Проект в старшей группе"Комнатные растения в детском саду"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гриценко Марина Николаевна

Проект направлен на более углублённое изучение   воспитанниками комнатных растений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_komnatnye_rasteniya_v_detskom_sadu.docx217.64 КБ

Предварительный просмотр:

       

Проект

«Комнатные растения

в детском саду»

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.kindereducation.com/wp-content/uploads/2012/10/giardinaggio-e-bambini.jpg&mb=imgdb_preview_250

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.vashsad.ua/downloads/image/7554/ficus%5F7.jpg&mb=imgdb_preview_166

 

                                                                 Тисуль

                                                             2014-2015 г

Краткая аннотация проекта

Проект осуществлялся в МАДОУ «Детский сад №2 «Лукоморье»  воспитателями старшей   группы №1 « Кот  учёный» в период с 10 ноября 2014 года по 20 января 2015 года. Реализация проекта, а именно апробация его как модели рассчитана на 2 месяца.  

Проект направлен на более углублённое изучение   воспитанниками комнатных растений. Программа «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, М.Е.Вераксы предполагает следующие знания, умения, навыки детей старшей группы по данной проблеме:

  1. Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.
  2. Знакомство со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
  3. Формирование умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.

Кроме этих задач, мы хотим в совместной деятельности (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-воспитатель) познакомить детей с наиболее благоприятными условиями для роста и размножения растений; научить определять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растение погибает от перелива, скоро зацветёт - значит ему комфортно), научить ухаживать за растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовым поручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать свою ответственность перед ней.

В процессе работы мы проводили с детьми беседы по знакомству с жизнью комнатных растений, в том числе этические; мы читали энциклопедии и художественную литературу о наших соседях, рассматривали иллюстрации растений, а полученные знания закрепляли на практических занятиях: посев семян, высадка ростков, полив, протирание широких листьев влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листочками, наблюдение за растениями, составление описательных рассказов о вновь изученных комнатных цветах.

 После проведенного анкетирования на тему: «Что Вы знаете о комнатных растениях» мы поняли, что родители заинтересованы в том, чтобы дети овладели углублёнными знаниями о комнатных растениях. Так же с родителями был проведен семинар практикум «Растения для лечения». Еще родители вместе со своими детьми участвовали в создании альбома «Наши комнатные растения». Нужно было нарисовать знакомый или любимый комнатный цветок и составить к нему описательный рассказ. Мне хотелось заинтересовать родителей, сделать их более активными, включить в образовательный процесс.

Подводя итоги проекта, отмечаем , что дети знают названия многих растений, произрастающих в группе и дома, подробно описывают их внешний вид, отмечают существенные особенности, называют наземные и подземные части, знают о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений, их жизни на родине;  знают о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями, умеют подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий, знают особенности размножения растений (черенками, детками).

Воспитанники с удовольствием самостоятельно осуществляют текущий уход за растениями в уголке природы - поливают цветы, опрыскивают, аккуратно рыхлят землю.

Актуальность

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

 Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение  к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых  возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

    В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е.выработка навыков гуманно- действенного и эмоционально- чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных  взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

  Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.

  Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

  Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

  Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима.

  Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности.  В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.

Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.

  Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами. Впервые о фитонцидах в своих работах говорит Б.П.Токин, по его мнению, фитонциды – это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие  рост и развитие бактерий и микроскопических грибов.

  Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.

Вывод:

Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

По мнению  академика Г.Я. Ягодина наша общая цель – «…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе».

F:\P1050515.JPGF:\P1050509.JPG

Целью  данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.
  2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
  3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.
  4. Воспитывать интерес и  любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

Объектом исследования  являются  дошкольники старшей  группы, а также их знания о комнатных растениях.

Предметом исследования являются комнатные растения, а также  условия жизни комнатных растений в детском саду.

Гипотеза исследования: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:

- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;

- дети усвоят правила  бережного  отношения к окружающим их комнатным цветам;

- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.

Теоретическая значимость:  

формирование углублённых знаний детей о жизни  и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Практическая значимость

  • расширение зелёного уголка в группе детского сада;
  • составление картотеки комнатных растений в детском саду;
  • составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
  • создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки  с описательными рассказами, составленными совместно со взрослыми).

Новизна

Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.

Ожидаемые  результаты

  • сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;
  • повысилась активность участия родителей  в педагогическом процессе группы;

План мероприятий по реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 2 месяца и будет проходить в три этапа:

I этап предварительный

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников,в частности о комнатных растениях;
  2. Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  3. Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
  4. Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
  5. Составить картотеку комнатных растений в детском саду.
  6. Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта.

I I этап практический

Задачи:

  1. Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
  2. Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
  3. Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т.д.);
  4. Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».

III этап обобщающий

Задачи:

  1. Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  2. Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
  3. Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;

Схема реализации проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Познание (ФКЦМ)

  • Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»
  • дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши»
  •  пальчиковые игры «Красные  цветы», «Посадим цветы», «Цветок».
  • занятие по теме «Комнатные растения»
  • беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений»
  •  практикум для родителей « Растения для лечения»

Речевое развитие

  • составление рассказов совместно  с родителями о своём комнатном цветке
  •  заучивание стихотворения «Бальзамин»
  •  отгадывание загадок  о комнатных растениях
  •  подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения»
  •  дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился»

Познание (ФКЦМ)

  • беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком»
  • викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений»
  •  посадка ростков комнатных растений

Художественно – эстетическое развитие

  • Рисование акварелью на тему «Декабрист»
  •  рисование пластилином «Я  цветочек посажу, нашу группу наряжу»
  •  аппликация «Комнатное растение Толстянка»
  •  лепка «Красивый цветочный горшок»
  •  выставка детских работ «Мой любимый комнатный цветок».

Социально-коммуникативное развитие

Хозяйственно-бытовой труд:

  • дежурство в уголке природы

(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы  деревянной палочкой,опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

  • трудовые поручения – индивидуальные и коллективные

Физическое развитие

  • Утренняя гимнастика «Весенние цветы»
  •  физкультминутка «Красивые цветы»
  • психогимнастика «Посадим цветок»
  •  психофизическое упражнение в сочетании с танцевальной импровизацией «Попробуй превратиться в цветок»

Художественно – эстетическое развитие (музыка)

  • прослушивание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Речевое развитие

  • работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях
  • чтение художественной литературы


Итоги проекта.

 Проведенные нами анкетирование родителей  «Что Вы знаете о комнатных растениях?» и диагностика детей по теме «Комнатные растения в нашей группе» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.

 Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых нами практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.

Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение  к окружающему природному миру.

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//cvetochki.net/sites/default/files/u125/100314150529.jpg&mb=imgdb_preview_159http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//skadovsk-more.com/yahoo%5Fsite%5Fadmin/assets/images/pp%5F24.11434311%5Fstd.jpg&mb=imgdb_preview_123

ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту

«Комнатные растения

в детском саду»

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//cvetochki.net/sites/default/files/u251/xlorofitum.jpg&mb=imgdb_preview_159

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.shop.vashsad.ua/i/shop/f11913%5F1.jpg&mb=imgdb_preview_444

Содержание:

  1. Анкетирование родителей воспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
  2. Диагностика «Комнатные растения в нашей группе».
  3. Картотека комнатных растений в детском саду.http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//flowers.tetradon.ru/present/balzamin.jpg&mb=imgdb_preview_458
  4. Картотека дидактических игр.

Анкета

«Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Уважаемые родители!

Нам важно знать Ваше мнение по данной теме.  Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде.

  1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Принимает ли  ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?__________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?

________________________________________________________________

  1. Есть ли дома книги о природе? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?

_______________________________________________________________

     Спасибо за сотрудничество!

Итоги анкетирования родителей на тему:

«Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» мы провели анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 74 % человек. Анкета состояла из 7 вопросов.

     На первый вопрос 100%  опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности.

     На второй вопрос 90 % родителей ответили утвердительно, 10 % - отрицательно, т.к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями.

       На третий вопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.

     Отвечая на четвертый вопрос анкеты,  60 % родителей ответили утвердительно, а 40 % - дети смотрят только  передачи о животных.

     На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали.

    На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами (покормить аквариумных  рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно  подкармливают птиц.

    На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.

   

По итогам анкетирования мы сделали вывод, что родители заинтересованы в реализации нашего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям нами была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию. Также было проведен семинар практикум  «Растения для лечения».

Диагностика детей старшей группы по теме      «Комнатные растения».

  1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений)
  2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений)
  3. Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)
  4. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?
  5. Назови и покажи части растений.
  6. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?
  7. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

                 Критерии оценки по пятибалльной шкале.

1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.

2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Низкий уровень - меньше 2,2

Средний уровень – от 2,3 до 3,7

Высокий уровень – от 3,8 до 5.

     

Итоги

диагностики детей старшей группы по теме  «Комнатные растения».

 На первом этапе нашего проекта нами была составлена и апробирована  диагностика детей старшей группе. Мы выяснили, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай и назови растения по цветку»), на  шестой вопрос («Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?»).

По итогам диагностики выявили:

Низкий уровень - 12 % детей,

Средний уровень -  64% детей,

Высокий уровень - 24 % детей.

   По окончании проекта мы снова про диагностировали детей:

Дети знают не только растения нашего зеленого уголка группы, но и другие распространенные комнатные растения. Дети стали более ответственно подходить к  дежурству в уголке природы,  добросовестнее и аккуратнее выполняют заданные поручения. Большинство детей  по внешнему виду цветка могут определить, какая «скорая помощь» нужна растению – полив, опрыскивание, рыхление, протирание  широких листьев от пыли.

Низкий уровень – 0%

Средний уровень -  56 % детей,

Высокий уровень -  44% детей.

 

Сроки

                       уровни

Ноябрь  2014

Январь  2015

высокий

          24%

             44%

средний

          64%

              56%

низкий

           12%

                0%

Данные  диагностики  отражены в диаграмме.

   ноябрь                 январь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование комнатных растений в детском саду согласно возрастным группам»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чу...

Проект «Комнатные растения в детском саду».

Проект направлен на более углублённое изучение   воспитанниками комнатных растений. Были поставлены следующие задачи:Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.Зн...

Проект «Комнатные растения в детском саду».

Целью  данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.Задачи:1.  Изучить психолого-педагогическую и специальную литературупо проблеме ознакомле...