Педагогический проект в старшей группе " Удивительное рядом".
проект по окружающему миру (старшая группа)

Глазкова Нелли Равилевна

ГБОУ Школа №1015 СП ДО №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

 в старшей группе №11 «Улыбка»

на тему:

«Удивительное рядом!»

 

 

 

 

 

Автор проекта:

              Воспитатель:Глазкова Нелли Равилевна

Участники проекта:

Дети старшей  группы

                                                                                                                                                                                      Родители детей

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2020-2021учебный год

 

Актуальность разрабатываемого проекта:

 

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

 

Актуальность заявленной проблемы:

 

На сегодняшний день в дошкольном образовании решается проблема организации основного и ведущего вида деятельности в познании окружающего мира - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

 

Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

 

 Задачи экспериментальной деятельности:

 

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие представлений о химических свойствах веществ;

- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие элементарных математических представлений.

 

2. Развитие  умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

 

3. Развитие  умственных способностей:

-  мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

 

4.Социально-личностное развитие каждого ребёнка:

- коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

 

Сроки проекта:

 

 Проект рассчитан на один год для детей старшей группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут.

 

Формы работы:

 

1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2.Фронтальная работа.

3.Индивидуальная работа.

 

 Предполагаемые результаты:

 

В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:

  1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
  2. Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
  3. Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

 

Исследовательская работа включает в себя несколько этапов:

 

1.Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.

2.Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.

3.Организация развивающей предметно пространственной среды.

4. Оценка результатов проведённой работы.

       

 1 этап. Для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.

2 этап. Был разработан календарно-тематический план работы с детьми на год по экспериментальной деятельности.

 

3 этап.  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования».

В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.

 Оборудование уголка безопасно для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

Один раз в неделю организуется НОД, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Делают умозаключения и изготавливают схемы и памятки.

 

4 этап.Проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.

 

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-консультации для родителей в рамках проекта,

-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта

-участие в постоянно действующем круглом столе «Здоровый ребёнок»

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

 

Формы сотрудничества с родителями:

 

-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)

-Развлечение «Путешествие по материкам»

-Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА!»

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Круглый стол «Здоровый ребёнок»

-Подгрупповые тематические консультации:

 «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

«Режим питания нарушать нельзя!»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

-Совместные досуги

-Совместные экскурсии

-Наглядная информация

-Обмен опытом

 

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе:

 

Сентябрь:  Подготовка методических пособий, наглядных материалов, необходимых для успешной реализации проектной деятельности

 

Октябрь: 

Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)

Прогулка «Солнечные зайчики»        

Беседа «Где прячутся насекомые?»

Дидактическая игра «Изучаем листья»

 

Ноябрь:

Экспериментирование «Магнит и его свойства»

Дидактическая игра «Свойства бумаги»

Беседа «Свойства металла»

Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства)

 

Декабрь:

Беседа «Вода – источник жизни»

Дидактическая игра «Вода и её свойства»

Изготовление елочных украшений «Замерзание воды»

Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»

 

Январь:

Дидактическая игра «Свойства воздуха»

Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно»

Прогулка «Движение воздуха»

Беседа «Знакомство с термометром»

 

Февраль:

Прогулка «Получаем талую воду»

Экспериментирование «Когда бывает пар»

Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель»

Лепка «Почва - подземная кладовая»

 

Март:

Беседа «Защитные свойства снега»

Прогулка «Следы на снегу»        

Беседа «Путешествие в прошлое часов»

Экспериментирование «Ткань и её свойства»

 

Апрель:

Беседа «Основные системы нашего организма»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Каша – матушка наша»

Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА»

 

Май:

Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»

Экспериментирование «Определение сторон света»

Развлечение «Путешествие по материкам»

Диагностика

 

 

Заключение В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.

 

 

Литература:

 

  1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. - Новгород, 2004.
  2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить оргинизаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гумант. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 176 с.
  3. Дахин А.Н. Инновационная педагогика и системный анализ, 2009.
  4. Кларин М.В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. – 2005.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
  6. Сивкова Н.И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения.2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Удивительное рядом» (познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)

Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях. Задачи: - уточнение представлений детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека...

Конспект ОД старшая группа « Удивительное рядом»

Конспект ОД  старшая группа « Удивительное рядом»Программные задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о растительном мире родного края.Стремиться вызвать у детей чувство б...

Проект в средней группе «Удивительное рядом».

Наш мир – удивителен и разнообразен, полон загадок природы,  интересных мест и явлений....

Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Камни – д...

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...