Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Воздух-невидимка"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Насонова Елена Владимировна

Дети по своей природе исследователи, с радостью открывающие для себя окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sredney_gruppe_vozduh_-_nevidimka_.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 г. Челябинска»

     Проект

по исследовательской деятельности в средней группе:

  «Воздух-невидимка»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:

Насонова Елена Владимировна

2024г.

Проект с детьми среднего дошкольного возраста

Тема: «Воздух - невидимка».

Информационная карта пр

  1. Проект « Воздух - невидимка».
  2. Автор проекта: Насонова Е.В.
  3. Место проведения МБДОУ «Детский сад №12 г.Челябинска»

     4.Сроки проведения: краткосрочный - январь

5.Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений.

 6. Задачи: Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

7. Возраст детей - 4-5лет.

8. Форма проведения: дневная (образовательная деятельность в режимных моментах, непосредственно образовательная деятельность).

9. Ожидаемые результаты: 

- проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на их ответы (самостоятельно и совместно с взрослым);
- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);
- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);

- проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

- доверительные, партнерские отношения с участниками образовательного процесса – родителями.

Проблема. В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?».
Привлечь внимание родителей к экспериментальной деятельности детей
 Актуальность проекта.  Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться – это наша задача.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Проект «Невидимка, который нужен всем» поможет выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей, обучить их исследовательской деятельности, развить познавательный интерес и любознательность.

ТЕМА: «Воздух- невидимка».

Цель: Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности. 

Задачи:

  • Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов.
  • Познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.
  • Сформировать представления о движении воздуха.
  • Создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования.
  • Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты.
  • Формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.

               Этапы работы над проектом:

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный (одна неделя)

На первом этапе реализации проекта, поисково-аналитическом или подготовительном, мы исходя из интересов ребенка, проводилось анкетирование родителей, обсуждение целей, задач проекта с родителями, создание условий необходимых для реализации проекта. Затем обозначили проблему: где найти невидимку-воздух? Что хотели бы узнать о нем? Применение воздуха. Как и из каких источников, мы можем получить информацию о воздухе?

II этап – основной (3 недели)

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:

  • беседы (где найти невидимку; свойства невидимки; как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы из энциклопедий, видеосюжеты;
  • игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);
  • экспериментально-исследовательская деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?» «Полет в космос» и др.);
  • решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании», «обладает силой» и др.);
  • дидактические, интеллектуальные, деловые игры «Полетим в космос», «Вылечим Степашку», «Парашютисты», «Узнай по запаху»);
  • проявление действий в воздухе в природе тематические занятия: («Какой воздух в нашем городе?», «Свойства воздуха», «Воздух – невидимка»);

1 этап. 

Один из воспитанников средней группы (Даша В.) пришла в детский сад и сказала: «Я вчера с бабушкой надувала мыльные пузыри», а другой ребенок (Рома Т.), спросил ее: «Они что, из мыла делаются?». «Да, - ответила Даша, - и еще из воды». А воспитатель добавил: «А еще из воздуха». Дети были удивлены, причем здесь воздух, и каким образом он помогает делать мыльные пузыри. Тогда воспитатель стал надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: «А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем…?». В ходе размышлений, беседы, дети выявили   проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».  

 В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

  1. Узнать про воздух, как можно больше.
  2. Провести опыты с воздухом.
  3. Выход проекта:

1. Надувные воздушные игрушки,

2.Карточки «Свойства воздуха».

3.Дидактическая игра «Какой ветер».

Что знаем?

Что хотим знать?

Что есть воздух.

Что мы им душим.

- Что такое воздух?

- Зачем он нужен людям и растениям?

    - Как можно увидеть воздух? знакомство с понятиями: воздух невидимка, прозрачный, невидимый, легкий, имеет запах;

-знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников;

  •     -использование свойства воздуха в   природе, в жизни человека

2. Совместно с родителями .

2 этап.

Сбор сведений. 1 Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри», р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть», А.Барто «Эти капризы», А. Орлов «Ветер-пастушок», С.Жупанин «Нарисую ветер», С.Михалков «Три ветра», Ф.Грубин «О чём поёт мельница», А.Костецкий «Бумажный змей».

2. Беседа: «Как увидеть воздух», «Прозрачный невидимка», «Воздух, ветер, человек».   Воздух: прохладный, прозрачный.

3. Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. Почему облака плывут? Отметить, какие облака – высокие или низкие. Дать представление о кучевых (как кучи ваты) и перистых (словно перышки – легкие, полупрозрачные) облаках.

4.   Воздух в пасмурный (холодный и влажный) и в ясный день (сухой).

5.   Наблюдения за дымом в ветреную погоду.

6.   Осенний ветер: чистый, свежий, теплый.

7.    Понаблюдать, как ветер гонит рябь по лужам. Почему бывают волны?

8.   Наблюдение за ветром: теплый, легкий, прохладный. Если сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви – ветер сильный, порывистый. Если чуть колышутся  – ветер слабый.

9.  Разучивание физминутки: «Ветер».

10.Творческие подвижные игры «Ветерки - озорники».

11. Составление правил «Как сохранить воздух чистым»; «Для чего нужен воздух?».

12. Продуктивная деятельность: рисование: «Ветряная мельница», «Ветры»;

аппликация: «Воздушные летательные шары».

13.Ручной труд: «Вертушка» (совместно с родителями).

14.Познавательная деятельность в лаборатории «Маленький исследователь!» «Воздух и его свойства», «Что в пакете?»

15.Проведение опытов с воздухом: погружение банки в ёмкость с водой (прямо и наклонно), буря в стакане (соломинка в стакане с водой), пускание мыльных пузырей, игры с воздушными шарами, игры в воде с надувными игрушками пускание корабликов в тазу с водой, игры с веером.

16.Физкультминутка «Давайте надуем воздушный шар и немножко с ним поиграем».

Результат после реализации проекта: формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов. Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности. Дети проявляет познавательную активность . Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми). Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) .Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми); проявлять элементарные навыки рационального природопользования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Необыкновенный мир магнитов». педагог Ивановская Светлана Степановна

Задачи:vЗнакомство с понятием «магнит».vФормирование представлений о свойствах магнита.vФормирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщени...

Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Мы -экспериментаторы"

Проект по исследовательской деятельности в средней группе...

Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Удивительный снег"

Проект по исследовательской деятельности "Удивительный снег"...

Проект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Здравствуй, Осень»

Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними. Вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные, бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами...

Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Знакомство с экспериментами"

Дети по своей природе исследователи, с радостью открывающие для себя окружающий мир....

Проект по исследовательской деятельности в средней группе "Почемучки"

Дети по своей природе исследователи, с радостью открывающие для себя окружающий мир....