Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ладога-Дорога жизни!» в подготовительной к школе группе с использованием технологии исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тема«Ладога - Дорога жизни!»

Цель: знакомство детей с Дорогой жизни, воспитание патриотизма и любви к истории родного города

Задачи:

• Познавательное развитие: обобщить и систематизировать знания детей о причинах возникновения войн, дать оценку мужеству и героизму советских людей.

• Речевое развитие: закрепить умение делать выводы, давать оценку событиям, которые изучают, обогащать словарный запас детей, развивать слуховое внимание.

• Социально-коммуникативное развитие: воспитывать нравственно-патриотические чувства, гордость за свою страну, гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

• Вовлечь родителей в совместную деятельность : дать возможность узнать новую информацию, делиться опытом и знаниями с детьми.

Материалы и оборудование:

• Карта СССР;

• Слайды мемориала «Дорога жизни»;

• Выдержки из дневника Т. Савичевой;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Ладога-Дорога жизни!»

в подготовительной к школе группе

с использованием технологии исследовательской деятельности

 Тема«Ладога - Дорога жизни!»

Цель: знакомство детей с Дорогой жизни, воспитание патриотизма и любви к истории родного города

Задачи:

• Познавательное развитие: обобщить и систематизировать знания детей о причинах возникновения войн, дать оценку мужеству и героизму советских людей.

• Речевое развитие: закрепить умение делать выводы, давать оценку событиям, которые изучают, обогащать словарный запас детей, развивать слуховое внимание.

• Социально-коммуникативное развитие: воспитывать нравственно-патриотические чувства, гордость за свою страну, гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

• Вовлечь родителей в совместную деятельность : дать возможность узнать новую информацию, делиться опытом и знаниями с детьми.

Материалы и оборудование:

• Карта СССР;

• Слайды мемориала «Дорога жизни»;

• Выдержки из дневника Т. Савичевой;

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Добрый день, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по нашему городу, но окажемся мы там в далеком 1941 году, в страшные и трагичные для города дни. Как тогда назывался наш город? Правильно, Ленинград. А что же случилось в далеком 1941 году? Да, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

(звучит запись о начале войны)

Перед вами карта России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

Немецкое командование разработало план захвата этой территории. За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор и уничтожить значительную часть населения.

8 сентября 1941 года немцы решили захватить Ленинград и стереть его с лица земли. Ведь недаром говорят, что Москва-сердце, а Ленинград-душа России. Однако вскоре захватчики поняли, что город сдаваться не собирается. Чтобы ослабить оборону города немцы решили окружить его и взять в блокаду. Что значит блокада?

Как только город окружили, тут же были уничтожены все склады с едой, водопровод и отопление. Однако жителей было не испугать, и дети и взрослые решили во что бы то ни стало отстоять свой город!

В начале блокады люди старались не менять привычные образ жизни, даже функционировали школы. Однажды учительница задала классу вопрос:

-Что зимой падает с неба?

Как бы вы ответили?

(варианты детей)

А ученик сказал:

-бомбы, осколки, снаряды и кирпичи. И никто не вспомнил о снеге…

Враги подошли так близко к городу, что спокойно бомбили улицы. Чтобы предупредить жителей об обстреле или налете вражеских самолетов объявлялась воздушная тревога, звучала сирена.

Чтобы как-то обезопасить людей на стенах домов делали надписи «Это сторона наиболее опасна при артобстреле». Эти надписи сохранились до сих пор.

Почти все мужчины ушли на фронт, женщины и дети работали на заводах, если ребенок не доставал до станка, ему подставляли лавочку. Вместе с женщинами дети перевязывали раненых солдат, собирали им пайки на фронт.

Город был разрушен, но все еще жив. Людям настолько хотелось есть, что они научились печь пироги из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из клея.

Хлеб тоже был не такой, как сейчас: сырой, липкий, содержал лишь немного муки. Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной.

На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу».

Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно.

Труднее всего приходилось детям.

Воспитатель читает отрывок из дневника Тани Савичевой.

Единственной связью с остальной землей было Ладожское озеро и зимой, когда оно замерзало, отважные воины, водители машин спасали ленинградцев от голодной смерти. Дорогу эту назвали Дорогой жизни.

Ребенок 1 :

Зимой машины мчались вереницей

И лёд на Ладоге трещал,

Возили хлеб для Северной столицы

И Ленинград нас радостно встречал!

Ребё нок 2:

Дорогой жизни шёлк нам хлеб

Дорогой жизни многих к многим,

Ещё не знали на земле

Страшней и радостней дороги!

На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.

В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.

Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?

Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.

По этой дороге вывозили детей, стариков, больных и раненых-всего более полумиллиона человек. По дну озера был проложен электрических трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Грузовики шли под пулями под постоянной бомбежкой, поэтому дорога в Ленинград ля них была Дорогой Смерти.

Показ слайдов мемориального комплекса «Дорога жизни».

"Дорога жизни" – стала в 1960-х годах дорогой памятником. Начинается она от Ржевки – исторического района Петербурга на левом берегу реки Большая Охта. Здесь находится огромный Ржевский полигон, на котором испытывались артиллерийские орудия.

Вдоль трассы стоят бетонные обелиски с обозначением каждого километра и надписью "Дорога жизни" и другие обелиски.

Первый обелиск – памятник девушкам-регулировщицам, которые в годы войны управляли движением и рассредотачиванием машин.

На третьем километре дороги – березовая роща, деревья в которой повязаны красными платками в память о погибших ленинградских детях. Здесь же расположены монумент "Цветок жизни" и аллея Дружбы, посвященные воинским и трудовым подвигам ленинградских пионеров-героев. Бетонные плиты на возвышении – это листки из блокадного дневника Тани Савичевой.

"Балтийские крылья" - это памятник, посвященный морским летчикам, защищавшим Ленинград и Догу жизни. В этой местности был аэродром авиации балтийского флота.

На 10м километре Дороги жизни, у подножья Румболовской горы, установлен памятник "Дуб и лавр" : листья дуба олицетворяют силу, лавра – славу, а желудь – символ продолжения жизни. У обелиска – стела со стихами знаменитой Ольги Берггольц:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

В начале 2012 года на Румболовской горе появился памятник машине-солдату. Памятник представляет собой точную копию из бронзы в натуральную величину автомобиля ГАЗ-АА — легендарной "полуторки", вынесшей на себе основную тяжесть снабжения города и спасения ленинградцев в годы блокады.

Близ деревни Корнево, на 17 км Дороги жизни в небо подняты пять стальных балок, это память о дислоцировавшейся здесь зенитной батарее, или памятник "Катюше".

38 км. На окраине деревни Ваганово в 1975 мемориал "Тройка-1" — восстановленный блиндаж пункта связи с мемориальной доской. Здесь, на западном берегу Ладожского озера, в 1941—44 помещался пункт связи Ленинградского фронта, соединённый подводным кабелем, проложенным по дну озера, с Большой землёй. Бесперебойную работу пункта (кодовое название "Тройка-1") обеспечивали воины-связисты 376-го отдельного батальона связи и 26-го отдельного полка связи.

Издалека виден монумент "Разорванное кольцо" на 40 км дороги. Памятник стоит на том месте, где в годы блокады машины въезжали на лед Ладоги. Две арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними – Дорогу жизни, а белые шары имитируют прожекторы.

Мы добрались до музея "Дорога жизни", это филиал Военно-морского музея.

Открытый в 1972 году музей рассказывает историю создания и использования Дороги жизни, на открытой площадке – экспозиция с военной техникой, а за территорией – бескрайнее Ладожское озеро….

27 января 1944 года блокада была прорвана…Длилась она 900 дней…Погибло около 900.000 человек.

А сейчас на земле мир…И с неба падает снег…

Давайте почтим минутой молчания тех, кто сражался за то, что бы на земле наступил мир, тех кто отдал жизнь за то, что бы мы могли жить без войны, тех, кто охранял наш город. Минута молчания.

Итог занятия:

• Ребята, что нового вы узнали сегодня?

• Что такое «Дорога жизни»? Для чего она была предназначена?

• О каких памятниках мы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (коммуникация, познание) с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в лесную школу".

конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы совмещает в себе задания по обучению грамоте, звуко-слоговой анализ слов, задания по математике, информатике, а также психоло...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе на тему «Тренировка олимпийцев» с использованием квест-технологии

ДО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взросл...

«Я пешеход» (непосредственно образовательная деятельность по фцкм с детьми подготовительной к школе группе с использованием современных образовательных технологий).

Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность.Очень важно с дошкольного возраста формироват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: ««Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн.

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».Задачи:1. Образовательные. - закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предм...