Образовательный проект «Усть-Илимск-мой город» с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-7 лет)
проект по окружающему миру (старшая группа)
Нашу группу посещают воспитанники с задержкой психического развития. В процессе наблюдения за ребятами мы заметили пониженную эмоциональность, недостаточный уровень эмпатии. Развитие позитивной социальной позиции проявляется на низком уровне. Мы считаем, что участие детей в проектной деятельности, в непосредственном контакте с социумом, несёт большую пользу в развитии активной позиции. Помогает повысить интерес к миру, который их окружает. Почувствовать себя частью социального общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ust-ilimsk.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №32 «Айболит»
Образовательный проект
«Усть-Илимск-мой город»
с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-7 лет)
Составители проекта:
Осетрова Н.Р. воспитатель
Гарцук С.В. воспитатель
Полякевич Ю.В учитель логопед
Рекун О.Л. учитель дефектолог
г. Усть-Илимск 2024г
Паспорт реализации проекта
Я с малых лет горжусь тобою!
Силен, велик мой славный край!
Своей любви к тебе не скрою!
Крепись, расти и процветай!
Максим Сафиулин
Актуальность:
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Нашу группу посещают воспитанники с задержкой психического развития. В процессе наблюдения за ребятами мы заметили пониженную эмоциональность, недостаточный уровень эмпатии. Развитие позитивной социальной позиции проявляется на низком уровне. Мы считаем, что участие детей в проектной деятельности, в непосредственном контакте с социумом, несёт большую пользу в развитии активной позиции. Помогает повысить интерес к миру, который их окружает. Почувствовать себя частью социального общества.
Цель:
формирование у детей с ЗПР устойчивых представлений о родном городе, через активные участия в проектной деятельности.
Задачи:
- познакомить воспитанников с историей родного города, его символикой, достопримечательностями, промышленными объектами.
- формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе проектной деятельности, побуждать их использовать речевые и неречевые средства коммуникации;
- расширять и уточнять представление детей о макро - социальном окружении (улица, места общественного питания, места отдыха, магазины, деятельность людей, транспортные средства и др.), привлекая их к совместной деятельности, используя экскурсии, выставки, целевые прогулки, беседы, игры.
- воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- вовлекать представителей родительского сообщества в образовательный процесс с детьми.
Технологии: в основу проекта легли технологии проектной деятельности, которые позволили нам обогатить социально - личностный опыт детей посредством включения в сферу межличностного взаимодействия.
В работе над проектом мы использовали технологию Е.Рылеевой "Мы вместе", ориентированную на развитие навыков сотрудничества, адекватной самооценки и личностного развития.
Участники проекта:
Дети с ЗПР разновозрастной группы (5-7 лет), воспитатели, родители воспитанников, учитель логопед, учитель дефектолог, представители Центральной детской библиотеки «Первоцвет».
Планируемые результаты:
- активное участие детей в выставках, конкурсах, других видах деятельности.
- освоение доступных знаний о родном городе.
- приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми.
Этапы проекта:
Подготовительный.
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической и познавательной литературы для реализации проекта; подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций. Оформления центра детской активности «Усть-Илимск-мой город».
Основной этап.
- Посещение цикла мероприятий центральной детской библиотеки «Первоцвет» «Краеведческие визитки».
Экскурсия «Левый берег, берег правый»
Квест «Город трёх строек»
Краеведческий час «Усть-Илимск - правобережье»
Библиорама «Усть-Илимск в названиях и судьбах»
Игра-викторина «Чем славен Усть-Илимск»
Во время посещения библиотеки, ребята узнали много интересного о родном городе. Участвовали в интерактивной экскурсии по культурным и историческим местам, мастерили подарки родному городу. Очень познавательным было посещение выставки продукции Л.П.К. и агрофирмы «Ангара» в форме игры – квеста. В заключении цикла мероприятий в библиотеке «Первоцвет» дети стали участниками викторины «Чем славен Усть-Илимск». Весь познавательный материал, который рассказывался и показывался детям был в доступной для них форме. Ребята отвечали и задавали вопросы ведущим, активно учувствовали в играх и творческой деятельности.
- Представление детьми совместно с родителями индивидуальных маршрутов выходного дня.
На утреннем круге ребята часто рассказывают о том, где они побывали с родителями в выходные дни. Мы предложили им приготовить рассказ о том, как они с семьёй проводят выходной и поделится с ребятами.
Совместно была изготовлена карта нашего города, которую мы разместили в центре активности. Там флажками дети отмечали места их прогулок с родителями. С помощью взрослых ребята сделали альбомы – маршруты выходного дня, и по желанию приготовили их презентацию.
Аюна вместе с мамой рассказала, как можно провести вечернюю прогулку по городу. Ольга Леонидовна со своей дочерью Аришей представили маршрут «День рождение в моём городе». Ксюша с мамой изготовили альбом – маршрут «Достопримечательности Усть-Илимска». Петя вместе с бабушкой приготовили культурный маршрут «Усть-Илимск театральный».
- Виртуальная экскурсия с изготовлением коллажей «Рабочие руки Усть-Илимска»
Всегда очень интересно детям, где работают их родители. Не часто взрослые могут взять своего ребёнка с собой на работу и рассказать о том чем они занимаются, тогда, когда их малыш находится в детском саду. Мы с родителями придумали как это сделать. В нашей группе появились коллажи с фотографиями «Рабочие руки Усть-Илимска», рассматривая которые ребята могут узнать о месте работы их родителей. Мама Кати приготовила коллаж «Станция скорой помощи», папа Тимура «Как работает ЛПК». Мама Пети сфотографировала предприятие по выпечке хлеба». Папа Артёма приготовил фотовыставку «Профессия «Помощник машиниста». Он рассказал ребятам о работе железнодорожного предприятия нашего города. Показал какие бывают электровозы и как выглядит кабина машиниста. Какие грузы и в куда они перевозятся с помощью железнодорожного состава.
Ребята задавали интересующие вопросы о профессии машиниста, рассматривали форму одежды, в которую был одет Алексей Генадьевич.
Заключительный этап.
Совместное интегрированное познавательное мероприятие с детьми и их родителями «Мы живём в Усть-Илимске».
Ребята и их родители стали участниками викторины, в процессе которой они отвечали на вопросы о истории города, его достопримечательностях, вспомнили интересные факты о своей малой родине. В конце викторины, её участникам было предложено построить город «Усть-Илимск в будущем».
Все постройки были разнообразные и интересные, украшенные дополнительными деталями. В городе появились цирк, планетарий,
зоопарк.
Оценка результатов проекта:
В оценке результатов участия воспитанников в проекте «Усть-Илимск – мой город, приняли участия 12 детей. В начале деятельности по проекту ребята проявляли недостаточную познавательную и речевую активность. Интерес к происходящему был низкий. В ходе этапов проекта, дети постепенно включались в процесс его реализации. Заметно повысилась их активность в познавательной и речевой деятельности: интересовались увиденным, задавали вопросы, участвовали в обсуждении материала, играх, составлении индивидуальных маршрутов.
Метод оценки: наблюдение в ходе проектной деятельности.
3 – представления устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
2- представления неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;
1 – представления ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
0 - не проявляет.
№ | Показатели | Оценка | |
Начало проекта | Итог проекта | ||
1 | Имеют представления о истории родного города, его символике, достопримечательностях, промышленных объектах. | 1,3 | 2,1 |
2 | Умеют использовать речевые и неречевые средства коммуникации. | 1,9 | 2,4 |
3 | Знают свою улицу, места общественного питания, места отдыха, магазины, деятельность людей, транспортные средства и др. | 1,5 | 2,3 |
4 | Проявляют инициативу во взаимодействии с другими участниками проекта. | 1,2 | 2,4 |
Перспектива:
В дальнейшем мы планируем продолжить работу в направлении знакомства детей с родным городом и краем. Посетить школу искусств, где ребятам будет предложен мастер класс по изготовлению народной игрушки. Привлекать воспитанников и педагогов других образовательных групп к участию в проектной деятельности по данной теме. Обогащать центр детской активности «Усть-Илимск – мой город».
Литература:
-В.А. Декунская "Проектная деятельность дошкольников" 2012 © ООО «Центр педагогического образования»,
-Н.В. Иванова. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2018.
О. Л. Рекун, Ю. В. Полякевич. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МБДОУ д/с № «Айболит», 2021.
- Проектная деятельность: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009.
Косина Г.М. «Открытие мира ребёнком» - А., 1992г.
«Усть-Илимские истории». Решетников С.А. 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Коммуникация» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Кто как кричит?»
формировать у детей 3-5 навыки составления небольшого рассказа о животных (при педагогической поддержке) по алгоритму, упражнять в соотнесении названий животных и их детёнышей....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Программа была написана, как эксперементальная на курсах повышения квалификации "Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Д...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус "задержка психического развития") по реализации оо " Познавательное развитие" по лексической теме " Признаки осени"
Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус «задержка психического развития» ) по реализации ОО &quo...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус "задержка психического развития") по реализации оо " Познавательное развитие" по лексической теме " Признаки осени"
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус "задержка психического развития") по реализации оо " Познаватель...
Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей
Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (3 – 7 лет)
Тема: «В поисках воздуха»(образовательная область «Познавательное развитие» (опытно – экспериментальная деятельность)...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 4 – 6 лет Тема: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
1.Учить составлять геометрические фигуры из счетных палочек.2.Упражнять в счете в пределах 10, в классификации предметов по разным признакам.3.Развивать внимание, логическое мышление.4.Воспитывать инт...