Беседа «Уральские горы – сокровищница России»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Лапина Наталья Владимировна

В беседе воспитатель знакомит детей как образуются горы и выясняют, почему Уральские горы называют  сокровищницей России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uralskie_gory.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР  п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Уральские горы – сокровищница России»

(беседа для детей старшего дошкольного возраста)

        

                                                                                   Воспитатель: Лапина

Наталья Владимировна

                                                                         

2023 год

Беседа «Уральские горы – сокровищница России»

Цель: формирование знаний детей об Уральских горах. 

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Моря есть-плавать нельзя,

Дороги есть-ехать нельзя,

Земля есть-пахать нельзя.

Что это? (Карта)

Дети рассматривают карту России

Воспитатель: Почему наша страна на карте раскрашена разными цветами? (Ответы детей: синий цвет-вода, коричневый – горы, зелёный- лес). Сегодня мы поговорим о горах.

Воспитатель показывает на карте России горы и называет их: «Величественные Кавказские горы, умиротворенные Алтайские, красивые Крымские, древние Уральские, труднодоступные Саяны».

Воспитатель: Знаете, как появляются горы? (Ответы детей) Чтобы представить себе, как появляются горы, проведём опыт с платком.

Опыт с платком «Как появляются горы»

Воспитатель: Причиной возникновения неровностей земной поверхности является земная кора, которая постоянно находится в движении. Она то и дело вздрагивает, опускается, растрескивается или собирается в складки. Возьмите платок, он будет выполнять роль земной коры, и накройте им свою ладонь. Пошевелите пальцами или вовсе их согните. Что вы видите?

Дети: Платок движется и образуются складки.

Воспитатель: Правильно. Платок приходит в движение: образовываться морщинки (горы) и маленькие «ущелья» (впадины). Аналогичный процесс протекает и в природе только с более медленной скоростью. В результате активного движения земной коры образуются долины, горы, возвышенности и впадины.

Одни из самых древних гор на Земле – это Уральские горы, старше только горы в Новой Зеландии. Горная цепь пересекает страну с севера на юг и разделяет две части света — Европу и Азию.

С давних времён Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», потому что Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части. А еще и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, свое богатство.

Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Уральские горы не зря называют сокровищницей России. 

Чем же знаменит наш Урал? Чем богат? (ответы детей)

Воспитатель: Издавна Уральские горы знамениты поделочными камнями -самоцветными, полезными ископаемыми, драгоценными металлами.

Дети берут из шкатулки по одному камню.

Гранит - это горная порода. Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный.

У гранита есть давний соперник – это мрамор. Мрамор - тоже горная порода. Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из примесей, которые придают ему разную окраску Мрамор - главный отделочный материал, им украшены многие станции.  

Камень оникс представляет собой разновидность большой группы кварца. Оникс используют для изготовления ювелирных украшений: серег, колец, подвесок, камей. Ценный поделочный камень с древности применяли для изготовления небольших резных изделий и печатей. Отдельные разновидности оникса идут в производство предметов декора — ваз, статуэток, шкатулок, настольных часов, подсвечников, столешниц и др. Минерал применяется в мозаике и облицовке.

Бирюза – это минерал, который веками очаровывал своим цветом. Необычные свойства этого полудрагоценного камня и положительное воздействие на организм человека были оценены еще в древности.  В наше время бирюзу используют для изготовления ювелирных украшений.

Хризолит — один из древнейших полудрагоценных камней. Хризолит активно используется в ювелирных украшениях. Это один из немногих полудрагоценных камней, который отлично сочетается и с золотом, и серебром. Комфортно чувствует себя в компании изысканных бриллиантов и самоцветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности «Чем богаты Уральские горы?»

Образовательный аспект: формирование умения обследовать предметы  совместно со взрослым и самостоятельно; стимулировать к правильному и четкому называнию предметов, их свойств, качеств.Развивающи...

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента на тему: «Путешествие в Уральские горы»

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента на тему: «Путешествие в Уральские горы» в подготовительной группе с использованием цифрового микроскопа...

Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...

Конспект занятия «Путешествие в Уральские горы» для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с географическими особенностями гор Урала...

«Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России»

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, достопримечательностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им ста...

«Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России»

С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, смотрим познавательные фильмы, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных живо...