Разработка образовательной деятельности «Какие бывают насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Андрианова Ольга Валентиновна

Разработка образовательной деятельности «Какие бывают насекомые» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательная беседа 113.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Мошковский ЦО»

структурное подразделение детский сад «Ромашка»

Познавательная беседа в старшей группе

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/29/k_592c1b8c3b299/419279_1.png

Выполнила:

Андрианова Ольга Валентиновна

воспитатель первой

квалификационной категории

Мошково  2022 год.

Цели:

- обогащение словаря по теме «Насекомые»

- развитие познавательных способностей детей

- формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения

- воспитание экологической культуры

1. Обучающие задачи:

-обобщать представления детей о многообразии насекомых

-закреплять знания я об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера); природных и построенных человеком жилищах

-упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);

-уточнить представления о пользе насекомых

-развивать сообразительность, формировать образное мышление

Речевые задачи:

-упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

-учить согласовывать числительные с существительными

Развивающие задачи:

-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам

-развивать интерес к жизни насекомых

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Развивающая среда: картинки и иллюстрации с изображением насекомых, наглядное пособие "Насекомые", аудиозапись "Танец бабочек" М. Красева; книга о природе "Чудо на ладони", графическая модель насекомого, пластилин.

ХОД БЕСЕДЫ

Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие "Насекомые", дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.

-- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?» Вот  мы и пришли в гости к шестиногим друзьям. Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (о насекомых)

- Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых? (У всех насекомых по шесть ног.  Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко)

- А что ещё есть у насекомых? (На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья)

- Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?

(С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться)

- Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?

(Ходят жуки, у которых нет крыльев, прыгает кузнечик)

- Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше.

- Ребята, а чем питаются насекомые? (Цветочным нектаром, листьями)

- Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами, мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)

- Потому что они выделяют "молочко", только не белое, а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.

ФИЗМИНУТКА

 «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!

Д/И "КТО ГДЕ ЖИВЁТ".

Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого. Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.

- Как окраска помогает насекомым?

Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций) У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает.

- Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)

Поиграем в игру "ХОРОШО - ПЛОХО".

Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей)

Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)

Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

ИТОГ. Ребята о ком мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали? Я предлагаю Вам слепить насекомое. (дети по выбору лепят насекомое). Звучит аудиозапись "Танец бабочек" М. Красева.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : «Какие бывают насекомые»

Конспект непосредственно образовательной деятельности...

Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию с инновационными технологиями «Какие бывают насекомые»

Программные задачи: -Систематизировать  знания детей о многообразии насекомых. -Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего  строения   (жук...

Конспект образовательной деятельности: "Какая бывает зима?"

Образовательная деятельность в подготовительной школе группе по познавательному развитию...

Конспект образовательной деятельности: "Какая бывает вода"

Конспкет образовательной деятельности в старшей группе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Какой бывает транспорт"

                                                    КОНСПЕКТ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ. ДЕНЬГИ, КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ. ДЕНЬГИ, КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?» для детей с  6-7 лет, группа компенсирующей н...