Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему " Каких фамилий только нет..."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие дает возможность в легкой непринужденной форме формировать у детей представления о происхождении фамилий. Воспитывать интерес и уважительное отношение к своей семье и семьям других людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие «Каких фамилий только нет»
Цель занятия: Формирование семейных ценностей.
Задачи: Формировать у детей представления о происхождении фамилий. Воспитывать интерес и уважительное отношение к своей семье и семьям других людей. Развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.
Материал к занятию: картинки на тему «Моя семья», «Древние поселения», портрет А. Пушкина, «Дети в детском саду».
Ход занятия:
— Ребята, сейчас я вам задам очень интересный, но довольно трудный вопрос. Хотите? Попробуете на него ответить? Молодцы. Ну, а если будет совсем трудно, я постараюсь вам помочь. Кто знает свою фамилию? Назовите. Трудный вопрос? Нет? Тогда слушайте следующий.
-Откуда взялись фамилии? От папы и мамы. Это, конечно, правильно. Очень часто в одной семье у всех ее членов — у мамы, папы, детей — одинаковая фамилия.(Картина « Семья»)
Ну, а у папы и мамы откуда она взялась, у бабушки и у дедушки? Тоже от их родителей.
- А вообще — у всех людей? Ведь нет же такого человека, у которого не было бы фамилии. У всех она есть. Трудный вопрос? Трудный, но постараемся найти на него ответ. На трудные вопросы всегда нужно искать ответ.
- Так вот, давным-давно, когда на Земле людей еще было не очень много и жили они племенами или небольшими селениями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Но случалось так, что в одном селении жили два, а то и три Ивана .(Картина « Древнеславянское селение»)
Тогда про одного скажут, что этот Иван — сын Никиты, а тот Иван — Иванов сын.
Со временем людей стало больше, да и поселения их разрослись, появились города. (Картина « Древнерусский город»)
Труднее стало различать людей. Думали... и придумали фамилии. Сначала их давали только знатным богатым людям. А потом уже появились фамилии у всех. Но где же взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек, например:
Жил в селенье Николай и делан он замечательные дудки . Догадайтесь как стали звать Николая? Правильно Коля Дудкин.
А на горе жила Марья и стали звать ее Марья Нагорная. Почему Марье дали фамилию Нагорная?
- На косогоре, т.е. на косой горе жил Федор и дали ему фамилию Косогоров. Почему Федору дали фамилию Косогоров?
- У Федора был друг и звали его Илья. У Ильи был отец рыбак . Догадайтесь какую фамилию дали Илье? Правильно – Илья Рыбаков.
-Так появились фамилии, потом фамилия переходила от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и не заниматься делом отца, но фамилия у него оставалась. Родственников ,которые жили когда-то давно, называют предками.
- Давайте попробуем определить, как появились Ваши фамилии: «Алиса, назови свою фамилию. Как звали твоего предка? ( Василий) Как появилась фамилия «Васильевы»? ( От имени предка Василий.)
( - Аналогично рассмотреть происхождение фамилии «Семеновы»)
Речь с движение « Семья»
На горе , - поднимают руки Папа вместе с сыном - показываю крышу
у ручья - приседают крышу мастерил
Жила дружная семья - шагают на месте. Мама и дочурка -
Бабушка варила - круговые движения руками. Лепят пироги.
Дед окно чинил - изображают движение молотка
Будут нынче гости в доме у семьи- марш на месте.
-А теперь посмотрите на портрет. Кто узнал этого человека?
Слайд 7 « А.С. Пушкин»
Это наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. От кого к нему пришла такая фамилия?
А был у него прадед, звали его Григорий,
Слайд 8 « Григорий Пушкин»
У Григория был очень громкий голос, за такой голос прозвали его «пушкой». Вот и появилась фамилия — Пушкин.
Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Есть ученые, которые специально занимаются тем, что разгадывают происхождение имен и фамилий. Наука эта очень интересная, называется она ономастика. Не обязательно вам запоминать это слово. Но если кто-то хочет запомнить, пожалуйста, я скажу вам его еще раз — ономастика.
Чтобы узнать историю появления своей фамилии ученые составляют родовое дерево
Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас захочет заниматься этой интересной наукой. И, конечно, тогда вы все узнаете о фамилии своего рода. И будете очень ею гордиться.
Игра «Кто ты?»
-А сейчас давайте поиграем в игру «Кто ты?»
Дети встают в круг , в середине водящий с мячом . Водящий говорит кто он ( сын)- игрок отвечает кто он по отношению к водящему.
- А сейчас дети , я расскажу вам историю которая произошла в одном детском саду. (Картина «Дети»)
В группу пришел новый мальчик Саша Иванов, он никогда не ходил в детский сад , поэтому не знал как себя вести. Саша решил , что если он будет над всеми смеяться и дразниться , то все дети в группе будут его уважать, будут давать ему игрушки и во всем его слушаться.
Когда Саша вошел в группу , к нему сразу подошли два мальчика и девочка.
- Здравствуй, как тебя зовут?- спросила девочка.
- Я, Саша Иванов.- гордо ответил Саша- А тебя как зовут?
- Меня зовут Алена Бочкина.
- Ха-ха-ха, - громко рассмеялся Саша, - Бочка, бочка,- стал кричать Саша и тыкать в Алену пальцем.
Алена отвернулась и на глазах у нее навернулись слезы, ей было очень обидно, ведь она ничего плохого не сделала, все дети в группе знали Аленину фамилию ,но никто , никогда не смеялся и не обзывал ее.
Саша продолжал смеяться, схватился за живот, изображая , как ему смешно. Тогда вперед вышел мальчик Дима и сказал:
- Саша , ты зря смеешься. У Алены очень старинная фамилия. Мой папа увлекается наукой ономастикой.
-Чем увлекается? – удивлено переспросил Саша.
- О-НО-МА-СТИ-КОЙ ,- по слогам повторил Дима, ( дети ,а вы помните что такое ономастика) - это наука о происхождении имен и фамилий, - объяснил Дима.
- Мой папа сказал, что древние предки Алены были большие мастера по изготовлению бочек. Бочки , которые они делали были очень крепкие и славились по всей округе. Из разных городов и деревень приезжали люди, чтобы купить у Алениных предков бочки, за это мастерство все с уважением стали называть семью мастеров Бочкиными.
- Ух ты ,как интересно,- воскликнул Саша- Прости, Алена, я ведь не знал, что существует такая интересная наука « ономастика». Теперь я никогда не буду смеяться над чужими фамилиями. А моя фамилия Иванов, интересно, как появилась ? – спросил задумчиво Саша
-Дети, как вы думаете, что ответили Саше дети?............
-Дети , а вы над фамилиями других людей?...... А если человек смеется над фамилией другого, что мы можем сказать о нем, какой он?( невоспитанный, не культурный, злой, глупый и тд.)
На память о сегодняшнем занятии я вам дарю вот такое дерево- это дерево вашего рода. Вместе с папами и мамами вы его дорисуете , раскрасите, вставите в рамочку и получится сувенир для вашей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».
Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему "Наш город Урай"
Воспитание любви к родному краю....
План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»
Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему «Помощники Свистелочки»
Данное занятие рассчитано на подгруппу из 6-8 детей, разработано в формате развивающего обучения....
КОНСПЕКТ подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «В гостях у лесных зверей» (автоматизация звука «Л»)
Коррекционные задачи:1.1.Автоматизировать звук «Л» в словах, слогах, предложения посредством использования педагогической технологии «Семантическое поле».1.2.Развивать фонематический слух и восп...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в форме занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Первооткрывателт космоса»
расширить представления детей о космических полётах; развивать стремление к познанию нового....
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: "Станция загадочных цифр"
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы по ФЭМП...