Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной группе. Тема: «Хлеб – наше богатство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_obrazovatelnoy_oblast1.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной группе.
Тема: «Хлеб – наше богатство»
Программное содержание:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Познавательно - речевое развитие
Коммуникация.
Беседы с детьми по темам: «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?», «Пшеница», «Рожь», «Какие виды бывают хлеба». Свободное общение. Составление описательных рассказов по теме: «Почему надо беречь хлеб».
Познание.
Обобщающая беседа о хлебе. Описательные рассказы. Сравнительно- описательные рассказы (хлеб- булочка, булочка- батон). Разучивание загадок и скороговорок о хлебе. Совершенствование навыка пересказа.
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций, рисунков других детей.
Исследовательская деятельность: сравнение видов хлеба, поиск сходства и отличия.
Развивающие дидактические игры: «Разрезные картинки», «Чем похожи, чем отличаются», «Узнай по части», «Что перепутал художник?», «Найди лишнюю картинку», «Назови одним словом».
Конструктивная деятельность: «Геометрических фигур», «Головоломок».
Поисково- исследовательская деятельность: липкое- сухое.
Чтение художественной литературы.
Барыкин К.К. «Хлеб, который мы едим», Волобуев А.Т. 500 загадок обо всем для детей, Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи и рассказы о растительном мире.
Социально- личностное развитие.
Социализация.
Сюжетно- ролевые игры: «Поездка на хлебное поле». Игра – драматизация «Хлебороб - пекарь».
Труд.
Создание книги – самоделки загадок на тему «Хлебные злаки».
Просеивание крупы, разделение семян, зерён (пшеница, рожь и др.).
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Дети:
Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
II. Беседа на тему как хлеб попал в магазин.
Воспитатель:
А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.
Воспитатель:
Правильно. А из чего получают муку?
Дети.
Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети:
Да хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети:
Тракторист.
Воспитатель:
А что делает трактор в поле?
Дети.
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Воспитатель.
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
III. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
IV. Опытно экспериментальная деятельность.
Меше, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты называются одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относится к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
V. Задание № 1 . «Для кого что»
Содержание. На бланке изображены лица хлебороба и пекаря, найти надо их орудия труда. Участникам необходимо установить соотношения между этими элементами.
Инструкция. Для выполнения следующего задания приготовьте 2 цветных карандаша: синий и красный. Отгадайте задание №1, которое называется «Для кого что» (воспитатель демонстрирует бланк ответа детям).
В центре наших бланков изображены портреты хлебороба и пекаря. Портрет пекаря изображен левее портрета хлебороба. Вокруг портретов изображены традиционные детали орудий труда этих героев. В задании необходимо соединить детали орудий труда с соответствующим героем. Для хлебороба используйте красный цвет, а для пекаря- синий.
Задание ясно? Если есть вопросы задайте их сейчас. Если вопросов нет, начинаем работать. Время работы 3-минуты.
VI. Рефлексия.
Воспитатель:
Ну вот наше путешествие подошло к концу и наш хлебушек уже тоже испекся, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Дети получают угощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Комнатные растения – спутники жизни»
Познавательное развитие с элементами трудовой деятельности. Основной целью занятия является: формировать экологическую культуру у детей по уходу за комнатными растениями. Задачи: расширять и системати...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» .
Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» с использованием здор...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» в старшей группе детского сада «Москва – столица нашей Родины».
Конспект непосредственно образовательной деятельности Москва – столица нашей Родины...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности: Образовательная область: "Познавательное развитие" раздел экологии на тему: "Поможем бобрёнку очистить его речку"
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе. тема : « В гости к Лесовичку»
конспект занятия познавательного цикла, предусматривает развитие у детей познавательного интереса к природе, развитию воображения, мышления, умения действовать сообща....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие Образовательная деятельность: ФЭМП. Тема: «Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат, логические задачи»
Задачи:- учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?, на котором по счету месте?;-учить соотносить количество предметов с цифрой;-учить сравнивать числа , понимать...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие Образовательная деятельность: ФЭМП. Тема: «Математическая загадка, знаки +, -, состав числа 9 из двух меньших, геометрические фигуры».
Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение загадки; учить определять, какой математический знак надо написать в примере (+ или –); продолжать учить...