Познавательно-исследовательский проект «Водичка-вода"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Косарева Ольга Владимировна

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vodichka-voda.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Водичка-вода"

Используемые современные технологии: здоровьесберегающие; полисенсорная; личностно-ориентированные.  

Тип проекта: 

по составу участников – групповой (дети средней группы, родители, воспитатели);

по содержанию – интегрированный;

по  срокам реализации – долгосрочный (сентябрь 2016-май 2017г)

Автор проекта: Воспитатель  Косарева О.В.

Актуальность проекта  

  В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала.

Проблема:  

Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После таких игр приходится долго наводить порядок. Но не смотря ни на что ребенок получает массу полезных впечатлений . По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии со взрослым . во время игры обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Стараться, чтобы и ребенок проговаривал свои действия. Такой метод способствует расширению словарного запаса ребенка и развивается активная речь. Необходимо также обращать внимание детей на то как «ведут себя» в воде предметы из разного материала , разного размера и веса. Необходимо помнить, что вода для детей- это полезное лекарство.

 

Цель проекта:

Развивать у детей представления о природном объекте – воде.

Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи: 

Задачи

Вид деятельности

1

Создать условия для расширения представлений детей о воде

Рассматривание иллюстраций и фотоальбома

Просмотр презентации и мультфильмов

Беседы, наблюдение

Дидактические игры  

 Разрезные картинки

Подвижные игры

Речь с движением

Прослушивание музыки

Чтение художественной литературы

2

Создать условия для развития умения детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.

Опыты с водой

3

Создать условия для развития умения детей изображать воду в различных состояниях

Рисование

Лепка

Аппликация  

4

Создать условия для вовлечения родителей в педагогический процесс в ДОУ

Создание детской книжки—малышки  «Капелька»

Информация для родителей по теме вода.

Консультации для родителей

   

                           

Ожидаемые результаты:

 Мы ожидаем , что дети больше узнают о воде , её свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать , потому что всё происходит во время игры с водой . Дети будут воспринимать информацию с удовольствием. 

Предварительная работа:

- Изготовление « Капельки» для занятия

- Создание картотеки стихов  и потешек о воде

- Создание картотеки опытов с водой.

- Сбор иллюстраций с изображением дождя, снега, воды, реки, моря.

-  Подбор материала для практических игр и занятий.

- Изготовление атрибутов к играм и занятиям.

Месяц

Совместная деятельность

Цели

Экспериментальная  деятельность.

Работа с родителями

Октябрь

 Беседа-Знакомство с водой

Наблюдение , как вода льется из крана

П/и «Солнышко и дождик»

Сюжетно- ролевая игра     « Купание куклы Кати»

Заучивание потешки  «Водичка, водичка..»

Чтение произведений

З.Александрова «Купание»

К. И. Чуковского «Мойдодыр»

А.Барто

«Девочка чумазая»

Рисование «Дождик»

Аппликация «Мойдодыр»

Физкультминутка «Дождик, лейся»

Дать детям представление о воде . Провести беседу о том что вода необходима для всего живого на земле

Уточнить представление детей что вода в помещении льется из крана струей вниз.

Дать представление о том . что необходимо купаться умываться и для этого необходима вода.

 Впитывание воды в губку.

Дать представление о том , что вода имеет свойство впитываться.

Знакомство родителей с задачами проекта «Водичка вода»

Ноябрь

Беседа о том что вода необходима для животных , растений, птиц,  рыб, людей.

Наблюдение за тем как при поливе комнатных растений  вода впитывается в грунт

Чтение произведения   Циферов    « Облачковое молоко»

Прослушивание песни «Злая тучка»

Потешка «Дождик»

 Аппликация «Облака»

Рисование « Тучка»

Пальчиковая гимнастика «Дождик» 

Речевые игры: «На полянку, на лужок тихо падает снежок»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Дать детям понять , что вода это источник жизни . Все живое на земле пьет водичку.

« Вода волшебница»

Знакомство детей с разноцветной водой.

Консультация для родителей.

«Эксперимент- это интересно»

Декабрь

Наблюдение « Следы на снегу»

Чтение сказки

 « Заюшкина избушка.»

Наблюдение за замерзшей водой на улице.

Рисование« Сосульки повисли с крыш»

Лепка « Снеговик»

Аппликация: «Веселый снеговик»

Пальчиковая гимнастика  « Снежок»

 Физкультминутка «Ледяной  дом» 

Дать представление о том . что вода может быть не только жидкой но и твердой , что под воздействием тепла вода превращается из твердого  состояния в в жидкое и наоборот. Дать представление о том что лед холодный. Научить определять на ощупь температуру предметов.

« Вот какие льдинки»

Научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки.

Конкурс «Поделки из снега» Фотогалерея

Январь

Наблюдение за предметами в воде.

Игра « Кораблики»

Заучивание стихотворения А. Барто « Капитан»

Рисование « Елочка в снегу»

П/И « Белые снежинки»

 Речевая игра «На полянку, на лужок тихо падает снежок»,

Дать представление о предметах , их свойствах плавать и тонуть в воде. Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью.

« Ловись рыбка, большая и маленькая»

Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

 Памятка для родителей «Осторожно гололед!»

Февраль

Наблюдение « Снег кружится»

Беседа « Что пьют животные и птицы зимой.

 Чтение Л. Воронкова «Снег идет»

Наблюдение за испарением воды.

П/И « Снежки» « Кто дальше метнет снежок", "Попади в цель снежком".

Рисование «Волшебные снежинки»

Лепка «Снеговик»

Речь с движением « Снеговик»

Познакомить детей со свойством воды- испарением. Продолжать развивать знание детей о свойствах воды и об окружающем их мире.

« Превращение снега в воду»

Консультация для родителей «Игры с водой  дома»

Март

 Беседа: Для чего нужна вода .Наблюдение за рябью на воде.

Наблюдение за тем . куда исчезает весь снег на улице

 Слушание звуков «Шум ручья»

П/И « Ручеек», «Перепрыгни через ручеек»

Просмотр мультфильма «Беги, беги ручеёк»

Д/ И «Пускание бумажного кораблика »

Аппликация «Кораблик по морю плывет»

Речь с движением « Речка» Пальчиковая гимнастика « Кап, кап,кап звенит капель»

Познакомить детей я явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том , для чего необходима вода, а также о том . что вода имеет свойство впитываться.

«Ветер по морю гуляет»

Что будет если подуть на воду.

Памятка для родителей "Весенний лёд - источник повышенной опасности"

Апрель

Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.

Аппликация «Рыбки в аквариуме» 

Лепка «Золотая рыбка»

Рисование «Рыбка»

Речь с движением «Аквариум» Пальчиковая гимнастика « Аквариум»

Познакомить детей с обитателями воды.

« Воздух под водой»

Понаблюдать за тем, что происходит с водой когда в неё поступает воздух. (Эксперимент с трубочками.)

Консультации для родителей  «Играйте вместе с детьми»

Май

Обобщенные беседы о свойствах воды, о её назначении в жизни всего живого

Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

Рисование« Капелька»

П/ И «Ходит капелька по кругу»

Наблюдение за мыльными пузырями

Закрепить и обобщить знания детей о воде.

Познакомить с тем, что при опадении воздуха в  каплю мыльной воды образуется пузырь.

Выдувание мыльных пузырей

Оформление презентации (фото –отчет)о проделанной работе над проектом «Водичка вода»

Картотека опытов

Все опыты происходят с участием игрового персонажа Капельки.

Тема опыта, цель

Содержание оборудование

« Узнаем какая вода»

Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная льется.

Воспитатель приносит в группу большую чашку , наливает в неё воды и предлагает потрогать ее. Затем рассказывает Капелька. Он говорит о том что в воде хорошо плавают рыбки . Затем предлагает детям опустить игрушки в воду (рыбки , уточки) , подуть чтобы эти игрушки поплыли , появились волны.

Впитывание воды в губку.

Дать представление о том , что вода имеет свойство впитываться.

Капелька нечаянно разлил немного воды на стол. Воспитатель предлагает убрать воду с помощью губки.

« Ввода волшебница»

Знакомство детей с разноцветной водой

У Капельки несколько баночек с прозрачной водой и крышек с разведенной гуашь. Капелька предлагает провести эксперимент. Воспитатель предлагает свою помощь. При помощи пипетки в банки по очереди капается разведенная гуашь , и дети наблюдают, как вода меняет окраску – превращается из прозрачной в разноцветную . Воспитатель бросает в окрашенную воду предмет и его не видно . Делается вывод , что цветная вода  не прозрачна.

« Вот какие льдинки»

Научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки.

Капелька рассказывает детям что видела на улице льдинки , но они совсем не красивые и ему хотелось бы сделать цветные льдинки. Воспитатель предлагает свою помощь. Вместе с деть ми вспоминает как они делали цветную воду. Предлагает сделать ещё раз. Полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки . в конце прогулки воспитатель показывает детям какие цветные льдинки получились из воды

« Ловись рыбка, большая и маленькая»

Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды

Воспитатель раздает детям и предлагает опустить их в емкость с водой что бы рыбки поплавали. Затем показывает детям как надо ловить рыбок сачком , приговаривая « Ловись рыбка большая и маленькая.» Повторяет 3-4 раза . Затем раздает детям сочки и предлагает самостоятельно ловить рыбок.

« Превращение снега в воду»

На прогулке набрать с детьми в чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать , что происходит со снегом  . Опустить в воду белу бумагу и рассмотреть , что талая вода мутная , поэтому снег есть нельзя  он грязный. Но талую воду любят комнатные растения . Предлагает полить талой водой растения

«Ветер по морю гуляет»

Что будет если подуть на воду.

 Капелька приходит в гости к ребятам . Рассказывает что была на море и видел там большие волны. Предлагает детям подойти к тазику с водой и предлагает подуть . На .воде появляются маленькие волны. Дети самостоятельно дуют . В конце Капелька предлагает попускать парусники.

« Воздух под водой»

Понаблюдать за тем, что происходит с водой когда в неё поступает воздух. (Эксперимент с трубочками.)

Педагог раздает детям  трубочки для коктейля . Предлагает подуть в трубочку . Затем подставить ладошку перед трубочкой и снова подуть. Обратить  внимание детей на то что они почувствовали ветерок из трубочки но не увидели его. Воспитатель раздает детям стаканчики с водой , предлагает опустить в него трубочку и подуть ещё раз .Объясняет детям от куда появляются пузырьки и куда они исчезают.  ( Они вышли из трубочки , а так как воздух легче , пузырьки поднимаются через водичку вверх.

Выдувание мыльных пузырей

Воспитатель  приглашает Детей и Капельку на прогулку. . Предлагает налить в чашку воду , только не простую а мыльную . Затем берем  трубочку и опускаем её в мыльную воду. Надуваем мыльный пузырь . Объясняет детям , что в нутрии пузыря находится воздух . А как он туда попал  ? Мы выдохнули его из себя . Затем  предлагает педагог предлагает детям палочки с колечком на конце , еще раз показывает как можно надуть пузырь . Далее дети сами выдувают мыльные пузыри , играют с ними.


Список используемой литературы:

  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  • Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  • Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012
  • Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  • Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
  • Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  • Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение: Учеб. Лит. 1996.
  • Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность педагогов родителей и детей в форме КВН "Вода!Вода!Вода!"

Мы участвуем в международной экологической программе "Эко-школы/Зеленый флаг" В рамках этой программы наша группа ведет проект "Водные ресурсы" с детьми подготовительной группы....

ОХ вода, вода, вода- не боимся мы тебя

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА 1.     Полное название проекта:  «ОХ вода,вода,вада- не боимся мы тебя».2.     Автор проекта: Романченко Ксения Ивановна3...

Конспект НОД  «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» 2 младшая группа

Конспект НОД  «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» вторая младшая группа...

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе на тему: «Эх, вода, вода, вода будем чистыми всегда».

Задачи::• закреплять у детей культурно-гигиенические навыки;• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;• способствовать накоплению у детей конкретных пре...

Сценарий развлечения "Ах, вода, вода, вода!"

Сценарий развлечения для детей младшей разновозрастной группы...

Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде

Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...

Конспект ООД по экспериментированию с водой «Водичка, водичка» в группе раннего возраста

Конспект ООД по экспериментированию с водой «Водичка, водичка» в группе раннего возраста...