Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Русское гостеприимство, традиции чаепития».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе
«Русское гостеприимство, традиции чаепития».
Задачи:
- углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития;
воображение;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.
- развивать внимание и память, логическое мышление и
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе
«Русское гостеприимство, традиции чаепития».
Задачи:
- углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития;
воображение;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.
- развивать внимание и память, логическое мышление и
Развивающая среда: мультимедийная установка, музыкальный центр, запись китайских и русских мелодий; ларец (шкатулка); чай в различной расфасовке, самовар, чайная посуда, атрибуты для чаепития, одноразовые пронумерованные тарелки, лупы (по количеству детей); логотип «Зал дегустаций», политическая карта мира, зеленые листочки на липучках.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, музыка, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы.
Содержание НОД.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз, он в ларце (показываю ларец). Ой, а здесь – маленькие мешочки. Возьмите по одному мешочку, потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Я вам подскажу, что лежит в мешочке. Будьте внимательны.
Восточное изобретенье –
К нему желательно варенье.
Но если такового нет,
Сойдет и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит вашу душу,
Согреет зимнею порой. Что это?
Дети: это чай.
Воспитатель: Да. Действительно – это чай, прекрасный и полезный напиток. Сегодня мы поговорим о нем. Кто назовет Родину чая? (Китай)
Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. (Слайд о китайском императоре под китайскую музыку). (Слайд № 1)
Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения (Слайд № 2) китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котелок несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая, и это было первое в мире чаепитие.
В древности чай ценился очень дорого.
Сначала его употребляли как лекарство. Какие лекарственные свойства есть у чая? (Дети отвечают). (Он помогает при простуде, болях в животе, головной боли, снимает усталость, чаем поласкают рот).
(Показ слайдов о чайных кустарниках и деревьях, сборе чая).
Чайные деревья достигают в высоту 15 метров (Слайд № 3, №4, а вот перед вами чайные кусты (Слайд №5, № 6). Сбором чайных листьев, в основном, занимаются женщины (№7, потому что у них ловкие и нежные пальцы. Считается, что аромат женских рук не портит запаха чая. (Слайд № 8).
В древнем Китае чайные листья обжаривали, измельчали, превращали в пасту и из нее делали маленькие лепешки (они умещались на ладони) (Слайд № 9, которые ценились дороже золота. После сбора, чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, коробки и доставляют в магазины (Слайд № 10). В нашей коллекции присутствуют различные упаковки: металлические сувенирные банки, пакетики, нарядные коробки.
Какой чай вы пьете дома чаще всего? Да, сейчас очень популярны чайные пакетики (Слайд №11). А вы знаете, кто же придумал чай в пакетиках? Изобрели пакетики в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шелка, ссыпал туда небольшими порциями чай и возил его в такой упаковке в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо так, в пакетиках, окуная их прямо в чашку. Так появился чай в пакетиках.
Ребята, мы вспомнили родину чая, познакомились с правилами его сбора и упаковки. А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнемся.
(Физкультминутка).
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик).
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие - бедняжки.
(«Пружинка», одна рука на поясе).
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
(Кружимся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки.
(Потянуться, руки сомкнуть над головой).
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг руками).
Ребята, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, для исследования чая.
Вы видите перед собой тарелки. Пододвиньте их поближе к себе, возьмите лупы и исследуйте содержимое в отделении под номером 1 и 2. Сравните их.
Дети: В тарелке №1 – чай черный, а в тарелке №2 – зеленый.
Как вы определили?
Дети: по цвету. Еще чем отличается чай в отделениях №1 и № 2.
Чай называют черным из-за его цвета (Слайд № 12). Такой чай приготовить непросто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Их сортируют по размеру и вялят на теплом воздухе. Затем, скручивают и сушат. После сушки получается вот такой черный рассыпчатый чай.
Как вы думаете, как же получается зеленый чай? (Ответы детей). Зеленый чай готовят из таких же чайных листочков, что и черный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому чаинки у него крупные и зеленые. (Слайд № 13). А каким еще бывает чай? (Ответы детей). Правильно. Чай бывает красный (Слайд № 14). Он имеет богатый вкус и аромат. Его называют чаем церемоний. Есть еще желтый чай (Слайд № 15). Он близок к зеленому, у него мягкий бархатистый вкус. Он очень крепкий. Желтый чай очень дорогой, дороже всех остальных сортов чая.
А теперь, давайте рассмотрим содержимое тарелки № 3. Пододвиньте ее поближе. Рассмотрите все в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Только ли листочки чая находятся на тарелке? Что вы еще видите? Что на твоей тарелке?
(Воспитатель расспрашивает детей. (содержимое на тарелках разное).
-На моей тарелке вместе с чаем лежат кусочки фруктов.
-А у меня чай перемешан с лепестками цветов.
Действительно, чай бывает с разными добавками (Слайд № 16, и от добавок меняется вкус чая.
Вы отлично справились с заданием.
А сейчас давайте встанем вокруг нашей карты и отметим на карте родину чая - Китай.
Как вы думаете, что нужно, чтобы вырос хороший чай?
Дети: тепло, солнце, вода, чистый воздух, много влаги.
А в каких странах еще растет чай?
Дети: в Индии, Японии, Турции (прикрепляют листочки).
А в нашей стране где-нибудь растет чай? (Ответы детей). В России чай растет в Краснодарском крае. В Россию завезли чай из Китая, очень давно. Он стал национальным напитком.
Русские люди изобрели специальный сосуд для кипячения воды для чая.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Показывает самовар и слайды с изображением старинных и современных самоваров № 17 - № 23).
Ребята, а вы дома пьете чай? А кто знает, как правильно заваривать чай? (ответы детей). И так: сначала нужно согреть пустой заварочный чайник. Для этого обдают его (3-4 раза) кипятком. Так из чайника удаляются посторонние запахи, а аромат чая усиливается. Когда вода закипает, в чайник закладывают заварку и сразу заливают кипятком на треть или до половины. Чайник плотно закрывают крышкой, накрывают льняной салфеткой и настаивают (до 15 мин). Разбавлять чай и оставлять в чайнике на хранение не стоит. Чай нужно пить свежезаваренным. Недаром восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму».
У русского народа есть много пословиц и поговорок о чае, назовите их.
Дети: Выпьешь чайку - забудешь тоску.
Чай пьешь – до 100 лет доживешь.
Если чай не пьешь, где силы берешь.
Чай пить – не дрова рубить.
Чай человеку подать, уважение оказать.
В России чаепитие обычно устраивалось по поводу торжественных событий, праздников. За чаем общались с друзьями, родственниками, вели интересные беседы. Чай пили не наспех, а с чувством. Разговоры вели неторопливо, степенно. Чай пили утром, в полдень, и обязательно в 4 часа. Пили его и вечером, и когда взгрустнется, и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, вареньем, а главное – с удовольствием, причем любили чай крепкий, настоистый и горячий. Если гость, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился, так он делал передышку. А вот когда он переворачивал стакан вверх дном, клал на него остаток сахара и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и не какие уговоры уже не помогут. Во время чаепития гость следил, как ему наливали чай.
Если стакан наливали не доверху, он тут же просил долить еще, чтобы «жизнь была полнее».
Выпив чай, занимались различными делами, в том числе играли в русские народные хороводные игры, пели песни, одну из них мы сейчас споем. (Песня «Русская изба»)
А сейчас я приглашаю вас в избу, для того чтобы, превратится в дегустаторов и отведать разные сорта чая.
Мы – дегустаторы. А вы знаете кто такие дегустаторы? (Дети высказывают свои предложения).
Дегустаторы – люди, которые пробуют еду и напитки на вкус и определяют их качество. Я для вас заварила чай, предлагаю его попробовать и определить, что это за чай и какой у него вкус.
(Дети пьют чай с разными добавками из прозрачных чашек.) Спрашиваю, какой они пьют чай.
А теперь давайте поиграем, придумаем определения к слову «чай». Я начинаю, а вы продолжайте. Чай ароматный. ( Дети продолжают: вкусный, горячий, крепкий, терпкий, сладкий и т. Д.) Вы отлично справились с задачей, как много интересных, точных слов подобрали к слову чай.
Ребята, посмотрите, у меня два бокала чая, сравните его. А что у меня на блюдце? (Лимон). А теперь посмотрите, что я сейчас сделаю. (Я опускаю дольку лимона в чашку с чаем, посмотрите, что произошло с чаем, в который я добавила лимон? Изменился ли цвет чая? Какой вывод можно сделать? - Лимон осветляет чай
Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего?
Поскольку чай один из любимых напитков в нашей стране, русские люди сочинили много частушек о чае. (Чайные частушки)
На память о нашей встрече, я хочу подарить вам мешочки с чаем. А гостям мы подарим памятки о пользе чая.
Приглашаю всех на чаепитие.
Частушки про чай
На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так пропойте ж под чаек
Чайные частушки!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!
Подавай мне чашку чая.
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
Самоварчик разогреем,
Чаю с травкой заварим.
Кто недугом заболеет
Приходите, напоим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»
Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.
В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Приобщение детей к государственной символике РФ нашло отражение в работе с детьми нашего детского сада. В результате прод...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы на тему "Путешествие по пустыни".
Уточняются представления детей о пустыни и о его обитателях...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Русский народный костюм"
Знакомство детей с русским народным костюмом....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка — матрешка»
Чернова Оксана ИгоревнаКонспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка — матрешка»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средне...