Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. (ознакомление с окружающим миром) для детей старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чернова Ольга Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                     по познавательному развитию.

                               (ознакомление с окружающим миром)

                                    для детей старшей группы.

                        На тему: «Путешествие на весеннюю поляну»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                     по познавательному развитию.

                               (ознакомление с окружающим миром)

                                    для детей старшей группы.

                        На тему: «Путешествие на весеннюю поляну»

 

Цель: Прививать интерес и любовь к природе.

Программные  задачи:

Образовательные.

Ознакомить детей с разнообразием растений на лесной поляне.

Формировать умение ценить и беречь красоту природы, используя художественное слово. Показать, что поляна (луг) – это не только растения, но и непременно насекомые, опыляющие цветы и живущие среди трав.

Развивающие.

Развивать умение наблюдать за изменениями, которые происходят в живой природе.

Развивать логическое мышление, речь, память, внимание, творчество, моторику рук.

Обогащать словарь детей.

Воспитательные.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помочь друг другу, умение слушать воспитателя и товарища не перебивая.

Словарная работа: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, весенние цветы, возвращаются перелетные птицы, появляется капель, набухают почки на деревьях, появляется зеленая трава, насекомые, перелетные птицы,  дикие звери и их детеныши,

 «Весна – красна».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материал:

Макет поляны, на которой изображены цветы (подснежник, фиалка, одуванчик, мать-и-мачеха, прострел, ландыш, вертенница, весенник, картинки — насекомых, демонстрационный материал «Уроки экологии» (знаки), запись музыки из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Предварительная работа:

Беседы о приходе весны, пробуждении природы, разнообразии цветов и насекомых, энциклопедии «Где, что и когда?» - глава «Весенние цветы», отгадывание загадок о явлениях природы, насекомых, цветах. Наблюдения на прогулке за весенними признаками; чтение   рассказов о весне; разучивание стихотворений  и загадок.

Ход НОД:

Организационный момент:

   Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает нас и улучшает настроение? (Ответ детей).

Правильно, солнышко. Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом)

Солнышко, солнышко! Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими ты нас научи!

Воспитатель: Я сегодня пришла в детский сад, а у меня на столе лежит письмо. Я не знаю, кто его прислал. Давайте откроем его и прочтём.

 « Дорогие ребята, случилась беда. Наступила весна, а лес не просыпается. Помогите, пожалуйста , разбудить цветы и насекомых.» Лесовичок.

Поможем Лесовичку?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Тогда нам нужно отправляться в лес. Давайте обнимемся, пошепчемся и решим, на чем мы отправимся. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на весеннюю лесную поляну на поезде, а поедем мы на поезде не простом, а сказочном, который очень любит природу: цветы, насекомых и все живое. (Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).

Воспитатель: А вот и первая полянка «Вспоминай-ка». Отгадайте загадку

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Ребята, послушайте, как в народе говорят о весне:

Читает ребёнок: (Стас)

Идет матушка – весна

Отворяй-ка ворота

Первым март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь

А уж как пришёл май –

Солнце в терем приглашай.

Воспитатель: Смотрите, мешочек лежит. Интересно, что же в нем? Карточки. Возьмите по одной. Давайте  расскажем, что происходит весной. А предложение вы будете начинать со слов « Весной…!

Весной тает снег и появляются лужи.

Весной тает снег и бегут ручьи.

Весной появляются проталины.

Весной появляется зеленая трава.

Весной появляются насекомые.

Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы.

Весной появляются первые весенние цветы. и т.д.

Воспитатель: А почему все это происходит?

(Потому что солнце не только светит, но и греет)

Воспитатель: А еще говорят: наступила весна-красна. Почему так говорят«Весна-красна».

Дети: Да, потому, что она красивая.

Воспитатель: Щедрая весна ступает своими тёплыми ногами и дарит разные подарки: весенней поляне  в лесу— ковёр из подснежников и фиалок, лугу — пёстрый ковёр из душистых цветов и трав.

Воспитатель: Какие весенние цветы можно увидеть в лесу?

Дети: Подснежники, ландыши, фиалки.

Воспитатель: Действительно, подснежники это самые «смелые» и первые цветы, которые радуют нас весной.

Читает ребёнок: (Даша)

Появился из-под снега.
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
Чистый, маленький подснежник.

Воспитатель: Весна продолжает своё торжественное шествие, пробуждая природу, и мы тоже с вами отправляемся дальше в наше путешествие. Вот остановка «Весенняя полянка». Посмотрите,  какое разнообразие цветов на лесной поляне. Здесь нас ждут загадки. Загадки о цветах

Белые горошки
На зелёной ножке.
 (Ландыш)

На солнечной опушке
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
И тут поможет нам
смекалка —
Все зовут цветок 
(Фиалка)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
 (Подснежник)

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый.

Желтый маленький цветок (Мать-и-мачеха)

Что за чудо, за цветок

Нежный белый лепесток.

С ветерком играет,

Дубраву украшает.  (ветреница)

Фиолетовый цветок

И пушистый стебелек.

Тихий нежный перезвон

Так и клонит, клонит в сон.(Прострел, сон-трава)

 

Где растёт горицвет?

И в какой окрашен цвет?

Неужели он горит,

Как названье говорит?

Кто же даст ответ

Что такое горицвет? (Адонис, весенник)

Воспитатель: (звучит музыка) Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Насекомые)

Воспитатель:

Послушайте загадки про насекомых:

Сок цветов душистый пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд,

Людям всем она мила,

А зовут её … (Пчела)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий

Из травинок и хвоинок

Строит дом многоэтажный (Муравей)

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Чёрные точки. (Божья коровка)

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

Давайте тихонько подойдем.

(Подходим и садимся в кружок)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Насекомое бери, со словом «много» говори».

Бабочка - много бабочек.

Комар – много комаров.

Паук – много пауков.

Кузнечик – много кузнечиков.

Муха – много мух.

Пчела – много пчел.

Жук – много жуков.

Муравей – много муравьёв.

Воспитатель: Вот мы и разбудили насекомых. Давайте отнесем их на нашу полянку.

Воспитатель: Молодцы ребята! я вижу, что вы знаете названия цветов, насекомых.

Мы с вами узнали,  кто  живёт на весенней поляне в цветах и траве?

Воспитатель: Молодцы справились с заданием.

Физкультминутка. «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы                                                                                                                 Небывалой красоты (Потягивания – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.                                                                                                           С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх.)                                                                  Ветер дует иногда,                                                                                                                        Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)                                                Наклоняются цветочки,                                                                                                              Опускают лепесточки. (Наклоны.)                                                                                              А потом опять встают                                                                                                                И по – прежнему цветут.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие растения и насекомые на лугу — маленькие, нежные, хрупкие. Мы здесь, как великаны, если захотим,  сможем сорвать любой цветок, растоптать насекомое. Как вы думаете, следует ли нам разрушать эту красоту?

Дети: Нет!

Ребёнок: (Марина)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвём цветы.

Опустеют все луга

И погибнет красота.

Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (Ответы детей). Посмотрите на картинки и скажите можно ли так поступать. Правильно поступают дети? (Демонстрирую иллюстрации «Экологический светофор)

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно, нужно бережно относится к природе. Есть книга, которую называют «Красной книгой», в ней написано: «Не истреби, не сорви, не затопчи».  Также  есть «Красная книга» нашей области, в неё занесены те растения, с которыми мы сегодня встретились. Если все будут срывать цветы, не созреют семена и с каждым годом все меньше и меньше вырастет цветов, пчёлам негде собирать нектар. Они тоже начнут погибать. В природе все взаимосвязано. Мы должны бережно относиться к живой природе. Посмотрите на нашу поляну  — это целый мир, который полон жизни и красоты. И теперь мы знаем, как должны себя вести в природе.

Мы помогли Лесовику разбудить цветы и насекомых. Давайте попрощаемся с лесной поляной и со всеми, кто живёт на этой поляне.

Воспитатель: Ну вот ребята,  и закончилось наше путешествие и нам с вами пора отправляться в детский сад. (Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).

Итог. Понравилось вам наше путешествие на лесную поляну?

Что нового вы сегодня узнали на занятии?  Что для вас было интересным? Что запомнилось?

Я вижу, что вы у меня настоящие знатоки природы и поэтому я вас всех награждаю медалью «Знатоки природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познавательное развитие: ознакомление с окружающим.

Задачи:обучающие:закреплять умение поддерживать беседу;формировать представление о происхождении и истории российского герба;развивающие:развивать умственные способности, познавательную активность, лю...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)». Тема: «Дымковская игрушка»

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности «Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)». Тема: «Дымковская игрушка»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие по временам года» для детей старшей группы (Познавательное развитие)

Данный материал предназначен для детей старшего возраста и направлен на систематизацию знаний детей о сезонных изменениях в природе, жизни животного и растительного мира в разное время года....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Ознакомление с окружающим миром. «Посуда»». (вторая младшая группа)

Тема НОД: «Ознакомление с окружающим миром.» «Посуда»». Познание. Задачи: расширять представления детей об окружающих предметах. Развивающая: развивать связную речь, фонематическое восприятие...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ТЕМА «ЦВЕТЫ ОСЕНЬЮ»

Цель.   Познакомить детей с осенними цветами, их значением в жизни человека, строением цветка.Это занятие будет полезно воспитателям детских садов....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ТЕМА «ОСЕНЬ»

Цель.  Закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени....