Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему «Помощники Свистелочки»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данное занятие рассчитано на подгруппу из 6-8 детей, разработано в формате развивающего обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 4»
Конспект
логопедического занятия с детьми
подготовительной к школе группы на тему
«Помощники Свистелочки»
Выполнила:
Володина И.Г., учитель-логопед
Анна 2015
Цель: создание условий для формирования у дошкольников предпосылок к обучению грамоте на материале темы «Звук «С».
Задачи:
Коррекционные
- Закрепить правильное произношение звука «С» в словах и предложениях
- Совершенствовать фонематические представления
- Активизировать словарный запас по темам «Осень», «Осенняя одежда и обувь»
Развивающие
- Развивать фонематический слух, общую и тонкую моторику, речевое дыхание, координацию речи с движением
- Развивать восприятие, логическое мышление, внимание
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением
Образовательные
- Формировать предпосылки к обучению грамоте
Воспитательные
- Воспитывать эмпатию, чувство доброты, взаимопомощи, сотрудничества
- Воспитывать культуру речевого общения
Формат НОД: коррекционное занятие, организованное по принципу развивающего обучения.
Возраст детей: подготовительная к школе группа
Оснащение предметно - пространственной среды:
мультимедийный проектор, экран, презентация по теме НОД, листы бумаги с пунктирным изображением зонта и сапог для выполнения штриховки и наборы цветных карандашей по количеству детей, настольная игра «Найди пару, запомни ячейку» (планшеты, фишки и игровые поля со словами со звуком «С») по количеству детей, массажные мячи по количеству детей, музыкальный инструмент треугольник, картинка солнышко (желтого, оранжевого и красного цвета)
Ход образовательной деятельности
1.Создание мотивационного поля.
Цель: мотивирование детей на включение в речевую деятельность и развитие речевого дыхания.
1.1.Организационный момент.
Учитель-логопед: Ребята, я раскрою вам секрет, к нам спешит гостья. Появится она, если мы выполним необычное действие. Закройте глазки и представьте большие воздушные шары. Скажите, как эти шары превратить в маленькие?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Верно, их нужно спустить.
Упражнение на дыхание «Спускается шарик»
На экране появляется изображение Свистелочки.
1.2. Введение в игровую ситуацию.
Цель: совместное с детьми осмысление проблемы.
Учитель-логопед: А вот и наша гостья. Быть может, кто-то её знает. Это девочка-Свистелочка из Страны правильной речи. Как выдумаете, какой любимый звук у Свистелочки?
Ответы детей.
Учитель-логопед: В её городе приключилась беда. Злой волшебник Словогром узнал, что многие дети не знакомы со звуком «С» и не дружат с ним, и нанёс заклятие на город Свистелочки. Посмотрите сами.
На экране слайд №2.
Учитель-логопед: Что случилось в городе Свистелочки?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Но мы с вами сможем прекратить дождь в городе Свистелочки. Эти дождинки непростые, они опускают из туч на землю разные игровые задания с любимым Свистелочкиным звуком, если с ними справиться, то дождик закончится. Подскажите мне, какой звук поможет снять заклятие с города Свистелочки?
Ответы детей.
Учитель-логопед: А вы знакомы со звуком «С»?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Ну, тогда можем попробовать!
2.Актуализация знаний.
2.1. «Мыслительная гимнастика».
Цель: уточнение артикуляции и характеристики звука « С».
Учитель-логопед:
Для начала мы вспомним, как правильно произнести звук «С». Повернёмся друг к другу и понаблюдаем за нашими губками, зубами и язычком, когда мы произносим звук «С»
Д е т и: Губы – улыбаются, зубки – сомкнуты, но образуют щель, язык – упирается в нижние зубки.
Учитель-логопед: А какой это звук, гласный или согласный? Почему?
Д е т и: Звук «С» – согласный, твёрдый.
На экране слайд №3.
Учитель-логопед: Молодцы! Посмотрите, что- то изменилось!
Ответы детей.
2.2. Отбор картинок со звуком «С»
Цель: совершенствование умения подбирать слова на заданный звук
Звук треугольника.
Учитель-логопед: А вот, одна капелька упала мне на ладошку, и она мне шепнула:
На картину посмотрите
И слова с твердым звуком «С» найдите.
На экране слайд №4
После выполнения задания слайд №. 5
Учитель-логопед: Посмотрите, что произошло с дождём?
Д е т и: Дождик стал ещё слабее. Капель стало меньше.
2.3.Штриховка.
Цель: развитие тонкой моторики.
Звук треугольника.
Учитель-логопед: А вот ещё одна капля упала мне на ладошку, и она принесла другое задание:
Вы Свистелочке помогите,
От дождя её защитите!
Учитель-логопед: Скажите, при помощи чего можно защититься от дождя?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Я вам предлагаю изготовить эти предметы для Свистелочки.
Обведение по контуру и штриховка сапог и зонтика.
2.4.Речевая игра «Назови ласково»
Цель: совершенствование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Учитель-логопед: Скажите, в названии какого из этих предметов есть звук «С», где он спрятался.
Ответы детей.
Учитель-логопед: Ребята наши предметы слишком большие, и они будут великоваты Свистелочке, но они уменьшатся, если мы их назовём ласково. Уменьшим зонт, назовём его ласково.
Дети образуют уменьшительно-ласкательные формы слов зонт, плащ, сапоги.
Ответы детей
На экране слайд №5
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Посмотрите, теперь Свистелочка точно не промокнет!
- Динамическая пауза. Игра с массажным мячиком.
Цель: развитие координации речи с движением.
Звук треугольника.
Учитель-логопед: А вот и следующая капля спешит к нам:
Мячи-ёжики возьмите
И про дождь поговорите!
Дождик бегает по крыше -
Бом-бом-бом!
По высокой, звонкой крыше -
Бом-бом-бом!
- Дома, дома посидите,
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите,
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте -
Бом –бом- бом!
А уйду - тогда гуляйте...
Бом...Бом...Бом...
На экране слайд №6.
Учитель-логопед: Молодцы ребята! Дождик стал еще слабее!
2.6 Игра « Закрой картинку».
Цель: совершенствование умения находить заданный звук в словах и определять его местоположение.
Звук треугольника.
Учитель-логопед: И снова капля несёт нам задание:
Нужную картинку отыщите,
Где спрятался звук «с» определите!
Учитель-логопед:
- Закроем фишками 3 картинки, которые начинаются на звук «С», и назовём их.
На экране слайд №7.
- Закроем фишками 3 картинки, которые заканчиваются на звук «С», и назовём их.
- Закроем фишками 3картинки, в названии которых звук «С» спрятался в середине слова, и назовите их.
Ответы детей.
На экране слайд №8.
Учитель-логопед: Молодцы ребята! Дождик уже почти совсем закончился!
2.7Игра «Аналогии».
Цель: Активизировать умение строить сложноподчинённые предложения
Звук треугольника.
Учитель-логопед: И последняя маленькая капля упала на мою ладошку с необычным заданием
Вы ребята, помогите,
И картинки по парам распределите!
На экране слайд №9.
После выполнения задания на экране слайд №10.
3. Рефлексия.
Учитель-логопед: Молодцы ребята! Вы выполнили все задания капелек и хорошо знакомы со звуком «С» ! Мы вместе сняли заклятие Словогрома! Свистелочка очень рада.
На экране слайд №11.
Учитель-логопед: Что произошло?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Выглянуло солнышко, и его младшие братья спустились к нам.
Учитель-логопед предлагает детям разноцветные солнышки.
Учитель-логопед: Посмотрите, какие они разные: желтые, оранжевые, красные. Жёлтый цвет обозначает радость, оранжевый - грусть, красный - трудности. Выберите солнышко, которое вы бы хотели оставить в память о нашей встрече. Объясните свой выбор.
Технологическая карта НОД
Задачи | Деятельность педагога и детей | Целевые ориентиры | |
1.Создание мотивационного поля Цель: мотивирование детей навключение в речевую деятельность | |||
1.1.Организационный момент. | Развитие длительного и непрерывного выдоха | СД Упражнение на дыхание «Спускается шарик» | У детей появляется желание работать с педагогом и вступать с ним в продуктивный диалог, развивается любознательность и познавательный интерес |
1.2. Введение в игровую ситуацию. | 1.Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением 2.Воспитывать эмпатию, чувство доброты, взаимопомощи, сотрудничества | СД Осмысление проблемы с привлечением ИКТ и интерактивного героя Свистелочки | |
2. Актуализация знаний. Цель – активизация представлений детей о звуке «С» и навыка его правильного произношения в самостоятельной речи | |||
2.1. «Мыслительная гимнастика». | Уточнить артикуляцию и характеристику звука «С». | СД Система вопросов и заданий подводящих детей к уточнению артикуляции и характеристики звука «С» | Закрепляются представлений детей о звуке «С» и его характеристике |
2.2. Отбор картинок со звуком «С» | 1.Закрепить правильное произношение звука «С» в словах. 2.Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук | СДД Нахождение слов со звуком «С» на сюжетной картине с использованием ИКТ | У детей совершенствуется умение подбирать слова на заданный звук с опорой на картинки |
2.3.Штриховка. | 1.Совершенствовать умение обводить картинку по контуру и выполнять штриховку 2.Активизировать словарный запас по темам «Осень», «Осенняя одежда и обувь» | СД Беседа с детьми о том, как можно защитить Свистелочку от дождя. СДД Выполнение детьми штриховки и обведения по контуру изображения зонта и сапог | Дети получают не только продукт самостоятельной детской деятельности, но и закрепляют у речевые умения на уровне самостоятельного применения их в ситуации общения |
2.4.Речевая игра «Назови ласково» | Совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. | СДД Словесная игра «Скажи ласково» | |
2.5. Динамическая пауза. Игра с массажным мячиком. | Совершенствовать координацию речи с движением с использованием здоровьесберегающих технологий | СД Игровой массаж «Дождик» Дождик бегает по крыше - | У детей формируется положительный эмоциональный настрой и готовность переключится в последующие виды деятельности. |
2.6.Игра «Закрой картинку» | 1.Совершенствование умения находить заданный звук в словах и определять его местоположение. | СДД Работа с пластмассовыми планшетами «Найди пару, запомни ячейку» с игровым полем по теме НОД | Дети совершенствуют умение находить в словах звук «С»и определять его местоположение. |
2.7.Игра «Аналогии». | 1.Активизировать умение строить сложноподчинённые предложения 2. Закреплять звук «С» в предложениях | СДД Развивающее игровое задание «Аналогии» с применением ИКТ | У дошкольников активизируется словесно-логическое мышление и автоматизируется звук «С» в предложениях |
3.Рефлексия. Цель - самооценка детьми своей деятельности и подведение итогов | |||
.Игровое задание «Выбери солнышко» | 1.Стимулировать детей к оценке своей деятельности и выявить эмоциональное отношение дошкольников при совместной деятельности с педагогом 2.Совершенствовать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения | СД Оценивание своей деятельности и своего отношения к НОД | Дошкольники в занимательной форме выражают своё эмоциональное отношение к НОД, применяют речевые умения в ситуации общения |
Условные обозначения:
СД - совместная деятельность педагога с детьми
СДД – самостоятельная детская деятельность
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».
Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему "Наш город Урай"
Воспитание любви к родному краю....
План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»
Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...
КОНСПЕКТ подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «В гостях у лесных зверей» (автоматизация звука «Л»)
Коррекционные задачи:1.1.Автоматизировать звук «Л» в словах, слогах, предложения посредством использования педагогической технологии «Семантическое поле».1.2.Развивать фонематический слух и восп...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в форме занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Первооткрывателт космоса»
расширить представления детей о космических полётах; развивать стремление к познанию нового....
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: "Станция загадочных цифр"
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы по ФЭМП...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ПОМОЩНИКИ НЕЗНАЙКИ»
Конспект занятия "Помощники Незнайки"...