Экологическая викторина. Тема: «Какой ты, полуостров ЯМАЛ?»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Беликова Любовь Геннадьевна

                                          Программные  задачи:

                                                 Обучающие

  • Закрепить знания о флоре и фауне полуострова Ямал.
  • Упражнять в умении быстро, лаконично и грамотно отвечать на вопросы.

                                        Развивающие

  • Способствовать формированию у детей мыслительных операций, развитию речи, любознательности, умению аргументировать свои высказывания.
  • Развивать у детей воображение, смекалку, зрительную память.
  • Развивать у детей мелкую моторику рук
  • Укреплять мышцу глаз, снимая визуальное напряжение.
  • Активизировать словарь детей.

                                        Воспитательные

  • Воспитывать у детей интерес к экологическим знаниям.
  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю.
  • Воспитывать умение выслушивать мнение  сверстников, не перебивая.
  • Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._viktorina_kakoy_ty_poluostrov_yamal.docx286.8 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Сказка»                     

           Непосредственно образовательная деятельность

                    Ознакомление с окружающим миром  

                           Экологическая викторина

                    Тема: «Какой ты, полуостров ЯМАЛ?»

                                     Возраст детей: 5 – 6 лет

                                 

                                                                    Исполнитель: Воспитатель МАДОУ «Сказка»

                                                                                               Комбинированной  группы №2

                                                                                               Беликова Любовь Геннадьевна

                                     

                                                                                           Г. Лабытнанги                                                                                              

                                                                                               2017 год

                                          Программные  задачи:

                                                 Обучающие

  • Закрепить знания о флоре и фауне полуострова Ямал.
  • Упражнять в умении быстро, лаконично и грамотно отвечать на вопросы.

                                        Развивающие

  • Способствовать формированию у детей мыслительных операций, развитию речи, любознательности, умению аргументировать свои высказывания.
  • Развивать у детей воображение, смекалку, зрительную память.
  • Развивать у детей мелкую моторику рук
  • Укреплять мышцу глаз, снимая визуальное напряжение.
  • Активизировать словарь детей.

                                        Воспитательные

  • Воспитывать у детей интерес к экологическим знаниям.
  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю.
  • Воспитывать умение выслушивать мнение  сверстников, не перебивая.
  • Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.

Мотивация: Воспитатель интересуется у детей, в каком регионе они проживают, что знают о своем родном крае.

Методы и приемы:

  • Игровой (сюрпризный момент)
  • Проблемная ситуация
  • Наглядный
  • Словесный (вопросы, беседа)
  • Анализ занятия

   Организация:

  • Сидя за столами
  • Сидя полукругом
  • Стоя полукругом
  • Стоя в разброс

Формы работы:

Фронтально, индивидуально, подгруппами.

Словарная работа:

Белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, лисичка, груздь, опята.  Сиг, муксун, нельма, щекур, омуль, осетр, ерш, гальян, щука, таймень, хариус, корюшка, ряпушка, сырок, пыжьян, налим, стерлядь, язь.

.

Художественное слово:

Загадки о грибах, ягоде рябине; стихи о Ямале; зрительная гимнастика со «звездочкой» и со «снежинкой»

Индивидуальная работа:

С Матвеем, Богданом – продолжать учить выполнять начатую работу до конца.

Предварительная работа:

Стихи о Ямале; растительный и животный мир региона; природные явления севера.

Демонстрационный материал:

  •  Интерактивная доска
  •  Магнитофон
  •  Названия команд
  •  «Волшебный сундучок»
  •  Муляж гриба
  •  Гроздья рябины
  •  Игрушечные нарты и кукла в национальной одежде
  •  Разрезная «звездочка»
  •  Разрезная «снежинка»

  Раздаточный материал:

  •  Звездочки
  •  Снежинки

                                                     Ход занятия                                                                                                                                                                              

  Воспитатель:  Ребята,  мы собрались на экологическую викторину «Какой ты, полуостров Ямал?». Сегодня будут состязаться две команды: «Звездочки» и «Снежинки». Капитаны  представьте  участников своей команды и расскажите, почему ваша команда так называется. (Капитаны представляют игроков своей команды).

 Капитан «Звездочки»: Мы живем за полярным кругом. Скоро придет время длинной, полярной ночи. А темный небосклон озаряют яркие звездочки.

 Капитан «Снежинки»: На полуострове Ямал зима длится девять месяцев. Снежинки  легко опускаются на землю и покрывают тундру белым покрывалом.

 Воспитатель: Ребята, возьмите в руки звездочки и снежинки, мы выполним корригирующую гимнастику для глаз.

Наблюдаем глазами, за своей движущейся рукой со снежинкой или  звездочкой, не поворачивая головы.

  • Рука вверх, вниз, вверх, вниз – 4 раза
  • Рука вправо, влево – 4 раза
  • Рука с предметом приближается к носу – 4 раза
  • Наблюдение за предметом, находящимся на вытянутой руке – 4 раза

 (Дети садятся за столы, воспитатель показывает презентацию о полуострове Ямал)

 Воспитатель:   Какой красивый наш Ямал и вовсе ты у нас не мал.

                          Ты и красивый и большой, наш край любимый, дорогой.

   Ямал – это наш край родной, малая Родина. Все, кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Наша северная земля прекрасна и величава, несмотря на то, что она бывает суровой, порой даже жестокой.

 Воспитатель: Ямал богат своим животным и растительным миром. Вопрос к командам, каких северных животных вы знаете?

  (Презентация  животных, про которых рассказывают дети).

 «Звездочки»

 Северный олень – самый главный в тундре, священное животное для жителей севера. Олень дает человеку все: пищу, материал для одежды, обуви и жилища, используется, как транспортное средство. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. Во главе стада идет вожак – самый опытный и сильный олень.

Воспитатель: (дополняет, наглядно показывая игрушечные нарты, с куклой в национальной одежде).  Оленей запрягают в нарты. Нарты очень легкие, деревянные сани. Местные жители  используют нарты, как транспортное средство для перевозки своих жилищ – чумов, личных вещей и переезда на далекие расстояния.

 «Снежинки»

Белый медведь- самый крупный наземный хищник в мире, длиной до 3 метров. Медведь спасается от холода толстым слоем подкожного жира, до 10 см. Белый гигант занесен в «Красную книгу».

 «Звездочки»

Волк – это дикая, хищная собака. Волка легко можно узнать по жадным, злым глазам, по сильной, неповоротливой шее и по разбойничьей фигуре. В лапы к волку попадают олени, зайцы, куропатки.

 «Снежинки»

Заяц – дикое животное, имеет длинные уши и ноги, от врагов спасается бегством. Заяц зимой – белый, а летом серый.

 «Звездочки»

Лиса – хитрая лесная разбойница с ярко – рыжим, пушистым мехом. Лиса хитрая, ловкая, умеет притворяться. Все эти качества, отличают ее от других хищников.

 «Снежинки»

Песец – пушное животное, которое называют иногда полярной лисицей. Песцы бывают двух окрасок: белые и голубые Песцы питаются грызунами, а также поедают яйца птенцов и взрослых птиц.

Воспитатель: Спасибо игрокам, за интересные рассказы о животных Ямала. А каких птиц, живущих на Ямале, вы знаете?

      (Презентация  птиц, про которых рассказывают дети).

 «Звездочки»

Белая куропатка – зимой белая, летом – пятнистая, желто-коричневая. Куропатка питается почками, веточками березки. Куропатки передвигаются по снегу быстрыми шагами.

 «Снежинки»

Белая сова. Молодая сова имеет оперенье с темными пятнами, а старая сова совершенно белая. Любит сова полакомиться зайцами, куропатками, мышами. Единственный враг совы – песец.

 «Звездочки»

Снегирь – зимующая птица, переносит морозы. На зиму у снегирей вырастает под перьями пух, который защищает тело птицы от переохлаждения. Любимое лакомство снегирей – ягоды рябины.

 «Снежинки»

 Стерх – белый  журавль, он гнездится в бассейне северных рек. Белый журавль нуждается в защите, поэтому занесен в «Красную книгу».

 Воспитатель -  Физкультурная минутка: «Изобрази птицу или животного Ямала»

  (Дети под музыку двигаются по ковру, изображая птиц или животных).

Воспитатель: Молодцы, вы  хорошо знаете птиц Ямала. А знаете ли вы, какая самая большая река, протекает на Ямале? (Река Обь)

 Воспитатель: Обь – самая рыбная река. Каких северных рыб вы можете назвать? Я буду показывать презентацию о северной рыбе, а игроки, посовещавшись, назовите их.

«Звездочки»            Сиг, муксун, нельма.

«Снежинки»            Щекур, омуль, осетр.

«Звездочки»            Ерш, гальян, щука.

«Снежинки»            Таймень, хариус, корюшка.

«Звездочки»             Ряпушка, сырок, пыжьян.

«Снежинка»             Налим, стерлядь, язь.

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем богат наш Ямал?  (Северной природой, грибами, ягодами)

 Воспитатель: Игроки,  будьте внимательны. Я буду показывать вам северные ягоды, вы поднимайте руку. Итак, внимание на экран!

      (Воспитатель  предлагает иллюстрации ягод, дети называют)

Морошка, клюква, смородина, брусника, черника, голубика.

 Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете природу Ямала. А какие грибы нам дарит тундра, внимание на экран?

 Белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, лисичка, груздь, опята.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Волшебный сундучок». Каждой команде я загадаю загадки, если отгадаете, то волшебный» сундучок откроется и вы получите отгадку.

 Загадки для команды «Звездочки»

  • С виду он похож на зонтик, только меньше во сто крат.

            Коль гроза на горизонте, он бывает очень рад.

            Если дождик и тепло, он считает -  повезло.»

  •  Глубоко был спрятан он, раз, два, три и вышел вон.

 И стоит он на виду, белый, я тебя найду.

  •  Весь Антошка – шляпка, да ножка.

 Дождь пойдет, он подрастет.

Воспитатель: Правильно вы угадали, это гриб. (Достает из сундучка муляж гриба).

 Загадки для команды «Снежинки»

  •  Ягоды на сладость, зато глазу радость.

 И садам украшение, и друзьям угощение.

  •  Дрозд, снегирь, другая птица, могут ею угоститься.

 Как усилится мороз, возрастет на пищу спрос.

  •  Увидел в лесу ягоду – красу.

 Тяжела корзина, хороша (рябина).

 Воспитатель: Правильно, ягода – рябина (Достает из сундучка гроздь с рябиновыми ягодами).

 Воспитатель: И игроки команды «Звездочки» и игроки команды «Снежинки» хорошо справились с предложенными им испытаниями. Настало время для конкурса капитанов.

     Игра: «Сложи картинку».  ( Капитаны команд, собирают  разрезную картинку, символ своей команды: звездочку или снежинку). 

Воспитатель:  Вам понравилось путешествовать по просторам  Ямала? Обе команды  показали отличные знания. Что вам запомнилась? Что вам было выполнять труднее всего? О ком бы вы хотели услышать  еще раз? Мне понравилось, как вы занимались, отвечали на вопросы. И команда «Звездочки» и команда «Снежинки» набрали одинаковое количество баллов. Я благодарю вас за интересную игру, большое всем спасибо!

                   Мы хотим, чтоб край мой милый  стал еще прекрасней

                   Мы хотим, чтоб люди жили в радости и счастье.                      

G:\День открытых дверей 16\DSC02406.JPG

   

 

 

                                     

                                                                                                                                         

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье»

Сл            "Экология и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений....

Консультация для родителей на тему «Какое место занимает экологическое в воспитание в вашей семье»

Эти консультации использовались со средней группы, в этих консультациях родители находят для себя полезную информациюи и  сами высказывают свое мнение, дают рекомендациив тех или иных ситуациях....

КОНСПЕКТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ НА ТЕМУ: «КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ».

Познакомить детей с особенностями двух видов деревьев (клён, ива) традиционно произрастающих в нашей местности, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце, тепло, почва, животные)....

Консультация для родителей на тему: «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье»

Консультация для родителей на тему: «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье»...

Экологическая викторина.Тема: «Пернатые друзья».

викторина для старшего дошкольного возраста...

Экологический проект: Тема: «Вот какой огород! Удивляется народ!»

Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей...

Конспект НОД по ФЦКМ (экологическое воспитание) на тему: «Какая же ты, водичка?» во второй младшей группе

воспитывать интерес к познанию, активность, организованность. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и животным....