Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Этот удивительный воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру
Аннотация
Актуальность. Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности, стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.
Практическая значимость занятий по развитию познавательно-исследовательской способностей дошкольников в том, что на наших занятиях мы стараемся осуществлять личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, детей между собой. Такие занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. В старшем возрасте экспериментирование осознанное. Дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, что в свою очередь развивает мышление и творческие способности. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания.
Инновационная направленность. Новизна заключается в личностно-развивающей стратегии взаимодействия педагога с ребенком, специфических способах общения, основанных на гуманистических взглядах на ребенка.
Степень распространения представленных материалов. Сценарии занятий эффективно используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
«Этот удивительный воздух»
Цель: Обобщить знания детей о свойствах воздуха.
Задачи: Расширять представления детей о понятии воздух, о способах его обнаружения. Формировать представление о роли воздуха. Систематизировать знания детей о свойствах воздуха. Развивать способность детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать. Побуждать желание детей узнать больше о воздухе, вызвать интерес в проведении опытов. Дать представление об источниках загрязнения воздуха. Формировать желание заботиться о его чистоте.
Словарная работа: Фильтр.
Предварительная работа: Наблюдение за воздухом во время прогулок. Знакомство с некоторыми свойствами воздуха в экспериментальной деятельности. Наблюдение на прогулке за выходом из заводских труб, частных домов, из выхлопных труб автомобилей, при сжигании мусора, проведение опытов с воздухом дома с родителями.
Оборудование: Весы (аптечные), воздушные шары, стеклянная кастрюля с водой, стакан, кусочек сахара, три свечи, банки (0,5; 1л), мыльные пузыри, альбомный лист, цветной мыльный раствор, фломастеры, палочки для рисования, блюдце, салфетки, чашка с водой.
Ход мероприятия:
Дети входят в группу.
В руках у детей фигурки человечков (девочка, мальчик)
Воспитатель: Представьте, что мы в лаборатории. Кто работает в лаборатории?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Представьте себе, что вы тоже «ученые». Подумайте, что вы будете делать в лаборатории?
Дети: Прикрепляют фигурку на фланелеграф и говорят, что они будут делать.
(проводить опыты, делать выводы, наблюдать, думать, рассуждать, слушать ответы товарищей и т. д.)
Воспитатель: Представьте, что мы в лаборатории. Как, вы, думаете, чем мы будем заниматься в лаборатории?
Дети: В лаборатории будем проводить опыты, узнаем что-то новое.
Воспитатель: А вот, что мы будем исследовать сегодня, попробуйте догадаться, послушав загадку:
Он прозрачный - невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Кто мне покажет воздух? Я его не вижу. А вы его видите? Ты видишь, а ты видишь?
Ответы детей.
Вывод: воздух невидимый.
Воспитатель: давайте возьмем воздух в руки. Как это сделать?
Дети: Он везде, он невидим, и взять его в руки нельзя.
Воспитатель: Зачем нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Как вы это делаете? Закройте плотно рот, а нос зажать пальцами.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Без воздуха можно задохнуться.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети: Всем кто живет на планете.
Дети проходят к столам. Работа по карточкам.
Д/и « Кому нужен воздух?»
Задание: Возьмите фломастер, на карточках обведите кружком объекты живой природы.
Проверка задания: дети обмениваются карточками.
Воспитатель: Мы не смогли поймать руками воздух, а как вы думаете, воздух имеет вес?
На обе чаши весов положили сдутые шары. Затем один из шаров надули и положили на весы. Чаша с надутым шариком перевешивает.
Дети делают вывод: воздух имеет вес.
Воспитатель: Как вы думаете, если шар с воздухом мы положим на воду, что произойдет с шаром?
Дети: Шар будет плавать.
Воспитатель: Я предлагаю провести еще опыт со стеклянными пузырьками. Возьмите два пузырька. Как вы думаете, что в пузырьках?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Один из пузырьков закройте пробкой и оба пузырька опустите в баночку с водой. Что произошло?
Дети: Из открытого пузырька вышел воздух, а в закрытом пузырьке воздух остался, и он плавает на поверхности воды.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Воздух легче воды.
Воспитатель: Где можно использовать это свойство?
Дети: В резиновых лодках, спасательных кругах, кораблях.
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать одну историю.
Петя с Сережей пили чай.
- Можешь ли ты опустить кусочек сахара на дно кастрюли наполненной водой так, чтобы он остался сухим? Спросил Петя. Сережа задумался.
-Ты задал очень трудную задачу. По-моему, ее нельзя решить.
Воспитатель: Как вы думаете можно решить эту задачу?
Воспитатель: На небольшую крышечку кладу кусочек сахара и опускаю крышку на поверхность воды. Крышка плавает. Беру стакан и накрываю им крышку с сахаром. Медленно опускаю стакан до дна кастрюли. Так же медленно поднимаю стакан. Смотрим, сахар остался сухой.
Воспитатель: Почему перевернутый стакан не наполнился водой, и сахар не намочился?
Дети делают вывод: воздух выталкивает воду из стакана
Воспитатель: А сейчас я зажгу свечи. Одну свечку накроем стаканом, другую – банкой, а третью оставим открытой.
Свеча, накрытая стаканом, потухает первой, затем свеча, накрытая банкой, а открытая свеча продолжает гореть.
Вывод: Для горения нужен воздух.
Воспитатель: Вы хотели бы поиграть? Берите пузырьки с мыльным раствором и будем пускать мыльные пузыри.
Воспитатель: Как вы думаете, что нам помогло играть с мыльными пузырями?
Дети: Воздух.
Практическая работа.
Воспитатель: Я предлагаю вам с помощью воздуха и мыльных пузырей порисовать. На что похожи рисунки?
Дети: на праздничный фейерверк, воздушные шары, цветочную поляну. Воспитатель: Ребята посмотрите, а у меня рисунок получился не радостный. Как вы думаете, что произошло с воздухом?
Дети: Воздух загрязнился.
Воспитатель: Когда воздух загрязняется?
Дети: Когда топятся печи, дымят заводы и выхлопные трубы машин, когда сжигают мусор.
Воспитатель: Посмотрите ребята, как это происходит.
Воспитатель поджигает свечу и над пламенем держит блюдце, затем показывает образовавшуюся копоть на блюдце.
Воспитатель: такая же грязь вместе с дымом попадает в воздух, а потом и в наши легкие. Грязный воздух это плохо. Что нужно сделать, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым?
Дети: Надо сажать деревья, не сжигать мусор, устанавливать фильтры.
Словарная работа: Фильтр – это очистительное сооружение, которое должно устанавливаться на всех заводах.
Итог:
- Что мы узнали о воздухе?
- О каких опытах, вы бы хотели рассказать дома?
- Кому понравилось работать в нашей лаборатории подойдите к веселому солнышку, а кому не понравилось, подойдите к грустному солнышку.
МДОАУ «Детский сад № 10»
Долбуш Татьяна Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность построена на основе элементарных опыт...
Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшей группы »Этот удивительный космос»
Конспект открытого занятия "Этот удивительный космос"Задачи: 1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе. Вызвать познавательный интере...
Конспект музыкальной образовательной деятельности доминантного типа в старшей группе "Этот удивительный ритм" (открытое занятие)
Цель: формировать представления о ритме в природе и в жизни посредством перевода слуховых, зрительных, тактильных ощущений в восприятие ритмической структуры звуковой среды; способствовать усвоению му...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Этот удивительный песок!"
Через исследовательскую деятельность, используя опыты, дополнить и закрепить знания детей о свойствах песка, о его происхождении, использовании. Рисование песком....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе: «Этот удивительный лес»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе: «Этот удивительный лес»...
Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе «Такой удивительный воздух...»
Занимательные опыты с детьми...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»...