Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Русские народные традиции и фольклор" в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Русский фольклор- одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей,
формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Русские традиции и фольклор". | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №41»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Русские народные традиции и фольклор»
Подготовила:
Машкова Н.Ю.,
воспитатель первой квалификационной категории
п. Гидроторф 2024.
Цель: формирование представлений детей о народных традициях и русском фольклоре.
Воспитание патриотических чувств у детей посредством ознакомления с устным народным творчеством.
Образовательные задачи:
- давать детям первоначальные знания о народных традициях в целях приобщения детей к духовным и нравственно - патриотическим ценностям общества;
- закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок,
- дополнять знания детей о жанрах народного фольклора (загадки, заклички, песенки, приметы, поговорки);
Развивающие задачи:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Народные традиции»;
- развивать логическое мышление при использовании загадок, закличек;
- развивать интеллектуальные способности при отгадывании загадок по содержанию знакомых сказок;
- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание.
-развивать моторику рук.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям, народному творчеству;
- воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору;
- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками;
Материалы и оборудование: проектор, слайды, папка с файлами, оформленная под книгу с пустыми страницами, книги со сказками, потешками, загадками, аудиозапись колыбельной песни, новая книга со сказками, угощение для детей, дети одеты в русские народные костюмы.
Предварительная работа:
-домашний просмотр мультфильмов по теме «Русские народные сказки;
-игра дидактическая «Исправь ошибку»;
-игры – драматизации по мотивам русских народных сказок;
-оформление тематической выставки книг;
-разучивание малых фольклорных форм по теме;
-разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»;
-разучивание народных игр;
-раскрашивание раскрасок «Любимые сказки»;
-чтение русских народных сказок;
-рассматривание иллюстраций к сказкам;
-совместные и самостоятельные игры с настольными и кукольными театрами;
-рассказывание русских народных сказок;
-чтение пословиц, поговорок, других малых фольклорных форм;
-чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
Ход занятия.
(Воспитатель встречает детей. В руках у воспитателя книга, она кладет книгу на столик).
- Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, то есть здравия, желаем добра, благополучия. А ещё вот так можно поздороваться:
День добрый, детушки – ребятушки!
- Посмотрите у нас сегодня гости.
Приветствуем Вас люди добрые! Доброго здоровья Вам, гости дорогие!
Садитесь, не стесняйтесь. Всем ли места хватило?
(дети садятся на стульчики)
- Как называется страна, в которой мы живём?
(Россия, Российская Федерация)
- Много народов в нашей стране. Сколько народов, столько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»? (Правила, обычаи)
- Правильно, традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следуют народы.
- А как мы знакомимся с традициями разных народов? (Из книг, энциклопедий, по телевизору, интернету)
- Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям? (Через пословицы, сказки, дразнилки, потешки, загадки, заклички, приметы)
- Верно, в старину наши дедушки и бабушки передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, приметы, поговорки. Соберутся все вместе, младших угощают, старших уму-разуму научают.
В.: Ребята летом я была в гостях у бабушки «Затеюшки» (слайд). Она собирательница сказок, потешек, колыбельных, небылиц, считалок, дразнилок, хороводов. «Затеюшка» записывает всё в книгу. Но сейчас стала стара и глаза у нее плохо видят. И просит нас «Затеюшка» о помощи – закончить начатую книгу. Ребята, вы согласны ей помочь? ( Ответы детей).
В.: - Книгу я принесла, вот она. (показываю). В книге есть пустые страницы, которые нам надо заполнить: сказками, потешками, колыбельными, дразнилками, небылицами.
Сегодня мы вспомним произведения русского устного народного творчества и начнем заполнять страницы этой книги. Открываем страницу, на ней иллюстрации к русским народным сказкам. (Слайд – 4 сказки) В.: - Какие это сказки? (ответы детей)
А какие сказки вы еще знаете? Почему они называются русскими народными? (ответы детей). Вот первую страничку мы и заполнили.
В.: Народ из уст в уста передавал не только сказки, но и игры.
Предлагаю сделать пальчиковую разминку, которая также является народной.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику: дети загибают пальчики сначала на одной руке, затем на другой, начиная с большого.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, теремок, Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка – краса.
Три медведя, волк, лиса ,
Репку мы не забываем
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад.
В.: - Вот мы и заполнили сказочную страницу.
Следующая страница – колыбельная (слайд-колыбельные).
В.: - Ребята, вам мамы и бабушки поют перед сном колыбельные? Почему эти песни так называются? (ответы детей)
А какие слова в колыбельных песенках? (тихие, добрые, ласковые).
А теперь я предлагаю вам послушать колыбельную и укачать куколку и спеть ей колыбельную песню. Добавим в нашу книгу колыбельную песню.
А дальше страничка интересная – потешки (слайд-потешки).
В.: - Что такое потешки? Для чего нужны потешки? (ответы детей)
Кто нас потешит и развеселит? (дети читают потешки)
Бабушку- Затеюшку повеселим (вкладываю в книгу страничку с потешками)
В.: - Дети, а это что такое, послушайте:
Лешка-лепешка
Голова с лукошко
Шапка колышком
Ножки бревнышком.
Обманули простака
На четыре кулака
На щелбан и на подушку
На зеленую лягушку. (ответы детей)
В.: - Это дразнилки, но на них не надо обижаться, они игривые и веселые (слайд).
(Дети читают дразнилки, другие им отвечают.)
На экране картинки-небылицы.
В.: - Что мы видим на экране? (ответы детей) Правильно, это небылицы. Давайте послушаем Андрея и Артема…
Дети читают стихотворения-перевертыши.
В.: - Ребята, для чего нужны считалки? (ответы детей). (Слайд- считалки).
Воспитатель предлагает посчитать детей по считалке.
Слайд- заклички.
В.: - Посмотрите, солнце спряталось, идет дождь. Русский народ даже для погоды придумал заклички, давайте послушаем закличку. Ребенок рассказывает закличку.
Хоровод (приглашаю детей в хоровод). «Во дворе то калина»
Итог: - Для каждой страницы книги мы собрали материал. Ребята, для чего нам это нужно? (Чтобы знать родную историю и культуру, творчество нашего народа.)
Мы продолжим заполнять страницы книги вашими рисунками, иллюстрациями к потешкам, небылицам, сказкам.
Передадим бабушке-Затеюшке, чтобы другие дети тоже знакомились с произведениями русского устного народного творчества.
За руки умелые, за ум и смекалку сказать я спасибо хочу:
Тем, кто трудился, тем кто старался, подарок всем от бабушки Затеюшки.
-Молодцы, выполнили задания, вот и наша награда.
Угощение и новая книга со сказками.
- Желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией "Вода - царица жизни" подготовительная группа
На занятии уточняются знания о воде, о ее значении для живого мира, о ее формах и видах....
План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»
Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Башкирия» с использованием инновационных технологий (подготовительная группа)
Задачи:Ø расширять представления детей о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине – России;Ø закреплять знания о государственных символах, обогащать представления о родном крае, о людя...
Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной группы с ЗПР
Конспект НОД для детей подготовительной группы с ЗПР "Путешествие по городу Профессий"...
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".
Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....
Проект на тему "Семья. Семейные традиции" для подготовительной группы компенсирующей направленности
Проект для старшей группы компенсирующей направленности...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. Тема: « Осенняя радуга»
Конспект по интеграции областей для детей с ОВЗ с использованием различных инновационных технологий...