Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_perspektivnyy.docx | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
«Почва, песок, глина»
Тема, цель | Вид деятельности | Работа с родителями | Проводимые опыты |
«Почва» Цель: закрепить и уточнить знания детей о свойствах почвы, песка, глины. | На прогулке: Рассмотреть с детьми из чего состоит почва, показать детям, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого. Рассматривание почвы на грядках с помощью лупы. | 1.Привлечь родителей к подборке игрушек и атрибутов для игр с песком . 2.Конкурс глиняной игрушки. 3.Консультация «Песочная игротерапия» Консультация для родителей. «Ребенок - исследователь в детском саду». | Опыт «Что есть в почве?» Опыт с «живой» и «мертвой» почвой: определение качества почв по внешнему виду произрастающих на них растений. |
«Песок» Цель: закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка. | Беседы «Нужен ли людям песок?», «Почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя невредимыми?». - Игры с песком на улице - Рисуем картину песком | Опыт «Свойства песка» | |
«Глина» Цель: закрепить и уточнить знания детей о свойствах глины. | Рассматривание земли на грядках: песчаная или глинистая? Чем пахнет? Лепка поделок из глины. | Опыт «Свойства глины» | |
Итоговое занятие «Сравнение песка, почвы и глины» Цель: расширить представления детей о песке, почвы и глины. Опытным путем закрепить из свойства. | На прогулке расширить представления детей о воздействии человека на почву, ее значении для людей. Рассмотреть пророщенный горох. Сделать вывод: в какой почве горох пророс быстрее и почему. Сравнение частичек песка и глины. Викторина «Чем и как дышат почвенные обитатели?» | Опыт «Сравнение свойства песка, глины, почвы» |
Октябрь
«Воздух»
Тема, цель | Вид деятельности | Работа с родителями | Проводимые опыты |
«Воздух есть во всех предметах» Цель: показать детям, что воздух есть не только в помещении, но и во всех предметах и материалах (это можно обнаружить, если опускать предметы в воду). | Наблюдение на прогулке Изготовление веера из бумаги Изготовление вертушки На прогулке наблюдение за ветром. (Использовать вертушку) | 1.Привлекать родителей к совместному изготовлению вееров для проведения опытов группе. 2. Выставка «Ах, веер!» 3. Памятка «как организовать в домашних условиях мини-лабораторию». 4. Стендовая консультация о пользе дыхательной гимнастики. | Опыт «Воздух повсюду» Опыт «Как обнаружить воздух?» |
«Воздух упругий. Может ли воздух быть сильным?» Цель: познакомить детей с тем, что можно надувать разные предметы (шары.мешочки), воздух заполняет их. становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Познакомить с понятием сила «движения». | Игровое упражнение «Дуем, играем» («У кого дольше не упадет перышко?») Инсценировка-беседа «Мы-ветры» (ветер-потоки воздуха, «Ураган», «смерч», «вихрь». «метель». Рисование экологических плакатов на тему защиты воды, воздуха, почвы родного региона. | Опыт «Ветряная мельница» (сильные потоки воздуха могут передвигать предметы) Опыт «Ветряной перезвон» (действие ветра на бумаги, ткани, металла, пластмассы, дерева) Опыт «Парашют», Нищева 119. | |
«Разрушитель, созидатель» Цель: дать детям представление о том, как образуется ветер (потоки воздуха) . Рассказать детям о некоторых природных катаклизмах – смерче, урагане, цунами. Показать положительное и отрицательное влияние человека на атмосферу Земли. | Беседа «Воздух нужен рыбам. Что такое компрессор?» Наблюдение за дымом труб и выхлопными трубами автомобилей. Наблюдение на прогулке за порывами ветра: сила, направление, как ведут себя люди, деревья, облака на небе. Изготовление бумажных самолетиков (полет самолетика в потоке холодного и теплого воздуха. | Опыт «Торнадо в бутылке», Нищева 101. Опыт «Воздух работает» Нищева, 67. | |
Итоговое занятие « Мы- исследователи». Значение воздуха для жизни человека». Цель: дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, без чистого свежего воздуха нет жизни. | Изготовление термометра для определения температуры воздуха. Изготовление игр для развития дыхания. Изготовление поделки «Флюгер» из бросового материала. Для чего человек использует флюгер?» | Опыт «Сколько времени можно не дышать?» Опыт «Газ. Свойства воздуха» ) Нищева, 90). |
Ноябрь
«Материалы их свойства: древесина и ее свойства, бумага, пластмасса, ткань»
Тема, цель | Вид деятельности | Работа с родителями | Проводимые опыты |
«Древесина и ее свойства» Цель: закреплять и уточнять знания детей о свойствах дерева .Воспитывать бережное и заботливое отношение к природным богатствам. | Беседа «Что можно изготовить из древесины» Речевые игры «Какой, какое?», «Что из чего сделано?» Составление описательных загадок о деревьях. | 1.Конкурс рисунков : «Лес-наше богатство» 2.Оформление альбома в группу коллекция бумаги «Бумажная страна». 3. Оформление альбома «Виды тканей» | Опыт «Древесина и ее свойства» |
«Свойства и качество бумаги» Цель: сформировать у детей представление об элементарных свойствах дерева, знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней. | Беседа «История возникновения бумажного производства», «Как делают бумагу из древесины» Видеоролик «Как делают бумагу» Ситуативная беседа «На чем писали люди, когда не было бумаги?» | Опыт «Свойства и качество бумаги» | |
«Пластмасса и ее свойства» Цель: закрепить знание детьми свойств пластмассы | Просмотр презентаций "Пластик вокруг нас", "Пластик в медицине", "За всё на земле мы в ответе". Беседа: Виды пластмасс и их свойства». Д/И «Путешествие в мир пластмассовых вещей», «Из какого материала твоя игрушка». | Опыт «Пластмасса и ее свойства» | |
«Ткань и ее свойства» Цель: ознакомление с видами тканей и их свойствами. | Рассказ педагога: « История возникновения ткани и её предназначение». Чтение художественной литературы. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Д/И «Четвертый лишний», «Волшебный мешочек», «Разные материалы». | Опыт «Ткань и ее свойства» |
Декабрь
«Металл, магнит»
Тема, цель | Вид деятельности | Работа с родителями | Проводимые опыты |
«Металл» Цель: закреплять и уточнять знания детей о свойствах металла. | Беседы «Профессия кузнеца», «Применение металла в быту и на производстве» Беседа «Могучие профессии металлургии» Просмотр презентации « Свойства металла» | 1.Конкурс игрушек из проволоки 2. Папка-передвижка «Какие опыты можно провести с магнитами дома» | Опыт «Свойства металла» (Сравнить металлические и деревянные бруски) |
«Металл, его качества и свойства» Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами металлов. : Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск). | «Опыт № 1 «Тонет – не тонет» Опыт № 2 «Отражение» Опыт № 3 «Ну-ка, ложка, заиграй» | ||
«Магнит и его свойства» Цель: познакомить с магнитом и его свойствами. . | Просмотр презентаций "Магнит и его свойства", Беседа «Что такое магнит и магнетизм?»; «Что такое магнитное поле?». «Как используются магниты в народном хозяйстве?» Беседа «Когда магнит вреден?» Дидактические игры: «Магнитная мозаика»; «Магнитная азбука»; «Математическое лото на магнитах»; Театр на магнитах | Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?» Опыт №2. «Достань без помощи рук» Опыт№3. «Рыбалка» Игра-опыт № 4. «Летающая бабочка» Опыт №5. «Противоположности притягиваются» |
Январь
«Камни»
Тема, цель | Вид деятельности | Работа с родителями | Проводимые опыты |
«Древесина и ее свойства» Цель: закреплять и уточнять знания детей о свойствах дерева .Воспитывать бережное и заботливое отношение к природным богатствам. | Беседа «Что можно изготовить из древесины» Речевые игры «Какой, какое?», «Что из чего сделано?» Составление описательных загадок о деревьях. | 1.Конкурс рисунков : «Лес-наше богатство» 2.Оформление альбома в группу коллекция бумаги «Бумажная страна». 3. Оформление альбома «Виды тканей» | Опыт «Древесина и ее свойства» |
«Свойства и качество бумаги» Цель: сформировать у детей представление об элементарных свойствах дерева, знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней. | Беседа «История возникновения бумажного производства», «Как делают бумагу из древесины» Видеоролик «Как делают бумагу» Ситуативная беседа «На чем писали люди, когда не было бумаги?» | Опыт «Свойства и качество бумаги» | |
«Пластмасса и ее свойства» Цель: закрепить знание детьми свойств пластмассы | Просмотр презентаций "Пластик вокруг нас", "Пластик в медицине", "За всё на земле мы в ответе". Беседа: Виды пластмасс и их свойства». Д/И «Путешествие в мир пластмассовых вещей», «Из какого материала твоя игрушка». | Опыт «Пластмасса и ее свойства» | |
«Ткань и ее свойства» Цель: ознакомление с видами тканей и их свойствами. | Рассказ педагога: « История возникновения ткани и её предназначение». Чтение художественной литературы. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Д/И «Четвертый лишний», «Волшебный мешочек», «Разные материалы». | Опыт «Ткань и ее свойства» |
Февраль
«Органы чувств»
Тема, цель | Вид деятельности | Работа с родителями | Проводимые опыты |
«Нюхаем, пробуем, трогаем» Цель: закрепить представление детей об органах чувств, их назначении (уши-слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять вкус). | Беседа «Органы чувств» Игра «Кто позвал?» Беседы: «Мой помощник – нос» « Гигиена носа». Игра –релаксация « Правильное дыхание» . | 1.Памятка для родителей по организации совместной деятельности 2.Консультация для родителей: «Правильное питание вашего ребенка». 3.Мастер-класс для родителей: «Аурикулярный массаж» | Опыт «Определи по запаху». |
«Почему все звучит?», «Кто, что слышит?» Цель: дать детям элементарные представления об органах слуха. Учить различать силу, высоту, тембр звуков. Подвести к пониманию причин возникновения звука (колебания). | Беседа «Что такое слух?» Дидактические игры «Угадай по звучанию», «Откуда берется голос?» Игровое упражнение «Скажи тихо, громко» | Опыт «Проверим слух» | |
«Волшебные превращения», «Чудесный мешочек» Цель: закрепить представления детей о том, что любой предмет воспринимается в целом ( в основе лежит зрительное восприятие) Упражнять в угадывании знакомых предметов, называя из признаки. | Беседа «Как беречь глаза и уши» (правила ухода за глазами и ушами) Упражнение «Смотри в оба» (запоминание предметов). | Опыт «Угадай предмет на ощупь» (назвать их признак) | |
«Овощ, я тебя знаю» Цель: закреплять представление детей о том, что предметы и явления воспринимаются через вкус и запах; вдыхая ртом, невозможно угадать запах продукта, при нарушении обоняния меняется и вкус предмета. | Чтение стихотворения Ю. Прокоповича «Зачем носик малышам?» «Рисуем запахи» (развивать умение передавать с помощью цвета красок запахи.) Игра «Что это?» (развивать тактильные ощущения) | Опыт «Угадай на вкус» |
Март
«Вода»
Тема, цель | Вид деятельности | Работа с родителями | Проводимые опыты |
«Байки Водяного» Цель: закрепить знание детьми свойств воды. Обратить внимание на то, что привычный объект таит в себе много интересного. Рассказать о круговороте воды в природе, о народно-хозяйственном значении воды. | Упражнение «Сколько нам нужно воды?», «Правильно ли мы расходуем воду?» Беседы «Чем дышат рыбы в воде?» Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Русалочка»; Сказки народов Сибири: «Живая вода», «Как утка землю добывала» Беседы с детьми: «Что такое ледоход?» | 1.Беседы о закаливании. 2.Папка-передвижка «Закаливание водой» | Опыт «Какая вода возвращается в природе?»» |
«Огонь и вода» Цель: изучить с детьми на практике свойства огня. Учить не теряться перед лицом опасности, воспитывать уверенность в своих действиях | Рассматривание снежинок через лупу. Беседы «Значение воды для живых организмов», «Почему в соленой воде легче плавать?». Сказка шорцев: «Два ручья»; Экологическая сказка Н. А. Рыжова «Жила – была река». | Опыт «Куда исчезает вода?» (вода может испаряться, переходить из агрегатного состояния в другое). | |
«Вода-основа жизни» Цель: рассказать детям о роли воды в природе. Использовании ее человеком. Научить разным способом очистки воды. Научить устанавливать сходства и различия воды в разных агрегатных состояниях. | Беседы « Почему надо беречь воду», «Можно ли прожить без воды?». | Опыт «Снег и лед – вода» Опыт «Ледяная тайна» | |
Итоговое занятие «Волшебница вода» Цель: углубить, расширить и обогатить знания детей о воде. Сформировать представления о свойствах воды. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. | Д/игры «Хорошо – плохо?», «Тонет не тонет», «Кому нужна вода» Анкетирование «Экспериментируем вместе с ребёнком». | Опыт «Плавучесть предметов» Опыт «Одеяло для земли» (измерение температуры снега). |
Апрель
«Земля и космос»
Тема, цель | Вид деятельности | Работа с родителями | Проводимые опыты |
Беседы о космосе, просмотр презентации «История развития космоса». | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по опытно - экспериментальной деятельности для детей 5 -6 лет
Перспективное планирование с картотекой опытов на каждый месяц. При разработке планирования я использовала работы Крылова В.Г., Янова, Евсеева Н.В., которые напечатаны в сборнике «Познавательно-исслед...
Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Данное перспективное планрование составлено на один учебный год по одному занятию в неделю. Напавлено на изучение свойств живой и неживой природыю...
перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности
планирование деятельности в подготовительной группе с целями и литературой...
Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе №11 на 2018-2019 гг. учебный год
Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе №11 на 2018-2019 гг. учебный годВоспитатель Сураева И.В....
Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего возраста
Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности ( 4-5 лет)...
Перспективное планирование по опытно экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Познакомить детей с составом земли( то, почем мы ходим)- камни, песок, глина, почва.Дать знания о том, что почва образуется из погибших растений, животных, насекомых.Это самая плодородная часть ...
Перспективное планирование по опытно- экспериментальной деятельности в разновозрастной группе.
Материал предназначен для детей старшего и подготовительного дошкольного .возраста...