АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
рабочая программа на тему

Князева Марина Андреевна

Программа была написана, как эксперементальная на курсах повышения квалификации  "Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptir_progr_zpr2017.docx62.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ           

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "ГУСЕЛЬКИ" 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Автор: Князева Марина Андреевна

2017 г

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ……………..…4

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………5

1.2. Характеристики особенностей развития

детей старшего дошкольного возраста

группы компенсирующей направленности (ЗПР) ……………………………….8

1.3. Планируемые результаты усвоения программы.

Целевые ориентиры…………………………………………………………………12

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………….13

2.1. Структура адаптированной программы и основные направления коррекционно-развивающей работы для детей

группы компенсирующей направленности (ЗПР) ……………………………..13

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка………………………………………………...14

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………15

3.1. Предметно-развивающая среда помещений и групповых комнат МБДОУ………………………………………………………………………………..15

3.2. Организация режима пребывания детей в

образовательном учреждении……………………………………………………...19

3.3. Организация режима дня……………………………………………………...19

3.4. Комплекс мероприятий, проводимых с детьми

группы компенсирующей направленности…………………………………...…22

3.5. Формы взаимодействия с родителями……………………………………….24

Список литературы..……………………………………………………………...…26

Приложения…………………………………………………………………………..29

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ адаптированной ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

1.1. Нормативно-правовое обеспечение

Международное законодательство

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.

Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959.

Конвенция ООН о правах ре бен ка, 1989.

Указы Президента РФ

Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. No761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

Указ Президента РФ от 07.052012 г. No599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Федеральные законы

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (вступил в силу с 01.09.2012 г.)

Приказы, постановления, письма и другие документы федерального уровня

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155). 

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - Сан-ПиН 2.4.1.3049-13.

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18.10.2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ СОШ №

1.2. Пояснительная записка

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 установлено:  « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой …».

Одной из задач, решение которой предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является: обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Поэтому разработанная адаптированная образовательная программа является актуальной в организации коррекционно-развивающей работы с детьми, посещающими коррекционную (компенсирующую) группу предусматривает особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и способностей детей, имеющих то или иное нарушение.

В МБОУ СОШ №5/ дошкольные группы начинает функционировать группа компенсирующей направленности для детей, имеющих задержку психического и речевого развития.

Поэтому целью адаптированной образовательной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в компенсирующей группе для детей с задержкой психического и речевого развития, предусматривающей взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Задачи:

1.Выявить особые образовательные потребности детей, обусловленные особенностями развития познавательной и личностной сферы.

2.Осуществить индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных проявлений.

3.Обеспечить возможность освоения детьми адаптированной образовательной программы на доступном им уровне.

Планирование работы по пяти образовательным областям учитывает особенности психического, речевого, эмоционального развития детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Комплексность педагогического воздействия направлена на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

В программе выстроены система коррекционно-развивающей работы, представлена организация режима дня, построение предметно-пространственной развивающей среды; указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей.

Целевая группа: дети, имеющие ЗПР различного происхождения, посещающие группу компенсирующей направленности.

Задержка психического развития – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности. (Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века).

В соответствии с классификацией К.С. Лебединской (1980), различают четыре основных варианта ЗПР.

1. Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с "детскостью" мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении.

2. Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями (сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др.). Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности.

3. Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности.

У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм.

На первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.

4. Задержка церебрально-органического генеза. Наблюдаются черты незрелости в сочетании с различной степенью поврежденности ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей (И.Ф. Марковская, 1993):

- группа "А" - в структуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т. е. в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика;

- группа "Б"- доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.

Всестороннее сопровождение детей осуществляется педагогами, специалистами детского сада в составе: воспитатели группы компенсирующей направленности, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.

Программа сконцентрирована на охране и укреплении физического и психического развития детей, обеспечении эмоционального-личностного и социльно-коммуникативного развития каждого ребенка, на формировании знаний, умений, навыков по всем образовательным областям.

Объем учебного материала рассчитан на младшую возрастную ступень, с учётом физиологических нормативов, что позволяет избежать переутомления дошкольников.

Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития детей и предполагает создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ЗПРР.

Программа учитывает взгляды Л.С. Выготского, который, говоря о нормальном и отклоняющемся развитии, отмечает, что развитие нормы и патологии протекает по одним и тем же законам.

Программа опирается на следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала.

Ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому она применяется в реализации всех пяти образовательных областей Программы и все формы коррекционно-развивающих занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные) насыщены разнообразными играми, развивающими игровыми упражнениями, игровыми приёмами.

1.2. Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР)

Особенности игровой деятельности

Становление игры детей с ЗПР подчиняется общим закономерностям, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей. Если у детей без отклонений в развитии к шести годам сформировано сюжетно-ролевая игра, то у детей с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста.

У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры:

- трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла;

- узкая вариативность при поиске путей его реализации;

- отсутствие потребности в совершенствовании своих действий;

- направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию замысла игры.

Операционально-техническая сторона игры так же имеет свои особенности:

- недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель;

- при овладении ролью одна роль закрепляется за ребенком и используется им постоянно.

Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.

Физическое развитие

Дети продолжают овладевать различными видами движений. К 6 годам могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. У них присутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. Не всегда адекватно оценивают результаты своего участия в играх соревновательного характера. К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

Продолжают совершенствоваться элементарные культурно-гигиенические навыки: могут частично самостоятельно одеться, выполнять основные правила личной гигиены, соблюдать правила приема пищи, проявлять навыки самостоятельности.

Познавательно-речевое развитие

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона, фонематический слух. Существенные трудности в овладении грамматическим строем речи (особенно в понимании и употреблении логико-грамматических структур), трудности согласования частей речи, склонения по падежам, числам и родам и т. д. Бедный словарный запас (особенно активный), понятия сужены, расплывчаты, иногда ошибочны. Затруднено построение связных высказываний в свободной деятельности, по сюжетной картинке, в описании предметов, нарушения в формировании монологической речи. Отсутствуют навыки пересказа.

Коммуникативная функция речи характеризуется рядом нарушений. Дети испытывают затруднения в выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и даже неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Недостаточно развита непроизвольная память. Причиной недостаточной продуктивности непроизвольной памяти является снижение их познавательной активности.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР: снижение объема памяти и скорости запоминания; непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме; механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме; преобладание наглядной памяти над словесной; снижение произвольной памяти; нарушение механической памяти.

Особенности внимания: низкая концентрация внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемостьнизкий уровень устойчивости внимания, узкий объем внимания, сильно нарушено произвольное внимание.

Особенности восприятия: недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности; замедленность восприятия и переработки информации, низкий уровень аналитического восприятия; снижение активности восприятия;· наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

Особенности мыслительной деятельности.

1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Дети выполняют задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания.

2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу.

3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

4. Стереотипность мышления, его шаблонность.

Наглядно-образное мышлениеДети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

Логическое мышление. У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

  • анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);
  • сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
  • классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывают большую помощь педагоги, указывающие направление мысли, выделяющие те зависимости, между которыми следует установить отношения.

Конструирование характеризуется умением воспроизводить несложные постройки по образцу и по инструкции. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Дети могут конструировать с помощью педагогов из различного объёмного и плоскостного материала и деталей конструктора.

Социально-личностное развитие

У детей наблюдается низкий уровень развития мотивационной сферы, что приводит к снижению познавательной активности. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).

Проявляется интерес к игре. Но все компоненты игровой деятельности нарушены.

В трудовой деятельности дети с ЗПР недостаточно осмысливают выполнение требуемой работы, у них ослаблена речевая регуляция действий. Трудовые умения, навыки характеризуются замедленным темпом развития. Наблюдается ограниченный запас знаний и представлений о трудовой деятельности взрослых, орудиях труда, свойствах материалов, технике безопасности. Они испытывают моторные затруднения при выполнении трудовых поручений, могут быть невнимательными при прослушивании инструкций педагога. У них нет привычки к трудовому усилию, доведению начатого дела до конца. У детей страдают операционные навыки, интеллектуальный компонент трудовой деятельности. Они не умеют анализировать образец, вычленять этапы работы, их последовательность, осуществлять самоконтроль, описывать образец, рассказывать о предстоящих действиях, делать отчет о проделанной работе. Вместе с тем, дети с ЗПР могут продуктивно работать, использовать помощь взрослого, перенести усвоенный способ, навыки в новые условия, проявлять смекалку, понимать юмор, делать обобщения.

Художественно-эстетическое развитие

Одним из важных направлений коррекционной работы является сенсомоторное развитие в рамках продуктивной деятельности. Повышенное внимание уделяется обучению рисованию. Характерным для детей с ЗПР является несформированность технических навыков рисования, неловкость произвольных движений, недоразвитие мелкой моторики, они могут правильно держать карандаш, затрудняются в рисовании мелких предметов, владеют приемами раскрашивания.

Выделяется несколько основных направлений работы по формированию изобразительной деятельности:

  • формирование эмоционального отношения к изобразительной деятельности (умение передать через цвет эмоциональное состояние, свое настроение, отношение к людям);
  • развитие восприятия;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

В процессе этой работы решаются также задачи эстетического, нравственного и умственного воспитания детей. Важно сформировать у ребенка эмоциональное восприятие, научить отражать зрительные впечатления и представления об окружающей действительности.

У детей с задержкой психического развития несовершенство восприятия (целостности, обобщенности, осмысленности, точности, полноты, темпа, дифференцированности), а также внимания (устойчивости, концентрации, распределения) создает трудности как при сосредоточении на музыкальном материале, так и при его восприятии во время слушания и анализа. У детей данной категории лучше выражена музыкально-слуховая дифференциация при различении звуков по высоте, но затруднена по силе (динамике) и длительности (ритму). А несовершенство эмоционально-волевой сферы обусловливает недостаточно выраженную эмоциональную отзывчивость, неадекватность эмоциональных реакций при восприятии вокальных и инструментальных произведений. Трудности интеллектуального развития затрудняют анализ произведений, сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности.

1.3. Планируемые результаты усвоения программы. Целевые ориентиры

Главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ЗПР. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, формы её реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и психологической диагностики и не могут сравниваться реальными достижениями детей. Целевые ориентиры базируются на ФГОС ДО и задачах адаптированной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста на этапе завершения дошкольного образования:

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка:

  • Ребёнок в соответствии с индивидуальными возможностями использует устную речь, пытается выражать свои мысли и желания, проявляет познавательную активность.
  • Ребёнок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребёнок способен с опорой на образец и с помощью взрослых проявлять знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребёнок способен эмоционально реагировать на окружающий мир.
  • Ребёнок показывает положительную динамику в развитии познавательных процессов.
  • Ребёнок адаптирован к социальному взаимодействию.
  • Ребёнок умеет подчиняться правилам и социальным нормам.
  • У ребёнка развитие крупной и мелкой моторики зависит от индивидуальных особенностей.

Целевые ориентиры адаптированной программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Структура адаптированной программы и основные направления коррекционно-развивающей работы для детей

группы компенсирующей направленности (ЗПР)

В соответствии с ФГОС ДО и примерной образовательной программой, адаптированная программа включает реализацию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие» и решает задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решает задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Структура и содержание программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких этапов работы:

Диагностический;

Коррекционно-развивающий;

Аналитический.

Каждый этап имеет свои цели, задачи, содержание, методы работы:

Диагностический этап проводится с целью определения наиболее проблемных качеств, коррекция которых лежит в основе составления или корректировки индивидуальной программы.

Данный этап включает следующие задачи:

Знакомство с ребёнком (сбор информации о ребёнке, изучение документов).

Знакомство с медицинским обследованием (выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка).

Изучение социума ребенка.

Диагностический этап длится 2 недели и включает в себя следующие направления:

  1. Диагностика психических процессов, речи.

2. Выявление актуальных проблем развития ребёнка.

3. Разработка путей коррекции.

4. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

5. Комплектование групп.

6. Составление расписания индивидуальной и подгрупповой работы.

7. Составление расписания фронтальных занятий.

Конечной целью диагностического этапа является: разработка адаптированной программы психолого-педагогического сопровождения воспитанников МБДОУ № 69 «Дюймовочка», в которой указываются актуальные проблемы ребёнка, цели, задачи, ожидаемые результаты развития обучающихся.

На коррекционно-развивающем этапе осуществляется реализация намеченной программы, поставленных задач. Каждый воспитанник получает помощь от специалистов, соответственно своему индивидуальному плану.

Коррекционно-развивающий этап длится 7 – 8 месяцев.

На аналитическом этапе оценивается результативность занятий, проводится анализ эффективности используемых методов и средств, подводятся итоги работы, определяются основные направления работы на следующий год. Итоги коррекционно-развивающей работы отражаются в годовом отчёте.

Аналитический этап длится 2 недели и включает в себя изучение динамики всестороннего развития ребенка.

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

1. Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.

Развитие связной речи.

Формирование коммуникативных навыков.

Обучение элементам грамоты.

2. Образовательная область «Познавательное развитие».

Сенсорное развитие

Развитие психических функций.

Формирование целостной картины мира.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Развитие математических представлений.

3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Восприятие художественной литературы.

Конструктивно-модельная деятельность.

Изобразительная деятельность.

Музыкальное развитие.

4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Формирование общепринятых норм поведения

Формирование гендерных и гражданских чувств.

Развитие игрой театрализованной деятельности.

Совместная трудовая деятельность.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

5. Образовательная область «Физическое развитие».

Физическая культура.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Основными формами работы являются: подгрупповая (25 мин.), индивидуальная (20 мин.).

Для работы с детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР) разработано комплексно-тематическое планирование по лексическим темам (Приложение 1).

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Предметно-развивающая среда помещений

Основная образовательная деятельность.

Досуговые мероприятия.

Праздники.

Театрализованные представления.

Мероприятия для родителей.

  • Телевизор, музыкальный центр, приставка DVD, переносная мультимедийная установка, видеомагнитофон.
  • Пианино.
  • Детские музыкальные инструменты.
  • Различные виды театра, ширмы.
  • Шкаф для используемых музыкальным руководителем пособий, игрушек, атрибутов.

Спортивный зал

  • Утренняя гимнастика.
  • Основная образовательная деятельность.
  • Досуговые мероприятия.
  • Праздники.
  • Мероприятия для родителей.
  • Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия.
  • Модули.
  • Нетрадиционное физкультурное оборудование.

Кабинет педагога-психолога

  • Коррекционно-развивающие занятия.
  • Консультации и прочие мероприятия для родителей и педагогов.
  • Игровая зона.
  • Релаксационная зона.
  • Рабочая зона.
  • Консультационная зона.
  • Зона для проведения занятии.

Кабинет учителя-логопеда

  • Диагностическая работа.
  • Основная образовательная деятельность: проведение занятий по коррекции и развитию.
  • Консультативная помощь.
  • Столы, стулья.
  • Зеркало.
  • Магнитная доска.
  • Шкаф для хранения используемых в коррекционно-развивающей работе демонстрационных и дидактических материалов.

Медицинский кабинет

  • Осмотр детей, консультации медсестры, врачей;
  • Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ
  • Изолятор
  • Процедурный кабинет
  • Медицинский кабинет

Коридоры ДОУ

  • Информационно-просветительская. работа с сотрудниками ДОУ и родителями.
  • Стенды для родителей, визитка ДОУ.
  • Стенды для сотрудников

Участки

  • Прогулки, наблюдения.
  • Игровая деятельность.
  • Самостоятельная двигательная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Прогулочная площадка
  • Игровое, функциональное, и спортивное оборудование.
  • Физкультурная площадка.
  • Дорожки для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
  • Цветник. Экологическая тропа.

Физкуль-турная площадка

  • Организованная образовательная деятельность по физической культуре, спортивные игры, досуговые мероприятия, праздники.
  • Спортивное оборудование.
  • Оборудование для спортивных игр.

Предметно-развивающая среда в группе

Спортивный уголок

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности.

  • Оборудование для ходьбы, бега, равновесия, для прыжков, для катания, бросания, ловли, для ползания и лазания.
  • Атрибуты к подвижным и спортивным играм.
  • Нетрадиционное физкультурное оборудование.

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

  • Календарь природы.
  • Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями.
  • Сезонный материал.
  • Паспорта растений.
  • Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику.
  • Макеты.
  • Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы.
  • Материал для проведения элементарных опытов.
  • Обучающие и дидактические игры по экологии.
  • Инвентарь для трудовой деятельности.
  • Природный и бросовый материал.

Уголок настольно-печатных игр

Расширение познавательного сенсорного опыта детей

  • Дидактический материал по сенсорному воспитанию
  • Дидактические игры
  • Настольно-печатные игры
  • Познавательный материал
  • Материал для детского экспериментирования

Игровой центр с крупными мягкими конструкциями для лёгкого изменения игрового пространства

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.

  • Напольный строительный материал;
  • Настольный строительный материал
  • Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями)
  • Конструкторы с металлическими деталями - старший возраст
  • Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст
  • Мягкие строительно- игровые модули- младший возраст
  • Транспортные игрушки
  • Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.).

Уголок для сюжетно-ролевых игр

Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта

  • Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта», «Армия», «Библиотека»)
  • Предметы- заместители

Книжный уголок

Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

  • Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей
  • Наличие художественной литературы
  • Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой
  • Материалы о художниках – иллюстраторах
  • Портрет поэтов, писателей
  • Тематические выставки

Уголок для театрализованных игр

Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях

  • Ширмы
  • Элементы костюмов
  • Различные виды театров
  • Предметы декорации

Уголки для разнообразных видов самостоятель-ной деятельности детей – конструктив-ной, изобразитель-ной, музыкальной

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества.

Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности

  • Бумага разного формата, разной формы, разного тона
  • Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)
  • Наличие цветной бумаги и картона
  • Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации
  • Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
  • Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей
  • Место для сменных выставок произведений изоискусства
  • Альбомы - раскраски
  • Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки
  • Предметы народно – прикладного искусства
  • Детские музыкальные инструменты
  • Магнитофон
  • Набор аудиозаписей
  • Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
  • Игрушки - самоделки
  • Музыкально - дидактические пособия.

3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и запроса родителей.

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности МБДОУ №69 «Дюймовочка» реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей в ДОУ 12 часов с 7.00 до 19.00.

В группу принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для нахождения в ДОУ.

В группу компенсирующей направленности принимаются дети, подлежащие коррекционному обучению на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

3.3. Организация режима дня

Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим.

Под режимом принято понимать научно - обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая и другие виды детской деятельности, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок.

Основные принципы построения режима дня:

1) режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность;

2) соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника.

Для каждой возрастной группы определен свой режим дня с учетом теплого и холодного периода года.

Режим дня носит гибкий характер, то есть в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья, а также по мере совершенствования и формирования у детей навыков и умений.

При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие задачи:

1) полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, в питании);

2) тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;

3) привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;

4) поощрение самостоятельности и активности;

5) формирование культурно - гигиенических навыков;

6) эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;

7) учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Организация сна.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 часа отводят дневному сну.

Для организации сна детей в ДОУ созданы полноценные условия.

При организации сна детей соблюдаются все гигиенические требования и требования безопасности.

Организация прогулки.

Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет 3-4 часа.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – перед уходом детей домой.

Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий.

При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Прогулка состоит из следующих частей: наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельная игровая деятельность детей, индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств. В зависимости от предыдущего вида деятельности и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку организовывается подгруппами, а продолжительность регулируется индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.

Организация питания

В ДОУ для детей организуется 4-х разовое питание. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на заведующего, повара, ответственного за пищеблок и медицинскую сестру.

В ДОУ осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества и организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение, по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья.

Для обеспечения преемственности родителей информируют об ассортименте питания ребенка во время пребывания в ДОУ через ознакомление с ежедневным меню.

Для детей выделена столовая и чайная посуда, столовые приборы. Для персонала имеется отдельная столовая посуда, которая хранится в отдельном от детской посуды месте.

В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил питания: мыть руки перед едой, класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать, рот и руки вытирать бумажной салфеткой, после окончания еды - полоскать рот, другие. Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, вилкой, столовой ложкой; на середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в хлебнице; стол покрывают скатертью или тканевыми салфетками.

Двигательный режим и система закаливающих мероприятий.

Двигательный режим воспитанников и система закаливающих мероприятий соответствует возрастным особенностям детей, требованиям СанПиН.

Составляющие режима структурировались в двух вариантах по принципу сезонности: зимний и летний период.

Зимний период (холодный) определен с первого сентября по тридцать первое мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с первого июня по тридцать первое августа

РЕЖИМ ДНЯ

Холодный период

Режимные моменты

Старшая группа

Подготовительная

группа

Прием и осмотр детей, утренняя

гимнастика, самостоятельная деятельность.

7.00 – 8.30

7.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак, игры

8.30 – 9.00

8.30 – 9.00

Подготовка к основной образовательной деятельности, ООД

9.00 – 10.25

9.00 – 10.30

Игры, подготовка к прогулке, прогулка.

10.30-11.40

10.30-11.50

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, игры

11.40 – 12.10

11.50-12.15

Подготовка к обеду, обед

12.10-12.35

12.15 – 12.40

Подготовка ко сну, дневной сон

12.35-15.00

12.40-15.00

Подъем, воздушные и водные процедуры, полдник

15.00-15.30

15.00-15.30

Игры, труд, самостоятельная деятельность.

15.30-16.10

15.30-16.10

Основная образовательная деятельность

Понедельник – пятница

15.30 – 16.10

Понедельник-пятница

15.30 – 16.20

Подготовка к ужину, ужин

16.10-16.40

16.20-16.50

Игры, подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16.40-19.00

16.50-19.00

3.4. Комплекс мероприятий, проводимых с детьми группы компенсирующей направленности

Развитие речи

Рисование

Физическое развитие

ООД по формированию звукопроизношения и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Коррекционно-развивающие занятия, направление «Эмоциональ-но-волевая сфера»

Вт

ФЭМП

(математика)

Художественно-эстетическая деятельность

(музыка)

Лепка

ООД по подготовке к обучению грамоте

Коррекционно-развивающие занятия, направление «Эмоциональ-но-волевая сфера»

Ср

Ознакомление с окружающим

Физическое развитие

Аппликация

ООД по формированию лексико-грамматической стороны и развитию связной речи

Коррекционно-развивающие занятия, направление «Социально-личностное развитие»

Чт

ФЭМП (математика)

Физическое развитие

ООД по формированию звукопроизношения и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Коррекционно-развивающие занятия, направление «Эмоциональ-но-волевая сфера»

Пт

Развитие речи

Художественно-эстетическая деятельность

(музыка)

ООД по подготовке к обучению грамоте

Коррекционно-развивающие занятия, направление «Социально-личностное развитие»

Циклограмма рабочего времени педагога психолога

День

недели

Время

Направление работы

Понедельник

9.00 - 10.00

Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа

Вторник

10.00-11.00

Индивидуальная углублённая диагностика эмоционально-познавательной сферы

Среда

15.30 – 16.00

Подгрупповое психопрофилактическое занятие

Четверг

8.30 – 9.00

Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа

Пятница

9.00 – 9.30

Подгрупповое психопрофилактическое занятие

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда

День

недели

Время

Направление работы

Понедельник

9.00 - 10.40

ООД по формированию звукопроизношения и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза (подгрупповая форма работы с детьми).

10.40 – 13.00

ООД по формированию звукопроизношения и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза (индивидуальная форма работы с детьми).

Вторник

9.00 - 10.40

ООД по подготовке к обучению грамоте (подгрупповая форма работы с детьми)

10.40 – 13.00

ООД по подготовке к обучению грамоте (индивидуальная форма работы с детьми)

Среда

9.00 - 10.40

ООД по формированию лексико-грамматической стороны и развитию связной речи (подгрупповая форма работы)

10.40 – 13.00

ООД по формированию лексико-грамматической стороны и развитию связной речи (индивидуальная форма работы с детьми)

Четверг

14.00 – 15.00

Консультативная работа со специалистами и воспитателями, работающими с детьми группы компенсирующей направленности

15.00 – 18.00

Консультативная работа по коррекции речевых нарушений, проводимая в индивидуальной форме (родители совместно с детьми)

Пятница

9.00 - 10.40

ООД по подготовке к обучению грамоте (подгрупповая форма работы с детьми)

10.40 – 13.00

ООД по подготовке к обучению грамоте (индивидуальная форма работы с детьми)

3.5. Формы взаимодействия с родителями

Первичное знакомство, беседы, анкетирование

Проведение совместных мероприятий

Проведение индивидуальных бесед с родителями об особенностях развития их ребенка

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Групповые консультации

Родительские собрания

Наглядная информация для родителей

В рамках основной образовательной деятельности специалисты и воспитатели группы компенсирующей направленности проводят занятия в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме. Содержание индивидуальных занятий ориентировано на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков.

При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми программного материала, специфика мотивации, а также поведенческие особенности. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом и обеспечении его успешной социализации.

Результативность коррекционно-развивающей работы по адаптированной программе оценивается участием ребенка в её реализации, как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах развития – познавательной, личностной, эмоциональной.

Приложение 2

Определение особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка с ОВЗ

ФИО (шифр) ребенка: Руслан , ЗПРР

Возраст, класс: 5 лет

Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Виды арт-терапии: 

- Арт-терапия в узком смысле слова - рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.

- Библиотерапия (в т.ч. сказкотерапия) - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

- Музыкотерапия

- Танцевальная терапия

- Куклотерапия.

Арт-терапия с детьми  младшего школьного возраста

Опыт многолетней работы с детьми позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально.


Условия подбора техник и приемов создания изображений

Занятия рисованием со школьниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д.

Приемы работы: изобразительные техники

Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».
Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.

Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.

Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.


Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка..

Рисунок на стекле
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

. в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями.

Рисование пальцами
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!


Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью,. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

        Из собственного опыта работы могу выделить следующее: дети очень охотно занимаются различными техниками рисования, особенно им нравится рисовать на стекле. Занятия всегда проходят в очень положительной эмоциональной атмосфере, дети увлечены, время летит незаметно. Итог таких занятий: дети становятся более уверенными в себе, гиперактивные дети успокаиваются, сосредотачиваются, появляются положительные эмоции, чувство удовлетворенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам освоения адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Мониторинг достижения планируемых про­межуточных результатов освоения детьми основной адаптированной общеобразовательной программы ДОУ осуществляется, как правило, два раза в год (сентябрь ...

Адаптированная образовательная программа в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи...

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2017-2018 учебный год

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2017-2018 учебный го...

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2018-2019 учебный год

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2018-2019 учебный го...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) от 5 до 7 лет МАДОУ №6 "Золушка". АООП  МАДОУ раз...

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2017-2018 учебный год

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2017-2018 учебный го...

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2018-2019 учебный год

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2018-2019 учебный го...