Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему «Помощники Свистелочки»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Володина Ирина Георгиевна

Данное занятие  рассчитано на подгруппу из 6-8 детей, разработано в формате развивающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 4»

Конспект

 логопедического занятия с детьми

подготовительной к школе группы на тему

«Помощники Свистелочки»

                           Выполнила:

Володина И.Г., учитель-логопед

Анна 2015

Цель: создание условий для формирования  у дошкольников предпосылок  к обучению грамоте на материале темы «Звук «С».

 Задачи:

Коррекционные

  • Закрепить правильное произношение    звука «С» в словах и предложениях  
  •  Совершенствовать фонематические представления
  • Активизировать словарный запас по темам  «Осень»,  «Осенняя одежда и обувь»    

Развивающие

  • Развивать  фонематический слух, общую и  тонкую  моторику, речевое дыхание, координацию речи с движением
  • Развивать восприятие, логическое мышление,  внимание
  • Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением

Образовательные

  • Формировать предпосылки к обучению грамоте

Воспитательные

  • Воспитывать эмпатию, чувство доброты, взаимопомощи, сотрудничества  
  • Воспитывать культуру речевого общения

Формат НОД: коррекционное занятие,  организованное по принципу развивающего обучения.

Возраст детей: подготовительная к школе группа

Оснащение предметно - пространственной среды:

мультимедийный проектор, экран, презентация по теме НОД, листы бумаги с пунктирным изображением зонта и сапог для выполнения штриховки  и наборы цветных карандашей по количеству детей,    настольная игра «Найди пару, запомни ячейку» (планшеты, фишки и игровые поля со словами со звуком «С») по количеству детей, массажные мячи по количеству детей, музыкальный инструмент треугольник,  картинка солнышко (желтого, оранжевого и красного цвета)

Ход образовательной деятельности

1.Создание мотивационного поля.

Цель: мотивирование  детей  на включение  в речевую деятельность и развитие  речевого  дыхания.

1.1.Организационный момент.

Учитель-логопед: Ребята, я раскрою вам секрет, к нам  спешит гостья.  Появится она, если мы выполним необычное действие.  Закройте глазки и представьте  большие воздушные шары. Скажите, как эти шары превратить в маленькие?

Ответы детей.    

Учитель-логопед: Верно,  их нужно  спустить.

Упражнение на дыхание «Спускается шарик»

На экране появляется   изображение  Свистелочки.  

1.2. Введение в игровую ситуацию.

Цель: совместное с детьми  осмысление  проблемы.

Учитель-логопед: А вот и наша гостья. Быть может,  кто-то её знает. Это девочка-Свистелочка  из Страны правильной речи. Как выдумаете, какой любимый звук у Свистелочки?

Ответы детей.

Учитель-логопед: В её  городе приключилась беда.  Злой волшебник Словогром  узнал, что многие дети не  знакомы со звуком «С» и не дружат с ним,  и нанёс заклятие  на город  Свистелочки. Посмотрите сами.

 На экране  слайд №2.  

Учитель-логопед:  Что случилось в городе Свистелочки?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Но мы с вами сможем прекратить дождь в городе Свистелочки. Эти дождинки непростые,  они опускают из туч на землю разные   игровые задания с любимым Свистелочкиным  звуком,   если  с ними справиться, то дождик закончится. Подскажите   мне, какой звук поможет снять     заклятие с города  Свистелочки?

Ответы детей.

Учитель-логопед: А вы  знакомы со звуком «С»?  

Ответы детей.

Учитель-логопед: Ну,  тогда можем попробовать!

2.Актуализация знаний.

2.1. «Мыслительная гимнастика».

Цель: уточнение артикуляции  и характеристики   звука « С».

Учитель-логопед:

Для начала  мы   вспомним, как правильно произнести  звук «С».  Повернёмся друг к другу и  понаблюдаем за нашими губками, зубами и язычком,  когда мы произносим звук «С»

Д е т и: Губы – улыбаются, зубки – сомкнуты, но образуют щель,  язык – упирается в нижние зубки.

Учитель-логопед: А какой это звук, гласный или согласный? Почему?

Д е т и: Звук  «С» – согласный, твёрдый.

На экране  слайд №3.  

Учитель-логопед: Молодцы!   Посмотрите, что- то изменилось!

Ответы детей.

2.2. Отбор картинок  со звуком «С»

Цель: совершенствование умения  подбирать слова на заданный звук

Звук треугольника.

Учитель-логопед:  А  вот,  одна капелька упала мне на ладошку, и она мне шепнула:  

 На  картину посмотрите

И слова с твердым  звуком «С»  найдите.

На экране  слайд №4

После выполнения задания   слайд №. 5

Учитель-логопед:  Посмотрите,  что произошло с дождём?

Д е т и: Дождик стал ещё слабее.  Капель стало меньше.

2.3.Штриховка.

Цель: развитие  тонкой  моторики.

Звук треугольника.

Учитель-логопед: А  вот ещё одна капля упала мне на ладошку, и она  принесла другое задание:

Вы Свистелочке помогите,

От дождя её защитите!

 Учитель-логопед: Скажите,  при помощи чего можно защититься от дождя?

 Ответы детей.

Учитель-логопед: Я вам предлагаю изготовить  эти предметы для Свистелочки.

  Обведение по контуру и штриховка  сапог  и зонтика.

2.4.Речевая игра «Назови ласково»

Цель: совершенствование  умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Учитель-логопед: Скажите, в названии  какого из этих предметов есть звук «С», где он спрятался.

Ответы детей.

Учитель-логопед:  Ребята наши предметы слишком большие, и они будут великоваты Свистелочке, но они уменьшатся, если мы их назовём ласково. Уменьшим зонт, назовём его ласково.  

Дети образуют уменьшительно-ласкательные формы слов зонт, плащ, сапоги.

Ответы детей

На экране  слайд №5

Учитель-логопед: Молодцы, ребята!  Посмотрите, теперь Свистелочка точно не промокнет!

  1. Динамическая пауза.  Игра  с массажным мячиком.

Цель: развитие координации речи с движением.

Звук треугольника.

Учитель-логопед:  А вот и следующая капля спешит к нам:

Мячи-ёжики возьмите

 И про дождь поговорите!

Дождик бегает по крыше -
Бом-бом-бом!
По высокой, звонкой крыше - 
Бом-бом-бом!
- Дома, дома посидите, 
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите,
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте -
 Бом –бом- бом!
А уйду - тогда гуляйте...
Бом...Бом...Бом...

На экране  слайд №6.  

Учитель-логопед: Молодцы ребята! Дождик стал еще слабее!

2.6 Игра « Закрой картинку».

Цель: совершенствование  умения находить заданный звук в словах и определять его местоположение.

Звук треугольника.

Учитель-логопед: И снова капля несёт нам задание:

Нужную картинку отыщите,

Где спрятался звук «с» определите!

Учитель-логопед:

- Закроем  фишками 3 картинки, которые начинаются на звук «С», и назовём их.

На экране  слайд №7.  

- Закроем фишками 3 картинки, которые заканчиваются на звук «С», и назовём их.

- Закроем фишками 3картинки, в названии которых звук «С» спрятался в середине слова, и назовите их.

Ответы детей.

На экране  слайд №8.  

Учитель-логопед: Молодцы ребята! Дождик  уже почти  совсем закончился!

2.7Игра «Аналогии».

Цель: Активизировать умение   строить сложноподчинённые предложения

Звук треугольника.

Учитель-логопед: И последняя маленькая капля   упала на  мою ладошку  с  необычным  заданием

Вы ребята, помогите,

И картинки по  парам  распределите!

На экране  слайд №9.  

После выполнения задания на экране  слайд №10.  

3. Рефлексия.

Учитель-логопед: Молодцы ребята!   Вы выполнили все задания  капелек  и хорошо знакомы со звуком «С» ! Мы вместе  сняли заклятие Словогрома!  Свистелочка очень рада.

На экране слайд №11.  

Учитель-логопед: Что произошло?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Выглянуло солнышко, и его младшие братья  спустились к нам.

Учитель-логопед предлагает детям разноцветные солнышки.

Учитель-логопед: Посмотрите,  какие они разные: желтые, оранжевые,  красные.   Жёлтый цвет обозначает радость,  оранжевый -   грусть, красный -  трудности.  Выберите   солнышко, которое вы бы хотели оставить в память о нашей встрече.  Объясните свой выбор.

Технологическая карта НОД

Задачи

Деятельность педагога и детей

 Целевые ориентиры

1.Создание мотивационного поля

Цель: мотивирование детей навключение в речевую деятельность

1.1.Организационный момент.

Развитие длительного и непрерывного выдоха

СД

 Упражнение на дыхание «Спускается шарик»

У детей  появляется желание работать с педагогом и вступать с ним в продуктивный диалог, развивается любознательность и познавательный интерес

1.2. Введение в игровую ситуацию.

1.Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением

2.Воспитывать эмпатию, чувство доброты, взаимопомощи, сотрудничества  

СД

Осмысление проблемы с привлечением ИКТ и интерактивного героя Свистелочки

2. Актуализация знаний.

Цель – активизация  представлений детей о звуке «С» и навыка его правильного произношения   в самостоятельной речи

2.1. «Мыслительная гимнастика».

  Уточнить артикуляцию и характеристику   звука

«С».

СД

Система вопросов и заданий    подводящих детей к уточнению артикуляции и характеристики звука «С»

 Закрепляются  представлений детей о звуке «С» и его характеристике

2.2. Отбор картинок со звуком «С»

1.Закрепить правильное произношение    звука «С» в словах.

2.Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук

 СДД

Нахождение слов со звуком «С» на сюжетной картине с использованием ИКТ

 У детей совершенствуется умение  подбирать слова  на заданный звук с опорой на картинки

2.3.Штриховка.

1.Совершенствовать умение обводить картинку по контуру и выполнять штриховку

2.Активизировать словарный запас по темам «Осень», «Осенняя одежда и обувь»    

СД

Беседа с детьми о том, как можно защитить Свистелочку от дождя.

СДД

Выполнение детьми штриховки и обведения по контуру изображения зонта и сапог

  Дети получают не только  продукт самостоятельной детской деятельности, но и   закрепляют у  речевые умения на уровне самостоятельного применения их в ситуации общения

2.4.Речевая игра

«Назови ласково»

Совершенствовать    умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

СДД

Словесная игра «Скажи ласково»

2.5. Динамическая пауза.

Игра с массажным мячиком.

Совершенствовать координацию речи с движением с использованием здоровьесберегающих технологий

СД

Игровой массаж «Дождик»

Дождик бегает по крыше -
Бом-бом-бом!
По высокой, звонкой крыше - 
Бом-бом-бом!
- Дома, дома посидите, 
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите,
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте -
 Бом –бом- бом!
А уйду - тогда гуляйте...
Бом...Бом...Бом...

У детей формируется   положительный эмоциональный настрой и готовность  переключится в последующие виды деятельности.

2.6.Игра «Закрой картинку»

1.Совершенствование умения находить заданный звук в словах и определять его местоположение.

 СДД

Работа с пластмассовыми планшетами  «Найди пару, запомни ячейку» с игровым полем по теме  НОД

 Дети  совершенствуют умение находить  в словах звук «С»и определять его местоположение.

2.7.Игра «Аналогии».

1.Активизировать умение   строить сложноподчинённые предложения

2. Закреплять звук «С» в предложениях

СДД

 Развивающее игровое задание «Аналогии» с применением ИКТ

 У дошкольников активизируется словесно-логическое мышление и  автоматизируется  звук «С» в предложениях

3.Рефлексия.

Цель - самооценка детьми своей деятельности и подведение итогов

.Игровое задание «Выбери солнышко»

1.Стимулировать детей к оценке своей деятельности  и выявить эмоциональное отношение  дошкольников при совместной деятельности с педагогом

2.Совершенствовать умение употреблять в речи   сложноподчинённые предложения

СД

 Оценивание своей деятельности и своего отношения к НОД

 Дошкольники в  занимательной форме  выражают своё эмоциональное отношение к   НОД, применяют речевые умения в ситуации общения

Условные обозначения:

СД - совместная деятельность педагога с детьми

СДД – самостоятельная детская деятельность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»

Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...

КОНСПЕКТ подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «В гостях у лесных зверей» (автоматизация звука «Л»)

Коррекционные задачи:1.1.Автоматизировать звук «Л» в словах, слогах, предложения посредством использования  педагогической технологии «Семантическое поле».1.2.Развивать фонематический слух и восп...

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: "Станция загадочных цифр"

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы по ФЭМП...