Программа кружка по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Лебедева Любовь Ивановна

Программа кружка «Маленькие почемучки» для детей 1-ой младшей группы. Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей младшего возраста. Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов младших дошкольников важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения у детей двух, трех летнего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_1_ml_gr.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки»

Пояснительная записка.

Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей младшего возраста. Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов младших дошкольников важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения у детей двух, трех летнего возраста.

Разработанная программа кружка «Маленькие почемучки» для детей 1-ой младшей группы детского сада предлагает:

  • становление и укрепление общей познавательной мотивации;
  • формирование умения у детей ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;
  • обучение навыкам экспериментирования, привычным навыкам работы с информацией;
  • развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
  • развитие речи как средства передачи информации, развитие восприятия.

Ожидаемый результат.

Готовность по поисково-исследовательской деятельности навыки умения детей трех летнего возраста определяются показателями:

  • У детей сформированы: интерес к красоте объектов, дети умеют удивляться, радоваться, замечать яркие признаки, свойства, показывают и называют объекты, отдельные их части, признаки и свойства, выполняют отдельные обследовательские действия, принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными, растениями.
  • Проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание.
  • У детей развиты исследовательские способности как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Форма организации работы с детьми по программе кружка «Маленькие почемучки» ведётся через занятия, игры, индивидуальную работу, рассматривание иллюстраций, художественное слово.

Срок реализации: Кружок ведется с сентября по май. Первую и третью неделю месяца, в понедельник первая подгруппа, в среду вторая подгруппа.

Цель программы: Создание условий для формирования поисково- исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развить у детей ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг.
  • Расширять и проявлять интерес к предметам, познанию их назначения, действия к предметам.
  • Развивать перспективу поисково-познавательной деятельности путем включения детей в умение наблюдать, описывать преобразующие действия.

Содержание:

  1. «Живая природа»
  2. «Физические явления»
  3. «Человек»
  4. «Рукотворный мир»
  5. «Неживая природа».

Тематическое планирование

Сентябрь- ноябрь

Живая природа

Растения и животные как живые организмы:

Подвести к пониманию существования живых и неживых объектов: сравнение живого объекта (рыбка) и неживого (игрушка) Дать представление о живом и неживом объекте.

  • Курочка, кролик.
  • Вода, песок, земля.
  • «Кто мои помощники?» (кормление рыбки, рассматривание иллюстрации).
  • «Птички» игра.

Строение функций и значение частей растения:

Способствовать установлению связи между уходом за растениями и их ростом. Знать комнатные растения (бальзамин, одуванчик).

  • Посадка лука, уход за комнатными растениями.
  • Знакомство с одуванчиком, с корнеплодами репы.

Многообразие живых организмов их приспособление к окружающему миру: Растения, часто встречающиеся в ближайшем окружении (комнатные, сада, огорода). Кусты, травы. Общие представления: отличительные признаки- цвет, размер.

Животные: иметь представление о строении отдельных частях тела, их признаках. Знать некоторые особенности образа жизни: как двигаются, что едят, какие звуки издают. Знакомство с конкретными видами животных и птиц (воробей, голубь, кошка, собака). Иметь общие представления о отдельных частях тела животного.

  • «Петушок и его семья»,
  • «Кошка с котятами. Рассматривание иллюстраций
  • «Собака со щенятами», игра «Кто как кричит?».
  • Ознакомление с обитателями леса «Заяц и лиса», «Медведь».

Характерные особенности сезонов:

Способствовать выделению характерных особенностей сезонов в неживой природе, мире, растений, животных. Бережное отношение к природе.

  • «Айболит проверяет здоровье растений» (осмотр комнатных растений).
  • «Познакомьтесь с одуванчиком»,
  • «Путешествие в комнату природы».

Характерные особенности экологических систем и природных климатических зон. Дать представление об основных средах обитания: воде, почве.

  • «Кто живет в аквариуме?»
  • «Где спит медведь?»
  • «Веселые воробьи»
  • «Кого мы встретили в лесу?»

Декабрь

Физические явления

Свет: Дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, электрическая лампочка) излучают свет.

  • Знакомьтесь, «Солнце».
  • Знакомство детей с электрической лампочкой.
  • Игра «Солнышко».
  • Чтение потешки «Солнышко»

Вес, притяжение: Дать представление о том, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые.

  • «Разные по названию и разные по весу»,
  • «Что за форма»

Тепло, температура: Дать представление о том, что предметы, вода могут быть холодными, тёплыми, горячими, что они могут нагреваться и остывать.

  • «Подбери лист»,
  • «Тонет –не тонет»,
  • «Расскажи мартышке про снег»

Время: Дать представление о дне и ночи, временах года.

  • «День и ночь» (игра)
  • «Мороз и солнце –день чудесный»,
  • «Листопад»,
  • «Солнышко пригревает»,
  • «Лето красное пришло».

Январь

Человек

Человек – живой организм: Познакомить с телом человека, его строением (туловище, руки, пальцы, ноги, голова, лицо, глаза, рот, нос, уши). Развивать сенсорную чувствительность разных органов (чувств, восприятия, цвета)

  • «Какой я? Я и мы»,
  • «Наша дружная семья»,
  • Игра «Кто быстрее себя найдет», «Где мой пальчик?»

Февраль- Апрель

Неживая природа.

Свойства и признаки веществ (вода):

Создать условия для выявления свойств и качеств воды: вода тёплая (холодная, разливается. В воде предметы плавают. Познакомить с процессом превращения воды в лёд. Общие представления о свойствах снега: белый, холодный, пушистый, рассыпается, лепится. Со снегом играют, лепят снежки. Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты.

Игры – эксперименты с водой.

  • «Чистая вода нужна всем и всегда».
  • Опыт «Тонут, плавают».
  • «Белый снег пушистый».
  • «Про маленькую капельку» (эколог. Сказка)
  • «Как снег становится водой».

Песок, камни, земля, глина: Научить узнавать и называть песок. Глину. Камень: песок сухой (мокрый, сыплется, формируется). Камни большие (маленькие, тяжелые).

Земля сухая (влажная). Знакомство с песком и приготовление куличей.

  • «Лепка печения для кукол (глина, сравнение глины и камня),
  • «Сыплем лепим».
  • «Домик из песка и камней для черепашки Агашки»

Май

Рукотворный мир

Предмет, как таковой: Побуждать к выявлению и названию характерных предметов (цвет, форму, размер, особенности поверхности. Относительную температуру, вес).

  • «Мишкины подарки» (веточки, шишки, шарики).
  • «Собери целое»

Предмет- результат деятельности человека: 

Способствовать формированию представления о предметах ближайшего окружения, игрушках.

  • «Кукла заболела»,
  • «Что мы купили в магазине»,
  • «Кукла ждет подарки»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания - наша задача. Ведущую роль в этом процессе играет поиск...

Дополнительная образовательная программа организации поисково-исследовательской деятельности

Пояснительная записка Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 3-7 лет. Направленность программы: по содержанию является научно-технической, по функциональ...

Рабочая программа по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников "Лаборатория Почемучки"

Программа  «Лаборатория Почемучки» направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет....