Конспект НОД по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Такие полезные камни»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению свойств камня.
Задачи:
Образовательные:
- вовлечь детей в исследовательскую деятельность;
- познакомить детей со свойствами и качествами камней;
- учить делать выводы; подвести к пониманию того, что из камня можно делать постройки;
- закреплять правила безопасного поведения при исследовании материалов, правила безопасности при игре с камнями.
Развивающие:
- развивать умение проводить несложные эксперименты;
- развивать любознательность, исследовательские навыки, познавательный интерес в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы;
- развивать речевую активность, логическое и образное мышление, память;
- развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и соблюдение техники безопасности в ходе выполнения опытов;
- воспитывать интерес к экспериментированию, самостоятельность;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_takie_poleznye_kamni.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 комбинированного вида
Выборгского района Санкт - Петербурга
Непрерывная образовательная деятельность
с детьми среднего дошкольного возраста
«Такие полезные камни»
(используемые технологии: исследовательской деятельности,
игровые, здоровьесберегающие)
Автор-составитель:
Чистякова Мария Валентиновна,
воспитатель
Санкт-Петербург
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению свойств камня.
Задачи:
Образовательные:
- вовлечь детей в исследовательскую деятельность;
- познакомить детей со свойствами и качествами камней;
- учить делать выводы; подвести к пониманию того, что из камня можно делать постройки;
- закреплять правила безопасного поведения при исследовании материалов, правила безопасности при игре с камнями.
Развивающие:
- развивать умение проводить несложные эксперименты;
- развивать любознательность, исследовательские навыки, познавательный интерес в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы;
- развивать речевую активность, логическое и образное мышление, память;
- развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и соблюдение техники безопасности в ходе выполнения опытов;
- воспитывать интерес к экспериментированию, самостоятельность;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Реализуемая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа: 1) Беседы: «Что такое горы», «Какими бывают камни?», «Украшения из камня». 2) Рассматривание книги «Окружающий мир», иллюстраций гор и горных ландшафтов, разновидностей камней. 3) Чтение сказки «Три поросенка». 4) Сбор камней на прогулке.
Используемые материалы и оборудование: пластиковые тарелки для раздаточного материала, камни, солома, прутья (веточки дерева), ёмкости с водой, салфетки для рук, клеенки, демонстрационные картинки (Правила поведения в лаборатории: запрещающие и разрешающие знаки; знак, запрещающий кидаться камнями), письмо от трёх поросят, одноразовые шапочки по количеству детей.
Ход совместной деятельности:
- Вводная часть (организационный момент).
- Позывной утреннего круга. (Звучит колокольчик.)
Воспитатель: Один, два, три –
В круг скорее ты беги!
- Игра - приветствие. (Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и поиграть.)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг! (ладонь направляют на друга, потом к себе)
Как прекрасен мир вокруг! (разводят руки в стороны)
Мы друг другу улыбнёмся, (улыбаются друг другу)
Дружно за руки возьмёмся! (берутся за руки)
В нашей группе яркое (идут по кругу, держась за руки)
Солнышко сияет!
Здесь ребята дружные, (здороваются друг с другом, потом обнимаются)
Это каждый знает!
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что к нам сегодня пришли гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями, а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками. Молодцы!
- Сюрпризный момент (письмо).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то увидела, что на моём столе лежит письмо, на котором было написано: «Для группы «Пчёлка». Вам интересно, от кого оно?
Дети: Да, интересно!
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку и узнаете, кто прислал нам письмо.
- Загадывание загадки.
Воспитатель:
Носик круглый – пятачком,
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький крючком.
Вместо туфелек – копытца.
Трое их. И до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки?
Дети: Три поросенка.
Воспитатель: Правильно, письмо от трех поросят.
- Решение проблемной ситуации.
Воспитатель: Послушайте, что они пишут: «Здравствуйте, дорогие ребята. Мы решили построить себе дом, но вот беда: никак не можем договориться, из какого материала дом будет прочнее и крепче: из соломы, из прутьев или из камня. Помогите нам, пожалуйста, выяснить какой же дом будет самый прочный. Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем поросятам?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: А как ВЫ думаете, какой дом будет прочнее: соломенный, из прутьев или каменный?
Дети: Каменный дом будет прочнее.
Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли камень самый прочный и крепкий материал? Для того, чтобы убедиться в этом и узнать как можно больше о камнях, я приглашаю вас в научную лабораторию, где мы проведем исследования… Одевайте шапочки. Мы будем с вами учеными.
(Дети одевают шапочки.)
Воспитатель: Ребята, прежде чем попасть в лабораторию, давайте вспомним и проговорим как нужно вести себя в лаборатории. Что запрещается, а что разрешается делать?
- Повторение правил поведения в лаборатории.
Дети (по одному) называют правила поведения в лаборатории и прикрепляют запрещающие и разрешающие знаки к схеме «Правила поведения в лаборатории». Воспитатель направляет и помогает детям.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1. Кричать.
2. Толкать друг друга и бегать по лаборатории.
3. Пробовать исследуемые предметы на вкус или облизывать их.
4. Трогать без разрешения оборудование и материалы.
5. Не бросаться камнями.
РАЗРЕШАЕТСЯ:
1. Думать.
2. Смотреть.
3. Нюхать.
4. Слушать.
Воспитатель: Теперь мы можем отправляться в научную лабораторию. Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Быстро глазки закрывайте, (дети закрывают глаза)
Камни вы все представляйте…
Крибле. крабле, крубле, кри,
В лабораторию попади…
(Дети открывают глаза.)
Воспитатель: Вот и наша лаборатория, занимайте места.
2. Основная часть (содержательно - деятельностный этап).
- Опыты в «лаборатории».
Воспитатель: Посмотрите, у вас в тарелочках лежат материалы, которые мы сегодня будем исследовать. Что мы сегодня будем исследовать?
Дети: Солому, прутья, камни.
- Опыт № 1: «Какой материал самый тяжёлый»
Воспитатель: Сейчас мы с вами выясним, какой из материалов самый тяжелый. А вы, ребята, как думаете?
Дети: Камень самый тяжёлый материал.
Воспитатель: Давайте проверим. Представьте, что ваши руки-ладошки – это весы. Возьмите в одну руку камень, а в другую солому. Какой из материалов тяжелый, а какой легкий?
(Дети берут в одну руку камень, в другую солому и определяют что тяжелее.)
Дети: Камень тяжелый, а солома легкая.
Воспитатель: А теперь давайте проверим, что тяжелее: камень или прутик (веточка). Возьмите в одну руку камень, а в другую прутик. Какой из материалов тяжелый, а какой легкий?
(Дети берут в одну руку камень, в другую прутик и определяют что тяжелее.)
Дети: Камень тяжелый, а прутик легкий.
Воспитатель: Сравнив все 3 материала, какой можно сделать вывод?
Дети: Камень самый тяжёлый материал. Он тяжелее, чем солома и прутья.
(Результаты фиксируются в листе наблюдения или вывешивается карточка - схема.)
- Опыт № 2: «Плавучесть материала»
Воспитатель: А теперь я предлагаю провести еще один опыт, который называется «Плавучесть материала». Как вы думаете, если мы опустим в воду исследуемые материалы, то они утонут, или останутся плавать на поверхности?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы проверим. Ребята, опустите камень в ёмкость с водой. Что произошло с камнем?
Дети: Камень утонул.
Воспитатель: А теперь опустите в воду соломинку. Что произошло?
Дети: Соломинка осталась на поверхности воды.
Воспитатель: Верно. Теперь возьмите прутик и опустите его воду. Что вы видите?
Дети: Прутик остался на поверхности воды.
Воспитатель: Ребята, скажите: почему камень не плавает на воде, а тонет, а соломинка и веточка плавают на поверхности воды?
Дети: Камень – тяжелый материал, а прутья и солома легкие.
Воспитатель (уточняет): Верно. Камень не плавает на воде, а тонет, потому что он тяжёлый. А прутья и солома плавают на воде, потому что они легкие.
(Результаты фиксируются в листе наблюдения или вывешивается карточка - схема.)
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к следующему заданию, давайте немного отдохнём. Выходите из-за столов.
- Физминутка «Строим дом» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Раз, два, три, четыре, пять, (дети маршируют на месте)
Строить будем и играть. (имитация ударов молотком)
Крепкий дом сейчас построим, (встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна вставим, крышу покроем. (показывают руками окно, крышу над головой)
Поросятам строим крепкий дом (имитация ударов молотком)
Дружно будут жить они в нём! (двумя руками обнимают сами себя)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Садитесь за столы.
- Опыт № 3: «Прочность материала»
Воспитатель: Теперь исследуем данные материалы на прочность. А как это можно проверить?
Предполагаемые ответы детей: Материалы можно сломать, разбить, порвать и т.д.
Воспитатель: Давайте каждый из предметов попробуем сломать. Начнем с соломы. Возьмите по одной соломинке и попробуйте её сломать.
(Дети пробуют сломать соломинку. Соломинка ломается.)
Воспитатель: Легко ли было сломать соломинку?
Дети: Да, легко.
Воспитатель: Как вы думаете, почему было легко сломать соломинку?
Дети: Соломинка тонкая, хрупкая.
Воспитатель: Правильно. А теперь возьмите по одной веточке и попробуйте ее сломать.
(Дети пробуют сломать веточку. Веточка ломается.)
Воспитатель: Легко ли было сломать веточку?
Дети высказывают разные версии: 1) Да, легко было сломать. 2) Тяжело было сломать, но она всё равно сломалась.
Воспитатель: Как вы думаете, почему веточка сломалась?
Дети: Веточка тонкая, хрупкая.
Воспитатель: Верно. А теперь возьмите по одному камню и попробуйте его сломать.
(Дети пробуют сломать камень. Камень не ломается.)
Воспитатель: Получилось ли у вас сломать камень?
Дети: Нет. Камень не ломается.
Воспитатель: Как вы думаете, почему не получилось сломать камень?
Дети: Камень крепкий, твёрдый.
Воспитатель: Правильно ребята. А теперь возьмите в разные руки по одному камню.
(Дети берут по одному камню в разные руки.)
Воспитатель:
В руки камешки возьмите,
Друг о друга постучите.
Наши камешки стучат,
Вот так, вот так,
Не разбить нам их никак.
Воспитатель: Что мы этим еще раз доказали?
Дети: Камень крепкий, его не разбить.
Воспитатель: Сравнив три материала на прочность, какой мы с вами сделаем вывод?
Дети: Камень крепкий, твердый и прочный, а солома и прутья – нет.
(Результаты фиксируются в листе наблюдения или вывешивается карточка - схема.)
Воспитатель: Ребята, выходите из-за столов и подойдите ко мне. (Дети подходят к воспитателю.)
Воспитатель: Мы провели сегодня несколько экспериментов. Так из какого материала нужно строить дом поросятам? Какой дом будет самый надёжный?
Дети: Дом будет самым надёжным, если его построить из камня.
Воспитатель: Почему лучше построить дом из камня?
Дети: Камень тяжелый, прочный, крепкий материал. Если на него подует ветер, то он не сдвинется с места. Его нельзя сломать.
Воспитатель: Что может случиться, если поросята решат построить дом из соломы или веток?
Дети: Подует ветер и все сломается, развалится и др.
Воспитатель: Верно, всё таки в каменном доме поросятам не будет страшен ни ураган, ни дождь, ни гром, ни даже страшный серый волк! Когда мы вернёмся в детский сад, то обязательно напишем письмо поросятам, в котором сообщим им, что исследовав в научной лаборатории все три материала, самым прочным оказался камень.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вновь повторим волшебные слова.
Вы все глазки закрывайте, (Дети закрывают глаза. Воспитатель снимает шапочки)
Сад скорее представляйте…
Крибле. крабле, крубле, кри,
В детский садик попади…
(Дети открывают глаза и оказываются в детском саду.)
3. Заключительная часть (рефлексивный этап).
Воспитатель: Ребята, побывав лаборатории и сравнив камень с соломой и ветками, можно о камне сказать, что он полезный материал?
Дети: Да, можно.
Воспитатель: А чем он может быть полезен?
Дети: Камни можно использовать в строительстве домов, дорог, мостов, заборов.
Воспитатель: Верно. Но камень, может быть не только полезным, но и опасным. Когда камень опасен?
Ответы детей.
Воспитатель: Можно ли кидаться камнями?
Дети: Нет, кидаться камнями нельзя.
Воспитатель (показывает знак, обозначающий, что кидаться камнями опасно): Этот знак обозначает, что кидаться камнями опасно, потому что можно нанести вред здоровью человека или животного. Запомните это и расскажите своим друзьям и тем, кто не знает это правило безопасности.
Воспитатель: Ребята, из вас получились замечательные ученые. Какой опыт был самым интересным?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое задание вам показалось самым сложным?
Ответы детей.
Воспитатель: А какое было самым легким?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: Потому что мы очень дружные, мы были внимательными, мы старались и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте попрощаемся с нашими гостями.
(Дети и воспитатель прощаются с гостями.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Давным — давно была война»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Давным — давно была война»...
Конспект беседы по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с зоопарком»
Беседа "Знакомство с зоопарком"...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Почему стакан не разбился?»
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Почему стакан не разбился?» Цель: Формирование первичных представлений о п...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в деревню Сорокино»
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Удивительное в камне"
познакомить детей через экскурсию в музей камней с миром камней, об использовании камней в жизни людей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Лесные звери»Цель: расширить знани...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста
Занятие направлено на развитие представления детей о домашних животных, о пользе, которую они приносят людям....