Программа кружка по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» в первой младшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) по теме
"Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам!" Ральф У. Эмерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.83 КБ |
![]() | 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий филиалом МКДОУ
Лебяжинский дс «Петрунинский дс»
Н.В. Суслова Приказ № ____ от «___» ___ 20____
Программа кружка
по организации поисково-исследовательской деятельности
«Маленькие почемучки»
в первой младшей группе
Руководитель кружка Штреммель Е.В.
Программа кружка по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» в первой младшей группе.
Содержание:
- «Живая природа»
- «Физические явления»
- «Человек»
- «Рукотворный мир»
- «Неживая природа»
Форма организации работы с детьми по программе кружка «Маленькие почемучки» ведётся через занятия, игры, индивидуальную работу, рассматривание иллюстраций, художественное слово.
Срок реализации:
Кружок ведется с сентября по май. Первую и третью неделю месяца, в понедельник первая подгруппа, в среду вторая подгруппа.
Цель программы:
Создание условий для формирования поисково- исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развить у детей ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг.
- Расширять и проявлять интерес к предметам, познанию их назначения, действия к предметам.
- Развивать перспективу поисково-познавательной деятельности путем включения детей в умение наблюдать, описывать преобразующие действия.
Пояснительная записка.
Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей младшего возраста. Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов младших дошкольников важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения у детей двух, трех летнего возраста.
Разработанная программа кружка «Маленькие почемучки» для детей 1-ой младшей группы детского сада предлагает:
- Становление и укрепление общей познавательной мотивации;
- формирование умения у детей ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;
- обучение навыкам экспериментирования, привычным навыкам работы с информацией;
- развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
- развитие речи как средства передачи информации, развитие восприятия.
Ожидаемый результат.
Готовность по поисково-исследовательской деятельности навыки умения детей трех летнего возраста определяются показателями:
У детей сформированы: интерес к красоте объектов, дети умеют удивляться, радоваться, замечать яркие признаки, свойства, показывают и называют объекты, отдельные их части, признаки и свойства, выполняют отдельные обследовательские действия, принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными, растениями. Проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание.
У детей развиты исследовательские способности как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Тематическое планирование «Маленькие почемучки» с детьми 1-ой младшей группы.
Сентябрь- ноябрь
Живая природа
Растения и животные как живые организмы: Подвести к пониманию существования живых и неживых объектов: сравнение живого объекта (рыбка) и неживого (игрушка) Дать представление о живом и неживом объекте. Курочка, кролик. Вода, песок, земля. «Кто мои помощники?» (кормление рыбки, рассматривание иллюстрации).
«Птички» игра.
Строение функций и значение частей растения: Способствовать установлению связи между уходом за растениями и их ростом. Знать комнатные растения (бальзамин, одуванчик). Посадка лука, уход за комнатными растениями. Знакомство с одуванчиком, с корнеплодами репы.
Многообразие живых организмов их приспособление к окружающему миру: Растения, часто встречающиеся в ближайшем окружении (комнатные, сада, огорода). Кусты, травы. Общие представления: отличительные признаки- цвет, размер. Животные: иметь представление о строении отдельных частях тела, их признаках. Знать некоторые особенности образа жизни: как двигаются, что едят, какие звуки издают. Знакомство с конкретными видами животных и птиц (воробей, голубь, кошка, собака).
Иметь общие представления о отдельных частях тела животного. «Петушок и его семья», «Кошка с котятами. Рассматривание иллюстраций «Собака со щенятами», игра «Кто как кричит?».
Ознакомление с обитателями леса «Заяц и лиса», «Медведь».
Характерные особенности сезонов: Способствовать выделению характерных особенностей сезонов в неживой природе, мире, растений, животных. Бережное отношение к природе. «Айболит проверяет здоровье растений» (осмотр комнатных растений). «Познакомьтесь с одуванчиком», «Путешествие в комнату природы».
Характерные особенности экологических систем и природных климатических зон: Дать представление об основных средах обитания: воде, почве. «Кто живет в аквариуме?»
«Где спит медведь?»
«Веселые воробьи»
«Кого мы встретили в лесу?»
Декабрь
Физические явления
свет: Дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, электрическая лампочка) излучают свет. Знакомьтесь, «Солнце». Знакомство детей с электрической лампочкой. Игра «Солнышко». Чтение потешки «Солнышко»
Вес, притяжение: Дать представление о том, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые «Разные по названию и разные по весу», «Что за форма»
Тепло, температура: Дать представление о том, что предметы, вода могут быть холодными, тёплыми, горячими, что они могут нагреваться и остывать. «Подбери лист», «Тонет –не тонет», «Расскажи мартышке про снег»
время: Дать представление о дне и ночи, временах года. «День и ночь» (игра) «Мороз и солнце –день чудесный», «Листопад», «Солнышко пригревает», «Лето красное пришло».
Январь
Человек
Человек – живой организм: Познакомить с телом человека, его строением (туловище, руки, пальцы, ноги, голова, лицо, глаза, рот, нос, уши). Развивать сенсорную чувствительность разных органов (чувств, восприятия, цвета) «Какой я? Я и мы», «Наша дружная семья», игра «Кто быстрее себя найдет», «Где мой пальчик?»
Февраль- Март
Рукотворный мир
Предмет, как таковой: Побуждать к выявлению и названию характерных предметов (цвет, форму, размер, особенности поверхности. Относительную температуру, вес). «Мишкины подарки» (веточки, шишки, шарики). «Собери целое»
Предмет- результат деятельности человека: Способствовать формированию представления о предметах ближайшего окружения, игрушках. «Кукла заболела», «Что мы купили в магазине», «Кукла ждет подарки»
Апрель-Май
Неживая природа
Свойства и признаки веществ
(вода): Создать условия для выявления свойств и качеств воды: вода тёплая (холодная, разливается. В воде предметы плавают. Познакомить с процессом превращения воды в лёд. Общие представления о свойствах снега: белый, холодный, пушистый, рассыпается, лепится. Со снегом играют, лепят снежки. Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты. Игры – эксперименты с водой. «Чистая вода нужна всем и всегда». Опыт «Тонут, плавают». «Белый снег пушистый». Подвижная игра «Снежинка в гостях у ребят». «Про маленькую капельку» (эколог. Сказка) «Как снег становится водой».
Песок, камни, земля, глина: Научить узнавать и называть песок. Глину. Камень: песок сухой (мокрый, сыплется, формируется). Камни большие (маленькие, тяжелые). Земля сухая (влажная). Знакомство с песком и приготовление куличей «Лепка печения для кукол (глина, сравнение глины и камня), «Сыплем лепим». «Домик из песка и камней для черепашки Агашки»
Предварительный просмотр:
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Природа и окружающий нас мир своим разнообразием и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Восприятие природы у ребенка острее, чем у взрослого, потому что он соприкасается с природой впервые. Поддерживая и развивая познавательный интерес, мы взрослые можем воспитывать многие положительные качества личности ребенка.
Существенную роль в развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и природе, я считаю, играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования.
Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав программно-методическое обеспечение, я сформулировала цель своей работы: развивать познавательные способности детей и интерес к окружающему миру.
Для достижения цели сформулировала следующие задачи.
Образовательные:
· формировать и расширять представления детей об окружающем мире;
· активизировать словарь детей;
· прививать навыки проведения опытов, умение пользоваться приборами для проведения опытов.
Развивающие:
· развивать наблюдательность, любознательность;
· развивать мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение, способность быстро и легко находить новые решения);
· развивать творческие способности.
Воспитательные:
· воспитывать любовь к природе, окружающему миру;
· воспитывать умение работать в коллективе детей и самостоятельно;
· воспитывать интерес к процессу познания.
Я решила помочь детям освоить окружающий их мир не энциклопедично, а самостоятельно научиться проявлять любопытство и самим добывать для себя знания. Когда детям даются готовые знания, они их автоматически запоминают, но они неустойчивы и недолговременны. А когда дети самостоятельно исследуют объекты окружающего мира, их знания более прочны и осознанны.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит и делает сам. В этом актуальность детского экспериментирования.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения: постановку проблемы, выдвижение предположений (как, с помощью чего и что получилось), реализацию выдвинутой гипотезы и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование также благотворно влияет на развитие речи детей, а это для меня немало важно, потому, что я работаю с детьми логопедической группы. В ходе проведения опытов и экспериментов, при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов, я отметила, что у детей обогащается словарный запас различными терминами, развивается умение грамматически правильно строить свои ответы, следить за логикой своего высказывания.
В своей работе по познавательной деятельности я использую метод проектирования. Практика работы доказала эффективность проектного метода в познавательной деятельности детей. Я разработала и провела ряд проектов: «Секреты наших растений», «Лесная аптека», познавательно – исследовательский проект «Волшебница вода». Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Дети в ходе проведения различных проектов получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к окружающему миру.
Для более углубленной работы по познавательной деятельности я дополнительно организовала кружок «Любознайка». В рамках кружка разработала цикл познавательно-игровых занятий, составила перспективный план познавательно-исследовательской работы, подборки наблюдений и опытов, направленных на развитие исследовательских навыков. Важным элементом занятий в кружке стало обязательное введение игрового персонажа: Чиполинно, Капелька, Буратино и т. д. Детям нравится заниматься, они с нетерпением ждут встречи и с удовольствием работают. Наиболее интересными стали опыты – эксперименты с водой, воздухом, магнитом.
Восточная мудрость гласит: «Сколь бы не был длинен путь, всегда начинается он с первого шага». А первые шаги в мир исследований ребенок делает в семье. Именно в семье дошкольник приобретает первые знания и первый опыт поисковой деятельности. Поэтому для меня важна совместная работа с родителями. Свое общение строю на основе сотрудничества. Использую различные формы взаимодействия с семьей.
Наглядные:
· Фотовыставки;
· Тематические выставки;
· Памятки для родителей;
· Выставки совместных работ.
Практические:
· Родительские собрания;
· Совместные проекты;
· Конкурсы;
· Домашние задания в рамках проектов.
Словесные:
· Беседы;
· Консультации.
В результате проделанной работы я убедилась, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования, оказывает позитивное влияние на развитие познавательного интереса к окружающему миру и природе. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
· Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, осуществлять эксперимент, делать выводы).
· Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, умение правильно строить свои ответы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания).
· Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими).
· Знания детей о живой и неживой природе.
В настоящее время я продолжаю работу по познавательно-исследовательской деятельности. Я ставлю перед собой цель подготовить детей к школе, способных к творческому решению проблем, способных к смелым высказываниям, поиску путей решения выхода из ситуации. Наши дети – это активные деятели. Думаю, что это поможет им на пороге школьного обучения.
Я согласна с высказыванием , который сказал:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-444036-1399062026.jpg)
Конспект поисково - исследовательской деятельности "Что такое ткань?" для второй младшей группы
Конспект поисково - исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-444036-1399062026.jpg)
Конспект поисково - исследовательской деятельности "Солнышко и лучики" для второй младшей группы
Конспект поисково - исследовательской деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/02/picture-132205-1564775606.jpg)
Календарный план игровой организации игровой деятельности в педагогическом процессе в первой младшей группе в первую половину дня.
Игра - основной вид деятельности детей. Игровая деятельность основная форм организации педагогического процесса т.к. это самоценная форма активности ребенка, в которой происходит развитие возрастных ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/10/picture-797018-1465571560.jpg)
Познавательно-исследовательский проект «Маленькие почемучки» в первой младшей группе №1 (2016 - 2017 учебный год)
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/20/picture-1153269-1563648363.jpg)
Рабочая программа по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников "Лаборатория Почемучки"
Программа «Лаборатория Почемучки» направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет....
Рабочая программа по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» во второй группе раннего возраста
Рабочая программа...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста в первой младшей группе с использованием УМК программы "Первые шаги"
Данная Рабочая программа сформирована на основе основной общеобразовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики, социокультурной ситуации развития...