Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Русские народные традиции и фольклор" в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Машкова Нина Юрьевна

Русский фольклор- одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей,

формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №41»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Русские народные традиции и фольклор»

Подготовила:

Машкова Н.Ю.,

воспитатель первой квалификационной категории

п. Гидроторф 2024.

Цель: формирование представлений детей о народных традициях и русском фольклоре.

Воспитание патриотических чувств у детей посредством ознакомления с устным народным творчеством.

Образовательные задачи:

- давать детям первоначальные знания о народных традициях в целях приобщения детей к духовным и нравственно - патриотическим ценностям общества;

- закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок,

- дополнять знания детей о жанрах народного фольклора (загадки, заклички, песенки, приметы, поговорки);

Развивающие задачи:

- обогащать и активизировать словарь по теме «Народные традиции»;

- развивать логическое мышление при использовании загадок, закличек;

- развивать интеллектуальные способности при отгадывании загадок по содержанию знакомых сказок;

- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание.

-развивать моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям, народному творчеству;

- воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору;

- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками;

Материалы и оборудование: проектор, слайды, папка с файлами, оформленная под книгу с пустыми страницами, книги со сказками, потешками, загадками, аудиозапись колыбельной песни, новая книга со сказками, угощение для детей, дети одеты в русские народные костюмы.

Предварительная работа:

-домашний просмотр мультфильмов по теме «Русские народные сказки;

-игра дидактическая «Исправь ошибку»;

-игры – драматизации по мотивам русских народных сказок;

-оформление тематической выставки книг;

-разучивание малых фольклорных форм по теме;

-разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»;

-разучивание народных игр;

-раскрашивание раскрасок «Любимые сказки»;

-чтение русских народных сказок;

-рассматривание иллюстраций к сказкам;

-совместные и самостоятельные игры с настольными и кукольными театрами;

-рассказывание русских народных сказок;

-чтение пословиц, поговорок, других малых фольклорных форм;

-чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;

Ход занятия.

(Воспитатель встречает детей. В руках у воспитателя книга, она кладет книгу на столик).

- Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, то есть здравия, желаем добра, благополучия. А ещё вот так можно поздороваться:

День добрый, детушки – ребятушки!

- Посмотрите у нас сегодня гости.

Приветствуем Вас люди добрые! Доброго здоровья Вам, гости дорогие!

Садитесь, не стесняйтесь. Всем ли места хватило?

(дети садятся на стульчики)

- Как называется страна, в которой мы живём?

(Россия, Российская Федерация)

- Много народов в нашей стране. Сколько народов, столько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»? (Правила, обычаи)

- Правильно, традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следуют народы.

- А как мы знакомимся с традициями разных народов? (Из книг, энциклопедий, по телевизору, интернету)

- Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям? (Через пословицы, сказки, дразнилки, потешки, загадки, заклички, приметы)

- Верно, в старину наши дедушки и бабушки передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, приметы, поговорки. Соберутся все вместе, младших угощают, старших уму-разуму научают.

В.: Ребята летом я была в гостях у бабушки «Затеюшки» (слайд). Она собирательница сказок, потешек, колыбельных, небылиц, считалок, дразнилок, хороводов. «Затеюшка» записывает всё в книгу. Но сейчас стала стара и глаза у нее плохо видят. И просит нас «Затеюшка» о помощи – закончить начатую книгу. Ребята, вы согласны ей помочь? ( Ответы детей).

В.: - Книгу я принесла, вот она. (показываю). В книге есть пустые страницы, которые нам надо заполнить: сказками, потешками, колыбельными, дразнилками, небылицами.

 Сегодня мы вспомним произведения русского устного народного творчества и начнем заполнять страницы этой книги. Открываем страницу, на ней иллюстрации к русским народным сказкам. (Слайд – 4 сказки) В.: - Какие это сказки? (ответы детей)

 А какие сказки вы еще знаете? Почему они называются русскими народными? (ответы детей). Вот первую страничку мы и заполнили.

 

 В.: Народ из уст в уста передавал не только сказки, но и игры.

 Предлагаю сделать пальчиковую разминку, которая также является народной.

 Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику: дети загибают пальчики сначала на одной руке, затем на другой, начиная с большого.

 

Будем пальчики считать,

 Будем сказки называть

 Рукавичка, теремок, Колобок - румяный бок.

Есть Снегурочка – краса.

 Три медведя, волк, лиса ,

Репку мы не забываем

Знаем волка и козлят

Этим сказкам каждый рад.

В.: - Вот мы и заполнили сказочную страницу.

 Следующая страница – колыбельная (слайд-колыбельные).

 В.: - Ребята, вам мамы и бабушки поют перед сном колыбельные? Почему эти песни так называются? (ответы детей)

А какие слова в колыбельных песенках? (тихие, добрые, ласковые).

А теперь я предлагаю вам послушать колыбельную и укачать куколку и спеть ей колыбельную песню. Добавим в нашу книгу колыбельную песню.

 

А дальше страничка интересная – потешки (слайд-потешки).

 В.: - Что такое потешки? Для чего нужны потешки? (ответы детей)

Кто нас потешит и развеселит? (дети читают потешки)

 Бабушку- Затеюшку повеселим (вкладываю в книгу страничку с потешками)

 В.: - Дети, а это что такое, послушайте:

Лешка-лепешка

Голова с лукошко

Шапка колышком

Ножки бревнышком.

Обманули простака

На четыре кулака

На щелбан и на подушку

На зеленую лягушку. (ответы детей)

 В.: - Это дразнилки, но на них не надо обижаться, они игривые и веселые (слайд).

 (Дети читают дразнилки, другие им отвечают.)

 

На экране картинки-небылицы.

В.: - Что мы видим на экране? (ответы детей) Правильно, это небылицы. Давайте послушаем Андрея и Артема…

Дети читают стихотворения-перевертыши.

В.: - Ребята, для чего нужны считалки? (ответы детей). (Слайд- считалки).

Воспитатель предлагает посчитать детей по считалке.

Слайд- заклички.

В.: - Посмотрите, солнце спряталось, идет дождь. Русский народ даже для погоды придумал заклички, давайте послушаем закличку. Ребенок рассказывает закличку.

 

Хоровод (приглашаю детей в хоровод). «Во дворе то калина»

Итог: - Для каждой страницы книги мы собрали материал. Ребята, для чего нам это нужно? (Чтобы знать родную историю и культуру, творчество нашего народа.)

Мы продолжим заполнять страницы книги вашими рисунками, иллюстрациями к потешкам, небылицам, сказкам.

Передадим бабушке-Затеюшке, чтобы другие дети тоже знакомились с произведениями русского устного народного творчества.

За руки умелые, за ум и смекалку сказать я спасибо хочу:

 Тем, кто трудился, тем кто старался, подарок всем от бабушки Затеюшки.

 -Молодцы, выполнили задания, вот и наша награда.

 Угощение и новая книга со сказками.

- Желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией "Вода - царица жизни" подготовительная группа

На занятии уточняются знания о воде, о ее значении для живого мира, о ее формах и видах....

План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»

Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Башкирия» с использованием инновационных технологий (подготовительная группа)

Задачи:Ø расширять представления детей о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине – России;Ø закреплять знания о государственных символах, обогащать представления о родном крае, о людя...

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект НОД для детей подготовительной группы с ЗПР "Путешествие по городу Профессий"...

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....