Конспект открытого просмотра познавательно-исследовательской деятельности «Капелька и ее секреты».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого просмотра
познавательно-исследовательской деятельности «Капелька и ее секреты».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами различных материалов посредством экспериментирования.
Задачи.
1). Познание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды:
- текучесть;
- вода может растворять вещества, но не все;
- объяснять детям, почему вода иногда нуждается в очистке (фильтрация).
2). Образовательные:
- закрепить у детей представления об основных физических свойствах различных видов жидкости и материалов;
- знакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы, текучесть, пар – тоже вода, вода-растворитель;
- продолжать учить детей пользоваться распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища;
- продолжать развивать речь детей, активизировать словарный запас: смешивание, движение, притяжение.
3). Развивающие:
- развивать навык детей пользоваться алгоритмом, и, опираясь на него, делать простейший опыт самостоятельно;
- развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- закрепить умение работать с посудой;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
- закрепить умение работать с разными растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности, развивать умение мыслить, анализировать, делать вывод.
4). Социализация: Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, уверенность в себе; развивать любознательность, внимательность, усидчивость; умение работать в коллективе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.
5). Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь;
- воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
Методы обучения: наглядный, игровой, исследовательский (опыты, словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Ожидаемый результат: умение детей делать выводы.
Оборудование: сахар, соль, подсолнечное масло, вода, посуда для проведения опытов, молоко, кисти, бумага, клей, карандаш, вата, пластилин, воздушный шарик.
Коммуникация: Обогащать и развивать словарный запас детей.
Безопасность: Закреплять умение работать с растворителями, соблюдая необходимые меры безопасности.
Труд: развивать навыки проведения лабораторных работ, закреплять умение работать с посудой.
Художественная литература: Развивать логическое мышление и память.
Здоровье: Развивать и активизировать слуховое внимание; сохранять и укреплять физическое, психическое здоровье детей.
Коррекционные: Развивать зрительномоторную координацию, глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз; развивать зрительное, осязательное, обонятельное и слуховое восприятие, ориентировку в процессе передвижения.
Предварительная работа.
1. Беседа о воде, её роли в жизни человека, «Значение воды в природе».
2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», иллюстрации с изображением водоёмов, водохранилищ.
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка»
5. Чтение художественной литературы.
6. Наблюдения за состоянием воды во время прогулок.
7. Создание копилки «Секреты Капельки» (мнемотаблицы – свойства воды).
Оборудование.
Демонстрационный материал:
1. Фонтан.
2. Мольберт.
3. Глобус.
4. Снимки с изображением воды, водохранилищ,водоемов.
Раздаточный материал:
1. Прозрачные, пластмассовые стаканы.
2. Пластмассовые ложки.
3. Пластмассовые тарелки.
4. Пипетки.
8. Детские белые шапочки.
9. Вещества, которые будут растворять в воде: сахар, соль, масло подсолнечное.
10. Трубочки-соломки.
Ход:
Воспитатель:
Приветствие: дети заходят в две колонны:
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребенку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева)
Скорей становись со мною в кружок!
Давай улыбнемся и скажем: «Привет»
Солнцу: «Привет!»
Гостям всем: «Привет!».
Дети садятся на свои места.
Воспитатель:
Ой, ребята, что сегодня утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает картинку капельки)
Говорит, мне чудо гостья,
Вот любуюсь свысока,
Нравится мне ваша Земля,
Голубая и большая.
Воспитатель:
Ребята, капелька загадала нам загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя вам без …. (Воды)
Воспитатель: - Правильно без воды, значит, о чём мы сегодня будем говорить? (о воде).
Воспитатель: ой, я что-то нашла. Хотите узнать, что скрывается под материей?
(Стоит накрытый материей глобус).
Дети: Да.
Воспитатель: тогда отгадайте загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: глобус.
Воспитатель: (Достаёт глобус). Верно. Что такое глобус?
Дети: Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель: Верно. Что мы можем увидеть на нашей планете Земля, посмотрев на её модель (глобус)
Дети: Моря, океаны, горы, реки, страны, сушу.
Воспитатель: почему на глобусе очень много синего цвета?
Дети: Синий цвет – это вода: моря, океаны, озёра, реки.
Воспитатель: для чего нам нужна вода?
Дети: Вода нужна, чтобы пить, стирать, поливать растения, мыться, мыть посуду….
Воспитатель: Кому нужна вода?
Дети: Человеку, растениям, птицам, животным, насекомым.
Воспитатель: Давайте прочитаем нашим гостям стихотворение о воде, которое мы знаем.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру. Человеку нужна вода пресная. Что вы знаете о пресной воде?
Дети: Пресная вода — это вода без солей.
Воспитатель: А в морях, в океанах вода какая?
Дети: Солёная.
Воспитатель: жить в такой воде, и питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, Питьевую воду нужно беречь.
Воспитатель: предлагаю немного отдохнуть (проводится физкультурная минутка).
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем проводить опыты по исследованию воды, и её свойств. Прежде чем мы приступим к исследованиям, нам нужно надеть специальную одежду (надевают фартуки).
А пришла капелька к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе. Только найти их не смогла.
Воспитатель: - Ребята, давайте покажем Капельке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
Дети в группе находят капельку в уголке природы: возле растений. Цветы надо поливать, без воды завянут, им нужна вода.
Около раковины (мойки) находят капельку: помощнику воспитателя нужна вода, чтобы мыть посуду.
У стола, на котором стоит графин с водой, находят капельку, вода нужна, чтобы мы могли её попить.
В туалетной комнате находят капельку, вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо.
Воспитатель: Молодцы ребята.
- Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем, с ребятами их беречь.
Воспитатель: Давайте пройдем в лабораторию и пригласим с нами Капельку. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- Не шуметь – этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с посудой.
- Слушать внимательно воспитателя.
- Закончив наблюдение, сделать вывод.
Опыт № 1 «Вода не имеет форму и вода - жидкость».
Воспитатель: у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Воспитатель: если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в тарелку, стакан.
(Самостоятельная работа детей)
Воспитатель: итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в стакан? Какую форму она принимает?
Дети: форму стакана.
Воспитатель: а что произошло с ней, когда мы её налили в тарелку?
Дети: вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили –стакана и тарелки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают (используем модель, которая символизирует это свойство воды. Вывешиваем его на доску).
Воспитатель: Что происходит с водой, когда мы переливаем воду из одного сосуда в другой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Вывод: Вода – это жидкость.
Опыт №2 «Вода прозрачная»
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. Возьмем палочку и поставим его в стакан с водой. Нам, видно, палочку? (ответы детей). А теперь поставим палочку в стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Воспитатель: В каком стаканчике видна палочка? Правильно, в стаканчике с водой, а почему с водой видна палочка, а с молоком нет?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Вывод: Вода бесцветная, не имеет цвета.
Опыт № 3 «Вода – Растворитель и у воды нет вкуса».
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас отгадать загадки., чтобы провести наш следующий опыт. Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (Сахар)
Воспитатель: Вторая загадка:
В воде родится, воды боится. (соль)
Воспитатель: третья загадка:
Жёлтое, а не солнце, льётся, а не вода, на сковороде - пенится, брызгает и шипит. (масло). Ребята, понюхайте масло, какое оно ароматное, это подсолнечное масло, его добавляют в салаты и другие блюда, на нем жарят мясо, пирожки, картошку
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель предлагает детям взять трубочку для коктейля и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно, чистая вода не имеет вкуса. Вода безвкусная, не имеет вкуса.
Воспитатель: давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с сахаром, если мы его опустим в воду. Возьмите стакан с водой. Положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?
А теперь возьмите трубочки-соломки и попробуйте на вкус. Что изменилось! (у воды появился вкус, вода стала сладкая).
Воспитатель: Теперь возьмите другой стакан и насыпьте в него ложку соли, размешиваем аккуратно, не спеша, медленно, по кругу, и следим глазами за солью. Что получается, растворилась соль в воде или нет! (соль растворилась в воде). А теперь возьмите трубочки-соломки и попробуйте на вкус. Что изменилось! (у воды появился вкус, вода стала солёная). Какой вывод можно сделать? (соль и сахар растворились в воде и вода приняла вкус того вещества, который добавили в воду).
Ребята, как вы думаете, а все ли вещества могут растворяться в воде! Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль!
Возьмите, пожалуйста, стакан с чистой водой и с помощью пипетки добавьте несколько капель масла. Что произошло с маслом в воде? (масло плавает на поверхности воды жёлтыми капельками). А теперь попробуйте помешать ложкой, изменилось что-нибудь, растворилось масло в воде или нет! (нет, масло так же плавает на поверхности воды).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким новым свойством воды вы познакомились! (вода одни вещества может растворять, а другие нет).
Опыт №4: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха (вешаю символ).
Воспитатель: ребята мы с вами сказали, что вода нужна человеку и животным, они погибнут, ели не будут пить воду. Давайте подумаем, кому еще нужна вода?
Дети: Вода нужна еще и растениям.
Воспитатель: правильно, вода нужна растениям. Если их не поливать, что может произойти с ними?
Дети: Растения без воды засохнут.
Воспитатель: Какие вы молодцы, все знаете. Правильно, растения засохнут. Смотрите сами. Перед вами два горшка с цветами, один растет весь красивый и зеленый, а другой засох. Почему они разные?
Дети: зеленые цветы поливали водой и они живые, а другие цветы не поливали и они засохли.
Воспитатель: правильно.
Воспитатель: Дети, вы наверное немного устали, давайте отдохнем и проведем с вами пальчиковую гимнастику:
«Как мы маме помогали»
Раз, два, три, четыре. (дети сжимают и разжимают кулачки)
Мы посуду маме мыли: (потереть одной ладошкой о другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (Дети загибают пальчики, начиная с мизинца)
Мы посуду маме мыли: (потереть одной ладошкой о другую)
Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился, носик чайник отбился, ложку мы чуть чуть сломали. ( загибают пальчики начиная с мизинца)
Вот как маме помогали! (сжимают и разжимают кулачки).
Воспитатель: молодцы, ребята.
Воспитатель: А теперь поговорим еще об оном свойстве воды. Мы с вами сказали, что вода – жидкость. Может ли вода быть твердым?
Дети: да, может.
Воспитатель: это как, кто расскажет.
Дети: если воду заморозить, получится лед, а он твердый.
Воспитатель: (раздает детям кусочки льда), правильно, ребята. Лед та же вода, только в твердом виде. Мы превратили жидкость в твердое состояние.
Воспитатель: а можем ли лед превратить в жидкое состояние?
Дети: да, нужно нагреть лед на плите или в ладошке и он растает и превратиться обратно в жидкое.
Воспитатель: Возьмите лед, какой он, кто мне ответит?
Дети: Холодный, твердый.
Воспитатель: хорошо, давайте превратим его в жидкую воду.
Дети растапливают лед в руках.
Воспитатель: Лед холодный, ладошки у вас теплые, получается вода. Лед мы нагреваем и водичку получаем. А как из воды сделать обратно лед?
Дети: Поставить в морозилку.
Воспитатель: правильно, надо охладить жидкость и вода станет льдом. Ребята, у нас были маленькие кусочки льда и мы их смогли растопить в ладошке. А, если взять такой лед? (демонстрирует лед, замороженный в стакане) как его превратить в воду?
Дети: Чтобы растопить такой большой лед, его надо нагреть на плите.
Воспитатель: правильно, надо поставить на горячую плиту и лед превратиться в жидкую воду. Мы с вами лед нагревали в ладошке, на плите. А как еще можно нагреть лед? Что еще дает тепло ?
Дети: тепло дает солнышко и огонь.
Воспитатель: правильно, ребята. И солнышко согреет, и огонь. (демонстрирует стакан с водой и спрашивает) что будет, если мы будем дальше нагревать воду?
Дети: вода станет горячей.
Воспитатель: правильно, если еще сильнее нагреть воду?
Дети: вода начнем испаряться.
Воспитатель: давайте проведем еще один опыт и посмотрим, что произойдет.
Воду нагревают в чайнике, вода кипит, появляется пар.
Воспитатель: ребята, смотрите внимательно, что появилось над чайником?
Дети: пар.
Чайник кипит и воды становится меньше.
Воспитатель: ребята, куда исчезает вода?
Дети: вода испарилась, превратилась в пар.
Воспитатель: вода испаряется, испаряется, превращается в пар, если ее сильно нагревать.
Какие выводы делаем: вода была жидкой, потом превратилась в лед, стала твердой, из твердого состояния прератили обратно в жидкое, а из жидкого состояния в пар. Посмотрите на пар. Какой он?
Дети: пар легкий, как воздух, прозрачный.
Воспитатель: давайте немного отдохнем и поиграем и поиграем в игру. Давайте вспомним, как мы изображали лед? (дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются) как мы изображали воду? (дети плавают) как изображали пар? (дети поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося «ф-ф-ф-ф»)
Молодцы, итак, начнем: лед растает, и тогда будет из него …(вода) (дети плавают)
если сильный, сильный жар, из водички будет …(пар) (дети поднимат руки и вращают кистями)
если пар вдруг охладиться, превратиться пар в ..(водицу) (дети плавают)
если холод вдруг придет, из водицы будет …(лед) (дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются)
очень хорошо, молодцы!
Ребята, что сегодня нового мы узнали в нашей лаборатории, с какими новыми свойствами воды вы познакомились! (вода может растворять одни вещества и не растворять другие; Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вода – добрый друг и помощник человека, без воды не возможно жить на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять!
Воспитатель: Правильно. Теперь мы с вами закрепим полученные знания с помощью рисования, но не простого, а через технику пластилинографии. Нарисуем тучку, дождик, цветы, солнышко и испарение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по теме: "Семья" в подготовительной группе с ЗПР
конспект занятия...
Конспект открытого просмотра Организованной образовательной деятельности в старшей группе По образовательной области «Художественное творчество»
Цель: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых, учить создавать изображения из бумаги; закреплять умение вырезывать из бумаги, сложенной в...
Конспект открытого просмотра интегрированной образовательной деятельности художественное творчество (рисование), познание, коммуникации (развитие речи) в средней группе Тема: "Золотой луг"
Конспект составлен с учётом требований ФГТ , в котором используется интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация» (развитие речи), «Худож...
Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание». Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Тема: «Загородки и заборы».
Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание».Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.Тема: «Загородки и ...
Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"
Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"...
Конспект открытого просмотра : « Познавательно – исследовательская деятельность через сказку.»
Конспект открытого просмотра : "Познавательно – исследовательская деятельность через сказку.»Тема :" Волшебная страна Цитрусовых"...
Конспект открытой образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Счёт в пределах 3»
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) Тема: «Счёт в пределах 3» Средняя группа....