Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы на тему "Путешествие по пустыни".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Уточняются представления детей о пустыни и о его обитателях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pustynya_konspekt_zanyatiya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по пустыни. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы.
Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей о пустыне и о его обитателях. Обратить внимание на особенности приспособления к условиям среды животных и растений. Изучить свойства песка, способствовать делать выводы. Развивать наблюдательность, любознательность, умение логически мыслить.
Предварительная работа: чтение книг о пустыне, рассматривание картин, проведение опыта на тему «Какая почва плодородная?».
Материалы и оборудования: ящик ощущений с песком, макет пустыни, картинки для рассказывания экологической сказки «Суховей и кактус» Л.Ф. Павленко, видеоматериал о пустыне, телевизор, глобус, для каждого ребенка стакан с водой, пустой стакан, ложка, воронка, 2 емкости с песком.
Ход занятия: Показываю детям ящик ощущений.
- Дети, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия. Чтобы узнать, что это, мы будем ощупывать руками (каждый ребенок, засунув руки в проем, ощупывает содержимое ящика, старается узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях.)
Прослушав ответы детей, открываю ящик, показываю детям песок.
- Теперь я предлагаю вам стать исследователями и пройти в лабораторию. Мы будем определять свойства песка. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места, располагайтесь поудобнее. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы.
1. Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок? (из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.)
2.Теперь проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде? (нет, песок осел на дне стакана.)
З.А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок? ( Да, песок пропускает воду.)
4.А сейчас попробуем сделать два вида песка. Как это можно сделать? (путем смешивания с водой.) В одну посуду с песком налейте немного воды. У вас получилось два разных песка. Один из них сухой песок, другой влажный.
5.Давайте, их сравним. Определим, какого они цвета (влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.)
6. Какой песок тяжелее? Возьмите в руки тарелки с песком, и определите, который из них тяжелее, а который легче? (влажный песок тяжелее)
7.Какой песок прилипает к рукам, липкий? (влажный песок)
8.Какой песок сыпучий? (сухой песок)
9.Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить? (из влажного песка)
10.Пересыпьте песок из одной емкости в другую (сухой песок легко пересыпается.)
- Давайте сделаем выводы. По итогам опытов, что вы можете сказать о песке, (песок состоит из песчинок, не растворяется в воде, хорошо пропускает воду, сухой песок - сыпучий, рыхлый, легкий, не прилипает к рукам, нельзя скомкать, влажный песок - липучий, не рассыпается, его можно скомкать )
Дети умывают руки.
-Дети, скажите пожалуйста, где можно встретить много песка? (на берегу реки, на стройке, в песочнице, в пустыне). Да, правильно, в пустыне очень много песка. Давайте, отправимся в пустыню. Закройте глаза, представьте себе, что вы в пустыне. (Перед детьми ставится макет пустыни.) Откройте глаза и скажите, что вы представили (рассказы детей).
Давайте, придумаем сказку о том, как образовалась пустыня.
«В некотором царстве, в солнечном государстве жили-были добрый дождик, лучистое солнышко, цветущее растение. У него были огромные зеленые листья, которые укрывали от зноя муравья и бабочку. Каждое утро, напившись чистой, прохладной воды, растение протягивало свои огромные зеленые листья навстречу солнечным лучам, чтобы приветствовать своего друга и поблагодарить за тепло и свет, которое оно щедро дарило. Ласковые, ослепительно белые лучики солнца согревали растение, и оно с каждым днем становилось все сильнее и сильнее. Узнал про эту дружбу злодей ветер по имени Суховей, и решил он поссорить наших друзей. Как? (ответы детей). Он коснулся волшебным кольцом солнца, и оно стало нещадно палить. Не забыл он заколдовать и дождик. Отослал его в дальние страны, за моря-океаны. Как вы думаете, что стало с нашими героями? (ответы детей). Под палящими лучами солнца растение стало гибнуть. «Пощади, не сжигай меня» - просило растение. Но солнце не слышало этих просьб и продолжало посылать свои огненные лучи на землю. Что стало с землей, растением, насекомыми? Земля высохла и покрылась трещинами, насекомые покинули эту землю, а растение стало совсем слабым и просило помощи. Представьте, что вы добрые волшебники. Что могли бы вы предложить в качестве помощи? (ответы детей). Дети, а вы хотите, чтобы растение помог спасти себя сам? Давайте, вспомним, какими качествами обладало растение. Заполнение таблицы символами.
Качества | Антикачества |
Огромные листья - Испаряют много влаги Влага близко - Корни короткие | Мизерные листья - Совсем не испаряют влаги Влага глубоко - Корни длинные |
Значит, растение должно свернуть свои огромные листья в колючки, которые почти не испаряют влагу. Корни стали длинными и способными добывать влагу глубоко под землей. Стало растение называться кактусом, а место, где он жил-пустыней (показываю на глобусе). С тех пор так и живут кактусы в пустыне, где их очень редко посещает дождик, влаги мало, солнце припекает, кругом песок.
Дети, а как вы думаете, и как же в такой жаре могут жить растения и животные? (Дети вспоминают и рассказывают, как приспосабливаются растения и животные к условиям жизни пустыни.)
А сейчас, давайте рассмотрим результаты опыта, который мы провели месяц назад. На какую почву мы посадили свое растение? (на песчаную почву и чернозем). В какой почве растение разрасталось лучше? (по сравнению с растением, который вырос на песчаной почве, у растения, выросшей на черноземе, листья большие и зеленые, стебель длинный и толстый). Почему? (потому что, чернозем - плодородная почва, богато питательными веществами.) Таким образом, в пустыне песчаные земли и поэтому растительный мир беден.
Теперь мы посмотрим фильм о пустыне.
С целью закрепления знаний детей вне занятия проводится дидактическая игра «Обитатели пустыни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»
Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.
В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Приобщение детей к государственной символике РФ нашло отражение в работе с детьми нашего детского сада. В результате прод...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Наш дом – планета Земля»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.Познако...
конспект занятию по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
Занятие проводилось по теме "кто нас учит в школе" из цикла занятий по знакомству детей подготовительной группы со школой....
конспект занятию по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
Занятие проводилось по теме "кто нас учит в школе" из цикла занятий по знакомству детей подготовительной группы со школой....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...