Технологическая карта НОД "Ямал - мой любимый уголок России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Образовательная область | «Формирование целостной картины мира» | |||||||||
Возраст детей, группа | 5-6 лет | |||||||||
Тип НОД | Занятие усвоение новых знаний и умений. | |||||||||
Тема НОД | «Мой любимый уголок России» | |||||||||
Цель | Формировать представления детей о Родине, развивать интерес к познанию своего родного края. | |||||||||
Задачи | Образовательные: - Дать детям определенный уровень знаний о Ямале, познакомить с картой России и ЯНАО, с государственной символикой. Воспитательные: - Воспитывать патриотические и эстетические чувства средствами музыкальной выразительности, любовь и интерес к Родине. Развивающие: - Развивать любознательность, воображение, мышление, обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми, способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности. | |||||||||
Материал | Интерактивная доска, ноутбук, интерактивный редактор «Сова», карта России, карта Ямала, флаг России и Ямала, герб России и Ямала, разрезные картинки. | |||||||||
Предполагаемый результат | Дать детям определенный уровень знаний о большой и малой Родине. | |||||||||
Дата проведения | ||||||||||
Ф.И.О. воспитателя | Заидова Асият Сулеймановна | |||||||||
Этапы | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанников | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | |||||
I. Введение в игровую ситуацию | Дети заходят в зал под ненецкую народную музыку и встают полукругом. Здравствуй, Солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую! У всех хорошее настроение? Все забыты огорчения? Я прошу вас мне сказать: Вы готовы всё узнать? Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, а в какое, вы должны догадаться сами. Послушайте загадку: Люблю ели и березки, И скамейку под окном. Заскучаю – вытру слезки, Вспоминая о родном. Никуда я не уеду, Буду здесь работать, жить, Сердцу место дорогое буду я всегда любить! (Родина) Воспитатель: правильно, молодцы. Мы с вами отправимся в путешествие по нашей Родине.У каждого листочка, у каждого ручья есть главное на свете – есть Родина своя. | Словесный | Дети подходят к воспитателю и становятся в круг. Приветствуют друг друга. Отвечают на вопросы. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. | Эмоциональная заинтересованность | Ответы детей | |||||
Этапные задачи. | Мотивировать детей на включение в деятельность. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности. | |||||||||
II. Актуализация знаний. | В памяти каждого человека, в тайниках его души живет самое дорогое и сокровенное – Родина. Маленькая или большая, она подобно огню, обогревает его. Мы живем на крайнем севере, на Ямале. Ямал частичка нашей великой Родины. - Ребята, а как называется наша великая Родина? Дети: Россия Воспитатель: правильно, Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы… 1 ребенок: Родина моя – бескрайняя Россия, И Сибирь и Волга и Урал. Все места для нас святые Где бы ты в России не бывал. 2 ребенок: Каждая березка, кустик каждый, Задремавшие в снегу поля – Все нам говорит о самом важном Только здесь родимая земля! Воспитатель: дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Она вдохновляла русских художников и поэтов на создание прекрасных произведений. Воспитатель: с чего начинается Родина? 1 ребенок: с улыбки и слез матерей. 2 ребенок: с тропинки ребятами пройденной от дома до школьных дверей. Воспитатель: с чего начинается Родина? 3 ребенок: с картинки в твоем букваре. 4 ребенок: с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. Воспитатель: с чего начинается Родина? 5 ребенок: с той песни, что пела нам мать. 6 ребенок: и нашу любимую Родину у нас никому не отнять. Воспитатель: какая большая и необъятная наша Родина. Крепко любят ее люди, читают стихи, поют песни, слагают пословицы. А вы, ребята, какие пословицы знаете о Родине? (дети читают пословицы) - Одна у человека родная мать, одна и Родина; - Жить – Родине служить; - Если дружба велика, будет Родина сильна; - Родина – мать, умей за нее постоять; - На родной стороне и камешек знаком; - Человек без Родины, что птица без гнезда; - Нет ничего на свете краше, чем Родина наша; - Человек без Родины, что птица без гнезда; - Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. | Словесный | Дети внимательно слушают воспитателя Проявляют любознательность и познавательный интерес, речевую активность – задают вопросы, делятся личным опытом и знаниями о родном крае. | Проявление активности | Ответы детей. | |||||
Этапные задачи | Усвоение определённого объёма знаний и представлений; овладение способами (приёмами) деятельности. | |||||||||
III. Затруднение в игровой ситуации | Воспитатель: Как вы думаете, можно ли увидеть нашу Родину Россию. (ответы детей). А как мы ее можем увидеть, ведь она такая большая и необъятная? (ответы детей, дети затрудняются). Где мы можем узнать информацию? (спросить у взрослого, поискать информацию в интернете, заглянуть в книгу) . Воспитатель обращает внимание детей на карту. - Карта – это изображение нашей страны в уменьшенном виде. (предлагает подойти поближе и показывает границы России). Посмотрите на карту. Вот как много места занимает территория России (показывает указкой). Кто хочет показать границу России? (ребенок показывает). Раскинулась наша страна от севера до юга, Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга. - Да, ребята, мы живем с вами в чудесной стране – России. Она такая огромная, что когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, в это время на севере лежит снег. Но еще, ребята, у каждого человека есть и своя малая Родина. Наша малая Родина – Ямал (показать границы), чудесный благодатный край. | Словесный | Затрудняются ответить Рассуждают
| Регулятивные Создание эмоциональной заинтересованности. Отвечают на вопросы | Ответы детей | |||||
Этапные задачи | Формулировка ответов на поставленные вопросы. | |||||||||
IV. Открытие нового знания | Вы на карту посмотрите и Ямал на ней найдите, потому что здесь наш дом, мы на севере живем. Велик Ямал: на юге раскинулась обширная тайга, а на Севере полярная тундра. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студеными ветрами. Наш округ занимает севенрую часть Тюменской области. Входит в состав России. Столица нашего Ямало – Ненецкого автономного округа г. Салехард, обозначу это место флажком. (приклеивает флажок). Страна наша большая, а округ небольшой. Так что больше, страна или округ? (ответы детей) Слайд - презентация ЯНАО Ямал – это и долгие полярные ночи, освещенные разноцветными неповторимыми узорами северного сияния, это и бескрайние просторы тундры, разделенные бесчисленными озерами, реками и болотами, это и огромные залежи газа. Край, в котором живут замечательные люди: оленеводы и охотники, рыбаки и садоводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя… И каждый из них стремится сделать наш край еще лучше, богаче, красивее, потому что любит свою малую Родину и восхищается ею. Ямал – край Земли, так звучит в переводе с ненецкого языка на русский название полуострова. Первые люди появились в глубокой древности (слайд). Они пришли сюда с юга. Это были Угры – предки хантов и манси, которые пришли для покорения земель и Великой реки Обь. Природа нашего края очень сурова, но в то же время и добра. Зима длится очень долго, лето короткое, но красивое. Природа щедро наградила наш край запасами полезных ископаемых. Нефть и газ – величайшее национальное богатство. Ямал богат лесами, в которых водится множество животных и птиц, богат реками и озерами, в которых водится множество пород рыб. Каждую осень лес превращается в радугу цветов, созревают дикоросы (ягоды, грибы, шишки). Богат и разнообразен растительный мир округа. | Словесный | Восприятие полученной информации Рассматривают презентацию. Проявляют любознательность и познавательный интерес, речевую активность – задают вопросы, делятся личным опытом и знаниями о родном крае. | Эмоциональная заинтересованность | Ответы детей. | |||||
Этапные задачи |
| |||||||||
V. Включение нового знания в систему знаний. | Предлагаю вашему вниманию игру «Знатоки Ямала». - В нашем районе встречаются: олени, лисы, волки, медведи, белки, ежи. Произрастает: черника, голубика, морошка, брусника, клюква. Из деревьев встречаются: ели, сосны, березы. Воспитатель: Пойдем со мной в наш тихий лес – Там есть черника и морошка Там всевозможнейших чудес Сто тысяч и еще немножко! Ребенок 1: В тундре нашей есть брусника Есть грибы, олени есть, Голубика и черника… Да всего не перечесть! Ребенок 2: Нефтью край богат у нас и природным газом Я хочу, чтоб край мой милый стал еще прекрасней! Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поговорим о символике нашей Родины. Какие символы вы знаете? Дети: герб, гимн, флаг. Воспитатель: Посмотрите на флаги, наличие трех цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение нашего автономного округа в состав России. Красный цвет – цвет мужества, силы Белый цвет – цвет чистоты Голубой цвет – цвет неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя. В сине – голубом фоне геральдического щита изображен идущий белый северный олень, сопровождаемый полярной звездой. Посмотрите на герб России. Что вы на нем видите? (ответы детей) - Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл. А что вы видите на груди у орла? Дети: щит - На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках держит копье, который убивает змея. Двуглавый орел символ единства. Короны – союз республик, входящих в состав России. Жезл и шар означает сильную власть, всадник – готовность народа защищать свою страну от врага. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру « Собери герб». Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. 1 группа собирает герб России, 2 группа собирает герб Ямала. | Игровой | Участвуют в игре. Получение нового игрового опыта, эмоциональная и физическая разрядка Дети выражают собственные суждения, отвечают на вопросы воспитателя Социоконструкция (групповая работа по заданию) Самоконтроль. | Самоконтроль | Ответы детей | |||||
Этапные задачи | Способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности. | |||||||||
VI. Итог (осмысление) занятия | Воспитатель: Какие вы молодцы: внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили. - Как называется наша великая Родина? - Как называется наша малая Родина? - Что изображено на гербе России? - Что изображено на гербе ЯНАО? - Что означает Ямал? (край земли) - Как называют людей, которые живут на севере? (северянами) Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей) Мы будем продолжать знакомиться с национальными песнями, сказками, больше узнаем о национальной культуре народов Севера, о жизни и быте северных народов, городах, входящих в состав ЯНАО, о природе родного края. Люблю тебя, седой Ямал! Ты – край снегов, Ты – край полярного сиянья, России нашей достоянье. Спасибо хочется сказать за все минуты счастья. Живи, Ямал, и процветай И будь, Ямал, еще прекрасней! Ребенок: Ямал ты мой любимый, Ямал ты мой родной, Ямал, для государства Ты очень дорогой. Ребенок: Любим Ямал народом За свой суровый нрав. И я люблю Ямал свой! И думаю, что прав! РЕФЛЕКСИЯ. Игра «Передай сердечко и скажи словечко» (предлагает детям поделиться впечатлениями от путешествия, мыслями о родном крае) Дети вместе с воспитателем выходят из зала под ненецкую народную музыку. | Словесный. | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы Дети выражают собственные мысли. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. | Ответы детей | ||||||
Этапные задачи | Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки. | |||||||||
Комментарий |
Используемая литература:
- ИЗДАТЕЛЬСТВО «ФРЕГАТ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2013;
-Наглядно-дидактическое пособие «Государственные символы Российской Федерации»;
-Информационно-деловое оснащение ДОУ «Наша Родина-Россия», ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;
-Раскраска для детей старшего дошкольного возраста «Надымская земля – колыбель творчества», МУ «Управление дошкольным образованием Администрации муниципального образования Надымский район», 2012г.;
-Комплект пособий для занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Моя Родина-Россия!», Издательство «Школьная Пресса» 2010г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по теме «Любимая игрушка-косолапый мишка»
Технологическая карта по теме «Любимая игрушка-косолапый мишка» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» рисование средняя группа)Абдулова Джюме Сиражутдиновна, Воспитатель1 кв.кат. МДОУ «Детский сад...
ФЦКМ "Ямал - мой любимый уголок России"
Закрепить понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, в которой он живет, славу и богатство которой должен беречь и преумножать....
НОД "Мой любимый уголок России"
Формирование целостной картины мира...
Папка-передвижка " Аша- любимый уголок России..."
Папка-передвижка " Аша- любимый уголок России..."...
Технологическая карта по рисованию "Любимый сказочный герой"
Технологическая карта "Любимый сказочный герой"...
Технологическая карта занятия "Мой любимый детский сад"
Технологическая карта занятия по ФЦКМ в средней группе "Мой любимый детский сад"...