Экологическая викторина. Тема: «Какой ты, полуостров ЯМАЛ?»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Программные задачи:
Обучающие
- Закрепить знания о флоре и фауне полуострова Ямал.
- Упражнять в умении быстро, лаконично и грамотно отвечать на вопросы.
Развивающие
- Способствовать формированию у детей мыслительных операций, развитию речи, любознательности, умению аргументировать свои высказывания.
- Развивать у детей воображение, смекалку, зрительную память.
- Развивать у детей мелкую моторику рук
- Укреплять мышцу глаз, снимая визуальное напряжение.
- Активизировать словарь детей.
Воспитательные
- Воспитывать у детей интерес к экологическим знаниям.
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю.
- Воспитывать умение выслушивать мнение сверстников, не перебивая.
- Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k._viktorina_kakoy_ty_poluostrov_yamal.docx | 286.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
Непосредственно образовательная деятельность
Ознакомление с окружающим миром
Экологическая викторина
Тема: «Какой ты, полуостров ЯМАЛ?»
Возраст детей: 5 – 6 лет
Исполнитель: Воспитатель МАДОУ «Сказка»
Комбинированной группы №2
Беликова Любовь Геннадьевна
Г. Лабытнанги
2017 год
Программные задачи:
Обучающие
- Закрепить знания о флоре и фауне полуострова Ямал.
- Упражнять в умении быстро, лаконично и грамотно отвечать на вопросы.
Развивающие
- Способствовать формированию у детей мыслительных операций, развитию речи, любознательности, умению аргументировать свои высказывания.
- Развивать у детей воображение, смекалку, зрительную память.
- Развивать у детей мелкую моторику рук
- Укреплять мышцу глаз, снимая визуальное напряжение.
- Активизировать словарь детей.
Воспитательные
- Воспитывать у детей интерес к экологическим знаниям.
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю.
- Воспитывать умение выслушивать мнение сверстников, не перебивая.
- Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
Мотивация: Воспитатель интересуется у детей, в каком регионе они проживают, что знают о своем родном крае.
Методы и приемы:
- Игровой (сюрпризный момент)
- Проблемная ситуация
- Наглядный
- Словесный (вопросы, беседа)
- Анализ занятия
Организация:
- Сидя за столами
- Сидя полукругом
- Стоя полукругом
- Стоя в разброс
Формы работы:
Фронтально, индивидуально, подгруппами.
Словарная работа:
Белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, лисичка, груздь, опята. Сиг, муксун, нельма, щекур, омуль, осетр, ерш, гальян, щука, таймень, хариус, корюшка, ряпушка, сырок, пыжьян, налим, стерлядь, язь.
.
Художественное слово:
Загадки о грибах, ягоде рябине; стихи о Ямале; зрительная гимнастика со «звездочкой» и со «снежинкой»
Индивидуальная работа:
С Матвеем, Богданом – продолжать учить выполнять начатую работу до конца.
Предварительная работа:
Стихи о Ямале; растительный и животный мир региона; природные явления севера.
Демонстрационный материал:
- Интерактивная доска
- Магнитофон
- Названия команд
- «Волшебный сундучок»
- Муляж гриба
- Гроздья рябины
- Игрушечные нарты и кукла в национальной одежде
- Разрезная «звездочка»
- Разрезная «снежинка»
Раздаточный материал:
- Звездочки
- Снежинки
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы собрались на экологическую викторину «Какой ты, полуостров Ямал?». Сегодня будут состязаться две команды: «Звездочки» и «Снежинки». Капитаны представьте участников своей команды и расскажите, почему ваша команда так называется. (Капитаны представляют игроков своей команды).
Капитан «Звездочки»: Мы живем за полярным кругом. Скоро придет время длинной, полярной ночи. А темный небосклон озаряют яркие звездочки.
Капитан «Снежинки»: На полуострове Ямал зима длится девять месяцев. Снежинки легко опускаются на землю и покрывают тундру белым покрывалом.
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки звездочки и снежинки, мы выполним корригирующую гимнастику для глаз.
Наблюдаем глазами, за своей движущейся рукой со снежинкой или звездочкой, не поворачивая головы.
- Рука вверх, вниз, вверх, вниз – 4 раза
- Рука вправо, влево – 4 раза
- Рука с предметом приближается к носу – 4 раза
- Наблюдение за предметом, находящимся на вытянутой руке – 4 раза
(Дети садятся за столы, воспитатель показывает презентацию о полуострове Ямал)
Воспитатель: Какой красивый наш Ямал и вовсе ты у нас не мал.
Ты и красивый и большой, наш край любимый, дорогой.
Ямал – это наш край родной, малая Родина. Все, кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Наша северная земля прекрасна и величава, несмотря на то, что она бывает суровой, порой даже жестокой.
Воспитатель: Ямал богат своим животным и растительным миром. Вопрос к командам, каких северных животных вы знаете?
(Презентация животных, про которых рассказывают дети).
«Звездочки»
Северный олень – самый главный в тундре, священное животное для жителей севера. Олень дает человеку все: пищу, материал для одежды, обуви и жилища, используется, как транспортное средство. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. Во главе стада идет вожак – самый опытный и сильный олень.
Воспитатель: (дополняет, наглядно показывая игрушечные нарты, с куклой в национальной одежде). Оленей запрягают в нарты. Нарты очень легкие, деревянные сани. Местные жители используют нарты, как транспортное средство для перевозки своих жилищ – чумов, личных вещей и переезда на далекие расстояния.
«Снежинки»
Белый медведь- самый крупный наземный хищник в мире, длиной до 3 метров. Медведь спасается от холода толстым слоем подкожного жира, до 10 см. Белый гигант занесен в «Красную книгу».
«Звездочки»
Волк – это дикая, хищная собака. Волка легко можно узнать по жадным, злым глазам, по сильной, неповоротливой шее и по разбойничьей фигуре. В лапы к волку попадают олени, зайцы, куропатки.
«Снежинки»
Заяц – дикое животное, имеет длинные уши и ноги, от врагов спасается бегством. Заяц зимой – белый, а летом серый.
«Звездочки»
Лиса – хитрая лесная разбойница с ярко – рыжим, пушистым мехом. Лиса хитрая, ловкая, умеет притворяться. Все эти качества, отличают ее от других хищников.
«Снежинки»
Песец – пушное животное, которое называют иногда полярной лисицей. Песцы бывают двух окрасок: белые и голубые Песцы питаются грызунами, а также поедают яйца птенцов и взрослых птиц.
Воспитатель: Спасибо игрокам, за интересные рассказы о животных Ямала. А каких птиц, живущих на Ямале, вы знаете?
(Презентация птиц, про которых рассказывают дети).
«Звездочки»
Белая куропатка – зимой белая, летом – пятнистая, желто-коричневая. Куропатка питается почками, веточками березки. Куропатки передвигаются по снегу быстрыми шагами.
«Снежинки»
Белая сова. Молодая сова имеет оперенье с темными пятнами, а старая сова совершенно белая. Любит сова полакомиться зайцами, куропатками, мышами. Единственный враг совы – песец.
«Звездочки»
Снегирь – зимующая птица, переносит морозы. На зиму у снегирей вырастает под перьями пух, который защищает тело птицы от переохлаждения. Любимое лакомство снегирей – ягоды рябины.
«Снежинки»
Стерх – белый журавль, он гнездится в бассейне северных рек. Белый журавль нуждается в защите, поэтому занесен в «Красную книгу».
Воспитатель - Физкультурная минутка: «Изобрази птицу или животного Ямала»
(Дети под музыку двигаются по ковру, изображая птиц или животных).
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете птиц Ямала. А знаете ли вы, какая самая большая река, протекает на Ямале? (Река Обь)
Воспитатель: Обь – самая рыбная река. Каких северных рыб вы можете назвать? Я буду показывать презентацию о северной рыбе, а игроки, посовещавшись, назовите их.
«Звездочки» Сиг, муксун, нельма.
«Снежинки» Щекур, омуль, осетр.
«Звездочки» Ерш, гальян, щука.
«Снежинки» Таймень, хариус, корюшка.
«Звездочки» Ряпушка, сырок, пыжьян.
«Снежинка» Налим, стерлядь, язь.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем богат наш Ямал? (Северной природой, грибами, ягодами)
Воспитатель: Игроки, будьте внимательны. Я буду показывать вам северные ягоды, вы поднимайте руку. Итак, внимание на экран!
(Воспитатель предлагает иллюстрации ягод, дети называют)
Морошка, клюква, смородина, брусника, черника, голубика.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете природу Ямала. А какие грибы нам дарит тундра, внимание на экран?
Белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, лисичка, груздь, опята.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Волшебный сундучок». Каждой команде я загадаю загадки, если отгадаете, то волшебный» сундучок откроется и вы получите отгадку.
Загадки для команды «Звездочки»
- С виду он похож на зонтик, только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте, он бывает очень рад.
Если дождик и тепло, он считает - повезло.»
- Глубоко был спрятан он, раз, два, три и вышел вон.
И стоит он на виду, белый, я тебя найду.
- Весь Антошка – шляпка, да ножка.
Дождь пойдет, он подрастет.
Воспитатель: Правильно вы угадали, это гриб. (Достает из сундучка муляж гриба).
Загадки для команды «Снежинки»
- Ягоды на сладость, зато глазу радость.
И садам украшение, и друзьям угощение.
- Дрозд, снегирь, другая птица, могут ею угоститься.
Как усилится мороз, возрастет на пищу спрос.
- Увидел в лесу ягоду – красу.
Тяжела корзина, хороша (рябина).
Воспитатель: Правильно, ягода – рябина (Достает из сундучка гроздь с рябиновыми ягодами).
Воспитатель: И игроки команды «Звездочки» и игроки команды «Снежинки» хорошо справились с предложенными им испытаниями. Настало время для конкурса капитанов.
Игра: «Сложи картинку». ( Капитаны команд, собирают разрезную картинку, символ своей команды: звездочку или снежинку).
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по просторам Ямала? Обе команды показали отличные знания. Что вам запомнилась? Что вам было выполнять труднее всего? О ком бы вы хотели услышать еще раз? Мне понравилось, как вы занимались, отвечали на вопросы. И команда «Звездочки» и команда «Снежинки» набрали одинаковое количество баллов. Я благодарю вас за интересную игру, большое всем спасибо!
Мы хотим, чтоб край мой милый стал еще прекрасней
Мы хотим, чтоб люди жили в радости и счастье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье»
Сл "Экология и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений....
Консультация для родителей на тему «Какое место занимает экологическое в воспитание в вашей семье»
Эти консультации использовались со средней группы, в этих консультациях родители находят для себя полезную информациюи и сами высказывают свое мнение, дают рекомендациив тех или иных ситуациях....
КОНСПЕКТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ НА ТЕМУ: «КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ».
Познакомить детей с особенностями двух видов деревьев (клён, ива) традиционно произрастающих в нашей местности, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце, тепло, почва, животные)....
Консультация для родителей на тему: «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье»
Консультация для родителей на тему: «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье»...
Экологическая викторина.Тема: «Пернатые друзья».
викторина для старшего дошкольного возраста...
Экологический проект: Тема: «Вот какой огород! Удивляется народ!»
Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей...
Конспект НОД по ФЦКМ (экологическое воспитание) на тему: «Какая же ты, водичка?» во второй младшей группе
воспитывать интерес к познанию, активность, организованность. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и животным....