Технологическая карта совместной деятельности тема «Свойства Воды» , название: «Превращение капельки».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель – Закрепление представлений о свойствах воды(вода-растворитель).
Образовательные:
-Расширять представления детей о свойствах воды.
-Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.
Развивающие:
-формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.
-развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.
-развивать устную и связную речь детей - диалогической формы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.
-воспитывать интерес и способность работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpid_dub.docx | 583.75 КБ |
dubovik_poyasn.zapiska_rpid.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», корпус 2
Технологическая карта
Совместной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие"
Раздел
«РПИД»
Подготовительная группа
Тема «Свойства Воды»
Название: «Превращение капельки».
Составила: воспитатель Дубовик Т.С.
г. Югорск, 2022.
Цель – Закрепление представлений о свойствах воды(вода-растворитель).
Образовательные:
-Расширять представления детей о свойствах воды.
-Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.
Развивающие:
-формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.
-развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.
-развивать устную и связную речь детей - диалогической формы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.
-воспитывать интерес и способность работать в группе.
Материалы и оборудование: «Домик признаков» с карточками признаков объектов. Лист бумаги, маркер для составления морфотаблицы, наборы для проведения исследовательской деятельности(приложение № 1).
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога, месторасположение | Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение |
Организационный этап (3 мин) | Формирование интереса к содержанию деятельности; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Актуализация имеющихся знаний, представлений. Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности. Воспитывать интерес и способность работать в группе. | Беседа-диалог «Что же это: вода и где ее можно встретить» | Воспитатель сидит на стульчике и ведет диалоговую беседу с детьми | Дети сидят полукругом на ковре возле воспитателя. Дети слушают воспитателя в беседе, вступают в продуктивный диалог с воспитателем.
|
Закрепление и систематизация имеющихся знаний и умений (5 мин) | Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, развивать логическое мышление, мыслительные операции. Закрепление знаний признаков объекта. Расширять представления детей о свойствах воды. | Приемы активизации самостоятельного мышления детей: анализ, обобщение, сравнение. Игра с признаками «Вода-ты какая?» | Воспитатель задает вопросы о свойствах воды о признакам и слушает ответы детей. | Дети по очереди подходят к «Домик признаков» и берут признак, объясняя признак. |
Расширение имеющихся представлений 13 мин | Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности. Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности. Развивать устную и связную речь детей - диалогической формы | Проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности. | Воспитатель предлагает детям разбиться на несколько групп для проведения лабораторных опытов. На каждом столе стоит набор для определенной исследовательской деятельности. | Дети проходят за столы с наборами для проведения определенной исследовательской деятельности. Ребята подгруппами проводят исследовательскую деятельность и видят результат. |
Заключительный этап. Рефлексия (5мин) | Подведение итогов совместной деятельности,. Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление. | Заполнение морфотаблицы. Заключительная беседа по этапам совместной деятельности. | Воспитатель сидит на стуле возле доски с установленным плакатом для морфотаблицы, предлагая детям на основе проведенной исследовательской деятельности заполнить ее. Вместе с детьми проводит заключительный диалог и фиксирует вывод в морфотаблице. | Дети садятся на ковер и по очереди подходят к доске для заполнения морфотаблицы на основе проведенной исследовательской деятельности. Вместе с воспитателем ведут заключительную беседу о свойствах воды и делают выводы. |
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В дом туманом к нам вползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наестся, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Как вы думаете, что такое вода? (ответы детей).
Для чего нужна вода? (пить, готовить…).
Кому нужна вода, почему? (растениям, животным…).
Любую воду можно пить человеку? (очищенную, кипячённую.).
Может ли вода причинить человеку вред? (холодную и грязную пить нельзя, под дождём можно промокнуть…).
Какие свойства воды вы знаете? (течёт, замерзает…).
Ребята, вы знаете очень много о воде, сегодня мы свами познакомимся её состояниями и некоторыми свойствами. Приглашаю вас в лабораторию, но прежде чем приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности. Необходимо чётко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать, берём только те предметы, которые я называю.
Приложение № 1.
Опыт «Вода – растворитель»
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Опыт «Цветная вода». Понадобится: Прозрачная бутылка, банка или графин. Вода. Растительное масло. Пищевой краситель. Несколько таблеток аспирина. Фонарь. Влейте воду в графин примерно на 1/3. Подкрасьте её. Сверху добавьте подсолнечное масло. Плотность масла меньше, чем воды, поэтому оно останется на поверхности и не станет смешиваться с водой. Добавьте в графин с жидкостями несколько таблеток аспирина. Или любых других шипучих таблеток. Они начнут выделять углекислый газ. Понаблюдайте за химической реакцией, она очень красивая и завораживающая. Цветная подкрашенная вода поднимается и, не смешиваясь с маслом, вновь опускается.
Опыт «Окрашивание воды».
Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки). Какого цвета получился раствор? (малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (ответы детей). Добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной.
Опыт «Что получиться?»
Воспитатель предлагает посмотреть детям, что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой.
Опыт «Что получиться?»№ 2
Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку муки и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанная в стакане с водой мука сделала воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время мука превратила воду в кашеобразное состояние.
| ||||
| ||||
Вывод озвучивается (Не фиксируется в таблице).
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к технологической карте совместной деятельности по Образовательной области "Познавательное развитие"
Раздел ««РПИД» подготовительная группа. Тема «Свойства Воды» , Название: «Превращение капельки».
Диагностичность целей и конкретность задач. Соответствие цели мероприятия требованиям ФГОС ДО, возрастным особенностям детей.
Цель мероприятия: - Закрепление представлений о свойствах воды(вода-растворитель).
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности Продолжает расширяться и уточняться представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения о свойствах и качествах различных материалов. Совершенствуется характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов. Совершенствуется умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Интенсивно развивается активная речь детей, они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Таким образом, цель мероприятия соответствует требованиям ФГОС ДО.
Место занятия в системе занятий
Технологическая карта разработана с учетом возрастных особенностей, в соответствии с рабочей программой по образовательной области «Познавательное развитие", раздел «РПИД».
Мероприятие планируется в виде непрерывной деятельности, проводится в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому.
Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала.
Для реализации поставленных задач используются: признаков» с карточками признаков объектов. Лист бумаги, маркер для составления морфотаблицы, наборы для проведения исследовательской деятельности (приложение № 1).
Совместная деятельность имеет четкую структуру, состоит из четырех этапов, которые идут в логической последовательности, связанны общим содержанием и методикой, соответствует требованиям САНПИН 2.4.1.3049-13п.11.10.,выдержана длительность занятия-25-30 минут.
Описание предварительной работы.
Подготовительный этап включает в себя: беседа с детьми о значении воды, просмотр презентации о воде, наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, предварительные беседы по экологии, работа в уголке экспериментирования.
Формы организации деятельности (фронтальная, подгрупповая, в парах, индивидуальная).
Форма организации деятельности фронтальная.
Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы поставленным целям и задачам. В данном пункте дается подробное описание используемых форм, методов и приемов в соответствии с поставленными задачами по типу: задача - соответствующая игра.
Задачи. | Методы и приемы. |
Расширять представления детей о свойствах воды. | Игра с признаками «Вода-ты какая?» |
Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности. | Проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности. |
Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности | Проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности. Заполнение морфотаблицы. Заключительная беседа по этапам совместной деятельности. |
Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление. | Заполнение морфотаблицы. Заключительная беседа по этапам совместной деятельности. |
Развивать устную и связную речь детей - диалогической формы. | Игра с признаками «Вода-ты какая?». Проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности |
Развивать коммуникативные компетенции воспитанников. | Беседа-диалог «Что же это: вода и где ее можно встретить». Проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности |
Воспитывать интерес и способность работать в группе. | Беседа-диалог «Что же это: вода и где ее можно встретить» |
Мотивационный этап- включает организацию детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя: Беседа-диалог «Что же это: вода и где ее можно встретить».
Содержательный этап ( Закрепление и систематизация имеющихся знаний и умений, расширение имеющихся представлений ) включат актуализацию имеющихся знаний у детей, закрепление и уточнение имеющихся представлений: Игра с признаками «Вода-ты какая?», Проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности
На заключительном этапе формулируется общий итог познавательной деятельности: Заполнение морфотаблицы. Заключительная беседа по этапам совместной деятельности.
Использование разных видов детской деятельности: познавательной, игровой способствует решению поставленных задач.
Определение и описание учёта и поддержки инициативы, активности и самостоятельности детей.
Для поддержки детской инициативы и активности использованы такие методы и приемы как: Совместная деятельность детей и воспитателя через моделирование ситуации, а также использование проблемных методов (подводящий диалог, побуждающий диалог),сюрпризный момент, игровая ситуация, использование и разнообразие материала. Поддержка воспитанников доброжелательным тоном и ободряющими словами.
Организация двигательной активности детей, профилактика утомления.
В организации двигательной активности и профилактике утомления движения детей были обусловлены спецификой проведения лабораторных опытов и передвижений между местами проведения опытов.
Разработка и применение инструментов рефлексии.
Для выявления результативности деятельности заполнили морфотаблицу, устно сделали выводы.
Соответствие поставленных целей и задач прогнозируемым результатам.
В результате реализованных задач, через игру, деятельность цель: «Закрепление представлений о свойствах воды(вода-растворитель) » была достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Чудеса на кухне профессора Сёмина».
Тема: «Чудеса на кухне профессора Сёмина»....
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему: «В гости к Лесовичку»
Занятия по региональному компоненту позволяет развивать у детей умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края....
Технологическая карта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Эмоции - их польза и вред для здоровья»
Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий.Игровая деятельность педагога с детьми на тему «Эмоции - их польза и вред для здоровья...
Технологическая карта Совместной деятельности с воспитанниками Подготовительной группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие» Тема: « Золотая рыбка»
Технологическая картаСовместной деятельности с воспитанникамиПодготовительной группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»«Позн...
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы по познавательной деятельности на тему: «Домашние животные».
Цель: Создать условия для развития познавательной активности в процессе представления детей о домашних животных, с использованием игры по программе «ПРОдетей».Задачи: Образовательные:...
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы та тему «Путешествие по сказкам»
Цель: Создать условия для закрепления знаний детей по знакомым сказкам. Задачи: Образовательные: организовать деятельность детей, направленную на расширение словарного запаса детей (вспомина...
Технологическая карта совместной деятельности к проекту «Повседневные шаги по сбережению воды" в подготовительной группе
Технологическая карта итоговой экпериментально-продуктивной деятельности в подготовительной группе по исследовательскому проекту "Как беречь воду"...