Паспорт проекта "Мир воды"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект "Мир воды" разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Цель данного исследовательско-творческого проекта - формирование у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности. Одна из ведущих задач проекта - повышение компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников; сплочение ребёнка и родителей в общую деятельность посредством осуществления совместной поисковой, опытно-экспериментальной и творческой деятельности.
Фотоотчет прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_mir_vody.docx | 490.47 КБ |
fotootchet_o_hode_provedeniya_szhatie.docx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ – детский сад №196 компенсирующего вида города Саратова
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Мир воды»
Подготовили:
воспитатели
старшей
логопедической
группы «Василёк»
Кондратьева Н.А.,
Невская И.Н.
Саратов 2017-2018
Тема проекта: «Мир воды»
Вид проекта: исследовательский, творческий
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, воспитатели, педагог дополнительного образования по изодеятельности, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: с сентября 2017 г. по январь 2018 г.
Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.
Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.
Цель: Формирование у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Пополнять и активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение работать в группе;
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира;
- умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств;
- обогащение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи;
- развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности;
- принятие активного участия в продуктивной деятельности;
- проявление эмоциональной отзывчивости, развитие творческой активности, инициативности воспитанников;
- повышение компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников; сплочение ребёнка и родителей в общую деятельность посредством осуществления совместной поисковой, опытно-экспериментальной и творческой деятельности.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Организационно-подготовительный этап.
- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Обсуждение проекта с родителями и детьми;
- Пополнение предметно-развивающей среды группы;
- Изучение методической литературы по теме проекта;
- Подбор художественной и энциклопедической литературы;
- Подбор и создание презентаций по теме проекта;
- Подготовка консультаций для родителей по теме проекта;
- Составление плана мероприятий.
- Основной этап.
- Деятельность в соответствии с планом мероприятий.
- Заключительный этап проекта.
- Обработка и оформление материалов проекта;
- Оценка результатов работы всех участников проекта;
- Итоговое детско-родительское мероприятие: «В гости к нам пришла Волшебница Вода».
Мероприятия, проводимые в рамках проекта
«Мир воды»
Беседы (сопровождаются просмотром тематических альбомов, энциклопедий, карт, глобуса, лэпбука «Вода», презентаций, фотографий, видеофильмов и т.д.) Индивидуальные беседы с детьми | «Голубая планета»; «Природные водоемы»; «Где живет вода в нашей группе?»; «Круговорот воды в природе»; «Жизнь в воде»; «Вода в жизни человека» «Берегите воду!» «Где живет вода в твоем доме?», «Зачем тебе нужна вода?», «Что будет, если исчезнет вся вода?», «Как ты проводил опыт дома?» и др. |
Презентации | «Вода и ее свойства», «Три состояния воды», «Загадки о воде», «Природные водоемы», «Обитатели морей и океанов», «Художники и море», «Что такое река?», «Течет река Волга» |
Видеофильмы и мультфильмы | Фрагменты документального научно-популярного фильма ВВС «Планета Земля». «Фиксики-советы. Опыты с водой», «Заяц Коська и родничок». |
Наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность | Наблюдения: «Где живет вода в нашей группе?», «Природные водоёмы», «Какие бывают осадки?», «Какие бывают снежинки?» и др. Опыты: «Фонтан», «Океан в бутылке», «Кувшинки на пруду», «Три состояния воды», «Что растворяется в воде?», «Снег – это вода», «Получим талую воду», «Тяжелее или легче воды», «Соленая вода выталкивает предметы», «Испарение соленой воды», «Растения пьют воду», «Мыльные пузыри» и др. |
НОД (с использованием ИКТ и проведением опытно-экспериментальн. деятельности) | «Волшебница Вода» (в рамках фестиваля открытых НОД) |
Подвижные игры | «Вода, земля, воздух», «Ручеек», «Рыбалка», «Водовозы», «Водяной», «Море волнуется раз…», «Караси и щука», «Удочка», «Передай снежок по кругу», «Болото: с кочки на кочку», «Пройди через речку по мостику»; физкультминутки «Дождик», «Веселое болото» (интерактивная) и др. |
Дидактические игры, интерактивные пособия Словесные игры | Лото «Морские чудеса», «В реке или в море?», «Путешествие капельки (круговорот воды в природе)», «Вода, лед, пар», «Разложи картинки», игры на развитие познавательного интереса, логики, мышления, речи в составе лэпбука «Вода» «Семейки слов» (подбор родственных слов к словам «вода», «рыба», «капля» и др.), «Угадай, где я был?», «Вода нужна для того, чтобы…», «Заморочки» (отгадывание слов по первым звукам в картинках), «Продолжи фразу», «Назови ласково», «Какая вода?», «Один-много», «Расшифруй слова», «Кто больше подберет слов» и др. |
Ознакомление с энциклопедической, научно-популярной, художественной литературой и фольклором | Стихотворения, рассказы, сказки, загадки, пословицы и крылатые выражения о воде. Экосказки о воде. «Планета Земля. Моя первая энциклопедия»; «Подводный мир России. Энциклопедия»; Султанова М. О море. Сер. «Маленькому почемучке»; Султанова М. «Простые опыты с водой»; «Как выйти сухим из воды? Забавные опыты с водой»; «Кто живет в воде»; Заболотная Э. Умная книга: тайны подводного мира»; Тарасенко Л. «Путешествие капельки»; Бианки В. «Рыбий дом» |
Художественно – изобразительная деятельность (при участии педагога ДО по изобразительной деятельности) | Выставки детских творческих работ: «Закат на море» (рисование), «Красавицы-снежинки» (рисование солью), «Морские обитатели» (пластилинография), «Необычные жители подводного мира» (кляксография), «Рыбки в аквариуме» (рисование, аппликация), «Веселые крабы» (аппликация), «Бумажный флот» (оригами), «Плывет, плывет кораблик» (рисование), «Кораблик для папы» (аппликация) и др. |
Музыкальная деятельность | Прослушивание песен на тему воды. Разучивание песен и танцев к детско-родительскому мероприятию «В гости к нам пришла Волшебница Вода» |
Консультации для родителей | Проведение родительского собрания на тему: «Развитие познавательных интересов и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». В ходе собрания родители участвовали в мастер-классе «Фокусы с водой». «Развиваем любознательность», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома», «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Буклеты для родителей: «Много ли мы знаем о воде? (Интересные факты для детей и взрослых), «Пословицы, поговорки и крылатые выражения о воде (Толкование и примеры употребления)», «Саратовские родники» |
Совместная познавательная и творческая деятельность детей и родителей | Семейные экскурсии к природным водоемам. Проведение в домашних условия опытов с водой, подготовка фотоматериалов для фотоколлажа «Домашние опыты с водой» и презентации «Природные водоемы, на которых я был». Выполнение поделок-панно в любой технике на тему: «Морские обитатели» |
Продукты проекта
- Интерактивное дидактическое пособие – лэпбук «Вода»
- Картотека «Опыты с водой»
- Журнал наблюдений, опытов и впечатлений по проекту «Мир воды»
- Консультации для родителей: «Развиваем любознательность», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома», «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Буклеты для родителей: «Много ли мы знаем о воде? (Интересные факты для детей и взрослых), «Пословицы, поговорки и крылатые выражения о воде (Толкование и примеры употребления)», «Саратовские родники»
- Выставка рисунков и поделок «Волшебный мир воды» (с участием родителей)
- Фотоколлаж: «Домашние опыты с водой»
- Рисунки, поделки детей по теме проекта
- Презентация с использованием семейных фотоматериалов «Природные водоемы, на которых я был»
- Заключительное детско-родительское мероприятие «В гости к нам пришла Волшебница Вода»
- Фотоотчет о проведении проекта «Мир воды».
Источники:
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008;
- Подвижные тематические игры для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015;
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., 2005;
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010;
- Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017;
- Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2011;
- Интернет ресурсы
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебница водичка" паспорт исследовательского проекта в первой младшей группе
Исследовательская работа в первой младшей группе...
Паспорт проекта.Вода - самый удивительный минерал Земли.
В сложных экологических условиях, во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада по формированию у де...
Паспорт проекта "Вода - источник жизни"
Паспорт проекта "Вода - источник жизни"...
Паспорт педагогического проекта первая младшая группа " Водичка- водичка"
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. По...
Паспорт педагогического группового краткосрочного проекта в первой младшей группе « Матрешка» «Водичка, водичка»
№Информация о проектеСодержание1Название проекта«Водичка, водичка»2Проблема В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе,...
Паспорт проекта "Вода нужна всем"
Паспорт проекта "Вода нужна всем"...
Паспорт проекта "Водичка, водичка" 2023 год
Паспорт проекта...