Конспект образовательной деятельности «Движение и скорость в удивительном мире лошади»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гора Галина Анатольевна

Методический материал позволяет расширить у старших дошкольников естественно - научные представления  о домашнем животном – лошади, познакомить их со способами передвижения лошади на основе введения понятия «скорость»;, уточнить представления о времени и расстоянии на основе средств наглядного моделирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИШЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

УЛЬЯНОВСКИЙ РАЙОН

Гора Галина Анатольевна

Воспитатель

Номинация «Дошкольное образование»

Конспект НОД «Движение и скорость

в удивительном мире лошади»

 

2022

НОД  «Движение и скорость в удивительном мире лошади»

Цель. развитие у старших дошкольников интереса к окружающему миру, любознательности, познавательной мотивации и познавательных действий, кругозора, основ научного восприятия мира; расширение представлений детей о мире лошади на основе знакомства с понятием «скорость».

Задачи.  ОО «Социально – коммуникативное развитие»:

  •  формировать у дошкольников ценностное отношение к животному миру; воспитывать интерес, любовь к животным, желание заботиться о них; побуждать проявлять внимательное и бережное отношение к сверстникам.

        ОО «Познавательное развитие»: 

  • расширять у старших дошкольников естественно - научные представления  о домашнем животном – лошади;
  •  познакомить детей со способами передвижения лошади на основе введения понятия «скорость»; уточнить представления о времени и расстоянии;
  • познакомить со способом соединения картонных деталей без клея, «в замок», совершенствовать практические навыки работы с выкройкой и картоном.

ОО «Речевое развитие»:

  • активизировать в речи детей знакомые физические понятия (движение, расстояние, время, рост), ввести активную речь детей новое физическое понятие «скорость»;
  • продолжать развивать умение пользоваться речью, как средством общения со взрослыми и сверстниками.

        ОО «Художественно – эстетическое развитие»

  • побуждать замечать естественную красоту животных, испытывать эмоционально-положительные чувства от встречи с животными, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. 

        ОО «Физическое развитие»

  • развивать мелкую моторику, воспитывать работоспособность.

 Методическое оснащение: ноутбук, магнитофон, мультимедийное оборудование, презентация для детей, конспект НОД; аудиозаписи «Дружба – это чудо» из мультфильма "My Little Pony", «Далеко, далеко ускакала в поле молодая лошадь», звуки топота копыт лошади (шаг, рысь, галоп); карточки с заданиями и выкройки лошадей - на каждого ребенка, ножницы, цветные карандаши, цветная бумага, клей- карандаш.

Ход образовательной деятельности

1.Познавательная мотивация. Сюрпризный момент.

Дети сидят на стульях за столами. Из-за двери слышится лошадиное ржание, а затем топот копыт.

Воспитатель.  Слышите, дети, к нам кто-то торопится. Кто это? (Это лошадь: мы слышали ее ржание и топот копыт).

Под музыку, заставку «Дружба – это чудо» из мультфильма "My Little Pony" в группу входит девочка в костюме Пинки Пай.

Пинки Пай. Здравствуйте девочки и мальчики!  Вы меня узнали? (Да, Пинки Пай). Как я рада вас видеть! Не видели ли вы здесь моих друзей? Не прибегали они сюда?  (Нет, не видели).

Воспитатель. Дети, это же прямо из сказки к нам пришла лошадь пони! Что случилось, Пинки Пай?

Пинки Пай (грустно).  Все мои подружки куда-то разбежались… Наверное поскакали в Сказочный лес щипать травку. Они так быстро бегают! Я так не умею…Пойду, поищу. Может, найду кого-нибудь? Убегает.

Воспитатель. Бедняжка Пинки Пай! Как жаль ее, как ей грустно без подружек. Может, мы с вами сможем ей чем-то помочь? (Может, мы сможем нарисовать для нее друзей? Или смастерить? Или сделать аппликацию? Наверное, она будет рада.) Какие вы отзывчивые!  Я рада, что вы хотите помочь Пинки Пай.  Она сказала, что ее друзья, пони, куда –то убежали. Мы с вами долго занимаемся научной работой, и уже много знаем о лошадях: знаем, где они живут, как правильно кормить лошадей, как за ними ухаживать, как измерить рост лошади и ее вес. Но мы не знаем, как лошади умеют двигаться, как они умеют бегать, Быстро ли движется лошадь, когда движется по-разному ?  Кто движется быстрее: человек или лошадь? Хотите об этом узнать?

2. Опора на знания детей.

Воспитатель. В науке понятия быстро и медленно объединяются понятием «скорость», которая обозначает, как быстро перемещается предмет, и, когда говорят о скорости, имеется в виду, что предмет перемещается. Чтобы измерить скорость, нужно знать, на какое расстояние переместился предмет и сколько времени он двигался. Давайте вспомним, что мы знаем о движении, измерении расстояния и времени. Посмотрите на слайд (слайд 2) и скажите, что вы здесь видите? (В небе летит самолет, по дороге едет машина, дети идут в поход, скачет лошадь). Изображения на слайде передвинулись. Значит, обо всех можно сказать, …(что они движутся). Скажите, а по картинке можно сказать, какой предмет движется быстрее, а какой медленнее? (Самолет движется быстро, машина тоже быстро, а дети идут не очень быстро). Это вы увидели по картинке или знали об этом раньше? (Знали раньше. Мы видели, как быстро летит самолет в небе, машина тоже едет быстро, лошадь может быстро скакать, а может идти просто шагом. Люди не могут так быстро передвигаться, как самолет или машина).  А если бы вы этого не знали, вы могли бы по картинке сказать, какой предмет движется быстрее?  Верно, по картинке это сказать трудно, но сегодня мы с вами попытаемся научимся определять, какой предмет движется быстрее, а какой медленнее.

Сейчас давайте вспомним, как мы с вами измеряли расстояние? (слайд 3). (Расстояние мы измеряли с помощью рулетки, линейки, ростомера, условной мерки. Ростомером мы измеряли свой рост.  Длину удава измеряли в условных мерках: в слонятах, мартышках и попугаях.  Линейкой – длину обломка раковины древнего моллюска белемнита.  Рулеткой измеряли рост мамы динозаврика Дино. Когда нам нужно было измерить высоту пони Литл Памкин, мы измеряли рулеткой длину голени взрослого человека, потому что Литл Памкин в высоту по колено взрослому человеку).  Кто нам напомнит, как мы измеряли время? (Время мы измеряли секундомером на физкультуре, на прогулке, а еще телефоном, когда шли с мамой в детский сад).

3. Проблема в поисковой ситуации

Воспитатель.   Как жаль, что мы не можем увидеть скорость! Ведь ее, как и время, увидеть нельзя.  Но, тем не менее, люди же научились измерять время. Как вы думаете, можно ли увидеть скорость, измерить ее?  (Наверное, можно. У папы в машине на спидометре есть такие цифры и стрелочка. Если папа едет медленно, стрелочка находится внизу, а если быстро – стрелочка поднимается вверх).  Все верно, люди научились измерять скорость, и мы тоже попытаемся ее измерить. Но сначала я предлагаю вам поиграть в лошадку, как будто она движется по ипподрому, а для этого нам надо встать в круг.  

Динамическая пауза «Лошадка»

Цок! Цок! Цок! Цок!                    Шагаем по кругу, высоко поднимая колени

Я лошадка – серый бок.              

Я копытцем постучу,.                   Постучали о пол правой ногой

Цок! Цок! Цок! Цок!                     Постучали о пол левой ногой

Если хочешь – прокачу!               Бег по кругу прямым галопом

Цок! Цок! Цок! Цок!                    

Посмотри, как я красива,             Машем головой, как будто у нас есть грива             

Хороши и хвост и грива              Стоя на месте, руки на поясе

Шелковисты и красивы!              повороты в стороны

Цок! Цок! Цок! Цок!                    Шагаем по кругу, высоко поднимая колени

Я лошадка – серый бок.

 Дети движутся по кругу, игра повторяется 2 раза.             

4. Решение проблемы. Открытие нового знания, умения

 Воспитатель. Вернемся к скорости. Ученые говорят, что скорость - физическая величина, показывающая, как быстро движется предмет. По - другому, скорость – это расстояние, пройденное предметом за определенный промежуток времени, а это значит, что она зависит от расстояния и времени. Мы их измерять уже умеем.  Для того, чтобы скорость увидеть, мы будем использовать модели скорости.  Расстояние на наших моделях мы будем измерять клетками. Итак, первое задание на слайде (слайд. 4): нужно измерить синюю дорожку - расстояние от дома до школы. Подставим снизу полоску бумаги в клетку, совместим начало полоски с домиком, посчитаем количество клеток до школы. Получилось 5 клеток, каждая клетка – 1 километр. Длина дороги от дома до школы…(5 километров).

Воспитатель. Следующее задание – на ваших карточках: нужно измерить расстояние от дома до дерева, красная дорожка. Выполняем его самостоятельно (слайд 4). Дети считают клетки и называют ответ.    У кого сколько получилось километров?  (9 километров).  Молодцы, все правильно.

На следующей модели  (слайд5) вы видите стрелочки. Одна стрелка… (красная), другая… – (желтая), красная…- (короткая), желтая…- (длинная). Начинаются они в одном месте, заканчиваются… (в разных).  Про них можно сказать, что они разной… (длины). Под стрелками находятся голубые дорожки. Дорожки они идут рядом, они обозначают, что из одного и того же места вышли одновременно мальчик с девочкой и лошадь, и движутся все они в одном направлении.   Красная стрелка показывает, как движутся дети, а желтая – как движется лошадь, т.е.,  эти стрелки обозначают их скорость. А сейчас мы измерим скорости, с которыми они двигались. Под стрелками расположены наши знакомые полоски в клетку. Давайте предположим, что наши путники движутся 1 час. Напомните мне, сколько это примерно по времени?  (Один час продолжаются два наших занятия вместе с перерывом между ними или наша прогулка).  Измерьте расстояние, которое преодолели дети и лошадь за час. Дети продвинулись вперед на 5 клеток. Каждая клетка обозначает 1 километр. Значит, дети прошли… (5 километров за один час). Лошадь продвинулась на - 7 клеток. Значит, она прошла… (7 километров за один час). Ну, вот мы с вами измерили скорость наших путников: скорость детей 5 километров в час, скорость лошади – 7 километров в час (слайд 6). Сравним, чья скорость больше?  (Лошадь двигалась быстрее, 7 больше 5).

5. Закрепление нового в типовой ситуации

Воспитатель. На следующем слайде (слайд 7) мальчик бежит, он пытается догнать лошадь, а лошадь убегает от него. Переверните свои карточки, вы увидите такую же картинку, как на слайде. На них мальчик и лошадь бегут в течение часа.  Стрелками обозначена их скорость. Как вы думаете, догонит ли мальчик лошадь? Я предлагаю вам самостоятельно, точно таким же образом, т.е., измерением длины стрелок по клеткам, это выяснить. Приступаем к измерениям. (Дети считают по клеткам длину желтой и красной стрелок). Измерили?  Скажите, какая скорость у лошади? (16 километров в час). А какая скорость у мальчика? (10 километров в час). Получается, что скорость лошади больше, а это значит, что…(мальчик лошадь не догонит) (слайд 8). Устали измерять? Давайте выйдем из-за столов, встанем попросторнее и поиграем в быстроногую лошадку.

Динамическая пауза «Быстроногая лошадка»

Быстроногая лошадка                  Шагаем на месте, высоко поднимая колени

Утром делала зарядку.

Потянулась для начала                  Потянулись

И копытом постучала.                   Постучали правой ногой

Цок! Цок!                                        Постучали левой ногой

А теперь прыжки – вперёд,           Прыжки вперед, вправо, назад, влево

Вбок, назад, наоборот.

Скок! Скок! Скок! Скок!               Прыжки вперед, вправо, назад, влево

Бег на месте, а потом-                    Бег на месте

Махи гривой и хвостом                 Машем головой, как будто у нас есть грива

Мах! Мах!

До чего же хвост и грива              Показываем рукой хвост   и гриву

Шелковисты и красивы!

Ах! Ах!

Громко фыркнула лошадка:

— Фр-р-р! Закончена зарядка!              Делаем: «Фрррр!»

Не пора ли подкрепиться?                      Пожимаем плечами

Дайте сена и водицы.                              Протягиваем руки вперед

 Воспитатель. А теперь мы попытаемся выяснить, какой способ передвижения быстрее. Ну, вот мы и размялись вместе с лошадкой. Во время зарядки мы ходили, бежали на месте и даже выполняли прыжки. Лошади тоже умеют двигаться по-разному. Посмотрите на слайд (слайд 9). Одинаково ли движутся лошади? (На первой картинке лошадь идет не торопясь, на второй – бежит, на третьей -  как будто подпрыгивает, скачет). Все правильно. Эти способы передвижения лошади называются аллюром и носят они такие названия: шаг, рысь и галоп. Если лошадь по очереди переставляет все ноги, при этом всегда опирается на три, а одна поднята, то это – (шаг). При этом слышится четыре последовательных удара копытом. Давайте послушаем этот ритм и попробуем его воспроизвести, поочередно стуча пальцами по столу.

 Дети слушают аудиофайл с записью шага лошади, а затем воспроизводят четырехтактный ритм.

 Воспитатель. Если лошадь бежит рысью, она одновременно опирается на две ноги, одну переднюю и одну заднюю, а две другие находятся в полете. При этом мы слышим двухтактный ритм. Послушайте его. 

Дети слушают аудиофайл с записью рысистого шага лошади, а затем пытаются воспроизвести двухтактный ритм.

 Воспитатель. При беге галопом лошадь как будто скачет. Посмотрите на слайд: опора одновременно происходит всего на одну ногу, остальные три в это время находятся в полете. Галоп не очень сложен для воспроизведения, мы его послушаем и попытаемся воспроизвести. 

Дети слушают аудиофайл с записью галопа лошади.

 Воспитатель. Скажите, что вы слышите? (Очень быстрый бег).

Воспитатель. А сейчас мы попробуем по картинкам угадать, каким аллюром движется лошадь. Смотрим по очереди картинки (слайд 10) и называем способ передвижения: (шаг, рысь, галоп, шаг, шаг, рысь, галоп, галоп.)

              Игра «Угадай аллюр по картинке»

Воспитатель. Молодцы, вы правильно назвали все аллюры по картинкам, а сейчас попробуем угадать их же на слух.

Игра «Угадай аллюр на слух»

Файлы воспроизводятся в случайном порядке, дети называют способ передвижения (аллюр).

Воспитатель. Молодцы, по звуку вы тоже ориентируетесь хорошо,  нигде не ошиблись, все назвали верно. А как вы думаете, какой из способов передвижения самый быстрый? (Шаг самый медленный, а рысь и галоп – быстрые. Мы, когда бежим и бежим вприпрыжку, тоже движемся быстро, а шагом идем медленнее).

Воспитатель. То, что передвижение шагом самое медленное передвижение – это очевидно. Так рысь или галоп?  (слайд 11). Из достоверных источников мне стало известно, что оба способа достаточно быстрые: при беге рысью лошади могут бежать со скоростью 15 и даже 20 км/ч довольно длительное время, потому что этот бег довольно экономичен, экономит силы лошади. При беге галопом скорость может достигать 20 км/ч и больше, но при галопе лошадь быстрее устает. Для сохранения здоровья лошади наездники и жокеи, когда учат ее правильно двигаться, приучают бежать рысью, и не переходить на галоп при высокой скорости. Выведены даже специальные породы рысистых лошадей, например, орловские рысаки.

Воспитатель.  Вот мы с вами и узнали, как измерить скорость и какой способ движения лошади наиболее приемлем для ее здоровья. А теперь давайте подумаем, как утешить Пинки Пай. Вы предлагали нарисовать для нее друзей или сделать аппликацию. А можно сконструировать лошадку из картона, украсить ее рисунком или аппликацией. Согласны? Чтобы наши пальчики хорошо работали, поиграем в пальчиковую игру «Помощники».

Пальчиковая игра «Помощники»

Вот помощники мои,                     На каждое слово сжимают руки в кулаки

Их как хочешь поверни.               Поднять кисти вверх и покрутить ими

По дороге белой, гладкой            Пальцами правой руки провести по левой                          

                                                         ладони

Скачут пальцы, как лошадки.       Пальцами левой руки провести по правой                          

                                                         ладони

Цок-цок-цок-цок!                        Подушечками пальцев обеих рук постучать

Скачет резвый табунок.             по крышке стола, поочередно переходя от

                                                      мизинцев к указательным пальцам.

Повторить 2 раза.

Воспитатель.  Перед вами на картоне выкройка лошади: туловище, ушки, задние и передние ноги (слайд 12). Сверху показано, как лошадку собрать: отдельные детали соединяются «в замок» с помощью прорезей. Вырезать по контуру и украшать свою поделку вы уже хорошо умеете. Лошадь по вашему желанию может стать гнедой или вороной, рыжей или серой в яблоках, а может даже стать радужной, как Радуга Дэш.

Под аудиозапись «Далеко ускакала в поле молодая лошадь» дети вырезают и украшают лошадок, собирают их и ставят на зеленую полянку пастись.

6. Итог НОД. Снова звучит музыка «Дружба – это чудо», в группу снова вбегает  Пинки Пай.

Пинки Пай. Ах, вот вы где! Наконец-то я вас нашла!

Воспитатель. Пинки, ты думаешь, что это твои друзья? Дети, откуда появились новые лошади? (Мы сконструировали их сами. Теперь у тебя, Пинки, есть новые подружки!)

Пинки Пай. Ах, какие красивые! Спасибо вам! А что вы еще сегодня делали, пока я искала своих друзей? (Мы научились измерять скорость и узнали, каким аллюром умеют двигаться лошади: шагом, рысью и галопом).

Воспитатель. Дети, давайте посоветуем Пинки, как нужно правильно двигаться, чтобы оставаться здоровой. (Очень полезно ходить шагом, а если ты захочешь побегать, то нужно стараться двигаться рысью и избегать галопа).

Пинки Пай. Спасибо вам за ваши советы и за красивых лошадок!

Список литературы

1.Войди в мир игры: учебно-методическое пособие / Г.А.Гора, Н.Ю. Майданкина, Л.В.Мартышкина, Н.А. Тузова [и др.] под ред. Н.Ю. Майданкиной.- Ульяновск, 2013.-136 с.

2.Майданкина Н.Ю, Тузова Н.А. Использование ресурсов игровой деятельности в социально – личностном развитии детей// Управление ДОУ,2013,№1,2.

3.Программа формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей 5-7 лет [Текст] / Под ред. Н.С. Худяковой, А.И. Мухиной, В.В. Коротковой. – М.,2005. – 115.

4. Тузова Н.А., Трубачева Е.С. Формирование естественнонаучных представлений у детей в процессе приобщения к истории развития животного мира // Управление ДОУ,2020,№3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в разделе "Ознакомление с окружающим миром" - "О чем молчат камни?

Представляю занятие в старшей группе "О чем молчат камни?" с использованием таких образовательных технологий, как технология исследовательской деятельности, технология проблемного обучения. ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе "Зимние забавы"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Удивительные свойства дерева» для детей средней группы

Конспект   образовательной  деятельности по познавательному развитию   Тема: «Удивительные свойства дерева»для детей  средней группы...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Этот удивительный песок!"

Через исследовательскую деятельность, используя опыты, дополнить и закрепить знания детей о свойствах песка, о его происхождении, использовании. Рисование песком....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)

Конспект образовательной деятельности попознавательному развитию (ознакомление с миром природы)Тема: «Весенняя страда» (старшая группа)...