ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Жеребятьева Юлия Владимировна

Опыты, которые дети проводят, способствуют формированию у детей познавательного интереса    к        природе,    развивают  наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха,         дети     устанавливают     причинно-следственные      связи,         делают суждения,     умозаключения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh_nevedimka.docx207.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с. Иогач

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

«ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»

https://www.maam.ru/illustrations/109/medium/item_2632.jpg

Воспитатель:

Жеребятьева Юлия Владимировна

с. Иогач

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Тип проекта: познавательно- исследовательский.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники группы, родители воспитанников группы.

Срок проведения – 09. 04.2021-16.04.2021

Актуальность.

Экспериментирование        является        наиболее        успешным        путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе        экспериментирования        дошкольник        получает        возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым,       исследователем,       первооткрывателем.      

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный        полет        дирижабля        и        стремительное        движение        самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.

Опыты, которые дети проводят, способствуют формированию у детей познавательного        интереса        к        природе,        развивают        наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха,        дети     устанавливают     причинно-следственные        связи,        делают суждения,     умозаключения.     Дети        превращаются        в «учёных»,     которые проводят опыты и эксперименты.

Цель проекта:

Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем

Задачи проекта:

∙        Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;

∙        Познакомить        детей        с        некоторыми        свойствами        воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

Предполагаемые результаты:

∙        развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

∙        у детей сформированы представления о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов;

∙        дети могут использовать полученные знания в дальнейшей деятельности;

∙        у родителей сформирован к проблеме экологического воспитания детей.

Предметно-пространственная среда: ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки, упаковочная пузырчатая плёнка

Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).

Приборы: микроскоп, лупа, песочные часы. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком, воздушные шары.

Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик.

Продукт проектной деятельности: презентация "Воздух — невидимка" Используемая литература и интернет источник:

1.        Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2.        Бондаренко Т. М. Дидактические игры в детском саду. М., 1991. 3.        Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников. М., 2012.

4.        Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М.: Просвещение, 1986.

5.        Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.

6.        Гризик        Т. И. "Познаю        мир".        "Особенности        организации деятельности экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста" методическое пособие»

7.        Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.

План-схема реализации проекта

Этапы

1 Подготовительный


Основные        направления реализации проекта Привлечение родителей к расширению             РППС группы        (оборудование для реализации проекта)

Воспитатель        стал надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: «А        почему     надувается


Материалы и средства реализации проекта

В родительскую группу в        вайбере        отправлен запрос           «материалы, необходимые               для проекта»

Сказка        "Южный ветерок".      С.Я. Маршак "Мяч",              "Мыльные

воздушный шар? Что мы туда        надуваем…?».        В ходе             размышлений, беседы,                         дети выявили проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».

В        соответствие        с проблемой, дети вместе с воспитателем        поставили задачи            дальнейшего исследования проблемы: 1.        Узнать про воздух, как можно больше.

2.        Провести опыты с воздухом.

Беседы:        "Что        такое воздух",              "Значение воздуха     для        жизни        и роста живых организмов", "Носы нужны не только для        красы",       "Какую пользу приносит ветер».

2 Основной этап        Настольно        -дидактические           игры: "Куда дует ветер?", "Узнай        по        запаху", "Хорошо        -        плохо", "Собери             картинку", "Найди                    ошибки художника", Сюжетно -ролевые                      игры: "Путешествие",     "Мы        -исследователи", "Магазин".       Подвижные игры,                   эстафеты: "Северный      и      южный ветер", "К своему флажку беги",             "Догонялки", Игровые         упражнения: "Сдуй                 перышко". "Надуваем шарик". Занимательные опыты с воздухом

Опыт №1, №2. Способ


пузыри".

А.С. Пушкин "Ветер по морю гуляет"

"Сказка        о        мертвой царевне          и          семи богатырях"        (отрывок: Ветер,         ветер,        ты могуч...).

Детская        энциклопедия здоровья.           "Научные ответы        на        детские "почему?". Разучивание стихотворения "Каждый день я в шарик дую..." Разработать       картотеку игр, опытов.

обнаружения        воздуха, воздух невидим.

Опыт        №3.        Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем. Опыт №4. Воздух может перемещаться.

Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается.

Опыт №6. Воздух всегда в движении.

Опыт        №7.        Воздух содержится в различных предметах.

Опыт №8. Воздух имеет объем.

3 Заключительный        Презентация        проекта "Воздух - невидимка"

Опыты и эксперименты с воздухом

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учит самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

«Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

∙        «Ветер – это движение воздуха». Возьми ленточки и замри. Ленточки не двигаются. А теперь создай ветер- подуй на ленточки. Они заколыхались на ветру. Ветер- это движение воздуха.

∙        «Волшебная воронка». Сверни конус и закрепи его скотчем внутри и снаружи. У конуса срежь кончик. Положи в воронку теннисный мячик. Вставь в отверстие соломинку и дуй. Что происходит с мячиком? Почему?

∙        «Дырявая баночка». Проделай дырочки в дне и крышке баночки. Залепи обе дырочки скотчем. Наполни баночку водой и закрути крышку. Аккуратно сними скотч с донышка. Выходит ли вода? Сними скотч с

крышки. Что произошло? Теперь попробуй пальцем открывать и закрывать дырку в крышке.

∙        «Надувание воздушного шарика». Задача – обнаружить воздух.

Оборудование – емкость с водой, воронка, воздушный шарик.

Дети рассматривают воздушный шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку: объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждает, что случилось с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется шарик (он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.

∙        «Поиск воздуха». Задача – обнаружить воздух.

Оборудование – султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).

∙        «Что в пакете?»

Задача – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.

∙        «Загадочные пузырьки».

Задача – обнаружить воздух в других предметах.

Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают     за     выделением     воздушных     пузырьков.     Обсуждают,     что

это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

∙        «Надувание мыльных пузырей».

Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. Оборудование        –        соломинки        длиной        10        см        разного        размера,

крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).

∙        «Пузырьки-спасатели».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.

∙        «Морской бой».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование        –        емкость        с        водой,        бумага (прямоугольник) для корабликов.

Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей,        обсуждает,        как        дуть,        чтобы        ветер        был        сильнее        и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать)

В результате проекта: дети знают о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов, дети знают свойствах воздуха: он невидим, прозрачен, не имеет запаха, бесцветный. Оформлена фотовыставка в группе и презентация «Воздух- невидимка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в средней группе: "Воздух-невидимка".

Занятие в средней группе: «Воздух – невидимка».Воспитатель: Максимова Нина Михайловна.Задачи: Формировать у детей  экспериментально- исследовательскою  деятельность.Способствовать развитию п...

Проект для детей старшей группы «Воздух - невидимка»

Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и р...

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Воздух и вода»

Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58      Краткосрочный проект для детей с...

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Воздух и вода»

Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58      Краткосрочный проект для детей старшей...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Воздух»

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,закрепить представления детей о воздухе и его свойствах....

Конспект занятия для детей средней группе "Воздух-невидимка"

Конспект занятия для детей средней группе "Воздух-невидимка"...

Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Воздух-невидимка"

Дети по своей природе исследователи, с радостью открывающие для себя окружающий мир....