Дополнительная образовательная программа организации поисково-исследовательской деятельности
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Пояснительная записка Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 3-7 лет. Направленность программы: по содержанию является научно-технической, по функциональному предназначению – кружковой, по времени реализации годичной. Программа разработана с учетом с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в разделе «Общий объем обязательной части Программы» образовательной области «Познание» предусматривает использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности, организованной в процессе детского экспериментирования; программным содержанием образовательной области «Познание» программы «Радуга»; на основе парциальной программы Дыбиной О. В «Ребенок в мире поиска», методических пособий: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л.Н Прохоровой; Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»; Рыжова Н.А. «Воздух-невидимка»; Рыжова Н.А. «Волшебница Вода»; Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений»; Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; Дыбина О. В. «Что было до…».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
организации поисково-исследовательской
деятельности
«Следопыты»
Возраст детей 4 - 7 лет
Срок реализации программы 3 года
Содержание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 3-7 лет. Направленность программы: по содержанию является научно-технической, по функциональному предназначению – кружковой, по времени реализации годичной.
Программа разработана с учетом с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в разделе «Общий объем обязательной части Программы» образовательной области «Познание» предусматривает использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности, организованной в процессе детского экспериментирования; программным содержанием образовательной области «Познание» программы «Радуга»; на основе парциальной программы Дыбиной О. В «Ребенок в мире поиска», методических пособий:
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л.Н Прохоровой;
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
- Рыжова Н.А. «Воздух-невидимка»;
- Рыжова Н.А. «Волшебница Вода»;
- Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений»;
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
- Дыбина О. В. «Что было до…».
Новизна программы состоит в создании системы работы по детскому экспериментированию с указанием форм работы, периодичности, временной продолжительности в зависимости от возрастной группы.
Актуальность. Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Педагогическая целесообразность: Материал работы посвящен проблемам развития познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования, освоению детьми способов и методов познания окружающего мира, проведению элементарных опытов.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
При составлении программы учитывались следующие принципы:
- Деятельностного подхода
- Индивидуально-дифференцированного подхода
- Максимальной опоры на различные анализаторы
- Поэтапности и последовательности
- Системности и регулярности
- Комплексности.
Программа разработана для детей дошкольного возраста.
Программа рассчитана:
- на 8 календарных месяцев (один учебный год), для детей 4-5, 5-6, 6-7 -ми лет;
- состоит из 26-28 тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;
- продолжительность одного занятия составляет 10-15 минут в средней группе, 15-20 минут в старшей и 20—25 минут в старшей группе.
Основными формами организации детского экспериментирования являются наблюдения, занятия – опыты, познавательные проекты, участие в городском экологическом конкурсе.
Программа кружка «Почемучки» идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
2. неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, цвет, свет и др.);
3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).
Педагогическое обследование уровней развития познавательной активности и любознательности детей проводится в сентябре и мае по методикам Л.Н.Прохоровой «Маленький исследователь» и А.И.Ивановой «Маленький исследователь». Основными методами проведения педагогического обследования являются наблюдение, вопросы поискового характера, тесты. В мае проводится сравнительный анализ результатов, который показывает развитие динамики в развитии познавательной активности и любознательности, формировании навыков проведения элементарных опытов и экспериментов.
Средствами обучения детей являются деятельность в мини – лаборатории, деятельность в уголке природы, образовательная и исследовательская деятельность.
Цель работы кружка:
Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
Задачи:
- Развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
- Обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
- Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
- Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира:
- Учить фиксировать результаты исследований;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.
Распределение задач по возрастам:
Средняя группа:
1. Продолжать формировать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
2. Формировать умение пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
3. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
4. Воспитывать самостоятельность, умение работать поэтапно, анализировать и сравнивать результаты опыта, эксперимента.
Старшая группа:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
2. Формировать умение пользоваться приборами- помощниками,
3. оборудованием для детского экспериментирования.
4. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
5. Воспитывать самостоятельность.
Подготовительная к школе группа:
1. Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями науки (физика, химия, география и биология).
2. Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила личной безопасности.
3. Самостоятельно пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
4. Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы (графики, рисунки, схемы).
5. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца.
Отличительной особенностью данной программы от других является комплексное применение практических методов обучения дошкольников.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление. В современной практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности позволяет без напряжения усваивать сложный программный материал и способствует интеллектуальному развитию дошкольников: развивает познавательную активность, самостоятельность, умение планировать, выдвигать гипотезы и предположения, собственно экспериментировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 4 до 7 лет.
Сроки реализации: три года.
Формы занятий: по количеству детей - фронтальные, индивидуальные; по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятия – опыты, практикумы, лабораторные работы (деятельность в мини – лаборатории); по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий (интегрированные). Образовательная деятельность по программе кружка «Почемучки» состоит из организационной, теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая деятельность. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и оборудования для детского экспериментирования. Теоретическая часть носит максимально компактный характер и несет в себе необходимую информацию о теме и предмете знания в доступной для дошкольников форме.
Режим занятий: образовательная деятельность кружка «Почемучка» проводится 1 раз в неделю во 2 половину дня. Продолжительность занятия – от 10 до 25 минут в зависимости от возраста детей.
Ожидаемые результаты освоения программы:
По итогам реализации дополнительной программы у детей на достаточном уровне:
- Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.
- Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.
- Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
- Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.
- Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.
- Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
- Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.
Способы проверки результатов освоения программы кружка «Почемучки»: подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме наблюдений, тестов, вопросов, в ходе проведения которых дети демонстрируют полученные представления и знания. Заключительным мероприятием является познавательный праздник.
Тематическое планирование
Перспективный план занятий кружка «Почемучки» в средней группе
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Педагогическое обследование детей. | Знакомство с оборудованием. | Свойства воздуха. Что в пакете? | |
Ноябрь | Свойства воздуха. Загадочные пузырьки. | Состояния и превращения веществ. Растворимость. | Теплота. Зачем зайчику другая шубка? | Теплота. Как согреть руки? |
Декабрь | Свойства воды. Откуда берется вода? | Свойства воды. Изготовление цветных льдинок. | Свойства и качества предметов. Легкий – тяжелый. | Свойства и качества материалов. Приключения красок. |
Январь | Каникулы. | Макромир. Увеличительное стекло. | Свойства и качества материалов. В мире пластмассы. | Свойства и качества материалов. Стеклянный город. |
Февраль | Свойства и качества материалов. Мир металла. | Свойства и качества материалов. Мир ткани | Человек. Умный нос. | Человек. Язычок – помощник. |
Март | Магнетизм. Волшебная рукавичка. | Вес. Притяжение. Угадай-ка. | Свойства снега и льда. Почему тает снег? | Свойства снега и воды. Где весна наступит быстрее? |
Апрель | Окружающая среда. Почему птицы могут летать? | Звук. Почему все звучит? | Свет. Цвет. Свет вокруг нас. | Растительный мир. Как дышит растение? |
Май | Растительный мир. Где прячутся детки? | Растительный мир. Для чего корешки? | Познавательная викторина «Угадай-ка» | Педагогическое обследование |
Перспективный план занятий кружка «Почемучка» в старшей группе.
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Педагогическое обследование детей. | Свойства воздуха. Упрямый воздух. | Свойства воды. Откуда берется вода? | |
Ноябрь | Состояния и превращения веществ. Растворимость. | Теплота. Твердые - жидкие | Свойства и качества материалов. Мир ткани. | Свойства и качества предметов. Тонет - не тонет. |
Декабрь | Свойства воды. Почему не тонут айсберги? | Свойства снега и льда. Где быстрее? | Космос. Темный Космос. Вращение Земли. | Познавательный вечер. «Волшебные превращения». |
Январь | Каникулы. | Каникулы. | Свойства и качества материалов. Родственники стекла. | Свойства и качества материалов. Приключения красок. |
Февраль | Человек. Наши помощники - глаза. | Человек. Вдох - выдох. | Электричество. Волшебники. | Путешествие в прошлое лампочки. |
Март | Магнетизм. Волшебная стрелка. | Вес. Притяжение. Почему все падает на Землю? | Звук. Где живет эхо? | Свойства воздуха. Почему дует ветер? |
Апрель | Живая природа. Кто как летает по воздуху? | Свойства снега и воды. Где весна наступит быстрее? | Растительный мир. Может ли растение дышать? | Растительный мир. Для чего корешки? |
Май |
| Свет. Оптика. Световой луч. | Познавательная викторина «Все обо всем» | Педагогическое обследование |
Итого: 26 занятий
Перспективный план занятий кружка «Почемучка» в подготовительной к школе группе
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Педагогическое обследование детей. | Глина и камни. Могут ли животные жить в земле? | Свойства воздуха. Поиск невидимки. | |
Октябрь | Свойства воздуха. Свечка в банке. | Свойства воздуха. Реактивный шарик. | Свойства и качества материалов. Мир металлов. | Свойства и качества предметов. Почему не тонут корабли? |
Ноябрь | Свойства воды. Образование пара. | Свойства снега и льда. Вода двигает камни. | Теплота. Тепло против холода. | Теплота. «Волшебные превращения». |
Декабрь | Путешествие по карте. Почему в тундре всегда сыро? | Путешествие в прошлое автомобиля. | Космос. Далеко – близко. | Познавательный вечер. «Занимательные опыты и эксперименты» |
Январь | Каникулы. | Каникулы. | Путешествие в прошлое жилища человека. | Свойства и качества материалов. Секреты бумаги. |
Февраль | Человек. Наши помощники-органы чувств. | Математика. Заюшкина избушка. | Электричество. Почему светит лампочка. | Электричество. Прыгающие лягушки. |
Март | Магнетизм. Волшебное озеро. | Вес. Притяжение. Как дождинки. | Звук. Звуки и вибрация. | Свойства и качества материалов. Незнайкин клад. |
Апрель | Превращения веществ. Загадки растворимости. | Свет. Оптика. Световой луч. Радуга. | Эволюция. Как возникли вулканы? | Растительный мир. Может ли растение дышать? |
Май | Почему летом в Арктике солнце не заходит? | Познавательная викторина. | Педагогическое обследование. |
Всего: 30 занятий
Методическое обеспечение
Примерный перечень оборудования, материалов, пособий для детского экспериментирования
Педагогическое обследование
Педагогическое обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы.
Обследование уровня развития познавательно - исследовательской активности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей».
Обследование проводится два раза в год (октябрь, апрель) по следующим показателям:
1. Интеллектуальная инициативность.
2. Настойчивость.
3. Познавательный интерес.
При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей. Педагог фиксирует уровень развития показателями: высокий, средний, низкий. (Согласно приложению «Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» - автор Прохорова Л.Н.).Результаты оформляются в таблицу.
Учебный год/ Период Уровень |
| |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Всего обследования детей |
Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1. игровая
2. чтение книг
3. изобразительная
4. детское экспериментирование
5. труд в Уголке природы
6. конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается сделать выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй выбор - 2 балла, за третий - 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу. (См. Приложение)
Вид деятельности | Н.г. | К.г. |
1. Игровая | ||
2. Чтение книг | ||
3. Изодеятельность | ||
4.Детское экспериментирование | ||
5. Труд в Уголке природы | ||
6. Конструирование |
Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности. /По Поздняк Л. В./
Группа________________________ Дата _______________________ Воспитатель __________________________________________________
| Фамилия, имя ребенка | Показатели и уровни развития | ||||||||
Интеллектуальная инициативность
| Настойчивость. | Познавательный интерес | Итого | |||||||
Проявляет инициативу в формирова- нии вопроса. | Не испытывает затруднений в формулировке вопроса. | Часто задает вопросы. | Спрашивает о непонятном. | Способность доводить начатое дело до завершения. | С интересом воспринимает новую информацию | Проявляет самостоятель- ность в решении задач. | Умеет рассказывать, обсуждать. | |||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
8. | ||||||||||
9. | ||||||||||
10. | ||||||||||
11. | ||||||||||
12. | ||||||||||
13. | ||||||||||
14. | ||||||||||
15. | ||||||||||
16. | ||||||||||
17. | ||||||||||
18. | ||||||||||
19. | ||||||||||
20. | ||||||||||
21. | ||||||||||
22. |
Высокий уровень -
Средний уровень -
Низкий уровень –
Методика «Выбор деятельности» по Л. Н. Прохоровой.
Возраст …………………………………. Дата ………………………………. Воспитатель……………………………………..
№ | ШИФР РЕБЕНКА | ВЫБОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | БАЛЛЫ | УРОВЕНЬ | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 | |||||||||
21 | |||||||||
22 | |||||||||
23 | |||||||||
24 |
Библиография
- Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», № 185 от 02 июля 2013 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
- утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 года;
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»); Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03- 5146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
- Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12. 09.2008 № 666.
- Основная Общеобразовательная программа ДОУ Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 2-7 лет в детском саду/ Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.,2010;
- Познаю мир Т.И.Гризик, М., Просвещение,2010;
- Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под редакцией Дыбиной О. В., М., ТЦ «Сфера», 2005.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Л.Н Прохоровой, М., Просвещение, 2003.
- Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / под ред. О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В. М, Просвещение,2003.
- Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы: (Текст) /О. В. Дыбина. - М.: Творческий Центр Сфера,2004.
- Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов Дыбина, О.В. (Текст) / О. В. Дыбина. - М.: Творческий Центр Сфера,2004.
- Творим. Преобразуем О. Дыбина, М., Просвещение, 2008.
- Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. СПб. Детство – Пресс, 2008.
- Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду Иванова, А.И: (Текст) / А. И. Иванова. - М.: Сфера,2003. -54с.
- Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду А.И. Иванова, М., Просвещение, 2008.
- Мой мир Козлова С. А., М., Просвещение, 2002.
- Жукова, В. А. Познавательные опыты в школе и дома:(Текст) / В. А. Жукова. -М.: Росмэн,2001.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно: (Текст) / Л. В. Ковинько.-М.: Линка-Пресс,2004.
- Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте: (Текст) / С. Н. Николаева. -М.: Просвещение,2002.
- Авдеева, М.Н. Жизнь вокруг нас: (Текст) / М. Н. Авдеева. - Ярославль: Академия развития,2003.
- Николаева, С.Н. Эколог в детском саду: (Текст) / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез,2003.
- Рыжова, Н.А. Воздух-невидимка: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс,1998.
- Рыжова, Н.А. Волшебница Вода: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс,1997
- Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка - Пресс, 2003
- Я иду, гуляю. Прогулки с детьми в выходной день: сборник (Текст) /сост. В. М. Волков. - М.: Карапуз,2002.
- Занимательное природоведение: пособие (Текст) / сост. Ю.Р. Васильев. - М.: Омега,1997.
- Гризик, Т.И. Познаю мир: пособие (Текст) / Т. И. Гризик. - М.: Просвещение,200
- Сикорук, Л.Л. Физика для малышей: (Текст) / Л. Л. Сикорук. -М.: Просвещение,1983.
- Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование: (Текст) / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество Росии,2005.
- Интересно. Весело. Полезно: сборник (Текст) / сост. Л. В. Головкова. – Смоленск,1999.
- Тугушева, Т. П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста (Текст) / Т. П. Тугушева, А. В. Чистякова// дошкольная педагогика. -2001.-№1.- С.17-23.
- Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду (Текст) / И. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. - 2006.- №5(32).-С. 19-24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Лучик" по театрализованной деятельности
Данная программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-6 лет ( средняя и старшая группы)....
Дополнительная образовательная Программа по разделу : «Театрализованная деятельность» «Золотой ключик»
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной ...
Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности в кружке «Любознайка».
В 2015 - 2016 учебном году реализована программа дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4 - 5 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Кукольный театр»
Рабочая программа по театрально-игровой деятельности "Кукольный театр" предназначена для работы с детьми 4-5 лет, со сроком реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа по развитию мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ «Играем и развиваемся»
В МКДОУ № 17 существует группа детей с нарушением интеллекта. В первую очередь страдают такие психические функции, как мышление и речь....
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)...
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)
Программа имеет пояснительную записку, цели и задачи, этапы и формы реализации, перспективный план для каждой возрастной группы, диагностические материалы...