Исследовательский проект для старшей группы «Мир растений»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Исследовательский проект для старшей группы «Мир растений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_rasteniy.docx | 72.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект для старшей группы
«Мир растений»
Автор проекта: воспитатели старшей группы
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Вид проекта: групповой, долгосрочный, исследовательский.
Актуальность темы: дети 5 – 6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием. Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Необходимо расширить знания и представления о природном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к объектам природы. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира.
Цель: расширять представления детей о многообразии растительного мира, о жизни растений, их взаимосвязях в природе
Задачи:
Образовательные:
-исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения растений, и в зависимости от времени года;
- способствовать формированию представлений детей о травах, цветах, деревьях и кустарниках, о способах их выращивания;
-учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их;
-закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.
Развивающие:
-развивать умение сравнивать и анализировать;
-развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
-обогащать словарный запас детей и их знания о растениях и деревьях нашей планеты.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию интереса к растениям и деревьям, желание узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом;
-прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
План реализации проекта.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
Определение направленности проекта, целей и задач.
Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе.
Дополнение уголка природы в группе.
Оформление экологической выставки «Этажи леса».
Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта.
Оформление картотеки лекарственных растений.
Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
Основной этап:
Беседы и рассказы:
- «Мир растений»;
- «Как растет растение»;
- Растения – легкие земли»;
- «Где любят жить растения»;
- «Зеленая аптека»;
- «Что мы знаем о комнатных растениях»;
- «Растения на участке и в группе»;
- «Как живут растения зимой»;
- «Первые признаки весны»;
- «Первые цветы»;
- Одуванчик - чудо-солнышко»;
- «Что растет в цветнике»;
- «Беседа – рассуждение»;
- Знаете ли вы что…?».
Опытно – экспериментальная деятельность
Опыты:
- «Нужно ли растениям тепло?»
- «Может ли растение дышать?»
- «Нужен ли корешкам воздух?»
- «Что выделяет растение?»
- «Во всех ли листьях есть питание?»
- «Что нужно для питания растениям?»
- «Как увидеть движение воды через корешки?»
- «Как влияет солнце на растение»
- «Как вода поступает к листьям»
- «Потребность растений в воде»
Наблюдения (приложение №1)
Растения на нашем участке:
- «Крапива»
- «Подорожник».
- Одуванчик».
Деревья и кустарники
- «Осина»
- «Ель»
- «Береза»
- «Сосна».
- «Рябина».
Растения в цветнике»
- «Цветник»
- «Первоцветы».
Растения и деревья осенью, зимой
- «Растения осенью».
- «Растения зимой».
- «Береза зимой».
- «Как зимуют цветы?»
Паспорт комнатных растений: бегония, виола, фикус, каланхоэ, азалия, плющ, традесканция, бальзамин..
Познавательная деятельность (приложение №2)
- НОД «Прогулка по лесу».
- НОД «Зимние явления в природе»: «Как живут растения зимой»
- НОД «Деревья и кустарники».
- НОД «Цветы».
- НОД «Леса и луга нашей Родины»
- НОД «Мир комнатных растений».
Художественное творчество
- Рисование: «Космея», «Деревья на нашем участке», «Осенний лес», «Золотые березы», «Большие и маленькие ели», «Белая береза под моим окном», «Красивое развесистое дерево зимой», «Деревья в инее», «Деревья смотрят в воду», «Цветут сады»,
- Аппликация: «Весенний букет», «Подснежники», «Цветы России», «Цветущее дерево», «Золотые березы»,
- Конструирование из бумаги: «Цветы для мамы», «Тюльпаны»
Работа с родителями (приложение№3)
Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с растениями;
- привлечение родителей к оформлению экологического уголка;
- рекомендации родителям посетить с детьми парки, скверы, рассказать о растениях ребенку (совместное наблюдение за сезонными изменениями в природе);
- «волшебный цветок» (домашнее задание для родителей и детей: вырастить цветок для группы);
«Ядовитые растения» (памятки для родителей)
Игровая деятельность
Подвижные игры, народные игры:
«Растения леса, сада, огорода», «Цветы», «К дереву беги!», «Садовник» (народная игра)
Дидактические игры:
«Как вырастить растение», «Этапы роста дерева», «Собери растение», «Что нужно для роста растения?», «Лекарство», «Кто быстрее», «Найди по описанию», «Что где растет?», «Скорая помощь», «Юные художники», «С чем нельзя в лес ходить?», «Что лишнее», «Дерево, лист и плод».
Сюжетно – ролевые игры: «Садовники», «Помощники в лесу», «Продавец цветов», «Флористы
Чтение художественной литературы
Рассказы и сказки:
- А. Онегова «Весенняя полянка»;
- Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;
- Н. Павловой «Хитрый одуванчик», «Травка Пупавка»;
- А.А. Плешаков «Зеленые страницы»;
- Т.А. Шорыгина «Маленькие путешественницы»;
- Г. Охапкина «История одного растения. Камелия»;
- Н.Бычков «Рома
- Прокофьева С.Л. «Про Машку и Ойку», «Маленький дубок».
шка», «Маки», «Одуванчик», «Репейник», «Подснежник», «Ландыши».
- Л. Герасимова «Василек», «Цветок», «Крапива», «Тюльпаны».
- Анны Саксе «Сказки о цветах»: «Подснежник», «Форстериана», «Белокрыльник», «Нарцисс», «Гиацинт», «Заячья капуста», «Жасмин», «Персидская сирень», «Фиалка», «Орхидея», «Бальзамин», «Пион», «Магнолия», «Лилия», «Водяная лилия», «Кукушкины слезки», «Сухоцвет», «Вьюнок», «Разбитое сердце и ландыш», «Гладиолус», «Дикая роза и утренний ветер», «Подсолнечник», «Камелия», «Аконит», «Лисохвост», «Мак», «Фиалка».
- А.П. Платонов «Неизвестный цветок».
Загадки, половицы и поговорки.
Заключительный этап:
выставка детских работ по проекту (рисунки, поделки);
оформление и пополнение экологического уголка:
-дерево 4 сезона;
-разрезные картинки;
-этапы роста дерева;
-дидактическая игра: «Дерево, лист и плод»;
-картотека комнатных растений и цветов;
-картотека лекарственных трав и цветов (садовые и полевые);
-чемоданчик знаний;
-жизненный цикл растения (образовательная вертушка)
-паспорт растения
- фото – отчет о проделанной работе в соц.сети ВК;
Список используемой литературы:
Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работу с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2013.
Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014.
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
-ресурсы интернета
Приложение №1
Наблюдения за растениями и деревьями
к проекту «Мир растений».
Наблюдение за крапивой
Цели: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Ход наблюдения
Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.
О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.
Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.
Наблюдение за одуванчиком
Цели: продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком, формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Ход наблюдения
«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).
«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).
К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!
Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит одуванчик?
Как распространяются его семена? Правила поведения на природе
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки.
Наблюдение за подорожником
Цели: знакомить с лекарственным растением — подорожником, развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Почему траву назвали подорожником?
Где лучше его собирать?
Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания.
Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.
Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.
Наблюдение за цветником
Цели: уточнять названия цветов с целью определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни), побуждать к сравнительным высказываниям (растения все разные по высоте, форме, окраске листьев, запаху).
Ход наблюдения
Вьется пчелка над цветком,
Вся в пыльце пушистой,
На тычинках хоботком
Пьет нектар душистый.
Вокруг чашечки цветка
Медленно кружится
И, трудом утомлена,
На лепестки ложится.
Но работа в путь зовет,
Дальше полетела,
Вот еще один цветок —
В нем не будет дела,
Это маленький бутон,
Нежный нераскрытый.
Воспитатель задает детям вопросы.
-как устроен цветок?
-как называются цветы, которые растут на клумбе?
-а что такое бутон? (Это тоже цветок, но еще не распустившийся.)
- что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)
Наблюдение за рябиной
Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.
Ход наблюдения
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит рябина?
Где она растет?
Какие звери любят ягоды рябины?
Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
Что дает рябина людям?
Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
Наблюдение за осиной
Цель: познакомить с деревом — осиной, ее строением, листьями.
Ход наблюдения
Зябнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, мерзнет в жару.
Дайте осинке пальто и ботинки,
Надо согреться бедной осинке. И. Токмакова
У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.
-какой ствол и листья у осинки?
Почему дрожат листья дерева?
Наблюдение за березой
Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года, воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Ход наблюдения
Лишь осень золотая
Лист опалит огнем —
Березка облетает,
Тоскует под дождем.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Почему листья на березе стали желтые?
Что происходит с деревьями осенью?
Как деревья готовятся к зиме?
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.
Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.
Наблюдение за елью
Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Почему ель относят к хвойным деревьям?
Что является основным признаком хвойных деревьев?
Сравните деревья, в чем их различия?
Какое дерево искусственное?
Как вы узнали, какое дерево живое?
Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно Удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.
Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.
Новогодние деньки,
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой елке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели.
Наблюдение за березой зимой
Цели: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;
воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
Ход наблюдения
Стоит березка в пелеринке, Звенит на ветках бахрома. Чем легче, тем нежней снежинки, Тем холодней стоит зима!
Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее Веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.
Воспитатель задает детям вопросы.
-как чувствуют себя деревья зимой?
-что с ними происходит?
-в каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)
-как вы узнали березу?
Наблюдение за сосной
Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).
Ход наблюдения
Была ли малым деревцем?
Сосне совсем не верится:
Давно с высокой кручи
Достала кроной тучи
И с другого берега
Достала тень от дерева.
В. Могутин
В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла»,
«Всякая сосна своему бору шумит».
Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит сосна?
Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
Наблюдение за проклюнувшимися почками березы
Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (весна).
Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь ... (березку)!
-о каком времени года говорится в загадке?
-перечислите признаки весны?
-что это за дерево?
-что произошло с почками?
-в каком состоянии находятся деревья весной? пробуждаются.
Наблюдения за растениями и кустарниками на участке
Цель: закрепить знания об изменениях в природе.
Задачи:
- дть детям знания о деревьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения;
- научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев;
- формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов;
- развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности;
- воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве;
-воспитывать любовь, доброе отношение к природе.
Ход наблюдения:
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышел дождик погулять.
И, случайно, съел сугробы
Чтоб без дела не стоять.
Через месяц на газонах
Закурчавилась трава,
А потом, на темных кронах
Робко - липкая листва.
Тополёчек не сажала,
Сам он вырос под окном.
Но придётся мне, пожалуй,
Позаботиться о нём.
Воспитатель: какие произошли изменения на участке?
-какое состояние кроны деревьев и кустарников?
-как страдают деревья от загрязнения воздуха? (отмирают ветки по краям кроны.)
Детям не следует ломать ветки и портить деревья, так как они тоже живые.
За растениями и кустарниками, так же как за животными, нужно ухаживать. Весной необходимо срезать поломанные и сухие ветки, постоянно поливать их, убирать мусор, для того, чтобы растения росли красивыми и здоровыми.
Загадывание загадки:
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
“Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь! ”
Далеко слышна свирель.
Это будит всех …
(апрель).
Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель: закрепить знания о кустарниках и деревьях. Учить находить сходные и различные признаки между деревьями и кустарниками. Учить бережно относится к деревьям и кустарникам.
Ход наблюдения: спросить у детей, какие деревья и кустарники растут на территории детского сада. Спросить, чем отличается дерево от кустарника. У дерева один четкий ствол, у кустарника четкого ствола нет. Дерево выше, чем кустарник.
Я по лесу зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу.
(Русская народная песня).
Наблюдение за цветником «Какие они, цветущие растения?»
Цель: Закрепить знание названий цветов, растущих на участке детского сада, особенностей их строения, условий, необходимых для развития. Уточнить представление о том, почему одни цветы называются однолетними, а другие многолетними. Продолжать учить сравнивать растения по высоте, по цвету, по запаху, по форме листьев и цветов. Развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
1. Показ и рассматривание летней палитры цветника.
Вопросы детям.
Посмотрите, дети, на наш летний цветник и вспомните, какие цветы украшали наш сад летом? (Лилии, ирисы, розы, пионы и т. д. Дети узнают растения по цвету и форме лепестков и листьев, по размеру цветков.)
Каким был летний цветник? (Ярким, пестрым, красочным) .
2. Чтение фрагмента стихотворения «Осень» В. Мальков.
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень…
Вопросы детям.
-скажите, как изменился цветник с изменением осени? (Цветущих растений стало меньше.)
-назовите их. (Календула, бархатцы, астры, георгины.)
-как выглядит осенний цветник?
3. Рассматривание растений.
Вопросы детям.
-какие части растений вы знаете?
-для чего растениям нужен корень? Стебель? Листья? Цветы?
-что нужно растениям для нормального роста и развития?
-давайте вспомним: как мы ухаживали за цветником?
-что появляется у растений после их цветения?
-какие растения называются однолетними? Многолетними?
-как мы можем утеплить корни многолетних растений?
4. Игра «Найди по описанию» (дети должны найти на клумбе знакомые растения по описанию формы листьев, цветов, их окраски.)
5. Сравнение календулы и золотых шаров.
Вопросы детям.
-как называются эти растения?
-какие они по высоте?
-какого цвета их лепестки? Листья?
Положите листья на ладонь и определите: какой они формы?
-какой формы цветки у календулы? У золотых шаров?
-потрогайте, погладьте цветы. Что вы чувствуете, прикасаясь к ним?
-понюхайте цветы? Что можно сказать об их аромате, какой он?
6. Рассказ воспитателя.
«Много цветов выращивают сегодня в наших садах. Трудно поверить, что когда-то русская земля была бедна садовыми растениями. Спасибо путешественникам! Исследуя новые земли, они находили там неизвестные растения с красивыми цветами и привозили их на свою родину. Всем хорошо знакомы гвоздика, фиалка, мак. А ведь они переселились к нам из теплых стран Средиземноморья. Африка подарила нам гладиолус, герань. Америка поделилась флоксами, георгинами, настурцией. Со временем эти «иностранцы» прижились на наших клумбах и стали обычными растениями.
7. Любование цветником. Составление букета из трех-пяти растений.
Приложение №2
Конспект занятия в старшей группе
«Цветы».
(окружающий мир, коммуникация)
Цель:
- закрепить знания детей о многообразии цветов, о их строении;
- продолжать знакомить с тем, как ухаживать за цветами;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Ход.
Орг. Момент.
В. Здравствуйте ребята, я сегодня приглашаю вас в путешествие в необычный город. А в какой город мы пойдем и зачем, вы узнаете отгадав мою загадку.
Загадка.
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают
Мёдом угощают. (Цветы)
Д. Это цветы.
-ребята, мы сегодня с вами отправимся в город Цветов за волшебным цветком. Мы с вами отправимся по улицам Цветочного города, выполняя интересные задания, которые будут встречаться у нас на пути. Вы готовы?
Д. Да.
- А чтобы определить куда нам идти, послушайте загадку.
Загадка.
Замечательный цветок,
Словно яркий огонек
Пышный, важный, словно ПАН
Нежный, бархатный…..
Д. Тюльпан.
В. Правильно.
Первая улица Одуванчиковая. (На столах картинки с картинками цветов, название улицы)
В. Ребята, найдите карточку, где тюльпан. (Дети указывают на одуванчик)
В. Присаживайтесь на коврик. На этой улице живут жители, которые очень любознательные. И они предлагают нам ответить на их вопросы.
В. Ребята, для чего нужны цветы?
Д. Для красоты, любоваться.
В. Как назвать одним словом цветы, которые растут в поле? Назовите их.
Д. Полевые. (Колокольчик, ромашки, василек)
В. Цветы, которые растут в саду?
Д. Садовые.
В. Какие садовые цветы вы знаете?
Д. Астры, гвоздики, тюльпаны, георгин.
В. А как мы назовем цветы, которые растут дома?
Д. Комнатные
В. Назовите и комнатные растения.
Д. Орхидея, фикус, фиалка.
В. Молодцы, ребята.
В. А кто скажет, чем садовые цветы отличаются от полевых?
Д. Садовые цветы выращивает человек, а полевые растут сами по себе.
В. Молодцы. А давайте поиграем.
Игра « Что лишнее?»
В. Посмотрите на доску, скажите какой цветок лишний? Почему ты так решил?
1.колокольчик, ромашка, роза, василек
2. гладиолус, гвоздика, астра, сирень
3. виола, герань, бегония , ландыш
(Индивидуально спрашиваю определенного ребенка)
В. Молодцы! Справились с заданием.
В. А чтобы попасть на следующую улицу, отгадайте вторую загадку.
Загадка.
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький ...
Д. Подснежник
В. Следующая улица Подснежниковая
В. Кто найдет, где эта улица?(Дети находят картинку с подснежником возле магнитной доски)
В. А кто скажет, когда появляются первые цветы? Как они называются?
Д. Весной. Когда теплеет, тает снег. Первоцветами.
В. Какие вы знаете первоцветы, которые “торопятся” расцвести ранней весной?
Д. Подснежник, мать-и-мачеха, медуница….
В. Давайте найдем их среди других цветов. (Цветы разбросаны на столе, возле детей). (Дети находят и вешают).
Этот цветок как называется? А этот? (Спрашивает по картинкам)
В. Почему они появляются первыми?
Д. Потому что эти цветы любят яркий солнечный свет, и появляются тогда, когда деревья не покрылись листвой.
В. Молодцы. Представьте, что у вас в руках букет цветов, понюхайте их, какой у них аромат?
Д. Нежный, вкусный, приятный, сладкий, горький, воздушный.
В. Цветы своим приятным запахом привлекают насекомых. А насекомые вредят или помогают цветочкам?
Д. Насекомые, собирая нектар, их опыляют, чтобы потом появились семена и выросли новые цветы.
В. Молодцы! Слушайте следующую загадку!
Загадка.
Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?
Ароматная...
Д. Душица
В. Молодцы. (Садимся на коврик )Какую пользу приносят цветы?
Д. Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.
В. Какие лекарственные цветы вы знаете?
Д. Ромашка, одуванчик, мать – и – мачеха, Иван-чай, шалфей, василек, душица.
В. Молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на эти цветы, вспомните, как они выглядят и запомните.(Показ слайдов с этими цветами)
В. это какой цветок? От чего он помогает?
Ромашка, настоем ромашки хорошо полоскать горло. Одуванчик – отвар корня одуванчика применяется: для улучшения аппетита, при бессоннице и т. д. Мать-и-мачеха: настой помогает при кашле, снимает зубную боль. Иван-чай - приводит организм в тонус, ободряет и прибавляет жизненной силы.
В. Продолжаем поиски волшебного цветка?
Следующая загадка.
Очищает воздух,
Создает уют,
На окнах зеленеет
И круглый год цветет….
Д. Герань.
В. Вот перед нами цветы. (Гибискус, азалия, герань ….) какие это цветы, полевые, садовые или комнатные?
Д. Комнатные.
В. Правильно. Почему они называются комнатными?
Д. они называются комнатными, потому что растут дома, в комнате.
В. А как за ними нужно ухаживать, кто расскажет? (Вызываю одного ребенка, который рассказывает и показывает)
Д. Нужно регулярно поливать, вытирать пыль с листочков. При необходимости пересаживать, удобрять.
В. Молодец.
В. Слушаем загадку.
5. Загадка
Вот поляна вся в цветочках
Словно в светло – синих точках
Соберу здесь у Анютки голубые….
Д. Незабудки
В. Правильно следующая улица Незабудка. А теперь давайте поиграем в игру «Части цветка». (большой цветок ромашки, на лепестках части цветка. Воспитатель держит в руках лицом к детям. Дети называют)
В. Самая главная часть цветка? Почему?
Д. Корень. Он пьет, впитывает воду.
В. Что идёт после корня?
Д Стебель.
В. У цветка по краям стебля есть что? Для чего нужны они?
Д. Листья. Они вбирают в себя солнечную энергию.
В. Далее что появляется?
Д: Бутон, лепестки, цветок.
В. И остались?
Д: Семена, которые появляются, когда цветок отцветает.
В. Вот у нас получилась схема жизни цветка. Хорошо, молодцы и с этим справились.
В. А прежде чем найти следующую улицу, подзарядимся, наберемся сил.
На окне в горшочках. Физминутка | |
На окне в горшочках, | Дети сидят на корточках лицом в круг. Соединяют ладошки над головой |
В. Следующая загадка (стоя на коврике загадываю след. загадку)
6. Шел я лугом по тропинкам,
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи, солнца белые лучи .
Д. Ромашка
В. Правильно. Улица Ромашковая. Кто найдет этот цветок?
(На столе ящик, коробка, а внутри: земля, вода, солнце, пчелы, ветерок, дымящая труба, рука, рвущая цветок, автомобиль, забор, создающий тень.)
В. ой, ребятки, посмотрите, что это?
Д. коробочка
В. хотите узнать, что там есть? Это сигнальные карточки. На этой улице жители не забывают никогда различные правила, вот они очень хотят узнать, а знаете ли вы что полезно, а что вредно для всех цветов? Подумайте! (Стоит знак «-» и знак «+». Я вызываю конкретного ребенка. Он берет карточку, и рассказывает, вредит или полезно.)
В. молодцы, берегите цветы, не рвите цветы, ухаживайте, любуйтесь ими.
В. ребятки, у нас в коробочке еще что-то есть. Посмотрим? А вот и наш волшебный цветок. А волшебный он потому, что мы много сегодня узнали о цветах. Что узнали, ребята?
Д. цветы бывают полевые, садовые, комнатные. За цветами нужно правильно ухаживать. Узнали из чего состоят цветы: корень, стебель, листья, бутон, лепестки, цветок и семена. Есть много факторов, которые влияют на рост цветов. Да еще цветы не только украшают наш мир, но и лечат нас.
В. молодцы, ребята. А сейчас возвращаемся к себе в группу. Надеюсь вам понравилось наше путешествие.
В. (Воспитателям) спасибо за внимание!
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: «Мир комнатных растений».
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей с комнатными растениями. Отметить существенные признаки внешнего вида. Закрепить знания детей по уходу за растениями.
Развивающая: Развивать познавательную активность, память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание выращивать их.
Словарная работа: стебель (вьющийся, свисающий, прямой, листья (зубчатые, мохнатые, опушенные, соцветие, кисть.
Оборудование: комнатные растения 8-9 видов, лейки, салфетки, таз, опрыскиватель, восковые мелки, альбомный лист, мяч.
Предварительная работа: наблюдение и рассматривание комнатных растений, беседы о них; дежурство в уголке природы; чтение стихотворений и загадок о природе.
1. Рассматривание комнатных растений
Воспитатель: Ребята, посмотрите на растения, которые растут у нас в группе. Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют?
Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате? Правильно, комнатные. Дети на дворе весна, но еще очень холодно. Представьте, что мы с вами в волшебном саду, где очень уютно, красиво и много растений. Сейчас мы с вами немного поиграем.
2. Беседа о растениях
Воспитатель: У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Ребята, как называются, эти цветы?
Дети: Колеус, герань душистая, герань зональная, традесканция, бегония Рекс, бегония пятнистая, папоротник, фиалка узамбарская и декабрист.
Воспитатель: Ребята, что же общего у всех этих растений?
Дети: Стебель, лист, цветок, корень.
Воспитатель: Можно сказать одним словом, общее строение. А что разного? (окраска, форма листьев) Молодцы!
Предлагаю детям сесть на стульчики и рассмотреть каждое растение с особым вниманием.
3. Рассказ воспитателя о каждом представленном растении
Герань зональную. Герань напоминает кустик. У этого растения прямой стебель. Листья округлой формы, ярко-зеленого цвета. Герань обильно цветет. Цветки разного цвета: розовые, белые, бордовые. Собраны цветы - в соцветие зонтик. Это растение тоже любит солнце и обильную поливку.
Фикус мелколистный, известный ещё под именем фикус Бенджамина, представляет собой многолетний, вечнозелёный кустарник либо дерево. Родиной растения считаются страны Южной Азии, Филиппины и Австралия. В природе дерево может вырастать до 8–10 м, в условиях дома его высота редко превышает 1,5–2 м. Культура обладает прочным, толстым стволом серого окраса с маленькими штрихами на поверхности. Побеги — прямостоячие, листья — овальной формы с вытянутым носиком, довольно плотные, с блестящей, глянцевой, сияющей поверхностью, без особо выраженной жилистости. Расцветка листьев колеблется от светло-салатового до тёмно-зеленого. Также встречаются фикусы с листьями пёстрого окраса. Цветёт растение маленькими, неприметными цветками жёлто-зелёной расцветки. После цветения на кусте формируются небольшие плоды, представленные в виде круглых, слегка продолговатых ягодок диаметром до 2 см, красного или оранжевого окраса. Плоды, называемыми сикониями, являются несъедобными. Отметим, что при квартирном выращивании растение в редких случаях цветёт и плодоносит. Существует большое количество разновидностей фикусов, которые отличаются расцветкой листьев и формой.
Декабрист. Общепризнанное наименование цветка – зигокактус. Также встречается ещё одно ботаническое название – шлюмбергера. Оно было присвоено в честь учёного из Франции Фредерика Шлюмбергера, который и был открывателем этой разновидности кактусов. В России же растение именуют декабристом или рождественником из-за его особенности выпускать яркие соцветия в зимние морозы. Декабрьские и январские цветения связаны с тем, что в природе зигокактус цветёт в середине лета, которое в южноамериканских широтах совпадает с русской зимой.
Поначалу растение имело исключительно красные цветы. Однако после селекционных работ флористы получили возможность выращивать растения с розоватыми, белыми, сиреневыми, жёлтыми гроздьями. Совсем недавно на рынке появился сорт декабриста, на котором уживаются цветы разных окрасок. Это красивое тропическое южноамериканское растение относится к эпифитным кактусам. В естественной природе он растёт на корневых образованиях или стволах бразильских деревьев, образуя настоящие охапки цветов на свисающих стеблях. В целом, естественные условия роста декабриста выглядят следующим образом. Всего обнаружено несколько видов шлюмбергеры. А вот гибридов и сортов растения очень и очень много. И этот перечень постоянно увеличивается за счёт появления новых экземпляров. Но мы перечислим лишь самые основные разновидности декабриста.
Сансевиерия (Sansevieria) – бесстебельное вечнозеленое растение из семейства Спаржевые. В естественных условиях произрастает в Африке. Характеризуется длинными прямостоячими листьями пестрой окраски. Средняя интенсивность роста составляет 3-4 листа в год. Общая высота растения может достигать 1 метра.
При достаточном уровне освещенности растение сансевиерия цветет. Цветонос появляется весной. Цветы мелкие, белого цвета обладают приятным ванильным ароматом. Каждая розетка цветет всего один раз. В народе растение также известно под названием «щучьего хвоста» или «тещиного языка».
Сансевиерия отлично очищает воздух от различных вредных примесей. Для значительного улучшения экологической обстановки достаточно всего 2-3 растения среднего размера. Их можно размещать в любых комнатах, за исключением спальни. Также «щучий хвост» выделяет фитонциды, которые уничтожают патогенные микроорганизмы.
Длинные листья растения очень часто называют «тещиным языком». Согласно некоторым суевериям они побуждают людей сплетничать. На самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Растение обладает способностью очищать окружающее пространство от различного негатива, помогает достигать поставленных целей, развивает в людях предприимчивость.
Каланхоэ, бриофиллюм чашечковый
каланхоэ древовидное, комнатный женьшень, дерево жизни, цветок Гете, комнатный доктор, хирург без ножа, домашний женьшень
Многолетнее травянистое растение, некоторые виды успешно выращиваются в домашних условиях. Культура обладает противовоспалительным, бактерицидным, кровоостанавливающим и ранозаживляющим воздействием. Сок каланхоэ способен инактивировать вирусы гриппа. Сок растения применяют в хирургии, гастроэнтерологии. Существует более 200 разновидностей. В природе эти растения произрастают в Австралии, Африке, Центральной Америке. Большинство из них выращиваются как декоративные культуры. Но некоторые виды обладают большой целебной силой. Изучая лечебные свойства каланхоэ, ученые выделили несколько наиболее ценных с медицинской точки зрения видов. Эти растения легко приживаются на подоконнике в квартире. Они не требуют специфического ухода. А крупные толстые листья служат сырьем для лечебных и косметических целей. У растения есть три вида. Каланхоэ перистый. Дегремона. Блоссфельда.
4. Игра с мячом "Назови ласково"
Стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, корень – корешочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек.
5. Практическая деятельность «Я ухаживаю за комнатными растениями»
Воспитатель: Мы много сегодня говорили о комнатных растениях. А какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли?
Дети: Вода, свет, тепло, питательная почва.
Воспитатель: Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для этого нужно растения поливать?
Дети: Чтобы оно не засохло.
Воспитатель: Кто покажет, как нужно это делать?
Поливать надо аккуратно (по краю горшка, в корешок нельзя).
А какой водой нужно поливать? (только комнатной температуры).
А что еще нужно для жизни и роста растениям? Да, рыхлить.
А еще нужно мыть и брызгать листочки
Дети поливают, рыхлят и протирают листочки.
6. Рисование комнатного растения
- Какой цветок вам нравится больше всего? Я предлагаю нарисовать, то растение, которое вам нравится больше всего, или которое вас заинтересовало.
Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне, (Показать руками цветок.)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питание (Движение пальцами вместе – врозь.)
Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
7. Итог занятия.
Воспитатель: О чем говорили, что делали, что больше всего понравилось и т. д. Какие названия растений запомнили? Какое растение нарисовали?
Конспект занятия в старшей групп:
«Леса и луга нашей родины».
Цель: закрепление знаний детей о многообразии растительного мира России.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представление о растениях и животных леса и луга,
-расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира.
Развивающие:
-развивать познавательную активность,
-развивать связную, грамматически правильную речь.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе,
-повышать социальную компетентность,
-способствовать сплочению детского коллектива,
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Оборудование: ноутбук, презентация, картинки с изображением животных, деревьев, ягод, грибов, кустарников.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы на темы: «Лес» и «Луг», наблюдения в природе, чтение художественной литературы.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на природу. А для того, чтобы узнать куда именно мы пойдем, предлагаю вам отгадать загадки:
1. Цветами поле зарастает,
Над ними пчелы и шмели летают.
Все лето стадо там пасется.
Скажи, как поле то зовется (Луг (слайд 2)
2. Белки в нем живут и волки,
В нем растут дубы и елки
Высоченны- до небес!
Называют его (Лес (Слайд 3)
Молодцы! Отгадали! Мы пойдем любоваться красотой растительного и животного мира лесов и лугов нашей родины. И научимся находить различия между миром леса и миром луга.
Но перед началом прогулки мы с вами вспомним, что такое лес?
Дети: Лес это — где много деревьев, диких животных и птиц.
Воспитатель: Что же такое луг?
Дети: Луг – травянистая площадь, покрытая цветами.
Воспитатель: Отлично! А теперь заройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – на лужок пришли гулять. Открывайте глаза, мы очутились с вами на лугу! Ребята, как называются цветы, которые растут на лугу? (Луговые)
Попробуйте отгадать загадки про луговые цветы:
1. То фиолетовый, тот голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)
2. Стоит в саду кудряшка- белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое (Ромашка)
3. Лепестки резные,
Синие такие.
Скромный цветок, это (Василек)
4. В поле у овражка
Красненькая кашка. (Клевер)
5. Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе-чистом-чистом,
И солнышке лучистом. (Незабудка)
Воспитатель: Молодцы какие, все загадки отгадали! Полюбуйтесь красотой луговых цветов.(слайд 4)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Кто, где живет)
(На стенде вывешены картинки с изображением животных, дети распределяют какие животные жители луга, а какие - леса (слайд 5,6)
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием справились! А скажите, пожалуйста, какой бывает лес? (хвойный, лиственный, смешанный)
Попробуйте отгадать загадки про деревья и правильно назвать какое дерево в каком лесу растет?
(Отгадывая загадку, дети берут нужную картинку с изображение дерева и делятся на две группы – лиственные и хвойные деревья)
1. Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Береза)
2. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если кто-то скажет-
Желуди на нем! (Дуб)
3. Что же это за девица:
Не швея не мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
4. Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками … (Сосна)
5. Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это-
Мы от этого чихаем. (Тополь)
6. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но. В отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
7. Что за дерево стоит
Ветра нет,а лист дрожит? (Осина)
8. Листик на ладонь похож,
Осенью красив, пригож…
Каждый в дерево влюблен,
Потому что жто (Клен)
Воспитатель: Отлично! Все правильно распределили. Теперь мы видим какие деревья растут в хвойном лесу (слайд 7, а какие – в лиственном. (Слайд 8) Ребята, скажите, пожалуйста, а если хвойные и лиственные деревья растут в одном лесу, как такой лес будет называться? (Смешанный (Слайд 9).
Воспитатель: А какую растительность кроме деревьев можно еще встретить в лесу ( Ответы детей : ягоды, грибы, кустарники).(Слайд 10)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что есть что?».
(На столе разложены картинки с изображением ягод, кустарников, грибов. Дети делятся на три команды. Побеждает та команда, которая не только быстрее соберет все картинки, соответствующие группе, но и сможет правильно назвать то, что изображено)
Первая команда «Ягоды» - черника, клюква, земляника. (слайд 11)
Вторая команда «Грибы»- лисичка, подберезовик, мухомор. (слайд 12)
Третья команда «Кустарники» - малина, ежевика, шиповник. (слайд 13)
Воспитатель: Ну вот и подошла наша прогулка по лесам и лугам нашей родины к концу. Мы с вами и на луговые цветы полюбовались, и на животных, и вспомнили какие бывают леса, а также поговорили о грибах, ягодах и растениях.
Давайте попробуем сравнить, чем же все-таки отличается мир лесов от мира лугов?
Ответы детей: На лугу растут травы и цветы, а в лесу деревья. На лугу цветов больше, чем в лесу, так как на лугу много света, а в лесу свет загораживают большие деревья, а луговым цветам нужно много света.
Большее количество насекомых живет на лугу, так как там много цветов, насекомые питаются пыльцой и нектаром растений, опыляют цветы.
Крупные животные поселились в лесу, потому что там растут высокие деревья, и им там легче спрятаться, найти себе пищу.
Птицы живут на деревьях и вьют гнезда, спасаются от врагов, питаются семенами.
Воспитатель: Да природа лугов и лесов нашей родины очень разнообразна и красива! Давайте относиться к ней бережно и аккуратно! Она в свою очередь будет радовать нас своим великолепием!
Приложение№3
Памятка для родителей по предупреждению отравления ядовитыми
растениями!
Проблема острых отравлений у детей- одна из наиболее актуальных, особенно в летний период. В отличие от взрослых, отравления у детей протекают тяжелее потому что:
-все системы органов еще незрелые;
-низкая устойчивость организма к яду;
-характерно более быстрое проникновение яда в организм;
-склонность детского организма к токсикозу и эксикозу (обезвоживанию);
-профилактика отравления ядовитыми растениями и грибами состоит в мерах предосторожности.
Уважаемые родители! Научите своих детей следующему:
-нельзя пробовать на вкус неизвестные ягоды, листья, стебли растений, плоды, семена, грибы, как бы привлекательно они не выглядели.
-к незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожег, аллергическую реакцию.
К ядовитым растениям относятся: бузина черная, вороний глаз, дурман, болиголов, багульник, белена черная и многие другие. Чтобы избежать отравления, надо научить детей знать основные признаки ядовитых и несъедобных грибов и растений и поддерживать правила- никогда ничего незнакомого и опасного не пробовать на вкус, не употреблять в пищу и даже не трогать руками.
В ядовитых растениях содержатся яды, способные вызвать отравления как при вдыхании летучих арома-веществ, выделяемых растениями, так и при попадании сока на кожу.
Действия при отравлении ядовитыми растениями:
При попадании в организм ядовитых растений, а также при подозрении на это
необходимо срочно принять меры первой помощи:
1 Если у вас есть подозрения, что ребенок съел ядовитое растение, или же вы обнаружили его в руках или карманах малыша, сохраняйте спокойствие, чтобы не волновать ребенка и не усугубить его состояние.
2 Выясните у него, что произошло и когда.
3 Загляните ему в рот, чтобы выяснить, что он жевал. Удалите остатки растения изо рта. Попытайтесь определить количество съеденного ядовитого растения, хотя порой это бывает сложно сделать.
4 Незамедлительно вызвать врача или скорую медицинскую помощь!
Назовите возраст ребенка, его вес, примерное время, когда это случилось. Ребенок должен оставаться рядом с вами, когда вы пойдете к телефону вызывать врача и будете с ним говорить. Выполняйте все рекомендации, сказанные доктором по телефону до его приезда. Ни в коем случае не занимайте выжидательную позицию, при которой помощь
ребенку начинают оказывать, только увидев первые симптомы отравления ядовитым растением, вспомните, что скрытый период отравления может длится целые сутки. Иначе вы упустите драгоценное время, которое в данном случае восполнить невозможно. А если поведение ребенка стало неадекватным, появилось возбуждение или вялость, шаткость походки или более серьезные признаки отравления: рвота, изменение окраски кожи, утрата сознания, необходимо не теряя ни минуты, срочно обратиться за помощью в «Скорую» или ближайшее медицинское учреждение.
5 Если ребенок съел ядовитое растение, помогите организму малыша освободиться от яда. Если ребенок в сознании, промойте ему желудок. Дайте выпить воды (из расчета – не менее полстакана на каждый год жизни). Далее, аккуратно надавливая пальцем или черенком ложки на корень языка, вызовите у него рвоту. Промывание повторить
два-три раза.
6 После промывания желудка, строго соблюдая возрастные дозировки, указанные в инструкции, дайте ребенку выпить энтеросорбенты - препараты, связывающие яды в желудочно-кишечном тракте и выводящие их с испражнениями. Это могут быть СМЕКТА, ФИЛЬТРУМ, ЭНТЕРОСГЕЛЬ, ПОЛИФЕПАМ и др. Они существенно облегчат состояние отравившегося малыша. Через 15 - 20 минут желательно снова вызвать рвоту и повторить дачу препаратов.
7 Полезно сделать очистительную клизму: температура воды должна быть ниже 22-24° С. Объем воды зависит от возраста ребенка. Для детей первых месяцев жизни это 30-60 мл, для детей от полугода до года - 120-180 мл. 1-2- летним малышам достаточно 200 мл, а детям от 2 до 6 лет - 300 мл.
Внимание! При развитии судорог важно не допустить нарушения дыхания за счет спазма жевательных мышц, поэтому в рот пострадавшего следует вставить черенок ложки, обернутой бинтом или чистым носовым платком.
При отсутствии у ребенка признаков жизнедеятельности, необходимо начинать делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Что делать, если ребенок коснулся ядовитого растения (борщевика, лютика, чистотела) необходимо:
1 Смыть опасное вещество водой с пораженных участков тела.
2 Сбрызнуть их противоожоговыми аэрозолями
3 Наложить стерильную марлевую салфетку или чистый, проглаженный носовой платок.
4 Для дальнейшего лечения ожога необходимо обратиться к врачу.
Памятка для родителей по предупреждению отравления ядовитыми грибами!
Профилактические мероприятия заключаются в устранении возможностей их встречи с
этими грибами.
С этой целью необходимо:
1 Организовать в летний период повседневные утренние осмотры лужаек, мест прогулок и игр детей в лесу, на дачах, в саду, с тем, чтобы своевременно удалить замеченные ядовитые грибы.
2 Проводить строжайший надзор в период лесных прогулок за всеми детьми и особенно за теми, кто собирает грибы и пробует их.
3 Организовать тщательный контроль за использованием в пищу грибов, собранных детьми.
4 Для детей, родителей и работников детских учреждений систематически проводить, начиная с ранней группы профилактические беседы
В целях предупреждения отравления никогда не собирайте грибы:
- в близи промышленных предприятий, свалок, полей, обработанных химикатами, железнодорожных путей и автодорог, под высоковольтными линиями, в черте города, в том числе и в парках.
-с неприятным запахом, имеющие у основания клубневидное утолщение, с оболочкой, «сумкой» у основания ножки.
-появившиеся после первых заморозков, которые могут вызвать появление в грибах ядовитых веществ.
Многие виды ядовитых грибов легко спутать со съедобными, помните об этом!
Неправильная кулинарная обработка съедобных грибов так же может вызвать отравления.
Правильно обрабатывайте грибы.
Абсолютно надежных методов определения ядовиты грибы или нет, не существует. Единственный выход- точно знать каждый из грибов и не брать те, в которых сомневаетесь.
Действия при отравлении ядовитыми грибами:
При попадании в организм ядовитых грибов, а также при подозрении на это
необходимо срочно принять меры первой помощи:
Первые симптомы отравления могут появиться в течение 2-3 часов после еды.
Признаки отравления: слабость, рвота, диарея, температура, острая боль в животе, головная боль;
иногда могут быть: редкий пульс, холодный пот, расстройства зрения, бред, галлюцинации, судороги.
1. Незамедлительно вызовите Скорую Помощь, по возможности сохраните остатки грибов, вызвавших отравление.
2.Немедленно начните промывание желудка водой методом искусственно вызванной рвоты.
3.Дайте ребенку выпить энтеросорбенты - препараты, связывающие яды в желудочно-
кишечном тракте и выводящие их с испражнениями. Это могут быть СМЕКТА, ФИЛЬТРУМ, ЭНТЕРОСГЕЛЬ, ПОЛИФЕПАМ и др.
4.Тепло укройте, разотрите ему руки, ноги.
5.На голову положите холодный компресс.
Главное правило осторожного поведения на природе – не трогай того, чего не
знаешь!Убегать далеко вперед, играть в прятки просто не допустимо !
Самое лучшее – посмотреть с детьми дома специальную литературу с иллюстрациями съедобных грибов и ягод, в беседе обязательно подчеркнуть, что несъедобные для человека грибы пригодны для других обитателей леса, поэтому в лесу лучше воздержаться от соблазна пнуть их ногой, выражая свое презрение и недовольство, что они попались на пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»
Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...
Исследовательский проект для старшей группы «Мир растений».
Исследовательский проект для старшей группы«Мир растений»....
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе с детьми ТНР на тему "Комнатные растения"
Все самое прекрасное в жизни сравнивается с цветами.Каждый человек достоин удивления, восхищения и особого ухода и внимания....
Проект в старшей группе"Комнатные растения в детском саду"
Проект направлен на более углублённое изучение воспитанниками комнатных растений....
проект в старшей группе "Царство растений"
через интеграцию образовательных областей знакомить детей с удивительным и многообразным миром растений....
Познавательно - исследовательский проект в старшей группе "Растения, которые нас лечат"
Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испыт...
Проект в старшей группе «Гербарий растений Оренбургской области»
Проект в старшей группе «Гербарий растений Оренбургской области»...