Конспект ООД по познавательному развитию "Воздух-невидимка" (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 4 до 5 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программные задачи:
1. Развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес.
2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе, бережное отношение к воздуху.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ООД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
НА ТЕМУ
«ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»
(средняя группа)
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие,
- социально-коммуникативное развитие,
- физическое развитие.
Программные задачи:
1. Развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес.
2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе, бережное отношение к воздуху.
Предварительная работа:
- Беседы «Земля – наш общий дом».
- Наблюдение за воздухом во время прогулок.
- Дидактические игры «Живое и неживое», «Выбери игрушку».
- Опыты и эксперименты с водой и воздухом.
- Чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким.
Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри, белые халаты, шапочки ученых (по количеству детей), указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.
Форма проведения: подгрупповая.
ХодООД:
Воспитатель:
Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Отлично! А теперь вздохнули глубоко и выдохнули. Ребята все внимание на меня.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
– Правильно, это воздух!
– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные, в нашей лаборатории. Лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ни чего не трогать и находиться мы должны в специальной одежде: одеваем халаты и шапочки. Готовы!
Воспитатель: Ребята вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
- А как вы думаете, где ещё находится воздух?
Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).
Воспитатель: Как можно проверить, есть ли он в нашей группе? (предположения). А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку).
- Что в них находится? (воздух).
- Ребята, вы знаете, в каких предметах также находится воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка).
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.
- Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).
- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают, для того, чтобы знать что получилось, над чем надо поработать. А мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой («зачеркнутое цветное пятно»).
(На доску выставляется карточка - символ).
- А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.
- Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан).
- Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой).
- Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду (нужно держать ровно).
- Попадает ли вода в стакан? (нет).
- Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан).
Дети: Сухой!
- Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух и он не пустил воду).
- А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).
- Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух).
- Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки («пустой стакан»).
- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей).
(Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки).
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки).
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух).
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.
Запишем результаты опыта с помощью карточки («изображение человека»).
- А теперь немного поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей).
- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух).
- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?
- Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха.
Запишем результаты опыта с помощью карточки («нос»).
Предложить встать в круг и отвернуться, распылить туалетную воду.
- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду).
- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас). Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).
- А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов).
- Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, качается штора на ветру).
Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).
- Запишем с помощью вот такой карточки («качающееся на ветру дерево»).
Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
- Сможет ли человек жить без воздуха?
- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза).
- Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться).
- Чего вам не хватало? (воздуха).
- Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет).
Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому). Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).
Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».
- В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог ООД.
- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
- Что это? (надувает пузырь).
- Что внутри них? (воздух).
- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок, не замерзнуть ли пузырьки на улице.
- Сейчас можно и поиграть с пузырьками:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности для детей от от 4 до 5 лет на тему «Части суток»
-Формировать у детей представление о частях суток, об их характерных особенностях, последовательности (утро -день-вечер-ночь). Добиваться ответов на вопросы: «Что делаешь утром?», «Ч...
Конспект ООД: по познавательному развитию «Путешествие в страну профессий» (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 4 до 5 лет)
ООД по профориентации детей дошкольного возраста...
Конспект совместной деятельности воспитателя с воспитанниками группы общеразвивающей направленности в возрасте от 2 до 3 лет по экспериментированию с водой "Какая вода разная - зеленая и красная..."
С самого рождения ребенок познает мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. Играя, он постоянно производит какие-то действия: трогает, ощупывает, стучит, прислушивается. Дети в во...
Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности в возрасте от 6 до 7 лет на тему: «7-я»
Цель:Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью.Программные задачи:Формирование представлений о семейной и гражданской принадл...
Конспект ООД по теме: «Дорожные знаки» (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет)
Цель: формирование у детей представлений о дорожных знаках.Задачи:Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения познакомить детей с дорожными знака информ...
Конспект занятия «Космическое путешествие» для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет.
Конспект занятия по конструированию "Космическое путешествие " для группы ОРН детей от 5 до 6 лет....
Конспект занятия «Ознакомление с трудом взрослых» (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет)
Цель: уточнить и расширить представления детей о профессиях взрослых. Задачи: продолжать расширять знания и представления детей о труде взрослых, Формировать з...