ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Опыты, которые дети проводят, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozduh_nevedimka.docx | 207.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» с. Иогач
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
«ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»
Воспитатель:
Жеребятьева Юлия Владимировна
с. Иогач
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Тип проекта: познавательно- исследовательский.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники группы, родители воспитанников группы.
Срок проведения – 09. 04.2021-16.04.2021
Актуальность.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Опыты, которые дети проводят, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.
Цель проекта:
Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем
Задачи проекта:
∙ Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
∙ Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
Предполагаемые результаты:
∙ развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
∙ у детей сформированы представления о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов;
∙ дети могут использовать полученные знания в дальнейшей деятельности;
∙ у родителей сформирован к проблеме экологического воспитания детей.
Предметно-пространственная среда: ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки, упаковочная пузырчатая плёнка
Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).
Приборы: микроскоп, лупа, песочные часы. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком, воздушные шары.
Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик.
Продукт проектной деятельности: презентация "Воздух — невидимка" Используемая литература и интернет источник:
1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.
2. Бондаренко Т. М. Дидактические игры в детском саду. М., 1991. 3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. М., 2012.
4. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М.: Просвещение, 1986.
5. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.
6. Гризик Т. И. "Познаю мир". "Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста" методическое пособие»
7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
План-схема реализации проекта
Этапы
1 Подготовительный
Основные направления реализации проекта Привлечение родителей к расширению РППС группы (оборудование для реализации проекта)
Воспитатель стал надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: «А почему надувается
Материалы и средства реализации проекта
В родительскую группу в вайбере отправлен запрос «материалы, необходимые для проекта»
Сказка "Южный ветерок". С.Я. Маршак "Мяч", "Мыльные
воздушный шар? Что мы туда надуваем…?». В ходе размышлений, беседы, дети выявили проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».
В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы: 1. Узнать про воздух, как можно больше.
2. Провести опыты с воздухом.
Беседы: "Что такое воздух", "Значение воздуха для жизни и роста живых организмов", "Носы нужны не только для красы", "Какую пользу приносит ветер».
2 Основной этап Настольно -дидактические игры: "Куда дует ветер?", "Узнай по запаху", "Хорошо - плохо", "Собери картинку", "Найди ошибки художника", Сюжетно -ролевые игры: "Путешествие", "Мы -исследователи", "Магазин". Подвижные игры, эстафеты: "Северный и южный ветер", "К своему флажку беги", "Догонялки", Игровые упражнения: "Сдуй перышко". "Надуваем шарик". Занимательные опыты с воздухом
Опыт №1, №2. Способ
пузыри".
А.С. Пушкин "Ветер по морю гуляет"
"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (отрывок: Ветер, ветер, ты могуч...).
Детская энциклопедия здоровья. "Научные ответы на детские "почему?". Разучивание стихотворения "Каждый день я в шарик дую..." Разработать картотеку игр, опытов.
обнаружения воздуха, воздух невидим.
Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем. Опыт №4. Воздух может перемещаться.
Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается.
Опыт №6. Воздух всегда в движении.
Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах.
Опыт №8. Воздух имеет объем.
3 Заключительный Презентация проекта "Воздух - невидимка"
Опыты и эксперименты с воздухом
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учит самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
«Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
∙ «Ветер – это движение воздуха». Возьми ленточки и замри. Ленточки не двигаются. А теперь создай ветер- подуй на ленточки. Они заколыхались на ветру. Ветер- это движение воздуха.
∙ «Волшебная воронка». Сверни конус и закрепи его скотчем внутри и снаружи. У конуса срежь кончик. Положи в воронку теннисный мячик. Вставь в отверстие соломинку и дуй. Что происходит с мячиком? Почему?
∙ «Дырявая баночка». Проделай дырочки в дне и крышке баночки. Залепи обе дырочки скотчем. Наполни баночку водой и закрути крышку. Аккуратно сними скотч с донышка. Выходит ли вода? Сними скотч с
крышки. Что произошло? Теперь попробуй пальцем открывать и закрывать дырку в крышке.
∙ «Надувание воздушного шарика». Задача – обнаружить воздух.
Оборудование – емкость с водой, воронка, воздушный шарик.
Дети рассматривают воздушный шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку: объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждает, что случилось с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется шарик (он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.
∙ «Поиск воздуха». Задача – обнаружить воздух.
Оборудование – султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).
∙ «Что в пакете?»
Задача – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.
∙ «Загадочные пузырьки».
Задача – обнаружить воздух в других предметах.
Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.
Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что
это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).
∙ «Надувание мыльных пузырей».
Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. Оборудование – соломинки длиной 10 см разного размера,
крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.
Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).
∙ «Пузырьки-спасатели».
Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
∙ «Морской бой».
Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.
Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать)
В результате проекта: дети знают о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов, дети знают свойствах воздуха: он невидим, прозрачен, не имеет запаха, бесцветный. Оформлена фотовыставка в группе и презентация «Воздух- невидимка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в средней группе: "Воздух-невидимка".
Занятие в средней группе: «Воздух – невидимка».Воспитатель: Максимова Нина Михайловна.Задачи: Формировать у детей экспериментально- исследовательскою деятельность.Способствовать развитию п...
Проект для детей старшей группы «Воздух - невидимка»
Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и р...
Краткосрочный проект для детей старшей группы «Воздух и вода»
Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58 Краткосрочный проект для детей с...
Краткосрочный проект для детей старшей группы «Воздух и вода»
Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58 Краткосрочный проект для детей старшей...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Воздух»
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,закрепить представления детей о воздухе и его свойствах....
Конспект занятия для детей средней группе "Воздух-невидимка"
Конспект занятия для детей средней группе "Воздух-невидимка"...
Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Воздух-невидимка"
Дети по своей природе исследователи, с радостью открывающие для себя окружающий мир....