ФЦКМ "Ямал - мой любимый уголок России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Закрепить понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, в которой он живет, славу и богатство которой должен беречь и преумножать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ftskm.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Заидова Асият Сулеймановна,
Воспитатель.
МДОУ «Детский сад «Морозко»п. Приозерный
Программное содержание:
- Закрепить понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, в которой он живет, славу и богатство которой должен беречь и преумножать;
- Дать детям определенный уровень знаний о Ямале;
- Знакомить детей с картой Ямала, столицей округа;
- Знакомить с государственной символикой (герб, флаг)
- Расширять знания детей об основных профессиях в округе, о коренных народах Севера.
- Развивать любознательность;
- Воспитывать любовь и интерес к малой Родине.
Образовательные области:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа:
Обогащение словаря: северный ледовитый океан, административный центр, полярный круг, геральдический щит.
Активизация словаря: оленеводство, рыболовство, флаг, герб, ненцы, ханты.
Необходимое оборудование и материал:
Слайды – иллюстрации о Ямале, карта России, карта Ямала, флаг России и Ямала, герб России и Ямала, интерактивная игра, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
- Беседа «Моя Родина – Россия», беседы о коренных народах Севера, беседы о животных и растительном мире;
- Просмотр мультфильма «Умка», чтение ненецкой сказки «Кукушка»;
- Рассматривание иллюстраций городов, входящих в состав ЯНАО;
- Ненецкие народные игры «Хейро», «Полярная сова и евражки», «Охота на куропаток»
Мой любимый уголок России
Введение в ситуацию
Дети заходят в зал под ненецкую народную музыку и встают полукругом.
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать:
Вы готовы всё узнать?
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, а в какое, вы должны догадаться сами. Послушайте загадку:
Люблю ели и березки,
И скамейку под окном.
Заскучаю – вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое буду я всегда любить! (Родина)
Воспитатель: правильно, молодцы. Мы с вами отправимся в путешествие по нашей Родине.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть Родина своя.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
В памяти каждого человека, в тайниках его души живет самое дорогое и сокровенное – Родина. Маленькая или большая, она подобно огню, обогревает его. Мы живем на крайнем севере, на Ямале. Ямал частичка нашей великой Родины.
- Ребята, а как называется наша великая Родина?
Дети: Россия
Воспитатель: правильно, Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
1 ребенок:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь и Волга и Урал.
Все места для нас святые
Где бы ты в России не бывал.
2 ребенок:
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля –
Все нам говорит о самом важном
Только здесь родимая земля!
Воспитатель: дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Она вдохновляла русских художников и поэтов на создание прекрасных произведений.
Воспитатель: с чего начинается Родина?
1 ребенок: с улыбки и слез матерей.
2 ребенок: с тропинки ребятами пройденной от дома до школьных дверей.
Воспитатель: с чего начинается Родина?
3 ребенок: с картинки в твоем букваре.
4 ребенок: с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.
Воспитатель: с чего начинается Родина?
5 ребенок: с той песни, что пела нам мать.
6 ребенок: и нашу любимую Родину у нас никому не отнять.
Воспитатель: какая большая и необъятная наша Родина. Крепко любят ее люди, читают стихи, поют песни, слагают пословицы. А вы, ребята, какие пословицы знаете о Родине? (дети читают пословицы)
- Одна у человека родная мать, одна и Родина;
- Жить – Родине служить;
- Если дружба велика, будет Родина сильна;
- Родина – мать, умей за нее постоять;
- На родной стороне и камешек знаком;
- Человек без Родины, что птица без гнезда;
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша;
- Человек без Родины, что птица без гнезда;
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
ЗАТРУДНЕНИЕ В СИТУАЦИИ
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли увидеть нашу Родину Россию. (ответы детей) А как мы ее можем увидеть, ведь она такая большая и необъятная? (ответы детей, дети затрудняются). Где мы можем узнать информацию? (спросить у взрослого, поискать информацию в интернете, заглянуть в книгу) .
Воспитатель обращает внимание детей на карту.
- Карта – это изображение нашей страны в уменьшенном виде. (предлагает подойти поближе и показывает границы России). Посмотрите на карту. Вот как много места занимает территория России (показывает указкой). Кто хочет показать границу России? (ребенок показывает).
Раскинулась наша страна от севера до юга,
Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга.
- Да, ребята, мы живем с вами в чудесной стране – России. Она такая огромная, что когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, в это время на севере лежит снег. Но еще, ребята, у каждого человека есть и своя малая Родина. Наша малая Родина – Ямал (показать границы), чудесный благодатный край. Вы на карту посмотрите и Ямал на ней найдите, потому что здесь наш дом, мы на севере живем. Велик Ямал: на юге раскинулась обширная тайга, а на Севере полярная тундра. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студеными ветрами. Наш округ занимает севенрую часть Тюменской области. Входит в состав России. Столица нашего Ямало – Ненецкого автономного округа г. Салехард, обозначу это место флажком. (приклеивает флажок). Страна наша большая, а округ небольшой. Так что больше, страна или округ? (ответы детей)
Слайд - презентация ЯНАО
Ямал – это и долгие полярные ночи, освещенные разноцветными неповторимыми узорами северного сияния, это и бескрайние просторы тундры, разделенные бесчисленными озерами, реками и болотами, это и огромные залежи газа. Край, в котором живут замечательные люди: оленеводы и охотники, рыбаки и садоводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя… И каждый из них стремится сделать наш край еще лучше, богаче, красивее, потому что любит свою малую Родину и восхищается ею.
Ямал – край Земли, так звучит в переводе с ненецкого языка на русский название полуострова. Первые люди появились в глубокой древности (слайд). Они пришли сюда с юга. Это были Угры – предки хантов и манси, которые пришли для покорения земель и Великой реки Обь.
Природа нашего края очень сурова, но в то же время и добра. Зима длится очень долго, лето короткое, но красивое. Природа щедро наградила наш край запасами полезных ископаемых. Нефть и газ – величайшее национальное богатство. Ямал богат лесами, в которых водится множество животных и птиц, богат реками и озерами, в которых водится множество пород рыб. Каждую осень лес превращается в радугу цветов, созревают дикоросы (ягоды, грибы, шишки). Богат и разнообразен растительный мир округа.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Предлагаю вашему вниманию игру «Знатоки Ямала».
- В нашем районе встречаются: олени, лисы, волки, медведи, белки, ежи. Произрастает: черника, голубика, морошка, брусника, клюква. Из деревьев встречаются: ели, сосны, березы.
Воспитатель:
Пойдем со мной в наш тихий лес –
Там есть черника и морошка
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и еще немножко!
Ребенок 1:
В тундре нашей есть брусника
Есть грибы, олени есть,
Голубика и черника…
Да всего не перечесть!
Ребенок 2:
Нефтью край богат у нас и природным газом
Я хочу, чтоб край мой милый стал еще прекрасней!
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поговорим о символике нашей Родины. Какие символы вы знаете?
Дети: герб, гимн, флаг.
Воспитатель: Посмотрите на флаги, наличие трех цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение нашего автономного округа в состав России.
Красный цвет – цвет мужества, силы
Белый цвет – цвет чистоты
Голубой цвет – цвет неба, газа – основного вида природного богатства Ямала.
Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя. В сине – голубом фоне геральдического щита изображен идущий белый северный олень, сопровождаемый полярной звездой.
Посмотрите на герб России. Что вы на нем видите? (ответы детей)
- Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл. А что вы видите на груди у орла?
Дети: щит
- На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках держит копье, который убивает змея. Двуглавый орел символ единства. Короны – союз республик, входящих в состав России. Жезл и шар означает сильную власть, всадник – готовность народа защищать свою страну от врага.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру « Собери герб». Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. 1 группа собирает герб России, 2 группа собирает герб Ямала.
Воспитатель: Какие вы молодцы: внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.
- Как называется наша великая Родина?
- Как называется наша малая Родина?
- Что изображено на гербе России?
- Что изображено на гербе ЯНАО?
- Что означает Ямал? (край земли)
- Как называют людей, которые живут на севере? (северянами)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
Мы будем продолжать знакомиться с национальными песнями, сказками, больше узнаем о национальной культуре народов Севера, о жизни и быте северных народов, городах, входящих в состав ЯНАО, о природе родного края.
Люблю тебя, седой Ямал!
Ты – край снегов,
Ты – край полярного сиянья,
России нашей достоянье.
Спасибо хочется сказать за все минуты счастья.
Живи, Ямал, и процветай
И будь, Ямал, еще прекрасней!
Ребенок:
Ямал ты мой любимый,
Ямал ты мой родной,
Ямал, для государства
Ты очень дорогой.
Ребенок:
Любим Ямал народом
За свой суровый нрав.
И я люблю Ямал свой!
И думаю, что прав!
Дети вместе с воспитателем выходят из зала под ненецкую народную музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кубань - Любимый уголок земли.
Презентация для занятия по патриотическому воспитанию детей старшей группы. Знакомство с природой Кубани. Символика Краснодарского края....
Конспект занятия по аппликации "Любимый уголок природы"
Занятие по аппликацции. К детям прилетает пчелка и просит детей с помощью аппликации выполнтиь для нее любимый уголок природы....
Тематический досуг «НАША РОДИНА-РОССИЯ», посвящённый патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви и уважения к любимой Родине – России. Подготовительная к школе группа. Подмосковье г.Красногорск 2015г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Подготовила : воспитатель Андрюхина Наталья Николаевна...
НОД "Мой любимый уголок России"
Формирование целостной картины мира...
Папка-передвижка " Аша- любимый уголок России..."
Папка-передвижка " Аша- любимый уголок России..."...