Педагогический проект для старших дошкольников «Эти знакомые незнакомцы – насекомые»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Проект направлен на изучение вопросов, связанных с насекомыми. В этом проекте дети получат знания о жизни насекомых, их привычках и повадках. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. В любом возрасте дети любят за ними наблюдать. Данный проект поможет детям узнать таинственный, красочный и завораживающий мир– мир насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eti_znakomye_neznakomtsy_-_nasekomye.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru
Педагогический проект для старших дошкольников
«Эти знакомые незнакомцы – насекомые»
Составила: Лазарева
Наталья Анатольевна
Самара, 2023
Педагогический проект для старших дошкольников
«Эти знакомые незнакомцы – насекомые»
Кто был глух к природе с детства, кто в детские
годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,
не открыл для себя красоты первой весенней травы,
к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,
чувство поэзии, а может быть, и просто человечность.
В. А. Сухомлинский
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомых живые существа.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный
Участники проекта: дети старшей/ подготовительной группы, воспитатели, родители, узкие специалисты ДОУ.
Актуальность проекта: в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает всё, что происходит вокруг. Они всё время задают вопросы. Про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоёмы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Проблема проекта: нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Как они зимуют? Приносят ли они пользу или вред?
Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
- формировать навыки исследовательской работы во время прогулок;
- совершенствовать знания детей о безопасном поведении с насекомыми
Развивающие:
- развивать речь детей, активизировать словарный запас;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чувство бережного отношения к живым представителям
Воспитательные:
- воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Ожидаемый результат:
- дети владеют обобщённым понятием «насекомые», знают и называют их;
- имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения насекомых;
- развитие речи у детей, активизация словаря по теме;
- знают о пользе и вреде насекомых для людей и растений, о безопасном поведении с насекомыми;
- сформированы навыки исследовательской работы
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- пополнение словарного запаса;
- организация наблюдения в природе за насекомыми;
- подбор материалов по теме проекта: методических, художественных, иллюстративных, наглядных;
- подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, для изготовления творческих работ по теме;
- создание картотеки дидактических игр, подборка настольно0печатных, подвижных игр;
- подбор видеороликов и презентаций.
2 этап – основной
Виды деятельности | Формы организации |
Познавательно-исследовательская | - рассматривание иллюстраций и мультимедийных презентаций о видовом разнообразии насекомых (строение, место обитания, вред и польза, жизнедеятельность и пр.) - Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и в природе с родителями - ООД «Удивительный мир пауков и насекомых», «Эти знакомые незнакомцы – насекомые», «Божья коровка», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Как насекомые зимуют?» - Рассматривание насекомых через лупу - Экспериментальная деятельность «Сравни жука и паука» - Беседы «Насекомые – кто они? Чем отличаются от других существ?», «Насекомые в природе нашего края», «От чего зависит окраска насекомых?», «Роль насекомых в жизни людей и растений», «Что делать при укусе пчелы, осы, шмеля?» |
Игровая | - Д/и «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Назови ласково», «Подбери признак», «Сложи картинку», «Выложи насекомых из счетных палочек», «Узнай, чьё крылышко», «Посчитай точки у божьей коровки», «Часть – целое», «Если я приду в лесок», «Кто где живет?» - С/р/и «Прогулка на луг» - И/м/п «Мяч бросай – насекомое называй» |
Двигательная | - П/и «Мёд и пчёлы», «Паук и мухи», «Запасливый муравей», «Найди свой дом», «Гусеницы наперегонки», «Поймай комара», «1,2,3 – мотылька лови» - Пальчиковая гимнастика «Пчёлки», «Улитка», «Бабочки», «На полянке я сижу», «Жук» - Физминутки «Сороконожка», «Муравьишки», «Стрекоза проснулась», «Поднимайте плечики» |
Речевая Чтение художественной литературы | - Составление описательных рассказов про насекомых - Интервьюирование на тему «Насекомые нашего участка» - Чтение и заучивание стихов - Отгадывание загадок - чтение художественной литературы: Н. Романова «Что узнал дождевой червяк», К. Чуковский «Муха – Цокотуха», И. Крылов «Стрекоза и муравей», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Д. Мамин-Сибиряк «Про Комара Комаровича», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», К. Ушинский «Капустница» |
Коммуникативная | - Беседы-обсуждения «В чем польза насекомых?», «Пауки и дождевые черви – это насекомые или нет?» - Ситуации общения «Интересные факты из жизни насекомых», «Правила поведения на природе», «Почему нужно беречь природу», «Как уберечься от опасных насекомых» - Инсценировка «Бабочка и жучок» - Объяснение крылатых выражений «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчёлка», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит» - Настольный театр «Стрекоза и муравей» |
Продуктивная и музыкальная | - Работа с раскрасками «Мир насекомых» - Обводка по трафаретам и штриховка - Рисование «Дорисуй насекомого по образцу», «Бабочка», «Оса» - Аппликация «Божья коровка», «Бабочка» (из детских ладошек), «Мир насекомых» (коллективная), «Бабочки на полянке» (коллаж) - Лепка «Стрекоза», «Насекомые на лугу», «Божья коровка», «Три улитки», «Червячок на листочке», «Оса» - Рассматривание иллюстраций к книгам - Слушание: Н. Римский – Корсаков «Полёт шмеля», П. Чайковский «Вальс цветов», С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», Р. Шуман «Бабочки» - Оригами «Божья коровка», «Бабочки» - Конструирование: из бумаги «Гусеница», из природного материала «Пчела» |
Взаимодействие с родителями | - Консультации «Наблюдение в природе летом», Расскажите детям о насекомых», «Как привить любовь к природе» - Буклеты «Первая помощь при укусах насекомых», «Что читать детям о насекомых» - Совместный просмотр м/ф «Муха-Цокотуха» - Изготовление костюмов к инсценировке «Муха-Цокотуха» |
3 этап – заключительный
Инсценировка «Муха-Цокотуха»
Выводы по проекту. в результате проведенного проекта дети приобрели опыт познавательно-исследовательской и творческой деятельности. Они рассматривали насекомых, изучали их строение, особенности, находили свойства и различия. По результатам проекта дети сделали следующие выводы: насекомые и пауки очень маленькие, но обойтись без них в природе нельзя, их нельзя обижать; надо любить природу, бережно к ней относиться, охранять её.
Работа над проектом заинтересовала и родителей. Они активно включались в наблюдения с детьми на семейных прогулках, изготавливали костюмы для детей, читали с ними произведения о насекомых. Работа над проектом еще больше сблизила детей и родителей.
Литература
- Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
- Данкевич Е., Жакова О. Пластилиновый мир.- СПб.: «Кристалл» - 1998
- Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки.- М.: Айрис-пресс, 2013
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелётные птицы» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья "Книга для ума - что теплый дождь для всходов"
Познавательное развитие детей с ОВЗ посредствам художественной литературы....
Педагогический проект для старших дошкольников "Безопасный дом"
Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома...
Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»
Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк. Мы живем во в...
Педагогический проект для старших дошкольников «Зеленая аптека »
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Лекарственн...
Педагогический проект для старших дошкольников «Воспитание мужеством»
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошко...
Педагогический проект для старших дошкольников «Новый год шагает по планете»
Новый год - самый любимый праздник у детей и взрослых. Письма Деду Морозу, украшение дома, наряженная елка, подарки. Всё это создает особую атмосферу. Однако, в результате опроса выяснилось, что дети,...
Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Камни – д...