Технологическая карта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Эмоции - их польза и вред для здоровья»
методическая разработка (подготовительная группа)

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий.

Игровая деятельность педагога с детьми на тему «Эмоции - их польза и вред для здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_nov.docx490.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №64 Калининского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта

совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

с использованием здоровьесберегающих технологий

на тему: «Эмоции - их польза и вред для здоровья»

Образовательная область – социально-коммуникативное развитие

                                                                                                                          Выполнила: Коверзнева  Елена  Александровна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                               

                                                       

Санкт-Петербург, 2020

Тема, форма проведения

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий.

Игровая деятельность педагога с детьми на тему «Эмоции - их польза и вред для здоровья»

Цель, задачи

Цель: закрепление знаний у детей о видах эмоций, формирование приемов снятия отрицательных эмоций, как способов сохранения психологического здоровья.

Задачи:

Обучающие задачи:
1. актуализировать знания  детей о разных эмоциях;

  1. сформировать у детей понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных);
  2. расширить знания о приёмах снятия отрицательных эмоций, как одному из способов сохранения психического здоровья.

Развивающие задачи:
1. развивать интерес к общению.

  1. развивать в ходе игровой деятельности мышление, внимание, наблюдательность, любознательность, мелкую моторику рук, координацию движений.
  2. обогащать словарь детей, развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры.

Воспитательные задачи:
1. воспитывать у детей культуру общения.

  1. воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе и к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, задачи:

  1. обогатить представления и знания детей по теме «Эмоции»

Речевое развитие, задачи:

  1. развивать связную речь, повысить речевую активность.  

Социально-коммуникативное развитие, задачи:

  1. сформировать умение снятия отрицательных эмоций.
  2. подкрепить желание детей заботиться о себе и окружающих, соблюдать культуру общения.

 Физическое развитие, задачи:

  1. развивать координацию движений, умение повторять движения за педагогом.

Планируемые результаты

  1. обогатить представления и знания детей по теме «Эмоции».
  2. повысить интерес детей к своему психологическому здоровью.
  3.  подкрепить желание детей заботиться о себе и внимательно относиться к себе и окружающим.
  4. Способствовать использованию полученных знаний в отношениях с детьми и взрослыми.

Средства и материалы

- картинка с изображением шариков с эмоциями;

- воздушные шарики одинакового цвета;

- картинки с изображением радуги и тучки;

- маркеры;

- стаканчик с лимонной кислотой;

- баночка с содой;

- ложка;

- картинки с эмоциями;

- колонка

Предварительная работа

- рассматривание иллюстраций по теме «Эмоции, настроение»

- разгадывание загадок

- д/и «Театр настроения»

- речевые игры «Эмоции наоборот»

- просмотр мультфильма «Просто так»

Методы, приемы, задания

- словесные

- наглядные

- игровые

- проблемные

9.

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

Организационный этап

Переключить внимание детей на предстоящую деятельность.

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

                          Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

                          Нам здороваться не лень:

                          Всем «Привет!» и «Добрый день!»

- Здравствуйте! (Дети здороваются с гостями)

- А почему люди здороваются, что это значит? (Ответы детей)

- А знаете ли вы, что здороваться можно по-разному. Давайте,  попробуем поздороваться: руками, плечами, носами.

Воспитатель: - Итак, какое у вас теперь настроение? (Ответы детей)

Коммуникативная

Игровая

(

Двигательная

Этап постановки проблемы

- Поставить познавательную задачу.

Мотивировать.

Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать, о чем мы вами сегодня будем говорить, нужно нам собрать картинку, случайно перемешал ветерок. (Дети собирают картинку, на которой нарисованы шарики с разными эмоциями).

Воспитатель: - Что изображено на картинке? И какая тема нашего общения сегодня? (Ответы детей)

 Воспитатель: – Правильно эмоции, мы сегодня узнаем, на какие группы можно разделить эмоции и как они влияют на наше здоровье и что нужно делать, чтоб сохранить здоровье.

2.

Основной этап

Этап ознакомления с материалом

- Актуализировать имеющие знания, представления.

Воспитатель: - Сегодня, когда я шла в садик, я несла вам сюрприз, вот он (показывает воздушные шарики) только, эти шарики были не одинаковые, а разные – каждый имел свое настроение, но я попала под дождик и вот шарики стали одинаковыми. Я предлагаю с помощью вот этого маркера вернуть шарикам – настроение, а чтоб нам было легче, у шарика есть подсказка (к шарикам привязаны записочки со стихами по эмоции).

(Записочки зачитывает педагог, а дети рисуют на шарике эмоцию, которую угадывают)

Воспитатель: Весел я, весел я

                   Ножками я топаю.

                   Я танцую и пою

                   И в ладоши хлопаю.

- Какое настроение у этого шарика? (Ответы детей) (РАДОСТЬ)

Воспитатель: С этой эмоцией реже встречаться

                       Мне бы хотелось, вам должен признаться.

                       Очень уж грустно,

                       Когда она с нами.

                       О чем я хотел рассказать?.. (Ответы детей) (ПЕЧАЛЬ)

- Видимо такое же настроение было и у нашего шарика.

Воспитатель: Посмотрите, никто не играет со мной

                     Потому что я злой.

                   Я ногами стучу,

                   Во все горло кричу

                   Кулаки я сжимаю, пыхчу.

- Какая эмоция была у этого шарика? (Ответы детей) (ЗЛОСТЬ)

Воспитатель: Лепит девочка из глины

                    Ушки, лапки, хвостик длинный,
                   Удивляется братишка,

                    Вышла серенькая мышка.

        - Так, этот шарик был таким же как и братишка, каким? (Ответы детей) (УДИВЛЕНИЕ)

Воспитатель: У опушки две старушки

                    Брали груздья и волнушки

                    Филин: «У-у-ух!», филин: «У-у-ух!»

                    У старушек замер дух: «Жутко».

- А этот шарик видимо был таким же как и старушки в лесу? Так какую рисуем ему эмоцию? (Ответы детей)(СТРАХ)

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы очень помогли нашим шарикам вернуть их настроение.  Но, детки важно не только знать эмоции, но уметь распознавать их у других людей? А как, вы думаете, что нам обычно является подсказками для того чтобы понять какое настроение у человека? (Ответы детей: выражение лица и интонация голоса)

Воспитатель: - Да, вы молодцы и сейчас давайте поиграем. Игра «Какой я?» Я сейчас некоторым ребятам раздам карточки с изображением героя, у которого разное настроение, дети попробуют изобразить это настроение,  а мы с вами попробуем угадать какое же это настроение.

-Молодцы, хорошо справились с заданием.

-А теперь давай те попробуем также поиграть с голосом, теперь другие ребята будут, учитывая настроение героя на карточке, голосом нам передавать его настроение, а мы постараемся угадать.

- Умницы и с этим задание вы справились.

Игровая

(Логоритмика)

(Логоритмика)

(Логоритмика)

Коммуникативная

Игровая

Этап практического решения проблемы

- сформировать новые представления (умения)..

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что есть хорошие эмоции, которые полезны для нашего здоровья, а есть плохие и если их очень много, то наше здоровье может пострадать и даже испортиться. Как выдумаете почему? (Ответы детей) 

Воспитатель: - Да, давным-давно люди придумали пословицы, которые показывают, как эмоции влияют на здоровье человека. Вот послушайте, например:

  1. От радости и старики молодеют.
  2. Если дело в удовольствие, то жизнь хороша.
  3. Мышление начинается с удивления.

4. Тому тяжело, кто зло помнит.

5. Железо съедает ржавчина, а сердце – грусть-печаль.

6. Страх силу отнимает.

Воспитатель: - Так  вот,  хорошие эмоции принято называть положительными, а плохие эмоции  – отрицательными.

- Давайте, вы сейчас попробуете распределить наши шарики на две группы, те шарики, которые испытывают, на ваш взгляд, хорошие эмоции мы прикрепим к солнышку, а те  эмоции, которые вредят здоровью к тучке.

(Дети сортируют шарики, если потребуется, вместе с педагогом исправляют ошибки)

Воспитатель: - А как вы думаете, ребята, что будет, если долго копить отрицательные эмоции в себе? (Ответы детей).

- А сейчас ребята я вам хочу показать, что может произойти, если человек будет очень долго копить в себе отрицательные эмоции.

Опыт: Стакан с водой с добавлением лимонной кислотой «спокойное состояние человека»  и баночка с содой «отрицательные эмоции».

- Как мы видим, у человека эмоции начинают выходить из под контроля. Человек очень может сильно злиться и расстраиваться, а когда мы злимся или расстроены, то это очень плохо влияет на наше здоровье. Но к сожалению со всем избежать плохих эмоции в течении всей жизни человек не может, а что же делать, как уберечь наше с вами здоровье? (Ответы детей)

- Сейчас мы с вами попробуем превратить плохие для здоровья эмоции в хорошие.

- Итак, давайте представим, что нам грустно, что же можно сделать?  А вот, что садимся по-турецки, закрываем глазки и представляем, что вышло солнышко:

(Игра «Солнечный зайчик»)

Воспитатель: - Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. 

1.  и вот солнечный зайчик пробежал по-нашему лобику, давайте, нежно погладим лобик рукой, словно зайчик коснулся;

2. затем солнечный зайчик прикоснулся к нашему носику, погладим носик;

3. сейчас он скользнул по нашим щечкам, и их мы нежно погладим;

4. затем зайка пробежал по нашему животику, гладим животики;

5. и погладил нас по волосам.

- Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним.

- А теперь открываем глазки, ну как настроение? Вам понравилось? (Ответы детей)

- А теперь представим, что в нас вселилась злость, так же быть? (Игра «Выдуваем злость»)

Воспитатель: -  Наполняемся все воздухом,

Вдох-вдох-вдох

А теперь резкий и долгий выдох

И превратились в сдувшиеся шарики

Расслабились. И еще разок.

Ну, как получилось злость «выдуть»? (Ответы детей)

 Воспитатель:  - Детки, есть еще один способ борьбы со злостью, но его можно использовать только когда вы находитесь одни. Когда вы одни можете поиграть с упрямой подушкой. Спросите у родителей, наверняка у них где–то дома припрятана волшебная подушка, в которой любят появляться детские капризюльки и упрямки. Это они заставляют деток капризничать и упрямиться. И нам нужно обязательно их прогнать. Для этого сжимаем кулачки посильнее и начинаем, колотить подушку изо всех сил.

А потом нужно обязательно приложить к подушке ушко и послушать ушли упрямки и капризюльки или что они делают. Скорее всего, они буду сидеть очень-очень тихо.

Воспитатель: - А теперь давайте, будет побеждать страх, а точнее пугать страх, да, да  страхи тоже чего-то да бояться. Итак…

(Игра: «Напугаем страх»)

- Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится веселых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадет,

Больше меня никогда не найдет,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит!

(Дети повторяют каждую строчку, улыбаются и хлопают в ладоши.)

Воспитатель: - Как думаете: испугались наши страхи убежали или нет? (Ответы детей)

Коммуникативная

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

(Психогимнастика)

(Дыхательная гимнастика)

Коммуникативная

Игровая

(Логоритмика)

3.

Заключительный этап

Подведение итогов

-Закрепить и обобщить сформированные представления.

Воспитатель: То грустный, то веселый,

То хмурый, то смешливый

Бывает и ребенок

И взрослый человек.

Мы можем огорчаться:

— Какой денек дождливый!

Мы можем восторгаться:

— Какой красивый снег!

(Воспитатель с детьми выполняет движения руками)

Коммуникативная

(Пальчиковая гимнастика)

Рефлексия

-Закрепить и обобщить сформированные представления.

-Формировать элементарные навыки самооценки.

Воспитатель: - Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что в течении жизни у человека возникают разные эмоции и положительные и отрицательные. А какие эмоции, вы выберите для своего здоровья? (Ответы детей) – А как сделать, чтоб положительных эмоции было больше? (Ответы детей) А как вы думаете, неожиданный сюрприз вам доставит какие эмоции хорошие или плохие? (Ответы детей) Тогда, держите… (Вносятся шарики и раздаются детям)

Коммуникативная

Литература:

  1. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  2. Яковлева Л. , Юдиной Р. Дошкольное воспитание. – 1997
  3. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2005
  4. Чистякова, М.М. Психогимнастика. [Текст] - М., Просвещение, 1990
  5. . Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении//Методист.2012. № 4.
  6. 30. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Что мы знаем о зиме»

Конспект открытого  занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий.Тема: «Что мы знаем о зиме»...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Что мы знаем о микробах»

конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по конструированию из цветной бумаги с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии на тему «Новогодние фонарики».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по конструированию из цветной бумаги  с детьми  старшего  дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей техн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии на тему «Транспорт Санкт-Петербурга».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию с детьми  старшего  дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии  на тему «Тр...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст

Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...