Исследовательский проект «Вода, вода, кругом вода» Группа младшего возраста.
проект по окружающему миру (младшая группа)
Помочь детям направить и развить их любознательность; развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой; познакомить со свойствами воды: вода течет, разливается, меняет цвет, впитывается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №10 «Золотой улей»
Исследовательский проект
«Вода, вода, кругом вода»
Группа младшего возраста.
Составители:
Воспитатель Могилатова С.В.
г. Карасук
2020 г.
Исследовательский проект
«Вода, вода, кругом вода» в группе младшего возраста.
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: исследовательский, познавательный, творческий.
Продолжительность: –
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 3 – 4 года.
Актуальность:
Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются вода. Знакомство младших дошкольников с водой активизирует познавательную и поисковую деятельность ребёнка. Игры с водой побуждают детей к выражению своих мыслей и желаний словами. Это развивает активную и пассивную речь, первичные навыки общения (участие детей в совместных играх). При знакомстве с водой у детей развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус, обогащаются тактильные ощущения.
Цель:
Помочь детям направить и развить их любознательность; развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой; познакомить со свойствами воды: вода течет, разливается, меняет цвет, впитывается.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение детей к воде;
2. Закрепить знания о воде, ее свойствах, формировать активный словарь, развивать внимание, наблюдательность, память, речь, умение отвечать на вопросы;
3. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
4. Учить детей выполнять простейшие опыты.
Ожидаемые результаты:
1. Овладение элементарными способами практического взаимодействия с окружающей средой – водой;
2. Развитие у детей познавательных способностей в процессе экспериментирования;
3. Расширение кругозора детей, развитие речевой активности.
Подготовительный этап
• Разработать вопросы наблюдения;
• Провести мониторинг воспитанников первой младшей группы на определение знаний по теме проекта;
• Проанализировать результаты мониторинга воспитанников первой младшей группы;
• Составить план основного этапа проектирования;
• Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
• Пополнить предметно-развивающую среду;
• Подобрать художественную литературу по теме;
• Составить картотеку опытов с водой;
• Подготовить оборудование для опытов с водой.
Основной этап
Реализация данного проекта осуществлялась через интеграцию образовательных областей:
Речевое развитие
1. Беседа «Какая бывает вода»;
2. Чтение художественной литературы.
Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще».
Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая»;
Социально-коммуникативное развитие
1. Игра с водой «Тонет –не тонет»;
#1048;гровая ситуация: «Разноцветные капельки» (опыт окрашивания воды гуашью);
Познавательное развитие
1. Опыт «Вода – растворитель. Придаем воде цвет»;
2. Опыт «Вода безвкусная»;
#1054;пыт «Вода прозрачная?»;
#1054;пыт «У воды нет запаха»;
#1054;пыт «Вода холодная – теплая»;
#1054;пыт «В какую бутылку быстрее нальется вода?»;
#1054;пыт «Прятки».
Художественно – эстетическое развитие
#1055;рослушивание фонограмм звуков: журчание ручья, шум моря, шум дождя;
#1055;ение песен о воде;
#1052;узыкаьная игра «Тучка и капельки»;
#1056;азучивание подвижных игр с музыкальным сопровождением;
#1056;ассматривание иллюстраций;
#1040;пликация «Рыбка в аквариуме»;
#1050;онструирование из бумаги «Рыбка плавает в водице»;
#1056;исование «Дождь идет по улице, нам нельзя гулять»;
#1088;исование ладошками «Красивые рыбки».
Физическое развитие
1. Подвижная игра «Солнышко и дождик»;
2. Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей».
Работа с родителями
#1050;онсультация: «Игры сводой»;
#1042;ыставка рисунков «Волшебница вода»
Заключительный этап
Музыкальное развлечение «Волшебная капелька»
Приложение №1
Конспект НОД «Всем нужна вода».
Цели:
- дать представления детям о значении воды в нашей жизни.
- формировать представления детей о том, где используется вода.
- активизировать речь детей, развить образное мышление.
-воспитывать у детей бережное и осознанное отношение к воде.
Развивающая среда:
- игрушка «Капелька».
- картинки с сюжетами использования воды.
- вода в разных сосудах.
- картинки с растительным и животным миром.
Ход занятия:
Внести игрушку «Капельку». Спросить у детей, кто к нам пришёл в гости.
- А где живёт Капелька?
Ответы детей (в кране, в ванне, море, луже, в чайнике и т. д.)
-Как вы думайте, для чего людям нужна вода?
Вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук тела, стирки вещей, для полива растений.
Рассматривание картинок с сюжетами использования воды.
Чтение детям стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
- Как вы думаете, кому ещё нужна вода, кроме человека?
- Зачем вода растениям?
- Нужна ли вода животным?
Рассматривание соответствующих картинок.
- Правильно всем нужна чистая вода.
Внести воду, налитую в разные сосуды. Рассмотреть.
Подвижная игра «Тучка и капельки».
(воспитатель – тучка, дети капельки воды. Тучка играет с капельками. Капельки летают, приседают, соединяются в ручеёк и т. д.)
- Ребята, к воде нужно относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
«Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет
И нет водицы – нет, нет, нет».
Мы не можем прожить без воды. Вода нужна всем. Вода – наше богатство.
Приложение №2
Опыт «Вода прозрачная?»
Цели:
- познакомить детей со свойствами воды – вода прозрачная, бесцветная.
- развивать интерес детей к играм – экспериментированиям.
- расширять кругозор детей, речевую активность.
Развивающая среда:
- игрушка «Капелька».
- по шесть стакана на каждого ребёнка: пять – с чистой водой, другой – с молоком.
- трубочки для коктейля.
- краска – гуашь разного цвета.
- палочки.
Ход занятия:
Капелька приносит детям стакан с водой.
- Что находится в стакане? (Вода).
Капелька предлагает детям поиграть с ней – посмотреть на неё через стакан с водой.
- Вы видите меня?
- А почему?
- Потому что вода – прозрачная.
Капелька ставит перед детьми по два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить трубочки для коктейля.
Спросить у детей, в каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет?
Почему?
- В воде трубочки видны, а в молоке – нет. Вода прозрачная, а молоко – нет.
- А какого цвета вода?
- Вода не имеет цвета, она бесцветная.
- Но можно воду сделать цветной. Если в стакан с водой налить красную краску, вода станет красной; если жёлтую – жёлтой.
Проделать опыты с окрашиванием воды.
Дети любуются цветной водой.
В конце занятия Капелька предлагает детям провести с ней массаж лица «Умывалочка».
Надо, надо нам помыться…
Где тут чистая водица?
Кран откроем: ш-ш-ш,
Ручки моем: ш-ш-ш.
Щёчки, шейку мы потрём
И водичкой обольём.
Дети выполняют соответствующие движения. Капелька благодарит детей.
Приложение №3
«У воды нет запаха».
Цели:
- познакомить детей со свойством воды: вода не имеет запаха.
-продолжать знакомить детей с ролью наших «умных помощников» - органов чувств в процессе познания окружающего мира.
- активизировать речь детей.
Развивающая среда:
- игрушка «Капелька».
- стаканчики с водой по количеству детей.
- поднос с жидкостями: духами, травяным чаем.
Ход занятия:
Капелька приносит детям на подносе жидкости: духи, травяной чай.
Предлагает детям понюхать мамины духи.
-Чем пахнут духи?
-Они имеют запах? (ответы детей.)
-Понюхайте теперь мамин любимый травиной чай.
-Чем пахнет чай?
-Духи, трава имеют свои запахи.
Капелька разносит детям стаканы с водой.
- Что в стаканах?
-Какого цвета вода?
-Вода бесцветная, у неё нет цвета.
- А запах у воды есть?
Предлагает понюхать воду.
- У воды нет запаха. Она ничем не пахнет.
Капелька проводит с детьми дыхательную гимнастику «Петушок».
Приложение №4
Опыт «Вода холодная – тёплая».
Цели:
-познакомить детей со свойствами воды: вода бывает разной температуры – холодной, и тёплой.
-развивать речевое дыхание,
-формировать правильное произношение звука «с».
Развивающая среда:
- картинка с изображением умывающихся детей.
- мисочки с холодной и тёплой водой.
- кукла.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает малышей в умывальную комнату, открывает кран с водой и обращает внимание на то, как «поёт» вода («с-с-с»). Затем возвращаются в группу, воспитатель показывает картинку с изображением умывающихся детей, читает стихотворение:
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши, Мойся, шейка,
Хорошенько, хорошенько!
Грязь, смывайся! Обливайся!
Воспитатель вместе с детьми повторяет стихотворение 3-4 раза и в заключение игры предлагает «спеть» песенку водички.
Воспитатель вместе с детьми подходит к мисочкам с холодной и тёплой водой, предлагает опустить пальчик. Вода бывает разной: холодной и тёплой.
Воспитатель предлагает детям искупать куклу Катю.
-Какая подходит вода для купания холодная или тёплая? (тёплая.)
- Почему?
В конце занятия дети вместе с воспитателем купают куклу.
Приложение №5
Опыт «В какую бутылку быстрее нальётся вода?»
Цели:
-продолжать знакомить со свойствами воды.
- предметами разной величины.
- развивать смекалку.
- учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Развивающая среда:
- ванночка с водой.
- две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком.
- салфетка из ткани.
- песочные часы.
- игрушка «Капелька».
Ход занятия:
Капелька, предлагает детям вспомнить, какую песенку поёт водичка.
Дети: «Буль, буль, буль».
Капелька.
-Давайте послушаем сразу две песенки, какая из них лучше?
Первый эксперимент.
Дети сравнивают бутылки по величине; рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком; глядя на песочные часы, отмечают, за какой время она наполнится водой, и какую песенку будет петь.
Второй эксперимент.
С помощью песочных часов определить, из какой бутылки быстрее выльется вода – из большой или маленькой? Почему? Какую песенку поют бутылки, когда вытекает вода?
Третий эксперимент.
Дети погружают в воду сразу обе бутылки.
Капелька.
-Вода в бутылки набирается неравномерно, и песенки они поют разные.
-Теперь мы с вами знаем, что в бутылку с широким горлышком вода нальётся быстрее, и она издаёт громкий звук; в бутылку с узким горлышком вода нальётся медленней и она издаёт более мелодичный звук; вода из бутылки с широким горлышком вытекает быстрей и почти не слышно; из бутылки с узким горлышком вода выходит медленно и издаёт громкие звуки.
- А теперь давайте немного поиграем.
Капелька проводит вместе с детьми упражнение «Тучка».
Приложение №6
Опыт «Прятки».
Цели:
- углублять знания свойства и качества воды.
- развивать любознательность.
- закрепить знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Развивающая среда:
- игрушка «Капелька».
- стакан с чистой водой.
- стакан с молоком
- камешки.
- салфетка из ткани.
Ход занятия:
Капелька:
- Что вы видите в баночках? (Ответы.)
- Какого цвета вода? (Ответы.)
- Хотите поиграть с камешками в прядки? (Да.)
Первый эксперимент.
В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. (Он тяжёлый, опустился на дно.)
- Почему камешек видно? (Вода прозрачная.)
Второй эксперимент.
Дети опускают камешки в молоко.
- Что происходит? (Камешка не видно: молоко- непрозрачное.)
Капелька вместе с детьми делают вывод:
-В прозрачной воде предметы видны хорошо, в непрозрачном молоке – не видны.
Приложение №7
Сценарий развлечения «Волшебные капельки»
Под музыку дети – капельки и Ведущая- Тучка заходят в музыкальный зал.
Тучка: Здравствуйте, мои веселые звонкие капельки!
Как я рада, что мы опять с вами вместе!
Капля с капелькой слетела,
Капля капельку задела,
Капля с капелькой слилась,
Вот и песня началась!
Эй, капельки, споем да повеселимся!
Песня «Кап, кап, капельки»
Тучка: Молодцы! Очень вы меня порадовали своей песней! Ой, мои маленькие друзья-капельки, посмотрите, на нашей полянке нет ни травки, ни цветочков, ни листочков на деревьях! Капельки-подружки, здесь давно не было дождика! Без вас, водяные капельки, не вырастет травка и цветочки! Нам надо потрудиться и на землю пролиться! Что делать? Сейчас я подумаю! Я знаю, что делать! Спрыгнем на землю и подарим земле теплый дождик! Пусть травка зазеленеет, цветочки раскрасят землю, птички веселее запоют!
Тише, тише, тише, тише.
Дождик капает по крыше,
По асфальту, по песочку,
По скамейке и по дорожкам,
По деревьям, по кустам.
Принес дождик танец нам.
Танец «Маленький дождик»
Тучка: Посмотрите, капельки! После дождика появилось много луж. Давайте с ними поиграем.
Игра «Займи лужу» (Под шум дождя капельки бегают по залу, как заканчивается музыка, надо встать в любую лужу).
Тучка: Молодцы, капельки! Как все обрадовались вашему теплому дождику! Нас все ждали! Посмотрите, появились первые листочки, первые цветочки! Вместе с дождиком и весна к нам скоро придет! Слышите, кто-то идет? Да это Весна пожаловала к нам в гости! Мы так ее ждали!
Заходит Весна.
Весна: Здравствуйте, капельки! Я увидела дождик и сразу отправилась к вам! Вы меня узнали?
Дети: Да!
Весна: Ребята, а знаете, что у меня есть? У меня есть волшебное ведерко с капельками! Они такие же веселые, как вы! Они так и хотят выпрыгнуть из моего волшебного ведерка! Ой, капельки опять побежали землю поливать, выпрыгнули из ведерка! Помогите мне собрать веселые капельки в ручеек! Пожалуйста!
Игра «Собери капельки» (Дети собирают голубые шары в ручеек – голубая ткань).
Весна: Какой красивый ручеек получился! Спасибо, мои веселые капельки!
А сейчас, мои капельки, вам
Музыкальные инструменты я раздам.
Будем мы на них играть,
Звонко песню распевать.
Оркестр «Музыканты», муз. и сл. Г.Вихаревой
Весна:
Ох, и хорошие вы музыканты!
Настоящие таланты!
Ну, а мне уходить пора,
Ждет везде меня детвора.
Надо успеть ко всем в гости прийти,
Теплые деньки принести!
Тучка и капельки: До свидания, Весна! Еще увидимся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...
Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:· «Физическая культура»,· «Здоровье»,·...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/15/picture-986915-1513343743.jpg)
Познавательно-исследовательский проект «Водичка-вода"
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. По...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-616274-1623303709.jpg)
Исследовательский проект «Вода - водичка»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАТип проекта: познавательно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.Ц...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-200324-1360481991.jpg)
Информационно – исследовательский проект «Вода - водичка»
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познава...
Методическая разработка исследовательского проекта "Вода-водичка для детей младшего дошкольного возраста"
Цель данного проекта: закреплять знания детей о свойствах воды: холодная, горячая, теплая, умения аккуратно ей пользоваться.Задачи: — участвовать в посильной практической деятельности;- развиват...