«Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, смотрим познавательные фильмы, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. Но зачастую, проживая на своей малой родине, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_25_top.docx | 213.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка»
Муниципальный этап регионального конкурса методических разработок туристко-краеведческой направленности «Живём на Ямале»
Номинация «Сценарий воспитательного мероприятия»
Тема: «Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России»
Выполнила Ниязова О.М.
Панаевск, 2024
Форма проведения – путешествие
Должность: воспитатель
Образовательная организация: детский сад «Красная шапочка», Панаевск, 2024 г
Пояснительная записка
Содержание воспитательного мероприятия для детей 6-7 лет, Продолжительность занятия - 35 минут.
Цель: Знакомство воспитанников с историческими, культурными и природными сокровищами полуострова Ямал через туристско-краеведческую направленность;
Задачи.
Образовательные: формировать и углублять знания детей об особенностях историко-культурных и природных достопримечательностях ЯНАО; закрепить правила поведения в природе, воспитывать потребность их выполнять.
Развивающие: развивать активные познавательные интересы, стремление к изучению достопримечательностей своей малой родины, развивать коммуникативные навыки;
Воспитывающая: воспитывать чувства патриотизма и нравственности дошкольников, чувства любви, уважения и гордости к малой Родине.
Форма: групповая
Участники: ведущий, экскурсовод - ребёнок
Оборудование: мультимедийная установка - экран, компьютер; фото – видео материалы для ознакомления, звуковые эффекты; карта полуострова Ямал;
Методы: словесный, наглядный;
Условия реализации: групповое помещение, оснащённое презентационной и интерактивной системой; карточки к дидактическим играм;
Используемые технологии: информационная,
Идея
Дошкольный возраст – это важнейший период жизни ребенка, который имеет решающее значение в становлении основ его личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, достопримечательностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, смотрим познавательные фильмы, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. Но зачастую, проживая на своей малой родине, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. Это и подтолкнуло меня принять участие в конкурсе и разработать сценарий воспитательного мероприятия «Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России». Используя в работе с детьми краеведческий материал, я воспитываю у детей патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и послужат духовному развитию личности. Подобранный мною интересный, познавательный материал о историко-культурных и природных достопримечательностях ЯНАО помогает мне научить моих дошколят чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. У детей появится активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края, к его достопримечательностям. Считаю, что содержание данного сценария посодействует в развитии туризма в ЯНАО, даст возможность для проведения виртуальных экскурсионных маршрутов, может быть доступным для широкого круга людей, в том числе и людям с ограниченными возможностями. Разрабатывая сценарий воспитательного мероприятия, сама узнала много новой и очень интересной информации по теме «Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России». И, если я сама это знаю, то уверена, что знакомство с историко-культурными, природными особенностями, достопримечательностями ЯНАО позволит малышам в дальнейшем стать созидателями своей малой Родины.
План проведения
1.Вводная часть:
- создание мотивации: приглашение ребят в путешествие,
- дидактические игра «Найди лишнее», «Знатоки экологических знаков»;
2.Основная часть: использование различных приемов, позволяющие решать программные задачи воспитательного мероприятия:
- создание проблемной ситуации: отрывок из стихотворения
- рассказ, игры
- слушание фонограмм;
- рассматривание фотографий на слайдах;
- беседа по фотографиям;
- рассказ экскурсовода;
- просмотр видео - фильма;
3.Заключительная часть. Стихотворение
Ход
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня, как думаете, кто я? (Воспитатель одет в форме туриста, ответы детей)
Дети: Вы похожи на туриста.
Воспитатель: Да, верно, а как вы узнали?
Ответы детей
Воспитатель: А кто такие туристы?
Ответы детей
Воспитатель: Туристы - это путешественники, которые отправляются в походы по красивым и интересным местам. Человеку всегда хотелось узнать, что его окружает. Какая она наша Земля? Кто населяет Землю? Какие на ней растения и животные? И тогда смелые и отважные люди отправляются в путешествия, порой очень трудные и опасные. И я приглашаю вас отправиться в путешествие по просторам родного края, Ямала.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо основательно подготовиться и взять с собой предметы, которые нам пригодятся в путешествии. Предлагаю поиграть «Найди лишний»
Описание игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображением предметов: котелок, кукла, фонарик, ваза, топор, кошка, лопата, фотоальбом, спички, компас, спальный мешок, шкаф, микроволновая печь, карта, палатка, холодильник, попугай, рюкзак, еда, пылесос, удочки, шторы, утюг. Дети выбирают и называют лишнюю картинку и обосновывают свою точку зрения.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сделали верно! Все необходимые вещи мы упаковываем рюкзак, и в путь!
Дети маршируют под речёвку
Кто шагает с рюкзаками?
Кто со скукой не знаком?
Кто отстал - догоняй.
Кто устал, не унывай!
Кто идти захочет с нами,
Не от-ста- вай!
Воспитатель: В путешествии мы увидим красоту северной природы, и чтобы сохранить её, человек должен заботливо и бережно относиться к ней.
Игра «Знатоки экологических знаков»
Описание: Воспитатель раскладывает знаки на столе обратной стороной. Ребенок выбирает любой знак. Затем объясняет, что он означает.
Воспитатель: Молодцы, ребята, я уверена, что вы будете соблюдать правила в нашем путешествии. И я хочу вам напомнить ещё о том, чтобы соблюдать правила безопасного поведения в природе, необходимо быть внимательными, слушать руководителя группы и выполнять все его требования.
Воспитатель: Давайте подойдём к карте, и найдём полуостров Ямал (дети подходят к карте на слайде, воспитатель показывает на карте полуостров).
Снежный край – Ямальская земля,
Теплотою веет от тебя.
Ямал, Ямал – богатая земля,
Ямал, Ямал – чудесные края
В.Ямру
Воспитатель: Ямал — полуостров на севере России.
Здесь живут ненцы, которые ведут традиционный образ жизни — пасут стада северных оленей, занимаются рыболовством и охотой. Большую часть полуострова занимает бескрайняя тундра (слайд 3,4). Посмотреть на её красоту и своеобразие приезжают путешественники, туристы, любители природы, отдыхающие. Они приезжают сюда, чтобы полюбоваться северной природой, увидеть её достопримечательности.
Воспитатель: Ребятки, смотрите, какая красивая полянка! А ягод сколько! Здесь и морошка, и брусника, и черника. Давайте отдохнём и соберём ягоды.
Игра «Собери ягоды»
Описание: На импровизированной полянке ягода морошка, брусника, голубика. Дети по сигналу воспитателя собирают только морошку и голубику в ведёрки.
Воспитатель: Ребятки, смотрите, сколько ягод! Вы знаете, их название?
Дети: Да, это морошка, брусника, голубика
Воспитатель: Брусника у нас ещё не созрела, поэтому мы будем собирать голубику и морошку. У этих ягод есть ненецкие названия: морошка – маранга, брусника –емздей, голубика- лынзермя.
Звучит музыка, и дети собирают в разные котелки ягоды морошку и голубику
Воспитатель: Отдохнули? Тогда снова в путь?
Звучит фонограмма шума моря, слайд Карское море. Здесь ребят встречает экскурсовод (ребёнок)
Экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Мы на берегу Карского моря (показывает Карское море на карте). Название моря происходит от названия реки Кара. Карское море – одно из самых холодных морей России. Вода в нём холодная. Но в местах, где бывает мелко, у берегов моря, она бывает тёплой. Вода в Карском море не очень солёная, потому что в море впадают полноводные реки Обь и Енисей, также впадают реки Таз и Пур. Тает снег и ледники. На берегах моря живут нерпы, моржи, морские зайцы. (Слайд 5) На льдах нередко можно увидеть охотящегося белого медведя. (Слайд 6). В море много рыбы. Ежегодно рыболовные суда возвращаются отсюда с богатым уловом нельмы, муксуна, омуля и корюшки (слайд 7). Летом по Карскому морю организуются путешествия. (Слайд 8)
Воспитатель (обращаясь к экскурсоводу): Скажите, пожалуйста, в Карском море обитают киты?
Экскурсовод: Здесь встречаются синий кит, горбатый кит. Белухи обитают в Карском морях. Они часто посещают более мелкие прибрежные районы, но могут погружаться на несколько сотен метров в поисках пищи (слайд 9 )
Воспитатель (обращаясь к экскурсоводу): Спасибо, сколько нового и интересного мы узнали, правда, ребята?
Дети: Да, спасибо!
Воспитатель: Наше путешествие продолжается (звук гудка парохода, фонограмма) Садимся на пароход и отправимся на остров Белый ( слайд 10). Мы узнаем загадки и тайны этого острова. Остров является священным местом для коренных народов Севера – ненцев. Это одна их тайн острова Белый. Священные места (слайд11) играют важную роль в жизни коренных народов и помогают людям выживать в суровых условиях Крайнего Севера.
В водах Карского моря, недалеко от острова Белый, происходили боевые события времен Великой Отечественной войны (слайд 12). Здесь в 1944 году погибли люди. Грузовой пароход под названием БД-5 вышел в море, чтобы перевезти людей, грузы. Но был обнаружен и атакован немецкой подводной лодкой. Погибло более 300 человек, а пароход был потоплен. В 2015 году поисковики Карской экспедиции на острове Белом обнаружили братскую могилу погибших пассажиров и членов экипажа и произвели перезахоронение (Фото)
Фонограмма звука летящего вертолёта
Воспитатель: Проделав долгий путь от острова Белый на вертолёте, мы приземлились в Ямальском государственном заказнике - это уголок дикой природы на севере России с прекрасными картинами природы. Он создан для сохранения животных и растений и находится на территории Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа (слайд 13). Ямальский заповедник –здесь хранится многовековая история, открытая людям. Множество видов животных, таких как полярный волк, северный олень, росомаха, песец, соболь, заяц, горностай и грызуны, обитают в этом месте (слайд 13). Но наиболее яркой находкой на территории Ямальского заказника стал мамонтенок Люба. В настоящее время экспонат - тело мамонтёнка хранится в Салехардском музейно-выставочном комплексе имени И. С. Шемановского (слайд 14).
На территории заказника протекает река Юрибей, и другие крупные реки, такие как Ясавэй-Яха, Мордыяха и Нядаяха. Все они впадают в Карское море. Интересно, что Нядаяха в переводе с ненецкого означает «ягельная река», ягель - это олений мох, а река «Морды яха» берёт начало из озера Ямбуто. Озеро Ямбуто - крупнейшее озеро на Ямале. Берега озера покрыты низкорослыми таёжными деревьями, болотистыми растениями, а также кустарниками. В озере в огромном количестве обитают щуки, стерляди, лещи, караси, осётры, окуни, сиги и прочие виды рыб. Озеро Ямбуто самой крупное озеро, а озеро Малто — самое глубокое озеро Ямала (слайд15).
Воспитатель: А давайте, мы на миг превратимся в реки и озёра и поиграем.
Игра «Ручейки. Озёра»
Описание: Игроки стоят в 3-5 колоннах в разных частях зала или спортивной площадки - это ручейки. На сигнал «Ручейки, побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озёра. Игроки, быстрее всех построившиеся круги - озера, выигрывают.
Воспитатель: Наша малая родина – Ямал, чудесный край, это и долгие полярные ночи, освещенные разноцветными узорами северного сияния, и бескрайние просторы тундры, разделенные бесчисленными озерами, реками и болотами, и большие города, и маленькие северные посёлки. И мы с вами в одном из них. Это посёлок Новый Порт (воспитатель показывает на карте посёлок Новый Порт (слайд 16). Что же интересного здесь мы можем увидеть и о чём узнать? Здесь, в небольшом северном посёлке Новый Порт, находится крупнейший в мире естественный холодильник для хранения рыбы – Новопортовский мерзлотник ( фото на слайде 16). Его история очень интересна: создавался он очень давно, в 1950-ые годы специально для хранения рыбы. Пещеры вырубались в вечной мерзлоте в течение десяти лет! Строительство велось вручную, кирками и лопатами, в условиях вечной мерзлоты. Всего насчитывается около 20 ледяных пещер. По сей день Новопортовский мерзлотник используется по назначению: здесь хранятся ценные породы рыбы, как осетрина, муксуна и нельмы. Предлагаю поближе познакомиться с ним, посмотрев познавательный видеофильм «Мерзлотник. Новый порт. Ямал».
Просмотр видео-фильма «Мерзлотник. Новый порт. Ямал».
Воспитатель: Ребята, теперь знаем, что на территории полуострова Ямал есть удивительно - красивые памятные места и уникальные достопримечательности. И мы, живя в этом удивительном интересном месте на нашей планете, испытываем чувство гордости за любимый сердцу каждого из нас уголок, где мы родились, где мы живём, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди. Это наш Ямал! (слайд17)
Нашу с вами встречу хотелось бы закончить со стихами:
Родной Ямал - заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет, всем сердцем влюблены!
М.Наумова
Фонограмма звук летящего вертолёта
Воспитатель: А мы возвращаемся в Панаевск, в наш детский сад «Красная шапочка» и обязательно расскажем нашим друзьям о том, как много интересного мы узнали о нашем северном крае, нашей малой родине – Ямал!
Используемые ресурсы:
.
.
л посмотрим на компас, он нам укажет точное направление нашего маршрута. Нам поможет отправиться в путешествие предмет. Отгадайте какой?
В кармане моем замечательный друг,
Он знает, где север, Он знает, где юг.
И в тайге, и в океане Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане, А ведет нас за собой. (Компас).
Дети: Это компас.
Воспитатель: Для того, чтобы определить с помощью компаса направление маршрута, надо установить компас горизонтально и повернуть таким образом, чтобы конец намагниченной стрелки оказался напротив буквы С (или N - север), соответственно запад (З - W), юг (Ю - S) и восток (В - E). Смотрите, ребята, стрелка показывает на букву С—север.
наш маршрут лежит на полуостров Ямал. Слайд (карта полуострова Ямал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФЦКМ "Ямал - мой любимый уголок России"
Закрепить понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, в которой он живет, славу и богатство которой должен беречь и преумножать....
Полуостров Сахалин.
Презентация "Полуостров Сахалин" для подготовительной группы....
Экологическая викторина. Тема: «Какой ты, полуостров ЯМАЛ?»
Программные задачи: ...
Беседа «Уральские горы – сокровищница России»
В беседе воспитатель знакомит детей как образуются горы и выясняют, почему Уральские горы называют сокровищницей России....
«Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России»
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, достопримечательностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им ста...