Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный олень, лось; познакомить с некоторыми особенностями приспособления животных к зиме (заяц, белка – меняют шубку; у лисы на лапах, как сапожки, вырастает густая шерсть; у волка шерсть становится густой и теплой; у северного оленя, лося более широкие копыта, которые не проваливаются в снег).
Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе; белка, заяц - меняют шкуру; медведь накапливает жир, и всю зиму спит).
Активизировать и расширять словарь признаков: медведь – косолапый, бурый, неуклюжий; белка – заботливая, трудолюбивая, рыжая, пушистая; заяц – трусливый, длинноухий, пугливый; лиса – рыжая, хитрая, пушистая; хищные и травоядные; продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные (волчий, лисий, олений, беличий, медвежий).
2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Продолжать формировать слухо-моторную координацию, слуховое внимание.
3. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, стремление помогать в трудных условиях (помощь людей животным).
Демонстрационный материал: презентация «Животные Севера», схемы изображения елочек, схематическая модель пищи травоядных, схематическая модель пищи хищников.
Раздаточный материал: перфокарты, фломастеры.
Предварительная работа:
Чтение: Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Н.Сладков «Медведь и солнце»,
Н. Павлова «Белые шубки», «Зимняя пирушка»; якутские народные сказки о животных «Лиса и медведь», «Как почернел кончик хвоста у горностая», «Волк и лиса».
Наблюдения за белкой на прогулке.
Беседа «Как животные приспособились к зиме».
Рисование «Наш любимый мишка», «Сказки о животных».
Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».
Рассматривание серии картин «Животные Севера».
Дополнительный материал: дидактическая игра «Узнай чей след», ватман, фонограммы ветра и вьюги, готовое тесто или пластилин, 4 остро заточенных карандаша, 4 фломастера с крышками, 2 пластмассовых крышки.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I. Организационный момент. | Педагог вносит посылку и объясняет, что обнаружила ее утром у дверей группы. В ней была книга (демонстрирует книгу о животных), но кто и для чего ее прислал не понятно. Педагог показывает рисунок, вложенный в книгу, и предлагает детям подумать, что бы это значило.
Педагог: - Когда и где можно наблюдать следы животных?
| Дети рассматривают книгу и убеждаются, что письма в книге нет.
Дети рассматривают рисунок и приходят к выводу, что это следы животных.
Предположительные ответы детей. (зимой, на снегу) |
II. Основная часть.
| 1. Словарная работа Педагог предлагает детям прочитать «письмо на снегу» и выяснить, кто написал это странное письмо и для чего.
На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу. Педагог: - Какое животное у тебя спряталось?
- Расскажи о нем ?
- Теперь мы знаем, кто спрятался, и кто какие следы оставил. Так чьи же это следы? |
Дети выбирают дорожки, рассматривают следы и отправляются в путь.
- Волк, лиса, белка, заяц, медведь, северный олень.
- Волк – серый, зубастый, злой; лиса – хитрая, пушистая, рыжая; белочка – заботливая, трудолюбивая, хлопотливая; заяц - трусливый, пугливый, боязливый; медведь – неуклюжий, косолапый, неповоротливый; олень - быстрый, рогатый, добрый, гордый. - Волчьи, лисьи, беличьи, заячьи, медвежьи, оленьи. |
2. Введение в тему. Беседа по теме Педагог: - О ком вы сейчас рассказывали? - Где живут эти животные?
- Как вы думаете там, где живут эти животные - холодно или тепло? Педагог: - Животные, живущие в холодных климатических условиях называются северными животными. (презентация «Животные Севера»)
- Эти северные животные обитают в дикой природе или за ними ухаживает человек? - Какие это животные?
Педагог предлагает детям на листе ватмана нарисовать модель леса, и разместить своих животных. (Схемы изображения елей).
Педагог: - Зима – это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. - Как готовятся животные к зиме?
(Демонстрация картинки зимнего и летнего зайца) - Заяц меняет серую шубку на белую, что бы зимой не быть заметным на снегу, ведь у зайчишки так много врагов. Это и лиса, и волк, и куница. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. Почему зайцы питаются ночью? (Демонстрация картинки зимней и летней белки) - Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Она приготовила на зиму запасы: шишки, орешки, сушеные грибы. Прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк белка, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
Психогимнастика «Белочка» Включается фонограмма тихого ветра. Педагог предлагает детям попрыгать и порезвиться как белочка. Звучит фонограмма вьюги. «Белочки» сворачиваются в клубок и замирают. Повторить 2 -3 раза.
Педагог: -Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, и они не мерзнут. У волка за лето и осень отрастает шерсть, и становится густой и теплой. (Демонстрационный материал к рассказам о животных) Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. Они запасов не делают, голодно бывает им порой. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам. Почему?
- Бурый медведь наедается за лето, копит побольше жира под шкурой, чтобы всю зиму спокойно спать в берлоге, где уютно и тепло. Северные олени, лоси питаются ветками, корой деревьев и кустарников, мхами и лишайниками. Во время непогоды прячутся в глубоком снегу. Из укрытия видны только голова и спина. У северных оленей широкие копыта. Для чего оленю такие копыта?
- Чтобы выяснить это, проведем опыт.
Из теста, приготовленного заранее и положенного в целлофановый пакет или пластилина, делают две приблизительно одинаковые лепешки, толщиной 1-1,5 см. Для опыта, заранее изготавливают два предмета с разной площадью опоры. Например, к одной их двух одинаковых пластмассовых крышек пластилином крепятся четыре остро заточенных карандаша, к другой - четыре закрытых фломастера. Каждый из полученных «столов» поставить на лепешку. Сверху положить одинаковые грузы. После этого грузы убрать и рассмотреть следы, оставленные опорами. - Что вы заметили?
- Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта?
|
- О животных. Предположительные ответы детей. (Тайга, тундра) Предположительные ответы детей.
Предположительные ответы детей. -Дикие животные.
Дети рисуют модель леса, используя схемы изображения елей разными способами, и размещают своих животных.
Предположительные ответы детей.
Дети имитируют движения и состояние белочки.
По ходу беседы дети отвечают на вопросы педагога.
Предположительные ответы детей.
Предположительные ответы детей.
Дети определяют: «Там, где площадь опоры меньше, они оставили более глубокий след». Дети приходят к выводу: « Чтобы он меньше проваливался в снег». | |
3. Физкультминутка Заяц мчится, что есть мочи,
Заяц схорониться хочет.
То бежит он, то кружит…
Бедный он всего боится, Где укрыться ото зла От лисицы, от куницы,
От орлицы и орла,
Он боится даже белки
Певчей птицы, даже мелкой.
Уши – стрелы, хвост – сучок,
Прыгнув белкой и молчок. |
- изображают бег на месте; - закрывают лицо ладонями; - бег на месте, поворачиваются вокруг себя; - руки лодочкой у груди; - повороты вправо-влево, изображая хвост лисы и хвост куницы; - показывают крылья орла, широко расставив руки; - показывают ушки белки; - показывают клювик птицы, сложив пальцы; - показывают заячьи уши, вытянув руки вверх; - показывают беличий прыжок, а затем подносят указательный палец к губам, изображая молчание.
| |
4. Педагог: - В холодную зимнюю стужу, когда животным трудно добыть себе корм, на помощь приходят люди. Они подкармливают животных. Педагог предлагает детям определить, чем питаются разные животные. - Чем питаются заяц, белка, лось, олень?
- Как одним словом можно назвать эту пищу?
- Как называют животных, которые питаются растительной пищей?
- Чем питаются бурый медведь, волк, лиса? - Эти животные питаются мясом. - Как можно назвать этих животных? Педагог выставляет схемы изображения пищи травоядных и хищников и предлагает детям разложить картинки с изображением животных на две группы к схемам по типу питания. (картинный материал д/и «Узнай чей след» + модели типов питания животных). |
Дети называют виды корма. Дети обобщают и делают вывод – животные питаются растительной пищей, поэтому их называют травоядными.
Ответы детей.
- Они хищники. Дети выкладывают карточки с изображением животных к схемам. | |
5. Дидактическая игра: «Накорми животное» Работа с раздаточным материалом (перфокарты для каждого ребенка). | Дети работают по перфокартам. | |
6. Пальчиковая игра. Тук-тук-тук, тра-та-та, Что за стук в лесу с утра?
Кто простукивает ель снизу до макушки? Сначала белка вниз да вверх, белка-поскакушка. Поскакала-поскакала, никого не увидала. Тук-тук-тук, тра-та-та, Что за стук в лесу с утра? Кто простукивает ель снизу до макушки?
Скачет зайка скок-поскок, Скачет зайка серый бок. Он под деревом скакал, вверх головку не поднял. |
Дети постукивают указательными пальцами друг о друга. Дети сжимают левую руку в кулак, а указательными пальцами правой руки дотрагиваются поочередно до всех бугорков на тыльной стороне ладони. Движения повторяются. | |
III. Подведение итогов. | Педагог: - Теперь вы догадались, кто прислал нам эту книгу? Зачем?
С какими животными вы сегодня встречались? Что нового узнали о жизни животных? Что вам понравилось? |
Дети высказывают свои предположения. Предположительные ответы детей. Рассказывают, что им больше всего понравилось. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_5.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по звуковой культуре речи ( средняя группа ).
Тема : Знакомство со звуком С.
Программное содержание
Цели :
1.Познакомить детей со звуком С, показать его артикуляцию. Учить произносить звук С
изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.
2.Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи; умение говорить четко, громко, неторопливо.
3.Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука С в словах.
4.Развивать речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох.
5.Развивать воображение, память, внимание.
6.Развивать связную речь, ее выразительность.
7.Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.
8.Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
9.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Словарная работа : лес, самокат, колесо, оса, кусать, куст, автобус, самолет, стол, рисунок, солнышко, насос.
Формы организации :
- фронтальная работа,
- подгрупповая работа,
- индивидуальная работа.
Методические приемы :
1.Художественное слово.
2.Репродукция картины И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу ».
3.Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского « Айболит ».
4.Физминутка « Насос ».
5.Пальчиковые игры « Компот », « Солнышко ».
6.Словарная работа :
- обогащение словарного запаса,
- активизация словаря.
7.Поисково – исследовательская деятельность.
8.Использование игр по формированию лексико – грамматического строя речи :
- « Один – много »,
- « Назови ласково »,
- « Доскажи словечко »,
- « Кто больше? », ( нахождение предметов с заданным звуком ),
- « У кого – кто? »,
- « Кто внимательный? ».
9.Использование элементов театрализации ( кукла Мишутка ).
10.Использование наглядности :
- предметные картинки,
- игрушки.
11.Моделирование лесной полянки.
12.Беседа.
13.Использование загадок ( развитие мышления, воображения ).
14.Создание проблемной ситуации.
Оборудование :
1.Репродукция картины И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу ».
2.Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского « Доктор Айболит ».
3.Игрушки, в названии которых есть звук С : самолет, пистолет, насос, колесо, автобус, бусы, лиса, слон, собака, апельсин, ананас, сливы, абрикос.
4.Предметные картинки :
- тема « Фрукты » : апельсин, ананас, сливы, абрикос;
- тема « Транспорт » : самолет, автобус;
- тема « Птицы » : сорока, сова, соловей;
- тема « Насекомые » : оса;
- тема « Животные » : собака, свинья, лиса, слон.
5.Кукла Мишутка.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед. Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского « Айболит » : « Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит …И пришла к Айболиту лиса: « Ой, меня укусила оса!». И пришел к Айболиту Барбос : « Меня курица клюнула в нос!».( на фланелеграфе иллюстрация к сказке ). Вдруг издалека доносится чье – то жалобное хныканье : « Ой – ой – ой, ай – ай – ай…».
Логопед. Ребята, вы слышите, кто – то плачет? Пойдемте посмотрим, может кому – то нужна наша помощь? ( Идет с детьми по группе и вдруг…Смотрите – лесная полянка. Ребята, слышите, плач доносится с полянки? Никого не видно…( игрушка Мишутка накрыт веточками и шишками. Пока дети рассматривают лесную полянку, логопед надевает на руку куклу ).
- Как тебя зовут малыш и почему ты плачешь?
- Я – а – а, Мишутка, а плачу, потому что мне больно.
- Что же у тебя болит, Мишутка?- спрашивает логопед, но Мишутка не отвечает.
- У тебя носик болит? – кукла не отвечает.
- У тебя ушко болит? – не отвечает.
- У тебя лапка болит? – но Мишутка молчит.
Логопед : « Ребята, спросите, пожалуйста, что же у Мишутки болит?» ( дети обращаются к кукле с вопросом и Мишутка отвечает: « У меня щека болит »).
Логопед : Ребята, давайте спросим у Мишутки, что случилось?
Рассказ Мишутки :
Я катался в лесу на самокате и нечаянно колесом наехал на куст с осиным гнездом. Осы рассердились и начали меня кусать. И теперь у меня щека распухла и болит. Скажите, ребята, а вы падали с самоката, когда учились кататься? ( ответы детей ). А я не знаю, что мне делать, как вернуться домой, колесо у самоката спустилось. Вы поможете мне накачать колесо? ( ответы детей ).
Физминутка « Насос » ( дети стоят полукругом ).
- Спасибо вам , мальчишки и девчонки, за помощь. Уф, я так устал и пить хочется. А вы хотите пить? Давайте вместе сварим вкусный компот!
Пальчиковая игра « Компот » ( проводится сидя на ковре, в корзиночке лежат муляжи фруктов ). Логопед приглашает детей: « Сядьте так, как вам удобно ».
- Будем мы компот варить, ( большим пальцем правой руки делаем круговые движения по ладошке левой руки ).
- Фруктов нужно много, вот! ( прижимаем к ладошке мизинчик )
- Будем сливу мы крошить, ( безымянный пальчик )
- Будем ананас рубить. ( средний пальчик )
- Апельсин отдаст нам сок ( указательный пальчик )
- И положим сахарок! ( пальцы прижаты к ладошке, большой пальчик смотрит вверх ).
Мишутка : Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки. Пойдемте посмотрим!
Отгадывание загадок. Логопед читает загадки детям. Тот, кто отгадал, берет со стола картинку и называет, что на ней изображено. ( Загадки и картинки на каждого ребенка ).
1.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая ( сорока ).
2.Где – то в Африке нужны,
Как транспорт, сильные…( слоны ).
3.Лежит – молчит, подойдет – заворчит ( собака ).
4.Хвост – крючком, нос – пятачком,
Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце ( свинья ).
5.Мы варенье наварили, никому не говорили.
Чудеса! Чудеса! Как проведала …( оса ).
6.Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках ( автобус ).
7.Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет ( самолет ).
8.Он соло пел среди ветвей,
Его назвали …( соловей ).
9.Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет ( лиса ).
Мишутка : Какие вы молодцы, столько знаете, так легко отгадываете загадки! Сейчас я проверю, какие вы внимательные.
Игра « Кто больше » : Посмотрите, как много у вас в группе игрушек, в названии которых есть звук С. ( нахождение игрушек, в названии которых есть заданный звук ).
Логопед. Ребята, обратите внимание, сколько раз мы с вами произнесли звук С, сколько слов со звуком С вы знаете!
Игра « Договори словечко » : ли – са, о – са, коле – со…
СА – СА – СА – самолет, оса.
СА – СА – СА – такса, колбаса.
СО – СО – СО – сокол, колесо.
СОК – СОК – СОК – поясок, носок.
СУ – СУ – СУ – сумку я несу.
СУ – СУ – СУ – лису найду в лесу.
СЫ – СЫ – СЫ – бусы и носы.
СЫ – СЫ – СЫ – косы и усы.
Мишутка : Ребята, какие вы веселые, дружные! А вам нравится играть? Давайте поиграем в мою любимую игру. Проводится игра « Один – много » ( дети делятся на две команды и садятся на стульчики. Логопед показывает карточки с изображением предмета или предметов, а дети отвечают ).
Мишутка. Вы так хорошо отвечаете, так четко, красиво произносите слова, так много знаете и умеете. А я еще маленький и многого не умею и не знаю. Ребята, я хочу научиться говорить ласковые слова. Вы мне поможете? ( ответы детей ).
Игра « Волшебный мешочек ». Каждый ребенок достает игрушку из мешочка и называет ее ласково ( игра « Назови ласково » ).
Мишутка. Спасибо вам , ребята! Теперь я умею произносить ласковые слова. И от этого мне хорошо и тепло, как – будто светит солнышко! И я хочу подарить вам свою любимую игру. Пальчиковая игра « Солнышко » :
- Нарисую солнышко на своей ладошке,
- Пусть оно сияет, хоть и понарошку! ( Указательным пальчиком правой руки рисуем круг на ладошке левой руки. Затем проводим лучики, начиная с мизинчика.).
Мишутка. Я рад, что у меня такие умные, добрые, веселые друзья! А мне пора домой и на прощание я хочу подарить вам раскраску « Солнышко» ( дарит детям рисунки ). Пусть оно вас всегда согревает и напоминает обо мне. Ребята, а как же я поеду? Ведь на самокате спустилось колесо. Вы поможете мне его накачать? ( ответы детей ).
Проводится физминутка « Насос » и Мишутка уезжает в лес на самокате.
Итог занятия.
Логопед. Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня играли? Правильно, со звуком С.
Мишутке очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво произносили слова со звуком С. Назовите предметы, в названии которых есть этот звук.
- Спасибо, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»
Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. подготовительная группа. тема:"Путешествия на озера Бойка"
создать условия для познавательный интереса детей через ознакомления с растительным миром Прибайкалья....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: "Вулканы"
Предварительная работа:1.Рассматривание иллюстраций.2Просмотр презентации "Вулканы"3.Вопросы к детям.Задачи:1. Познакомить детей с причиной извержения вулканов.2. Углублять представления о ж...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: Воздух и ветер
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: Воздух и ветер...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «Знакомство с театром»
Задачи:Формировать у детей представление о видах театра: ТЮЗе, театре Оперы и Балета, Драматическом театре; о крупнейших театрах России: Большом театре, Театре кукол имени С. Образцова, Мариинском в С...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «Домашние животные»
Конспект создан с целью обобщить и систематизировать знания детей о домашних животных. Т.к. занятие проводиться с детьми с различным уровнем познавательного развития, то и задания продуманы с уче...