Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Удивительные свойства дерева» для детей средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Никонова Евгения Николаевна

Конспект   образовательной  деятельности по познавательному развитию  

Тема: «Удивительные свойства дерева»

для детей  средней группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_derevo.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное  учреждение  МКДОУ детский  сад «Ивушка»

Конспект   образовательной  деятельности по познавательному развитию        

Тема: «Удивительные свойства дерева»

для детей  средней группы

Воспитатель:

Е.Н.Никонова – 1кв.кат.

с. Пайвино

2021г

Цель:

Познакомить детей со свойствами и качествами дерева.

Задачи:

1.Образовательные задачи:

- дать детям представление о качествах и свойствах дерева;

- учить детей проводить простейшие опыты и делать выводы

2.Развивающие  задачи:

- развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

3. Воспитательные  задачи:

-воспитывать умение работать в коллективе.

Тип занятия: познавательное

Методы: Наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический, метод  тактильной  наглядности.

Образовательные области: Познавательная, Речевая, Социально-коммуникативная,  Художественно-эстетическая,  Физическая.

Оформление: лаборатория для опытов, доска, ИКТ.

Материал:  Наглядный – показ слайдов, специальная одежда для проведения опытов, аудиозапись;

Демонстрационный - игрушка Буратино, полено, картинки – символы, чудесный мешочек с предметами, большая деревянная спичка,  2 стакана (деревянный и стеклянный),  2 пластмассовых шарика;

Раздаточный материал: деревянные бруски,  спилы,  2 ложки (деревянная и металлическая), камни, карандаши, точилки, салфетки, контейнеры с водой, подарок-игрушка (деревянная).

Ход НОД.

Организационный момент: «Приветствие»

-Здравствуй солнце золотое,

-Здравствуй небо голубое,

-Здравствуйте мои друзья,

-Рада всех вас видеть я!

(писк полена)

 - Дети кто это?  (ответы детей)

 -А что можно сделать из полена? (ответы детей)

-Чтобы из полена появился Буратино надо знать свойства дерева. Хотите узнать? (ответы детей)

-Давайте пройдём в лабораторию и исследуем дерево. Для этого надо надеть специальную одежду и занять свои места (дети надевают накидку и шапочку)

-Сейчас мы с вами обследуем дерево. Возьмите брусочек, рассмотрите какой он на ощупь?

Дети: Гладкий, твёрдый, деревянный.

 - Брусок гладкий потому, что его обработал человек. А теперь возьмите спил дерева, потрогайте какой он?

Дети: Спил шершавый, твёрдый.

- Спил дерева не обработан, поэтому он шершавый. Давайте понюхаем спил, какой у него запах?

Дети: Запах сосны и ели.

- Дети обратите внимание, что у каждого дерева есть свой рисунок. По количеству колец, можно узнать, сколько дереву лет (показ карточки)

-Давайте поточим карандаш и посмотрим, как легко дерево поддаётся обработке (дети точат карандаш)

-Карандаш легко точится? (да)

Вывод: Дерево легко поддаётся обработке, и из него можно  сделать предметы (показ карточки).

 - А сейчас мы узнаем, горит дерево или нет. Оставайтесь на своих местах, в целях безопасности, я вам покажу опыт (зажигается большая спичка)

Вывод: Дерево горит.

- Дети, давайте узнаем, удерживает ли дерево тепло. Для этого  возьмите две ложки и приложите их к щеке. Что вы почувствовали, где холоднее?

Дети: Холоднее где металлическая ложка, теплее от деревянной ложки.

-Давайте назовём это свойство.

Вывод: Дерево удерживает тепло и не пропускает холод (показ карточки)

Поэтому люди строят теплые деревянные дома (показ слайда)

– У вас на столе  находится контейнеры с водой. Сейчас мы с вами узнаем, еще одно свойство дерева,  тонет оно или нет?  Для этого  возьмите брусок и опустите его в воду (дети опускают брусок в воду).  Что вы видите?

Дети: брусок плавает на поверхности и не тонет.

- А теперь возьмите камень и опустите его в воду (дети опускают камень в воду).  Что, вы видите?

Дети:  камень упал на дно, утонул.

- Почему?

Дети: камень тяжёлый, а дерево лёгкое.

Вывод: Да, ребята, дерево в воде не тонет (показ карточки).

- Поэтому люди, строят из дерева лодки, корабли (показ слайда).

- А сейчас мы узнаем прозрачное дерево или нет. Посмотрите внимательно, у меня на столе 2 стакана. Скажите, какие  они? 

Дети:  один из дерева, другой стакан из стекла

Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в каком стакане виден шарик, а в каком  нет? (ответы детей)

 - Почему в деревянном стакане шарика не видно? а в стеклянном виден шарик?   (ответы детей)

Вывод: Дерево не прозрачное (показ карточки).

- А сейчас мы немного отдохнём и поиграем.

     Проводится  игра «Во дворе стоит сосна» (2 раза)

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.                 (поднимаемся на носочки)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней,           (руки вверх)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.                          (наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся назад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.(руками махи над головой)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять (приседания.)

Мы размялись от души, и играть мы поспешим.

 – Дети давайте с  вами  на ощупь выберем  деревянные предметы.  Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек»

- Что сегодня мы узнали про дерево? Какие свойства?

(Выкладываем картинки - символы и дети говорят о свойствах дерева)

Звучит музыка из к/ф «Буратино»

-Дети мы забыли про бревно, неужели из бревна не получилась деревянная кукла? Давайте посмотрим.

(воспитатель обращает внимание детей на стол, где лежало палено)

- Посмотрите дети, какой замечательный, деревянный  Буратино получился из полена.

 Буратино дарит деревянные игрушки.  

Второй вариант проведения занятия

Ход НОД.

Организационный момент: «Приветствие»

-Здравствуй солнце золотое,

-Здравствуй небо голубое,

-Здравствуйте мои друзья,

-Рада всех вас видеть я!

ВОСПИТАТЕЛЬ:   Дети, к нам в гости  пришел  Буратино (видео - картинка Буратино на ИКТ)

БУРАТИНО:  Здравствуйте, дети вы узнали меня, я деревянная кукла Буратино. Я пришёл к вам в гости для того чтобы вы мне рассказали о свойствах дерева. А вы знаете?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Нет, к сожалению, мы не знаем.

БУРАТИНО: Как же быть я так хотел узнать о свойстве дерева, я ведь деревянный?

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Тогда давайте дети отправимся в волшебный лес, узнаем о свойствах дерева. А ты Буратино нас подожди в детском саду, мы вернёмся и тебе расскажем. Закроем с вами глаза, покружились, покружились, в лесу волшебном очутились  (Звуки леса).

Слайд №1

-Как красиво в лесу! Чем пахнет лес? Давайте понюхаем (лес  пахнет деревьями). А какие деревья вы знаете?

( ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети чтобы узнать о свойствах деревьев, его надо обследовать (под сосной 2 корзинки – в одной бруски, во второй спилы, дети рассматривают брусок и спил, сравнивают их).

ВОСПИТАТЕЛЬ: дети брусок гладкий,  потому что он обработан человеком, а спил нет. Обратите внимание на спил, у него есть свой рисунок. По количеству колец можно узнать, сколько лет дереву (дети рассматривают спилы деревьев).

ВОСПИТАТЕЛЬ: дети, а вы знаете, что в лесу нельзя разжигать костер, почему? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: да, деревья легко загораются, и может погибнуть весь лес (показ слайда)

ВОСПИТАТЕЛЬ – дети, как вы думаете, дерево удерживает тепло? (ответы детей). Что бы узнать, нам нужно прикоснуться к стволу (дети прикасаются руками к стволу) Какой он? (ответы детей). Дерево держит тепло.

ВОСПИТАТЕЛЬ - А сейчас мы немного отдохнём и поиграем.

        Проводится игра «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.                 (поднимаемся на носочки)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней,           (руки вверх)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.                          (наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт (руками махи над головой)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять (приседания.)

Мы размялись от души,

Вместе к ели  поспешим (дети подходят к ели.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас мы с вами узнаем можно ли увидеть через дерево. Возьмите спилы и посмотрите через них (дети смотрят через спилы). Вы что ни будь видите? (ответы детей). Дерево не прозрачное.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, посмотрите,  что под елью лежит? (дети идут к ели и находят чудесный мешочек). Лес приготовил нам интересную игру, в которой мы должны на ощупь найти деревянный предмет.

Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы ребята. Вы теперь узнали о качествах и свойствах дерева? (ответы детей)

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад, нас ждёт Буратино. Закроем с вами глаза, покружились, покружились, в детский сад мы возвратились.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы и вернулись!

Смотрите дети, нас встречает кукла-Буратино!!!!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Буратино мы узнали о свойствах дерева и хотели бы тебе рассказать.

Проводится игра: «Свойства дерева» (дети выбирают карты со свойствами дерева)

Буратино: Спасибо ребята!!! Мне было очень интересно! Дарю вам на память деревянные монеты!! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экспериментальной деятельности на тему: "Удивительные свойства воздуха" для подготовительной группы.

Занятиеочень интересное, поможет закрепить знания детей о свойствах воздуха. Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать наблюдательность, умение де...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: "Знакомство с фруктами" (вторая младшая группа)

Цель: Дать представление о трех, четырех фруктах (яблоко, лимон, апельсин).Задачи: - различать плоды по названию,особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.- развивать сенсорное ощущения,о...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Тема: Лекарственные растения Краснодарского края. Подготовительная группа

Конспект предназначен для воспитателей детских садов, чтобы расширить представления детей о природе родного края, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях....

Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство со свойствами бумаги». Вторая младшая группа

Конспект занятия по познавательному развитию «Помощь роботу с планеты Шелезяка или Знакомство со свойствами бумаги»вторая младшая группаЦель:  Создание условий по формированию у детей...

ОД по познавательному развитию Тема: «Удивительное рядом» для детей средней группы

Программное содержание:1. Познавательное развитие.- Дать детям представление о лесе, как о целостной экологической системе.- Закрепить знания детей о существенных признаках животных (рыбы, птицы, насе...