Конспект НОД по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Такие полезные камни»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чистякова Мария Валентиновна

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению свойств камня.

Задачи:

Образовательные:

  • вовлечь детей в исследовательскую деятельность;
  • познакомить детей со свойствами и качествами камней;
  • учить делать выводы; подвести к пониманию того, что из камня можно делать постройки;
  • закреплять  правила безопасного поведения при исследовании материалов, правила безопасности при игре с камнями.

Развивающие:

  • развивать умение проводить несложные  эксперименты;
  • развивать любознательность, исследовательские навыки, познавательный интерес в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы;
  • развивать речевую активность, логическое и образное мышление, память;
  • развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движениями.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и соблюдение техники безопасности  в ходе выполнения опытов;
  • воспитывать интерес к экспериментированию, самостоятельность;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_takie_poleznye_kamni.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 комбинированного вида

Выборгского района Санкт - Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность

с детьми среднего дошкольного возраста

«Такие полезные камни»

(используемые технологии: исследовательской деятельности,

игровые, здоровьесберегающие)

Автор-составитель:

  Чистякова Мария Валентиновна,

воспитатель

Санкт-Петербург

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению свойств камня.

Задачи:

Образовательные: 

  • вовлечь детей в исследовательскую деятельность;
  • познакомить детей со свойствами и качествами камней;
  • учить делать выводы; подвести к пониманию того, что из камня можно делать постройки;
  • закреплять  правила безопасного поведения при исследовании материалов, правила безопасности при игре с камнями.

Развивающие:

  • развивать умение проводить несложные  эксперименты;
  • развивать любознательность, исследовательские навыки, познавательный интерес в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы;
  • развивать речевую активность, логическое и образное мышление, память;
  • развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движениями.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и соблюдение техники безопасности  в ходе выполнения опытов;
  • воспитывать интерес к экспериментированию, самостоятельность;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Реализуемая образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: 1) Беседы: «Что такое горы»,  «Какими бывают камни?», «Украшения из камня». 2) Рассматривание книги «Окружающий мир», иллюстраций гор и горных ландшафтов, разновидностей камней. 3)  Чтение сказки «Три поросенка». 4)  Сбор камней на прогулке.

Используемые материалы и оборудование: пластиковые тарелки для раздаточного материала, камни, солома, прутья (веточки дерева), ёмкости с водой, салфетки для рук, клеенки, демонстрационные картинки (Правила поведения в лаборатории: запрещающие и разрешающие знаки; знак, запрещающий кидаться камнями), письмо от трёх поросят, одноразовые шапочки по количеству детей.

 

Ход совместной деятельности:

  1. Вводная часть (организационный момент).

  • Позывной утреннего круга. (Звучит колокольчик.)

Воспитатель: Один, два, три –

                           В круг скорее ты беги!

  • Игра - приветствие. (Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и поиграть.)

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.           

Я - твой друг и ты - мой друг!     (ладонь направляют на друга, потом к себе)

Как прекрасен мир вокруг!         (разводят руки в стороны)

Мы друг другу улыбнёмся,         (улыбаются друг другу)

Дружно за руки возьмёмся!         (берутся за руки)

В нашей группе яркое                  (идут по кругу, держась за руки)

Солнышко сияет!

Здесь ребята дружные,                (здороваются друг с другом,  потом обнимаются)

Это каждый знает!  

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что к нам сегодня пришли гости?

Дети: Да!

Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями, а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками. Молодцы!

  • Сюрпризный момент (письмо).

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то увидела, что на моём столе лежит письмо, на котором было написано: «Для группы «Пчёлка».  Вам интересно, от кого оно?

Дети: Да, интересно!

Воспитатель: Тогда отгадайте загадку и узнаете, кто прислал нам письмо.

  • Загадывание загадки.

Воспитатель:

Носик круглый – пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их. И до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки –

Кто герои этой сказки?

Дети: Три поросенка.

Воспитатель: Правильно, письмо от трех поросят.

  • Решение проблемной ситуации.

Воспитатель: Послушайте, что они пишут: «Здравствуйте, дорогие ребята. Мы решили построить себе дом, но вот беда: никак не можем договориться, из какого материала дом будет прочнее и крепче: из соломы, из прутьев или из камня. Помогите нам, пожалуйста, выяснить какой же дом будет самый прочный. Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф»

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем поросятам?

Дети:  Да, поможем!

Воспитатель:  А как ВЫ думаете, какой дом будет прочнее: соломенный, из прутьев или каменный? 

Дети: Каменный дом будет прочнее. 

Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли камень самый прочный и крепкий материал? Для того, чтобы убедиться в этом и узнать как можно больше о камнях, я приглашаю вас в научную лабораторию, где мы проведем исследования… Одевайте шапочки. Мы будем с вами учеными.

(Дети одевают шапочки.)

Воспитатель:  Ребята, прежде чем попасть в лабораторию, давайте вспомним и проговорим как нужно вести себя в лаборатории. Что запрещается, а что разрешается делать?

  • Повторение правил поведения в лаборатории.

Дети (по одному) называют правила поведения в лаборатории и прикрепляют запрещающие и разрешающие знаки к схеме «Правила поведения в лаборатории». Воспитатель направляет и помогает детям.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1. Кричать.

2. Толкать друг друга и бегать по лаборатории.

3. Пробовать исследуемые предметы на вкус или облизывать их.

4. Трогать без разрешения оборудование и материалы.

5. Не бросаться камнями.

РАЗРЕШАЕТСЯ:

1. Думать.

2. Смотреть.

3. Нюхать.

4. Слушать.

Воспитатель:  Теперь мы можем отправляться в научную лабораторию. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: 

Быстро глазки закрывайте,           (дети закрывают глаза)

Камни вы все представляйте…

Крибле. крабле, крубле, кри,

В лабораторию попади…

(Дети открывают глаза.)

Воспитатель: Вот и наша лаборатория, занимайте места.

2. Основная часть (содержательно - деятельностный этап).

  • Опыты в «лаборатории».

Воспитатель: Посмотрите, у вас в тарелочках лежат материалы, которые мы сегодня будем исследовать. Что мы сегодня будем исследовать? 

Дети: Солому, прутья, камни.

  • Опыт № 1: «Какой материал самый тяжёлый»

Воспитатель: Сейчас мы с вами выясним, какой из материалов самый тяжелый. А вы, ребята, как думаете?

Дети: Камень  самый тяжёлый материал.

Воспитатель: Давайте проверим. Представьте, что ваши руки-ладошки – это весы. Возьмите в одну руку камень, а в другую солому. Какой из материалов тяжелый, а какой легкий? 

(Дети берут в одну руку камень, в другую солому и определяют что тяжелее.)

Дети: Камень тяжелый, а солома легкая.

Воспитатель: А теперь давайте проверим, что тяжелее: камень или прутик (веточка). Возьмите в одну руку камень, а в другую прутик. Какой из материалов тяжелый, а какой легкий? 

(Дети берут в одну руку камень, в другую прутик и определяют что тяжелее.)

Дети: Камень тяжелый, а прутик  легкий.

Воспитатель: Сравнив все 3 материала, какой можно сделать вывод?

Дети: Камень самый тяжёлый материал. Он тяжелее, чем солома и прутья.

(Результаты фиксируются в листе наблюдения или вывешивается карточка - схема.)

  • Опыт № 2: «Плавучесть материала»

Воспитатель: А теперь я предлагаю провести еще один опыт, который называется «Плавучесть материала». Как вы думаете, если мы опустим в воду исследуемые материалы, то они утонут, или останутся плавать на поверхности?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы проверим. Ребята, опустите камень в ёмкость с водой. Что произошло с камнем?

Дети: Камень утонул.

Воспитатель: А теперь опустите в воду соломинку. Что произошло?

Дети: Соломинка осталась на поверхности воды.

Воспитатель: Верно. Теперь возьмите прутик и опустите его воду. Что вы видите?

Дети: Прутик  остался на поверхности воды.

Воспитатель: Ребята, скажите: почему камень не плавает на воде, а тонет, а соломинка и веточка плавают на поверхности воды? 

Дети: Камень – тяжелый материал, а прутья и солома легкие.

Воспитатель (уточняет): Верно. Камень не плавает на воде, а тонет, потому что он тяжёлый. А прутья и солома плавают на воде, потому что они легкие.

(Результаты фиксируются в листе наблюдения или вывешивается карточка - схема.)

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к следующему заданию, давайте немного отдохнём. Выходите из-за столов.

  • Физминутка «Строим дом» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Раз, два, три, четыре, пять,                  (дети маршируют на месте)

Строить будем и играть.                       (имитация ударов молотком)

Крепкий дом сейчас построим,           (встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна вставим, крышу покроем.          (показывают руками окно, крышу над головой)

Поросятам строим крепкий дом         (имитация ударов молотком)

Дружно будут жить они в нём!          (двумя руками обнимают сами себя)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Садитесь за столы.

  • Опыт № 3: «Прочность материала»

Воспитатель: Теперь исследуем данные материалы на прочность. А как это можно проверить?

Предполагаемые ответы детей: Материалы можно сломать, разбить, порвать и т.д.

Воспитатель: Давайте каждый из предметов попробуем сломать. Начнем с соломы. Возьмите по одной соломинке и попробуйте её сломать.

(Дети пробуют сломать соломинку. Соломинка ломается.)

Воспитатель: Легко ли было сломать соломинку?

Дети: Да, легко.

Воспитатель: Как вы думаете, почему было легко сломать соломинку?

Дети: Соломинка тонкая, хрупкая.

Воспитатель: Правильно. А теперь возьмите по одной веточке и попробуйте ее сломать.

(Дети пробуют сломать веточку. Веточка ломается.)

Воспитатель: Легко ли было сломать веточку?

Дети высказывают разные версии: 1) Да, легко было сломать. 2) Тяжело было сломать, но она всё равно сломалась.

Воспитатель: Как вы думаете, почему веточка сломалась?

Дети: Веточка тонкая, хрупкая.

Воспитатель: Верно. А теперь возьмите по одному камню и попробуйте его сломать.

(Дети пробуют сломать камень. Камень не ломается.)

Воспитатель: Получилось ли у вас сломать камень?

Дети: Нет. Камень не ломается.

Воспитатель: Как вы думаете, почему не получилось сломать камень?

Дети: Камень крепкий, твёрдый.

Воспитатель: Правильно ребята. А теперь возьмите в разные руки по одному камню.

(Дети берут по одному камню в разные руки.)

Воспитатель:

В руки камешки возьмите,

Друг о друга постучите.

Наши камешки стучат,

Вот так, вот так,

Не разбить нам их никак.

Воспитатель: Что мы этим еще раз доказали?

Дети: Камень крепкий, его не разбить.

Воспитатель: Сравнив три материала на прочность, какой мы с вами сделаем вывод?

Дети: Камень крепкий, твердый и прочный, а солома и прутья – нет.

(Результаты фиксируются в листе наблюдения или вывешивается карточка - схема.)

Воспитатель: Ребята, выходите из-за столов и подойдите ко мне. (Дети подходят к воспитателю.)

Воспитатель: Мы провели сегодня несколько экспериментов. Так из какого материала нужно строить дом поросятам? Какой дом будет самый надёжный?

Дети: Дом будет самым надёжным, если его построить  из камня.

Воспитатель: Почему лучше построить дом из камня?

Дети: Камень тяжелый, прочный, крепкий материал. Если на него подует ветер, то он не сдвинется с места. Его нельзя сломать.

Воспитатель: Что может случиться, если поросята решат построить дом из соломы или веток?

Дети: Подует ветер и все сломается, развалится и др.

Воспитатель: Верно, всё таки в каменном доме поросятам не будет страшен ни ураган, ни дождь, ни гром, ни даже страшный серый волк! Когда мы вернёмся в детский сад, то обязательно напишем письмо поросятам, в котором сообщим им, что исследовав в научной лаборатории все три материала, самым прочным оказался камень.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вновь повторим волшебные слова.

Вы все глазки закрывайте,    (Дети закрывают глаза. Воспитатель снимает шапочки)

Сад скорее представляйте…

Крибле. крабле, крубле, кри,

В детский садик попади…

(Дети открывают глаза и оказываются в детском саду.)

3. Заключительная часть (рефлексивный этап).

Воспитатель: Ребята, побывав лаборатории и  сравнив камень с соломой и ветками, можно о камне сказать, что он полезный материал?

Дети: Да, можно.

Воспитатель: А чем он может быть полезен?

Дети: Камни можно использовать в строительстве домов, дорог, мостов, заборов.

Воспитатель: Верно. Но камень, может быть не только полезным, но и опасным. Когда камень опасен?

Ответы детей.

Воспитатель: Можно ли кидаться камнями?

Дети: Нет, кидаться камнями нельзя. 

Воспитатель (показывает знак, обозначающий, что кидаться камнями опасно): Этот знак обозначает, что кидаться камнями опасно, потому что можно нанести вред здоровью человека или животного.  Запомните это и расскажите своим друзьям и тем, кто не знает это правило безопасности.

Воспитатель: Ребята, из вас получились замечательные ученые. Какой опыт был самым интересным?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое задание вам показалось самым сложным? 

Ответы детей.

Воспитатель: А какое было самым легким?

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Дети:  Потому что мы очень дружные, мы были внимательными, мы старались и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте попрощаемся с нашими гостями.

(Дети и воспитатель прощаются с гостями.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Давным — давно была война»

Конспект  образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста.  Тема: «Давным — давно была война»...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Почему стакан не разбился?»

Конспект занятия  по познавательному развитию  с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Почему стакан не разбился?»  Цель: Формирование первичных представлений о п...

Конспект ООД по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в деревню Сорокино»

Конспект ООД по познавательному развитию  с детьми среднего дошкольного возраста...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Удивительное в камне"

познакомить детей через экскурсию в музей камней с миром камней, об использовании камней в жизни людей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»Цель: расширить знани...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие направлено на развитие представления детей о домашних животных, о пользе, которую они приносят людям....