Занятие по ознакомлению с предметным и социальным окружением: «Наша родная Камчатка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цели: дать знания детям о Камчатском крае и его коренных малочисленных народов, обобщить знания детей о национальной одежде народов Камчатки; закрепить у детей название народностей: названия национальной одежды; научить детей делать аппликацию кухлянки; развивать умение грамматически правильно отвечать на вопросы. Воспитывать любов к родному краю, интерес к народным традициям края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_rodnaya_kamchatka.docx | 568.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с предметным и социальным окружением:
«Наша родная Камчатка»
Старшая, подготовительная группа
Цели: дать знания детям о Камчатском крае и его коренных малочисленных народов, обобщить знания детей о национальной одежде народов Камчатки; закрепить у детей название народностей: названия национальной одежды; научить детей делать аппликацию кухлянки; развивать умение грамматически правильно отвечать на вопросы. Воспитывать любов к родному краю, интерес к народным традициям края.
Предварительная работа: чтение, беседы, просмотр книг, фотографий о Камчатке; рассматривание национальной одежды.
Материалы и оборудование: скакалки для игры; макеты яранги, картинки с изображением нарт с запряжёнными оленями и собаками; наборы картинок с алгоритмом построения яранги, кукла одетая в национальную одежду заготовки для аппликации.
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и скажите, о чём в нём говорится. В северных далях, средь вод океанских
В шуме прибоя и буйных ветров
Древний стоит полуостров Камчатский
В дымке вулканов и белых снегов.
Дети: В стихотворении говорится о Камчатке.
Воспитатель: Камчатка интересный и загадочный край. О ней много интересного можно узнать.
И я пригласила к нам в гости девочку, которую зовут Агай.( Стук в дверь). А вот и она.
Входит девочка, по имени Агай, одета в национальную одежду.
Агай. Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы меня пригласили. Мне интересно, что вы знаете о
Камчатке.
Воспитатель: Дети, Агай приехала к вам с севера Камчатки. Сегодня мы познакомимся с
удивительным уголком нашей страны - Камчаткой. Давным - давно о том, как появилась Камчатка, никто не знал. И поэтому о появлении Камчатки, люди придумывали сказки и легенды.
Но однажды на ее землю высадились русские казаки. И они увидели, что на Камчатской земле уже живут люди, мы с вами о них говорили. Какие народы жили на Камчатке?
Дети: На Камчатке жили: ительмены, коряки, эвены, алеуты, чукчи, айны. Воспитатель: А кто для людей севера самый надежный и верный друг? И оденет и накормит и в трудную минуту спасет?
Дети: Олень.
Воспитатель: В сказках древних камчадалы
В песнях новых поколений
Всюду, словом благодарным
Люди чествуют оленя! Агай, а ты знаешь, какое самое основное занятие коренных жителей Камчатки?
Агай: Оленеводство и рыбалка. Воспитатель: Правильно Агай. У коряков оленеводство было не только основным, но и почти единственным занятием. Олень давал карякам все необходимое для жизни. Мясо шло в пищу, шкуры
на изготовление одежды, кости использовались для изготовления орудий труда и различных
бытовых предметов. Олений жир служил источником освещения. Средством передвижения корякаоленевода были олени. Коряки талантливый и трудолюбивый народ. Ребята, знаете ли вы, чем занимаются мужчины Коряки?
Дети: Мужчины охотятся, ловят рыбу. Агай: А ещё они соревнуются на оленьих упряжках, ловят оленя в стаде, плели сети из крапивныхниток.
Воспитатель: Чтобы другом быть оленю,
Надо стать таким же ловким.
Потому играют дети,
Обучаются сноровке.
Сейчас я предлагаю встать парами. Мальчики – олени(изображают рога руками), девочки - оленеводы.
Игровое упражнение «Олени и оленевод» Дети под музыку двигаются с упряжкой по группе.
Основным транспортом для коряков являются олени и собаки. (Рассматривание картин). Как называются сани, в которые впрягают оленей и собак?
Дети: Нарты. Воспитатель: Нарты бывают: легковые, для катания; грузовые, для тяжестей; специальные для перевозки дров. А чем занимаются женщины – корячки? Как вы думаете? Дети: Готовят еду, собирают ягоды, шьют одежду. Воспитатель: Посмотрите на шубку Агай. Ребята, вы знаете, как называется шубка?
Дети: Кухлянка.
Агай: Правильно.
Воспитатель: Кухлянку ребята шьют из шкур оленьих телят. Украшается бисером и замшей, камусом. Камус –это особо прочная и тёплая шкура на ногах северного оленя. Подол украшается орнаментом из
тёмного и светлого меха.
Агай: А как называются мои сапоги?
Дети: Торбаса.
Воспитатель: Торбаса шьют из оленьего меха или замши. Украшают бисером или камусом. Агай: А посмотрите на головной убор, он вам нравится? Как он называется?
Дети: Малахай.
Агай: Молодцы .
Воспттатель: Шьют малахай из камуса, а опушку из шкуры собак, песцов, волков. Агай: Посмотрите на моё жилище. (Рассматривание макета). А знаете, как называется жилище, где мы живем?
Дети: Юрта, яранга. Воспитатель: Послушайте как делали ярангу. Связанные жерди (палки) покрывали оленьими
шкурами. Поверх шкур яранга обвязывалась ремнями, концы которых прикреплялись к вбитым в
землю кольям. Входили в жилище, откидывая часть покрышки.
Дети складывают алгоритм построения яранги.
Агай: Мы, коряки, очень любим песни, пляски, игры. Каждый коряк с детства учится петь, играть на бубне и танцевать.
Воспитатель: А сейчас Агай, послушай стихотворения, которые приготовили дети. (Чтение стихотворений).
Коль хотите вы увидеть
Очень дивную красу
– Приезжайте на Камчатку
Прогуляемся в лесу
Покажу вам сопки, мишек,
Речки рыбные до дна,
А еще здесь есть долина
Очень чудная она!
Камчатка дорогая!
Любимые края.
Красивая такая
Ты, родина моя!
А признак твой вулканы,
Расточки черемши
И горы великаны Любимые мои!
Дали морские, сопки седые,
Тундра без края, тайга.
Край наш рыбацкий
Край наш камчатский
Скалистые берега.
Воспитатель: Агай, а еще дети хотят для твоих подруг сделать в подарок аппликацию кухлянок.
Аппликация. «Корякская кухлянка».
Дети делают кухлянку из заранее приготовленных деталей.
Рефлексия. Дети, о чём мы сегодня с вами говорили? Сегодня мы побывали у северных народов ,убедились в том, что край Камчатский восхитителен, прекрасен, красив.
Агай: Спасибо вам, дети за прекрасные работы. Очень мне понравилось у вас. Но мне пора домой возвращаться. До свидания.
Легенда о вороне Кутхе
Летел однажды ворон над большой водой – над морем. Летел – кругом вода. Тогда Кутх сложил крылья и упал в море. Нырнул глубоко и вытащил со дна огромный камень. Большую землю – камень вытянул он из воды, целую страну. И решил ворон остаться здесь навсегда. Надел лыжи и пошел по земле этой. Там, где он проходил образовывались впадины, ущелья, долины, а по краям горы. Тундру посетил, сплошь расшитую бисером из брусники, шикши, морожки. В каждую долину реку положил, в реки красных рыб напустил. Поселил в леса и горы зверушек разных: медведей., зайцев, лис, соболей.
Потом решил отдохнуть , но скучно ему стало. Полетел он к большой воде и взял себе в жены дочь белого кита – Митэ. Возвращался Кутх с молодой женой на землю и принял облик человека. Жена его превратилась в обыкновенную женщину. Стали они жить - поживать и детей растить. Так появилась Камчатка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы Ознакомление с предметным и социальным окружением Наша Армия
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы Ознакомление с предметным и социальным окружением Наша Армия Цель:Дать детям представления о воинах, к...
«Познавательное развитие». Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Мой родной город»
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область«Познавательное развитие».Ознакомление с предметными социальным окружением....
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему: «Экскурсия по родному городу»
Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Ознакомление с предметным и социальным окружениемдля детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)на тему: «Экскурсия по родному го...
Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Наша улица»
Задачи:• Обобщить и систематизировать знания детей об улице:улица, на ней расположены дома, магазины, аптеки, школы, детские сады, музеи, тротуары, дороги, дворы и т. д. ;каждая улица и...
Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Наша армия"
Цель и задача: Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие "защитники отечества" (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого н...
Конспект ОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в младшей группе по теме: «Мой родной город » (составлен по О.В.Дыбиной)
конспект предназначен для воспитателей и студентов по патриотическому воспитанию...