Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему " Каких фамилий только нет..."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Севастьянова Ольга Валерьяновна

Занятие дает возможность в легкой непринужденной форме формировать у детей представления о проис­хождении фамилий. Воспитывать ин­терес и уважительное отношение к своей семье и семьям других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Каких фамилий только нет»

Цель занятия: Формирование семейных ценностей.

Задачи: Формировать у детей представления о происхождении фамилий. Воспитывать интерес и уважительное отношение к своей семье и семьям других людей. Развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.

 Материал к занятию: картинки на тему «Моя семья», «Древние поселения», портрет А. Пушкина, «Дети в детском саду».

Ход занятия:

— Ребята, сейчас я вам задам очень интересный, но довольно трудный вопрос. Хотите? Попробуете на него ответить? Молодцы. Ну, а если будет совсем трудно, я постараюсь вам помочь. Кто знает свою фамилию? Назовите. Трудный вопрос? Нет? Тогда слушайте следующий.

-Откуда взялись фамилии? От папы и мамы. Это, конечно, правильно. Очень часто в одной семье у всех ее членов — у мамы, папы, детей — одинаковая фамилия.(Картина «  Семья»)

 Ну, а у папы и мамы откуда она взялась, у бабушки и у дедушки? Тоже от их родителей.

- А вообще — у всех людей?  Ведь нет же такого человека, у которого не было бы фамилии. У всех она есть. Трудный вопрос? Трудный, но постараемся найти на него ответ. На трудные вопросы всегда нужно искать ответ.

- Так вот, давным-давно, когда на Земле людей еще было не очень много и жили они племенами или небольшими селениями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга.  Но случалось так, что в одном селении жили два, а то и три  Ивана .(Картина  « Древнеславянское селение»)

 Тогда про одного скажут, что этот Иван — сын Никиты, а тот Иван — Иванов сын.

  Со временем людей стало больше, да и поселения их разрослись, появились города. (Картина « Древнерусский город»)

   Труднее стало различать людей. Думали... и придумали фамилии. Сначала их давали только знатным богатым людям. А потом уже появились фамилии у всех. Но где же взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек,  например:

   Жил в селенье Николай и делан он замечательные дудки . Догадайтесь как стали звать Николая? Правильно Коля Дудкин.

   А на горе жила Марья и стали звать ее Марья Нагорная. Почему Марье дали фамилию Нагорная?

- На косогоре, т.е. на косой горе жил Федор и дали ему фамилию Косогоров. Почему Федору дали фамилию Косогоров?

- У Федора был друг и звали его Илья. У Ильи был отец рыбак . Догадайтесь какую фамилию дали Илье? Правильно – Илья Рыбаков.

-Так появились фамилии, потом фамилия переходила от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и не заниматься делом отца, но фамилия у него оставалась. Родственников ,которые жили когда-то  давно, называют предками.  

-  Давайте попробуем определить, как появились Ваши фамилии: «Алиса, назови свою фамилию. Как звали твоего предка? ( Василий)  Как появилась фамилия «Васильевы»? ( От имени предка Василий.)

( -  Аналогично рассмотреть происхождение фамилии «Семеновы»)

Речь с движение « Семья»

На горе ,  -   поднимают руки                              Папа вместе с сыном - показываю крышу

у ручья      -     приседают                               крышу мастерил

Жила дружная семья  - шагают на месте.                      Мама и дочурка -

Бабушка варила    - круговые движения руками.        Лепят пироги.

Дед окно чинил    -    изображают движение молотка  

                                 Будут нынче гости в доме у семьи- марш на месте.

-А теперь посмотрите на портрет. Кто узнал этого человека?

Слайд 7 « А.С. Пушкин»

Это наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. От кого к нему пришла такая фамилия?

А был у него прадед, звали его Григорий,

Слайд 8 « Григорий Пушкин»

У Григория был очень громкий голос, за такой голос прозвали его «пушкой». Вот и появилась фамилия — Пушкин.

Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Есть ученые, которые специально занимаются тем, что разгадывают происхождение имен и фамилий. Наука эта очень интересная, называется она ономастика. Не обязательно вам запоминать это слово. Но если кто-то хочет запомнить, пожалуйста, я скажу вам его еще раз — ономастика.

Чтобы узнать историю появления своей фамилии ученые составляют родовое дерево

 Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас захочет заниматься этой интересной наукой. И, конечно, тогда вы все узнаете о фамилии своего рода. И будете очень ею гордиться.

Игра «Кто ты?»

-А сейчас давайте поиграем в игру «Кто ты?»

Дети встают в круг , в середине водящий с мячом . Водящий говорит кто он ( сын)- игрок отвечает кто он по отношению к водящему.

- А сейчас дети , я расскажу вам историю которая произошла в одном детском саду. (Картина «Дети»)

    В группу пришел  новый мальчик Саша Иванов, он никогда не ходил в детский сад , поэтому не знал как себя вести. Саша решил , что если он будет над всеми смеяться и дразниться , то все дети в группе будут его уважать, будут давать ему игрушки и во всем его слушаться.

  Когда Саша вошел в группу , к нему сразу подошли два мальчика и девочка.

- Здравствуй, как тебя зовут?- спросила девочка.

- Я, Саша Иванов.- гордо ответил Саша- А тебя как зовут?

- Меня зовут Алена Бочкина.

- Ха-ха-ха, - громко рассмеялся Саша, - Бочка, бочка,- стал кричать Саша и тыкать в Алену пальцем.

 Алена отвернулась и на глазах у нее навернулись слезы, ей было очень обидно, ведь она ничего плохого не сделала, все дети в группе знали Аленину фамилию ,но никто , никогда не смеялся и не обзывал  ее.

 Саша продолжал смеяться, схватился за живот, изображая , как ему смешно. Тогда вперед вышел мальчик Дима и сказал:

- Саша , ты зря смеешься. У Алены очень старинная фамилия. Мой папа увлекается наукой ономастикой.

-Чем увлекается? – удивлено переспросил Саша.

- О-НО-МА-СТИ-КОЙ ,- по слогам повторил Дима, ( дети ,а вы помните что такое ономастика) - это наука о происхождении имен и фамилий, - объяснил Дима.

- Мой папа сказал, что древние предки Алены были большие мастера по изготовлению бочек. Бочки , которые они делали были очень крепкие и славились по всей округе. Из разных городов и деревень приезжали люди, чтобы купить у Алениных предков бочки, за это мастерство все  с уважением стали называть семью мастеров  Бочкиными.

- Ух ты ,как интересно,- воскликнул Саша- Прости, Алена, я ведь не знал, что существует такая интересная наука « ономастика». Теперь я никогда не буду смеяться над чужими фамилиями. А моя фамилия Иванов, интересно, как появилась ? – спросил задумчиво Саша

-Дети, как вы думаете, что ответили Саше дети?............

-Дети , а вы  над фамилиями других людей?...... А если человек смеется над фамилией другого, что мы можем сказать о нем, какой он?( невоспитанный, не культурный, злой, глупый и тд.)

На память о сегодняшнем занятии я вам дарю вот такое дерево- это дерево вашего рода. Вместе с папами и мамами вы его дорисуете , раскрасите, вставите в рамочку и получится сувенир для вашей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»

Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему «Помощники Свистелочки»

Данное занятие  рассчитано на подгруппу из 6-8 детей, разработано в формате развивающего обучения....

КОНСПЕКТ подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «В гостях у лесных зверей» (автоматизация звука «Л»)

Коррекционные задачи:1.1.Автоматизировать звук «Л» в словах, слогах, предложения посредством использования  педагогической технологии «Семантическое поле».1.2.Развивать фонематический слух и восп...

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: "Станция загадочных цифр"

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы по ФЭМП...