замерзает.
В дом туманом к нам вползает.
2) Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей.
3) На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае...
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Волшебница Вода.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, а вы сможете найти воду в природе? Где она бывает? Где путешествую? (ответы детей)
Давайте попутешествуем вместе с капельками. Но сначала отгадайте загадку!
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
Воспитатель (мама тучка): Пора вам, детки-капельки, в путь отправляться! Посылаю вас на землю. Пролейтесь дождиком, напоите землю, растения. Попутешествуйте, а потом ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь! Ведите себя хорошо!
Звучит музыка дождя, капельки танцуют.
Воспитатель: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки, взявшись парами за руки, играют в игру «Ручеек»). Встретились разные ручейки и стали большой рекой. (Дети изображают реку) Плыли капельки по реке и вместе с ней попали в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в большой круг и идут в хороводе). Плавали, плавали капельки, но вдруг вспомнили, что мама Туча наказывала домой вернуться. А тут и Солнышко пригрело.
Появляется Солнышко (рисунок)
Воспитатель: Стали капельки легкими, поднялись вверх, испарились под лучами Солнышка, вернулись к маме Туче.
Ребята, вот так как путешествовали сейчас вы, так происходит круговорот воды в природе (схема). Воспитатель: Мы привыкли называть себя землянами, потому что планета наша называется Землей и сам человек живет на твердой земной поверхности.
Но если посмотреть на нашу планету из космоса, то, прежде всего, в глаза бросается обилие на ней воды. Почти 3/4 поверхности планеты занимают моря и океаны, и лишь немногим более 1/4 остается на долю суши, на которой мы и живем. Так что недаром нашу планету называют голубой: это моря и океаны делают ее такой, и именно голубой она кажется из космоса. Все океаны и моря — это один громадный водоем. Вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов — в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием — Мировой океан (Рассматривание глобуса).
Воспитатель: Вода есть в морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях и родниках. Вода падает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде — снег, лед. Все это — разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку (показ воды как жидкость, лед, пар).
Океаны и моря — самые большие водоемы, или хранилища воды на Земле. Всего на нашей планете 4 океана и около 90 морей.
Вода не всегда течет по поверхности Земли, иногда река прокладывает себе русло под землей и пополняет подводные озера. Оттуда вода часто поднимается на поверхность земли через тонкие каналы и образует родники. Вода в родниках всегда очень чистая.
Подводные реки иногда «выныривают» на поверхность, потом вновь уходят под землю, и тогда ученые долго пытаются определить, где же исток и устье у этой реки, где ее начало и конец.
Морская вода — соленая, для питья она не годится. Из воды добывают соль, морская соль очень полезна (дети рассматривают кристаллики соли).
В воде океана содержатся самые большие в мире запасы золота в растворенном виде.
В морской воде содержится очень много солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму. Часто простужающимся людям врачи рекомендуют ездить на море, для того чтобы купаться в морской воде, полоскать ею горло, принимать ванны из морской воды. После поездок на море люди или совсем перестают болеть, или заболевают гораздо реже: так укрепляет организм морская вода.
Речная вода называется пресной, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской. После очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. Как мы используем воду дома, в детском саде? ( Этой водой мы моемся, из нее готовим супы, компоты, ею завариваем чай…) Всем зверятам нужна вода: давайте отправимся на болото и посмотрим, что так происходит.
Физкультминутка: На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкультпривет!
Воспитатель: Мы с вами говорили, что на земле есть много водоемов, в которых собирается и хранится так необходимая нам вода. А какие вы знаете ближайшие к нам водоемы? (ответы: реки Дейма, Преголя, Виштынецкое озеро).
Каждый водоем — это живой организм. В нем живут, развиваются, рождаются и умирают и растения, и животные. И сама вода в водоеме постоянно меняется. Иногда это зависит не только от времени года или растений и животных, которые в нем живут. Ребята, как люди загрязняют воду? (схема).
Изменение воды связано с деятельностью человека. Иногда люди берут из водоемов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязненную, испорченную, в которой уже не могут жить рыбы. Иногда люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают в реку или озеро остатки пищи, бумагу, осколки стекла или банки из-под консервов. Все это сильно вредит жизни водоемов, они заболевают: вода в них становится грязной, отравленной, в ней погибают растения и животные. Даже купаться в такой воде нельзя: можно заболеть.
Поэтому, загрязняя водоемы — и большие и маленькие, — люди вредят прежде всего самим себе: они получают меньше чистой воды, меньше рыбы. И поэтому нам особенно надо ценить чистую воду.
Воспитатель: Ребята, вы не слышали, по-моему, кто-то стучался? Нет? Но я все же схожу посмотрю. Ребята нам пришло письмо. От кого оно? (по обратному адресу они определяют, что от Незнайки из цветочного города.)
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать».
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь малышам – коротышкам?
- можно отремонтировать водопровод
- привезти чистой воды
- попробовать самим очистить воду.
Воспитатель: С помощью чего мы можем это сделать? (различные фильтры: вата, бумага, марля, ткань.)
Воспитатель: давайте пройдем в нашу лабораторию (дети уточняют последовательность выполнения работы, берут все необходимое и приступают к работе).
На столе у каждого ребенка: емкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки, клеенка.
По окончании работы ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить можно только кипяченую воду.
Воспитатель: Давайте зарисуем схему очистки воды и отправим её в Цветочный город (составление схемы) Ребята, какое настроение у вас от проделанной работы, почему?
- радостное, потому что я сам очистил воду
- гордое, потому что я помог жителям Цветочного города…
Итог занятия: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили, что вы узнали нового?
А сейчас наступает самый важный момент. Дорогие друзья, сегодня вас посвящают в Юные экологи! Эколог – человек, который любит, изучает и бережет природу. Вручаю вам самую первую в вашей жизни награду - медаль Юного эколога «За помощь в очищении воды».
«Создание корзины идей»
Дети вместе с воспитателем говорят о том, что нужно делать, чтобы водоемы не загрязнялись. Все предложения детей записываются, и создается «Книга добрых идей и дел».
Воспитатель:
Всем нужна водичка
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И котятам, и тигрятам,
Даже маленьким ребятам.
Везде и всегда
Помогает нам ВОДА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия Непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование) Тема: « Волшебница вода»
Образовательная деятельность направлена развивать и обобщать знания детей о значении воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды. Через практическую деятельность...
Конспект образовательной деятельности с детьми ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Волшебная страна».
Цель: продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей; развивать коммуникативные навыки детей, навыки самооценки и самоконтроля.Программное содержание:...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по развитию речи с экспериментированием теме "Волшебница – вода".
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждениедетский сад № 23 Колпинского района г. Санкт –Петербурга Конспект непоср...
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: ФЭМП» (средняя группа) Тема: "Путешествие в страну Математику"
Данный конспект может быть использован воспитателями для организации образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе....
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ по теме: «Как появился календарь»
Программное содержание: Формирование у детей представлений о календаре и его значение, познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, развивать...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Волшебница вода» (с использованием приемов экспериментальной деятельности )
Используя приемы экспериментальной деятельности мы сможем: познакомить детей со свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни всего живого на планете, формировать умение экономно исполь...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...