Перспективное планирование по ознакомлению с предметным и социальным окружением.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Тюнина Анна Александровна

Перспективное планирование

по ознакомлению

с предметным и социальным окружением.

Ознакомлению с природой в детском саду

в средней группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt.plan_._po_okr.miru_i_ekolog._v_sred.gr_.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                            «Утверждаю»______________

                                                                                                                                                                                                           Заведующий МБДОУ №41

                                                                                                                                                                                                           Мозговая Л.А.

Перспективное планирование

по ознакомлению

с предметным и социальным окружением.

Ознакомлению с природой в детском саду

в средней группе.

Список используемой литературы:

1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

2. Соломенникова. О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя  группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Тема

Программные задачи

Оборудование

Литература

Примечание

1

Явления окружающей жизни

 «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь»

Уточнить знания детей о детском саде, (большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный залы; просторная кухня, медицинский кабинет. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге).  Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Словарь:

Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся

разными видами деятельности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага.

Дыбина О.В.с.17

2

Предметное окружение «Расскажи о любимых предметах»

Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал.

Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, формы, размера,

частей, функции и т. д

Дыбина О.В.с. 9

3

 «Что нам осень принесла?»

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Словарь: репа, урожай, фрукты

Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением. Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает огуречную рассаду, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.

Соломенникова О.А.с.28

4

«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Настоящие ягоды в лукошке.

Соломенникова О.А.с.30

5

Явления окружающей жизни 

«Моя семья»

Ввести понятие "семья". Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа - дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи.

Словарь:

Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 ком-

плекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки),

3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога,

планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.

Дыбина О.В.с.9

Тема

Программные задачи

Оборудование

Литература

Примечание

6

Предметное окружение

«Петрушка идет трудиться»

Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребности в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым.

Картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопата, лейка; цветочный горшок; кукла Петрушка; ширма.

Дыбина О.В.с. 12

7

Явления окружающей жизни

«Мои друзья»

Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

стихотворение Л. Квитко

 «Об этих ребятах

Не зря говорят…»

 

Дыбина О.В.с.14

8

«Прохождение экологической тропы

»

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.

Соломенникова О.А.с.33

9

«Знакомство с декоративными птицами
(на примере канарейки
)

Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами.

Картинки, фотографии, фрагменты видеофильма о канарейках. Пустая клетка для птиц, жердочка, поилка, кормушка. Клетка с двумя канарейками

Соломенникова О.А.36

Тема

Программные задачи

Оборудование

Литература

Примечание

10

«Осенние посиделки»

Беседа о домашних животных

Закреплять знания детей о сезонных и изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Панорама деревенского двора. Игрушки: домашние животные(корова, куры, петух, утка, собака, кошка). Деревянные атрибуты- будка, загон. Картина с изображением стога сена. Бумажные силуэты животных.

Соломенникова О.А.с. 38

11

«Скоро зима!»

Беседа о жизни диких животных в лесу

Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные(зайчик, зайчиха-мама, ёж, белка, сорока).

Соломенникова О.А.с.41

12

Предметное окружение «Петрушка идет рисовать»

Продолжить учить группировать предметы по назначению; Развивать любознательность.

Большая картинка «Клоун рисует»; маленькие картинки с изображением

инструментов и материалов для рисования.

Дыбина О.В.с.16

Тема

Программные задачи

Оборудование

Литература

Примечание

13

«Дежурство в уголке природы»

Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.

Словарь:

Шкаф с принадлежностями для дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.

Соломенникова О.А.с.43

14

Явления окружающей жизни

«Целевая прогулка "Что такое улица"»

Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжить закреплять название улицы, на которой находится детский сад;  поощрять ребят,  которые  называют улицу, на которой живут, объяснить, как важно знать,  свой адрес.

Флажки, схемы-символы: «Магазин», «Почта», «Аптека».

Дыбина О.В.с.21

15

Предметное окружение «Петрушка - физкультурник»

Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом); уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность.

Картинки с изображением предметов, удовлетворяющих потребности в труде, рисовании, игре, спорте; спортивный инвентарь (мяч, скакалка, обруч, теннисная

ракетка, лента, гантели, палочка, мешочек); набор картинок с видами спорта; два обруча; картинки «Зима» и «Лето»; алгоритм описания предметов.

Дыбина О.В.с. 19

16

«Почему растаяла Снегурочка?»

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Снегурочка-кукла или взрослый в костюме Снегурочки. Снег в ёмкости. Лёд в формочках. Снежинки вырезанные из бумаги. Тёмный лист бумаги для выкладывания снежинок. Тёмные листы бумаги (на каждого ребёнка). Белая гуашь, кисти №5, баночки с водой, салфетки. Большая ёмкость с водой. Глина для лепки снеговиков.

Соломенникова О.А.с.45

17

«В гости к деду Природоведу

(экологическая тропа зимой) »

Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Объекты экологической тропы. Дед Природовед в зимней одежде. Угощение для птиц.

Соломенникова О.А.с.50

Тема

Программные задачи

Оборудование

Литература

Примечание

18

Предметное окружение «Узнать все о себе, воздушный шарик»

Познакомить с резиной, её качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования

Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.

Дыбина О.В.с.  23

19

Явления окружающей жизни

«Замечательный врач»

Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.

Кукла, медицинское оборудование, фотографии семей врача и медсестры.

Дыбина О.В.с.24

20

«Стайка снегирей на ветках рябины»

Расширить представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря.  Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Панно с изображением снегирей на заснеженных ветках рябины. Видеофильм про снегирей. Картинки с изображением снегирей (на каждого ребёнка). Листы бумаги форматом А4, краска и гуашь коричневого и красного цветов. Кисти №6-8, печатка-тычок(диаметр 1-1,5см.), салфетки, баночки с водой.

Соломенникова О.А.с.48

Тема

Программные задачи

Оборудование

Литература

Примечание

21

Предметное окружение «В мире стекла»

Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Небольшие стеклянные предметы( бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.

Дыбина О.В.с.25

22

Явления окружающей жизни

 «Наша Армия»

Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие "защитники Отечества". Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники).

Тексты рассказов «Шапка не велит» А.Митяева или «Дозор» З.Александровой. Иллюстрации по теме; головные уборы: бескозырка, шлем танкиста, пилотки, фуражки военного лётчика, пограничника; коробка, модели военной техники и фигурки военных разных родов войск для макета «Армия России».

 

Дыбина О.В.с.27

23

«Посадка лука»

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки.

Кукла Незнайка. Расписной сундучок. Для посадки лука: земля, стаканчики, лейка с водой, тряпичные салфетки, фартучки.

Соломенникова О.А.с.54

Тема

Программные задачи

Оборудование

Литература

Примечание

24

Предметное окружение «В мире пластмассы»

Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная) Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговички, прищепки). Пластмассовый стакан, палочки.

Дыбина О.В.с.30

25

Явления окружающей жизни

«В гостях у музыкального руководителя»

Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему.

Предметные картинки (гитара, барабан, скрипка, гармошка, пианино); барабан, металлофон, треугольник, бубен.

Дыбина О.В.с.31

26

«Мир комнатных растений»

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Комнатные растения: фиалка, герань, бегония, бальзамин(«огонёк»), аспидистра, фикус.

Соломенникова О.А.с.57

27

«В гости к хозяйке луга»

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе.

Картинки с изображением насекомых: бабочка, пчела, муравей; комар, оса, кузнечик, стрекоза, божья коровка, муха.

Соломенникова О.А.с.59

28

«Рассматривание кролика»

Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным.

Соломенникова О.А.с.53

Тема

Программные задачи

Оборудование

Литература

Примечание

29

Предметное окружение «Путешествие в прошлое кресла»

Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло); Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).

Словарь:

Бревно(можно использовать макет), табурет, стул, кресло. Разрезные картинки (Бревно, табурет, стул, кресло).

Дыбина О.В.

с.32

30

Явления окружающей жизни

«Мой город»

Продолжить закреплять название родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за  свой город (поселок)

Словарь:

Фотографии формата А3 родного города(по выбору воспитателя); фотографии (город, село, несколько пейзажей, парк, сквер). Конверт с разрезной картинкой «Собери новый аттракцион для парка»

(на каждого ребёнка).

Дыбина О.В.с.35

31

«Поможем Незнайке вылепить посуду

(лепка из глины)»

Расширять представления детей о свойствах  природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины.  Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины.

Словарь:

Кукла Незнайка. Розетки с сухим песком, сухой глиной, комочки песка и глины, влажным песком и глиной. Салфетки и вода. Формочки для песка. Дымковские и филимоновские игрушки. Изделия из глины, вылепленные детьми.

Соломенникова О.А.с.64

32

«Экологическая тропа весной»

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природы.  Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и  природы.

Объект экологической тропы : берёза, клумба, скворечник на дереве, кормушка для птиц, пень. Банка берёзового сока.

Соломенникова О.А.с.66

Тема

Программные задачи

Оборудование

Литература

Примечание

33

Предметное окружение «Путешествие в прошлое одежды»

Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды)

Нарядная кукла; иголки, нитки, ткань, пуговицы, кружева, ножницы; кукла в юбке из листьев, кукла, одетая в шкуру и кукла одетая в простейшей рубахе; образцы различных тканей, большой кусок какой-либо ткани, разнообразная современная одежда; бумажные силуэты платьев, цветные карандаши.

 Дыбина О.В.с.37

34

Явления окружающей жизни

«Наш любимый плотник»

Познакомить детей с трудом плотника; с его деловыми и личностными качествами. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду

Новые игрушки-куклы Машенька и Андрейка, клоун Матвей, медвежонок Топтыжка; игровой модуль для сюжетно-ролевой игры «Семья»; мебель в группе, нуждающаяся в мелком ремонте (стульчики, стол, тумбочка и т.д.), дощечки разной длины, брусочки, кубики(по количеству детей). Ящик с инструментами плотника; схемы образцы для сборки игрушечной мебели, мольберт, картинка-путаница.

Дыбина О.В.с.39

35

«Диагностические задания 1»

Выявить представления об овощах и фруктах

Словарь:

Кукла незнайка. Муляжи овощей( репа, морковь, огурец, помидор, капуста, картофель) и фруктов (груша, яблоко, слива, апельсин, лимон, банан) или картинки с их изображением. По две корзинки на каждого ребёнка.

Соломенникова О.А.с.69

36

«Диагностические задания 2»

Выявить представления о растениях

Словарь:

Большая карта с изображением дуба, шиповника, подснежника, фикуса, белого гриба и клубники. Маленькие карточки с изображением деревьев: берёзы, клёна, яблони, ели, сосны и рябины. Карточка с изображением кустарника-сирени. Карточка с изображением травянистых растений: одуванчика, колокольчика, ромашки, подорожника. Карточка с изображением комнатных растений: герани, фиалки,

Соломенникова О.А.с.70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению с предметным и социальным окружением 2 младшая группа (2015-2016 учебный год) (Продолжение)

Перспективный план работыпо ознакомлению с предметным и социальным окружением2 младшая группа (2015-2016 учебный год)(Продолжение)...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ, С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ,  С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ составлено для младшей группы на 2015-2016 учебный год....

Перспективное планирование Познание. Ознакомление с предметным и социальным окружением. (старшая группа)

Перспективное планирование по ознакомлению с предметным и социальным миром. (таблица)...

Перспективное планирование по познавательному развитию Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Предметное и социальное окружение

Перспективное планирование по познавательному развитиюФормирование целостной картины мира, расширение кругозораПредметное и социальное окружение...