Конспект образовательной деятельности в разделе "Ознакомление с окружающим миром" - "О чем молчат камни?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Представляю занятие в старшей группе "О чем молчат камни?" с использованием таких образовательных технологий, как технология исследовательской деятельности, технология проблемного обучения. Думаю, этот материал будет полезен коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.2.4.1.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия»
(МДОУ № 20 «Колосок»)
Конспект
ОО «Познавательное развитие»
ООД «Ознакомление с окружающим миром»
Тема: «О чем молчат камни?»
Подготовила воспитатель
старшей группы № 1
Прокопьева Татьяна Рейновна
Кондопога
2018г.
Цель: Формирование представлений о разнообразии камней и их свойств путем проведения опытно-экспериментальных действий.
Программное содержание:
1. Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, плавучесть). Формировать умение работать с увеличительными приборами.
2. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, зрительную и тактильную память; умение самостоятельно формулировать выводы.
3. Воспитывать интерес к объектам неживой природы, умение аккуратно и спокойно проводить опыты и эксперименты.
Оборудование и материалы: Коробка ощущений, презентация (письмо, схемы, наборы камней, лимонный сок, брусок, молоток, гвозди, сюрприз
(конфеты);
- для детей - халаты, лупы, ложки, стаканчики с водой, кусочки пластилина, салфетки.
Словарная работа: лаборатория, лупа.
Ход занятия:
Часть детей играет в уголке экспериментирования – в лаборатории (одеты в халаты).
(Дети находят коробку)
В-ль: Что это может быть? Адрес отправителя тоже загадочный — Карельские скалы. Отправитель: Хозяйка карельской скалы.
- А вы знакомы с Хозяйкой карельской скалы?
— Как вы думаете, что может в коробке находится? (Ответы детей.)
Воспитатель: Не открывается. Давайте на ощупь попытаемся определить содержимое этой коробки.
Дети: В коробке находятся камни.
Воспитатель: Верно, это — камни.
2. Открываем загадочную коробку, видим камни, а в коробке - послание:
Не просто так коробка здесь,
И в том один секрет-то есть:
В коробке этой камни есть,
Что излучают свет!
Один, как мамины глаза,
Прозрачно - голубой;
Как виноградная лоза,
Зелёненький — другой.
А третий солнышка светлей,
А вдруг это алмаз?!
Я предлагаю, детки, их
Вам рассмотреть сейчас.
Какие красивые камни и разные. Может кто-то уже догадался, что хочет узнать Хозяйка карельской скалы? ( Предположения детей) У каждого камня есть своя тайна. Камни молчат, не рассказывают свои тайны.
Хозяйка карельской скалы просит побольше узнать про камни и
разгадать их тайны. Когда мы откроем тайну каждого камня, то узнаем, как он жил, его особенности, и где можно его использовать.
Как мы это узнаем? (с помощью опытов). Правильно. Вы уже знакомы с опытами. На каком материале проводили опыты? (железо) Какие опыты можно провести с камнем? (дети отвечают). Кто проводит опыты? (ученые-исследователи)
Как называется место, где проводят опыты? (лаборатория). Вот это и есть наша лаборатория. Мы играли в ученых.
Хотите стать исследователями? (воспитатель обращается к другим детям, которые играли в другие игры. Одеваем халаты)
Воспитатель: Мы находимся в лаборатории. Для начала выполним первое задание:
Назовем «помощников», которые всегда с нами. Какие это помощники?
(глаза, уши, пальчики)
Дети: Чтобы смотреть.
Воспитатель: Пальчики?
Дети: Чтобы трогать, обследовать, исследовать, ощущать.
Воспитатель: Уши?
Дети: Чтобы слушать. Правильно.
Воспитатель: Итак, мы начинаем проводить опыты в нашей лаборатории. Нам будут помогать подсказки (на слайде). Готовы?
Опыт № 1.
Определение цвета, формы и размера.
СЛАЙД: Подсказка 1. Как вы думаете, о чем говорит 1 подсказка? Правильно, это схема.
Что сначала исследуем? Делимся на две группы.
- Подгруппа - Определяет цвет камней.
- Подгруппа - Определяет форму камней.
Возьмите в руки камни, рассмотрите, подумайте. И сделайте вывод: какого цвета (размера) камни? (неоднородного, разноцветного; все камни имеют разную форму (выкладываем картинку-схему, обозначающую, что камни могут быть разной формы)
- Вместе - Величина. Дети определяют размер камней.
— Найдите самый большой ваш камень.
— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.
Вывод: Камни бывают большие, маленькие и средние.
Вывод: мы ученые сделали вывод и выкладываем схему из карточек: камни бывают разными по цвету, форме и размеру. Используем в строительства, для изготовления украшений, сувениров, красивых поделок из камня. СЛАЙД (подсказка)
Опыт № 2.
Определение характера поверхности.
СЛАЙД (подсказка 2): картинка «Гладкий, шершавый камень»
Придумайте, какой опыт можно провести, чтобы определить, какая поверхность у камня? (подержать в руках, погладить). Какой камень? (гладкий или шершавый).
Мы с вами – ученые. У ученых есть помощники – приборы.
СЛАЙД (подсказка 3): Лупа.
- Зачем лупа? (рассматривать камни, увеличение)
- Что интересного вы увидели? (трещинки, рисунки, шрамы)
- Как думаете, что это? (камням много лет, время поработало, ветер, транспорт, люди). Вся жизнь камня нарисована на его поверхности. Трещинки сохраняются навсегда, как отпечаток времени.
Вывод: Камни бывают, гладкие, шершавые и с трещинками. Выбираем карточку – схему.
Использование: (СЛАЙД) Давным – давно, с помощью другого камня выдалбливали на камне рисунки из жизни: как охотились, занимались рыбалкой, варили обед. Эти рисунки хорошо сохранились, хотя им много лет. Камень хранит память о прошлом.
Опыт № 3.
Определение твёрдости и прочности камня.
СЛАЙД (подсказка 4): Молоток.
-Что будем делать? (будем стучать для того, чтобы определить прочность).
-Будем испытывать камень на прочность (постучала молотком). Камень не сломался. Значит он какой? (прочный, твердый)
Для сравнения давайте попробуем постучать по дереву? (ребенок стучит молотком по дереву). Дерево не сломалось. Значит дерево тоже прочное. И камень и дерево – прочные материалы. Какой прочнее? (предположения детей).
- Предлагаю новый опыт, а вы внимательно наблюдаете: берем гвоздь.
- Какой вывод? Камень прочнее дерева.
Вывод: Камень – самый прочный материал, благодаря этому качеству из него строят здания. Выкладываем схему (дом).
Опыт № 4.
Плавучесть.
СЛАЙД: (подсказка 5): стакан с водой.
-Что будем делать? (положим камень в воду)
— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)
— Как это можно проверить?
-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким)
Достают камень из воды, вытирают его салфеткой
— Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?
Вывод: камни тонут в воде, не плавают, потому, что они тяжёлые. Выбираем карточку – схему. Используют в аквариуме (тяжелые, тонут в воде)
Опыт № 5.
Камни издают звуки.
СЛАЙД: (подсказка 6): Ухо.
-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? (предположения детей). Как проверить? Постучать.
Пальчиковая гимнастика «Веселые камешки».
Возьмите 2 больших камешка и повторяйте за мной:
Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,
А шершавые какие! В руки камешки возьмем
и в руках мы их сожмем!
Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!
—Что вы слышите?
- Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
Вывод: камни могут издавать звуки, если мы им поможем. Выбираем карточку – схему.
Использование: (СЛАЙД): Музыкальные магические инструменты из камня.
Но, есть в Карелии очень интересное загадочное явление «Поющие камни», которое нашли современные ученые: на самой вершине большой горы стоит большой камень, который стоят на маленьких камушках-ножках. Дует ветер, и камень издает приятную мелодию.
Итак, подведем итог нашим исследованиям. Хоть камни и молчат, с помощью опытов мы узнали много нового про них. Что узнали? (дети отвечают по очереди, используя карточки-схемы). Интересно было? Было ли трудно проводить опыты? Хотите еще узнать интересные факты из жизни камней? Значит наша исследовательская работа продолжится. Согласны?
Задание: Выложить на песке узоры из камней. А я их сфотографирую и отправлю хозяйке карельских скал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по теме " Моя семья".
Конспект образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром потеме "Планета Земля-наш дом" и использованием ИКТ...
Конспект образовательной деятельности по сенсорному воспитанию, окружающему миру и основам первоначальной грамоты во второй младшей группе на тему: «В гости к бабушке».
ЦЕЛЬ:Закреплять знания детей о домашних и диких животных.Воспитывать любовь и бережное отношение к ним....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Прогулка к реке"
В процессе занятия дети знакомятся с речными камнями, их свойствами, учатся подбирать антонимы, быть дружелюбными, любознательными, развивают мелкую моторику рук, отгадывают загадки....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе тема: «В мире облаков»
Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе через поисково – познавательную деятельность.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с круговоротом в...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: « В мире игрушек»
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: « В мире игрушек»...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"...