Конспект открытого просмотра познавательно-исследовательской деятельности «Капелька и ее секреты».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Жангериева Мадина Муаедовна

проводила в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnitsa_voda.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого просмотра

познавательно-исследовательской деятельности «Капелька и ее секреты».

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами различных материалов посредством экспериментирования.

Задачи.

1). Познание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды:

- текучесть;

- вода может растворять вещества, но не все;

- объяснять детям, почему вода иногда нуждается в очистке (фильтрация).

2). Образовательные:

- закрепить у детей представления об основных физических свойствах различных видов жидкости и материалов;

- знакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы, текучесть, пар – тоже вода, вода-растворитель;

- продолжать учить детей пользоваться распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища;

- продолжать развивать речь детей, активизировать словарный запас: смешивание, движение, притяжение.

3). Развивающие:

- развивать навык детей пользоваться алгоритмом, и, опираясь на него, делать простейший опыт самостоятельно;

- развивать навыки проведения лабораторных опытов;

- закрепить умение работать с посудой;

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

- закрепить умение работать с разными растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности, развивать умение мыслить, анализировать, делать вывод.

4). Социализация: Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, уверенность в себе; развивать любознательность, внимательность, усидчивость; умение работать в коллективе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.

5). Воспитательные:

- воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь;

- воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.

Методы обучения: наглядный, игровой, исследовательский (опыты, словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Ожидаемый результат: умение детей делать выводы.

Оборудование: сахар, соль, подсолнечное масло, вода, посуда для проведения опытов, молоко, кисти, бумага, клей, карандаш, вата, пластилин, воздушный шарик.

Коммуникация: Обогащать и развивать словарный запас детей.

Безопасность: Закреплять умение работать с растворителями, соблюдая необходимые меры безопасности.

Труд: развивать навыки проведения лабораторных работ, закреплять умение работать с посудой.

Художественная литература: Развивать логическое мышление и память.

Здоровье: Развивать и активизировать слуховое внимание; сохранять и укреплять физическое, психическое здоровье детей.

Коррекционные: Развивать зрительномоторную координацию, глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз; развивать зрительное, осязательное, обонятельное и слуховое восприятие, ориентировку в процессе передвижения.

Предварительная работа.

1. Беседа о воде, её роли в жизни человека, «Значение воды в природе».

2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», иллюстрации с изображением водоёмов, водохранилищ.

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка»

5. Чтение художественной литературы.

6. Наблюдения за состоянием воды во время прогулок.

7. Создание копилки «Секреты Капельки» (мнемотаблицы – свойства воды).

Оборудование.

Демонстрационный материал:

1. Фонтан.

2. Мольберт.

3. Глобус.

4. Снимки с изображением воды, водохранилищ,водоемов.

Раздаточный материал:

1. Прозрачные, пластмассовые стаканы.

2. Пластмассовые ложки.

3. Пластмассовые тарелки.

4. Пипетки.

8. Детские белые шапочки.

9. Вещества, которые будут растворять в воде: сахар, соль, масло подсолнечное.

10. Трубочки-соломки.

Ход:

Воспитатель:

Приветствие: дети заходят в две колонны:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребенку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева)

Скорей становись со мною в кружок!

Давай улыбнемся и скажем: «Привет»

Солнцу: «Привет!»

Гостям всем: «Привет!».

Дети садятся на свои места.

Воспитатель:

Ой, ребята, что сегодня утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает картинку капельки)

Говорит, мне чудо гостья,

Вот любуюсь свысока,

Нравится мне ваша Земля,

Голубая и большая.

Воспитатель:

Ребята, капелька загадала нам загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя вам без …. (Воды)

Воспитатель: - Правильно без воды, значит, о чём мы сегодня будем говорить? (о воде).

Воспитатель: ой, я что-то нашла. Хотите узнать, что скрывается под материей?

(Стоит накрытый материей глобус).

Дети: Да.

Воспитатель: тогда отгадайте загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Дети: глобус.

Воспитатель: (Достаёт глобус). Верно. Что такое глобус?

Дети: Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель: Верно. Что мы можем увидеть на нашей планете Земля, посмотрев на её модель (глобус)

Дети: Моря, океаны, горы, реки, страны, сушу.

Воспитатель: почему на глобусе очень много синего цвета?

Дети: Синий цвет – это вода: моря, океаны, озёра, реки.

Воспитатель: для чего нам нужна вода?

Дети: Вода нужна, чтобы пить, стирать, поливать растения, мыться, мыть посуду….

Воспитатель: Кому нужна вода?

Дети: Человеку, растениям, птицам, животным, насекомым.

Воспитатель: Давайте прочитаем нашим гостям стихотворение о воде, которое мы знаем.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру. Человеку нужна вода пресная. Что вы знаете о пресной воде?

Дети: Пресная вода — это вода без солей.

Воспитатель: А в морях, в океанах вода какая?

Дети: Солёная.

Воспитатель: жить в такой воде, и питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, Питьевую воду нужно беречь.

Воспитатель: предлагаю немного отдохнуть (проводится физкультурная минутка).

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем проводить опыты по исследованию воды, и её свойств. Прежде чем мы приступим к исследованиям, нам нужно надеть специальную одежду (надевают фартуки).

А пришла капелька к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе. Только найти их не смогла.

Воспитатель: - Ребята, давайте покажем Капельке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Дети в группе находят капельку в уголке природы: возле растений. Цветы надо поливать, без воды завянут, им нужна вода.

Около раковины (мойки) находят капельку: помощнику воспитателя нужна вода, чтобы мыть посуду.

У стола, на котором стоит графин с водой, находят капельку, вода нужна, чтобы мы могли её попить.

В туалетной комнате находят капельку, вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо.

Воспитатель: Молодцы ребята.        

- Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем, с ребятами их беречь.

Воспитатель: Давайте пройдем в лабораторию и пригласим с нами Капельку. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь – этим мы мешаем другим.

- Аккуратно обращаться с посудой.

- Слушать внимательно воспитателя.

- Закончив наблюдение, сделать вывод.

Опыт № 1 «Вода не имеет форму и вода - жидкость».

Воспитатель: у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.

Воспитатель: если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в тарелку, стакан.

(Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в стакан? Какую форму она принимает?

Дети: форму стакана.

Воспитатель: а что произошло с ней, когда мы её налили в тарелку?

Дети: вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили –стакана и тарелки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают (используем модель, которая символизирует это свойство воды. Вывешиваем его на доску).

Воспитатель: Что происходит с водой, когда мы переливаем воду из одного сосуда в другой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Вывод: Вода – это жидкость.

Опыт №2 «Вода прозрачная»

Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. Возьмем палочку и поставим его в стакан с водой. Нам, видно, палочку? (ответы детей). А теперь поставим палочку в стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Воспитатель: В каком стаканчике видна палочка? Правильно, в стаканчике с водой, а почему с водой видна палочка, а с молоком нет?

Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.

Вывод: Вода бесцветная, не имеет цвета.

Опыт № 3 «Вода – Растворитель и у воды нет вкуса».

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас отгадать загадки., чтобы провести наш следующий опыт. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает. (Сахар)

Воспитатель: Вторая загадка:

В воде родится, воды боится. (соль)

Воспитатель: третья загадка:

Жёлтое, а не солнце, льётся, а не вода, на сковороде - пенится, брызгает и шипит. (масло). Ребята, понюхайте масло, какое оно ароматное, это подсолнечное масло, его добавляют в салаты и другие блюда, на нем жарят мясо, пирожки, картошку

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель предлагает детям взять трубочку для коктейля и попробовать воду.

Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно, чистая вода не имеет вкуса. Вода безвкусная, не имеет вкуса.

Воспитатель: давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с сахаром, если мы его опустим в воду. Возьмите стакан с водой. Положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?

А теперь возьмите трубочки-соломки и попробуйте на вкус. Что изменилось! (у воды появился вкус, вода стала сладкая).

Воспитатель: Теперь возьмите другой стакан и насыпьте в него ложку соли, размешиваем аккуратно, не спеша, медленно, по кругу, и следим глазами за солью. Что получается, растворилась соль в воде или нет! (соль растворилась в воде). А теперь возьмите трубочки-соломки и попробуйте на вкус. Что изменилось! (у воды появился вкус, вода стала солёная). Какой вывод можно сделать? (соль и сахар растворились в воде и вода приняла вкус того вещества, который добавили в воду).

Ребята, как вы думаете, а все ли вещества могут растворяться в воде! Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль!

Возьмите, пожалуйста, стакан с чистой водой и с помощью пипетки добавьте несколько капель масла. Что произошло с маслом в воде? (масло плавает на поверхности воды жёлтыми капельками). А теперь попробуйте помешать ложкой, изменилось что-нибудь, растворилось масло в воде или нет! (нет, масло так же плавает на поверхности воды).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким новым свойством воды вы познакомились! (вода одни вещества может растворять, а другие нет).

Опыт №4: «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха (вешаю символ).

Воспитатель: ребята мы с вами сказали, что вода нужна человеку и животным, они погибнут, ели не будут пить воду. Давайте подумаем, кому еще нужна вода?

Дети: Вода нужна еще и растениям.

Воспитатель: правильно, вода нужна растениям. Если их не поливать, что может произойти с ними?

Дети: Растения без воды засохнут.

Воспитатель: Какие вы молодцы, все знаете. Правильно, растения засохнут. Смотрите сами. Перед вами два горшка с цветами, один растет весь красивый и зеленый, а другой засох. Почему они разные?

Дети: зеленые цветы поливали водой и они живые, а другие цветы не поливали и они засохли.

Воспитатель: правильно.

Воспитатель: Дети, вы наверное немного устали, давайте отдохнем и проведем с вами пальчиковую гимнастику:

«Как мы маме помогали»

Раз, два, три, четыре.  (дети сжимают и разжимают кулачки)

Мы посуду маме мыли: (потереть одной ладошкой о другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (Дети загибают пальчики, начиная с мизинца)

Мы посуду маме мыли: (потереть одной ладошкой о другую)

Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился, носик чайник отбился, ложку мы чуть чуть сломали. ( загибают пальчики начиная с мизинца)

Вот как маме помогали! (сжимают и разжимают кулачки).

Воспитатель: молодцы, ребята.

Воспитатель:  А теперь поговорим еще об оном свойстве воды. Мы с вами сказали, что вода – жидкость. Может ли вода быть твердым?

Дети: да, может.

Воспитатель: это как, кто расскажет.

Дети: если воду заморозить, получится лед, а он твердый.

Воспитатель: (раздает детям кусочки льда), правильно, ребята. Лед та же вода, только в твердом виде. Мы превратили жидкость в твердое состояние.

Воспитатель: а можем ли лед превратить в жидкое состояние?

Дети: да, нужно нагреть лед на плите или в ладошке и он растает и превратиться обратно в жидкое.

Воспитатель: Возьмите лед, какой он, кто мне ответит?

Дети: Холодный, твердый.

Воспитатель: хорошо, давайте превратим его в жидкую воду.

Дети растапливают лед в руках.

Воспитатель: Лед холодный, ладошки у вас теплые, получается вода. Лед мы нагреваем и водичку получаем. А как из воды сделать обратно лед?

Дети: Поставить в морозилку.

Воспитатель: правильно, надо охладить жидкость и вода станет льдом. Ребята, у нас были маленькие кусочки льда и мы их смогли растопить в ладошке. А, если взять такой лед? (демонстрирует лед, замороженный в стакане) как его превратить в воду?

Дети: Чтобы растопить такой большой лед, его надо нагреть на плите.

Воспитатель: правильно, надо поставить на горячую плиту и лед превратиться в жидкую воду. Мы с вами лед нагревали в ладошке, на плите. А как еще можно нагреть лед? Что еще дает тепло ?

Дети: тепло дает солнышко и огонь.

Воспитатель: правильно, ребята. И солнышко согреет, и огонь. (демонстрирует стакан с водой и спрашивает) что будет, если мы будем дальше нагревать воду?

Дети: вода станет горячей.

Воспитатель: правильно, если еще сильнее нагреть воду?

Дети: вода начнем испаряться.

Воспитатель: давайте проведем еще один опыт и посмотрим, что произойдет.

Воду нагревают в чайнике, вода кипит, появляется пар.

Воспитатель: ребята, смотрите внимательно, что появилось над чайником?

Дети: пар.

Чайник кипит и воды становится меньше.

Воспитатель: ребята, куда исчезает вода?

Дети: вода испарилась, превратилась в пар.

Воспитатель: вода испаряется, испаряется, превращается в пар, если ее сильно нагревать.

Какие выводы делаем: вода была жидкой, потом превратилась в лед, стала твердой, из твердого состояния прератили обратно в жидкое, а из жидкого состояния в пар. Посмотрите на пар. Какой он?

Дети: пар легкий, как воздух, прозрачный.

Воспитатель:  давайте немного отдохнем и поиграем и поиграем в игру. Давайте вспомним, как мы изображали лед? (дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются) как мы изображали воду? (дети плавают) как изображали пар? (дети поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося «ф-ф-ф-ф»)

Молодцы, итак, начнем: лед растает, и тогда будет из него …(вода) (дети плавают)

если сильный, сильный жар, из водички будет …(пар) (дети поднимат руки и вращают кистями)

если пар вдруг охладиться, превратиться пар в ..(водицу) (дети плавают)

если холод вдруг придет, из водицы будет …(лед) (дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются)

очень хорошо, молодцы!

Ребята, что сегодня нового мы узнали в нашей лаборатории, с какими новыми свойствами воды вы познакомились! (вода может растворять одни вещества и не растворять другие; Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вода – добрый друг и помощник человека, без воды не возможно жить на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять!

Воспитатель: Правильно. Теперь мы с вами закрепим полученные знания с помощью рисования, но не простого, а через технику пластилинографии. Нарисуем тучку, дождик, цветы, солнышко и испарение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра Организованной образовательной деятельности в старшей группе По образовательной области «Художественное творчество»

Цель: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых, учить создавать изображения из бумаги; закреплять умение вырезывать из бумаги, сложенной в...

Конспект открытого просмотра интегрированной образовательной деятельности художественное творчество (рисование), познание, коммуникации (развитие речи) в средней группе Тема: "Золотой луг"

Конспект составлен с учётом требований ФГТ , в котором используется   интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация» (развитие речи), «Худож...

Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание». Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Тема: «Загородки и заборы».

Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание».Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.Тема: «Загородки и ...

Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"

Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"...

Конспект открытого просмотра : « Познавательно – исследовательская деятельность через сказку.»

Конспект открытого просмотра  : "Познавательно –   исследовательская деятельность  через  сказку.»Тема :" Волшебная страна Цитрусовых"...

Конспект открытой образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Счёт в пределах 3»

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) Тема: «Счёт в пределах 3» Средняя группа....