Программа кружка по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)
Программа кружка «Маленькие почемучки» для детей 1-ой младшей группы. Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей младшего возраста. Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов младших дошкольников важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения у детей двух, трех летнего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_1_ml_gr.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки»
Пояснительная записка.
Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей младшего возраста. Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов младших дошкольников важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения у детей двух, трех летнего возраста.
Разработанная программа кружка «Маленькие почемучки» для детей 1-ой младшей группы детского сада предлагает:
- становление и укрепление общей познавательной мотивации;
- формирование умения у детей ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;
- обучение навыкам экспериментирования, привычным навыкам работы с информацией;
- развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
- развитие речи как средства передачи информации, развитие восприятия.
Ожидаемый результат.
Готовность по поисково-исследовательской деятельности навыки умения детей трех летнего возраста определяются показателями:
- У детей сформированы: интерес к красоте объектов, дети умеют удивляться, радоваться, замечать яркие признаки, свойства, показывают и называют объекты, отдельные их части, признаки и свойства, выполняют отдельные обследовательские действия, принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными, растениями.
- Проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание.
- У детей развиты исследовательские способности как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Форма организации работы с детьми по программе кружка «Маленькие почемучки» ведётся через занятия, игры, индивидуальную работу, рассматривание иллюстраций, художественное слово.
Срок реализации: Кружок ведется с сентября по май. Первую и третью неделю месяца, в понедельник первая подгруппа, в среду вторая подгруппа.
Цель программы: Создание условий для формирования поисково- исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развить у детей ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг.
- Расширять и проявлять интерес к предметам, познанию их назначения, действия к предметам.
- Развивать перспективу поисково-познавательной деятельности путем включения детей в умение наблюдать, описывать преобразующие действия.
Содержание:
- «Живая природа»
- «Физические явления»
- «Человек»
- «Рукотворный мир»
- «Неживая природа».
Тематическое планирование
Сентябрь- ноябрь
Живая природа
Растения и животные как живые организмы:
Подвести к пониманию существования живых и неживых объектов: сравнение живого объекта (рыбка) и неживого (игрушка) Дать представление о живом и неживом объекте.
- Курочка, кролик.
- Вода, песок, земля.
- «Кто мои помощники?» (кормление рыбки, рассматривание иллюстрации).
- «Птички» игра.
Строение функций и значение частей растения:
Способствовать установлению связи между уходом за растениями и их ростом. Знать комнатные растения (бальзамин, одуванчик).
- Посадка лука, уход за комнатными растениями.
- Знакомство с одуванчиком, с корнеплодами репы.
Многообразие живых организмов их приспособление к окружающему миру: Растения, часто встречающиеся в ближайшем окружении (комнатные, сада, огорода). Кусты, травы. Общие представления: отличительные признаки- цвет, размер.
Животные: иметь представление о строении отдельных частях тела, их признаках. Знать некоторые особенности образа жизни: как двигаются, что едят, какие звуки издают. Знакомство с конкретными видами животных и птиц (воробей, голубь, кошка, собака). Иметь общие представления о отдельных частях тела животного.
- «Петушок и его семья»,
- «Кошка с котятами. Рассматривание иллюстраций
- «Собака со щенятами», игра «Кто как кричит?».
- Ознакомление с обитателями леса «Заяц и лиса», «Медведь».
Характерные особенности сезонов:
Способствовать выделению характерных особенностей сезонов в неживой природе, мире, растений, животных. Бережное отношение к природе.
- «Айболит проверяет здоровье растений» (осмотр комнатных растений).
- «Познакомьтесь с одуванчиком»,
- «Путешествие в комнату природы».
Характерные особенности экологических систем и природных климатических зон. Дать представление об основных средах обитания: воде, почве.
- «Кто живет в аквариуме?»
- «Где спит медведь?»
- «Веселые воробьи»
- «Кого мы встретили в лесу?»
Декабрь
Физические явления
Свет: Дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, электрическая лампочка) излучают свет.
- Знакомьтесь, «Солнце».
- Знакомство детей с электрической лампочкой.
- Игра «Солнышко».
- Чтение потешки «Солнышко»
Вес, притяжение: Дать представление о том, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые.
- «Разные по названию и разные по весу»,
- «Что за форма»
Тепло, температура: Дать представление о том, что предметы, вода могут быть холодными, тёплыми, горячими, что они могут нагреваться и остывать.
- «Подбери лист»,
- «Тонет –не тонет»,
- «Расскажи мартышке про снег»
Время: Дать представление о дне и ночи, временах года.
- «День и ночь» (игра)
- «Мороз и солнце –день чудесный»,
- «Листопад»,
- «Солнышко пригревает»,
- «Лето красное пришло».
Январь
Человек
Человек – живой организм: Познакомить с телом человека, его строением (туловище, руки, пальцы, ноги, голова, лицо, глаза, рот, нос, уши). Развивать сенсорную чувствительность разных органов (чувств, восприятия, цвета)
- «Какой я? Я и мы»,
- «Наша дружная семья»,
- Игра «Кто быстрее себя найдет», «Где мой пальчик?»
Февраль- Апрель
Неживая природа.
Свойства и признаки веществ (вода):
Создать условия для выявления свойств и качеств воды: вода тёплая (холодная, разливается. В воде предметы плавают. Познакомить с процессом превращения воды в лёд. Общие представления о свойствах снега: белый, холодный, пушистый, рассыпается, лепится. Со снегом играют, лепят снежки. Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты.
Игры – эксперименты с водой.
- «Чистая вода нужна всем и всегда».
- Опыт «Тонут, плавают».
- «Белый снег пушистый».
- «Про маленькую капельку» (эколог. Сказка)
- «Как снег становится водой».
Песок, камни, земля, глина: Научить узнавать и называть песок. Глину. Камень: песок сухой (мокрый, сыплется, формируется). Камни большие (маленькие, тяжелые).
Земля сухая (влажная). Знакомство с песком и приготовление куличей.
- «Лепка печения для кукол (глина, сравнение глины и камня),
- «Сыплем лепим».
- «Домик из песка и камней для черепашки Агашки»
Май
Рукотворный мир
Предмет, как таковой: Побуждать к выявлению и названию характерных предметов (цвет, форму, размер, особенности поверхности. Относительную температуру, вес).
- «Мишкины подарки» (веточки, шишки, шарики).
- «Собери целое»
Предмет- результат деятельности человека:
Способствовать формированию представления о предметах ближайшего окружения, игрушках.
- «Кукла заболела»,
- «Что мы купили в магазине»,
- «Кукла ждет подарки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания - наша задача. Ведущую роль в этом процессе играет поиск...
Перспективный план работы по организации поисково-исследовательской деятельности с помощью метода маленьких человечков во 2 младшей группе.
План разработан опираясь на книгу Т.В.Владимировой "Шаг в неизвестность"...
Дополнительная образовательная программа организации поисково-исследовательской деятельности
Пояснительная записка Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 3-7 лет. Направленность программы: по содержанию является научно-технической, по функциональ...
Программа кружка по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» в первой младшей группе
quot;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам!" Ральф У. Эмерсон...
Рабочая программа по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников "Лаборатория Почемучки"
Программа «Лаборатория Почемучки» направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет....