Занятие-квест по окружающему миру в старшей группе "Мы любим природу"
план-конспект занятия по окружающему миру

Февралева Евгения Станиславовна

Занятие-квест по окружающему миру в старшей группе "Мы любим природу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест- игра для старших дошкольников.

Тема: «Мы любим природу».

Цель: : Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели.

.Задачи:

-формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите;

- развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать совместно;

- воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу;

- доставлять детям радость от участия в общей игре.

 

Ведущая: Ребята, сегодня я получила вот такое письмо. Вы хотите узнать, от кого   оно и что в нем написано?

Дети: Хотим.

Ведущая: Тогда слушайте. «Дорогие ребята! Пишет вам Старичок Лесовичок. Я живу в лесу и узнал, что вы любите природу и много о ней знаете и решил отправить вам посылку .Посылку вам должны доставить во вторник, 28 ноября.»

 

 Ребята, как же нам с вами повезло, такое замечательное письмо получили, а еще и посылка ожидается. Будем ждать. Постойте, а какой сегодня день недели, а  число?

Дети отвечают.

Ведущая. 28 ноября ! Посылка должна прийти сегодня. Но почтальон мне принес только письмо и больше ничего. Странно. Может он занес посылку в группу, а мне забыл об этом сказать.

Ведущий: Давайте посмотрим, нет ли где-нибудь посылки? Дети ищут, не находят.

Включается видео. Ха-ха-ха!  Я хитрая лиса, жительница леса. А я обманула Старичка Лесовичка и спрятала вашу посылку, а в лесу с деревьев все листья оборвала, перепутала лекарственные травы с ядовитыми, все грибы перемешала, мусор разбросала .

Ведущая: Как же так?  Что же нам делать? (версии детей)

Лиса: Ну что ж, я согласна сказать вам где спрятан посылка. Для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить много трудных заданий. Я вам дам 6 подсказок, находятся они в 6 уголках моего леса. Эти подсказки – пазлы картинки. Если вы найдете все эти подсказки и правильно их соедините, то сможете спасти лес и  лесных обитателей и узнать, где спрятана посылка.

Ведущая: Ну что, ребята, вы согласны выполнить задания Лисы? Тогда отправимся в путь – дорогу.

 

Вокруг себя мы повернёмся ,

В лесных зверей мы обернёмся.

Один хлопок , ещё хлопок ,

И в лес попали мы дружок.

 

1.     Конкурс  « Если я приду в лесок».

На экране интерактивной доске появляется изображение  дремучего леса.

Ведущая:А теперь внимание! Ребята, мы с вами пришли в лес. Лес – это большой дом. В нем надо ходить тихо, осторожно, внимательно вслушиваясь и всматриваясь, соблюдая правила поведения в лесу. Смотрите кто нас встречает – Заяц. Он поможет нам вспомнить правила поведения в природе.

(На карточках нарисованы правила, дети  словесно говорят правила поведения в природе). В корзине спрятан первый пазл.

         2. Конкурс «Помоги дереву».

Ведущая:Ребята, а вот Лиса не знала этих правил и сорвала все листья с деревьев и перепутал их. Ваша задача прикрепить лист к соответствующему дереву. (Вывешиваются - рисунки деревьев. Участникам вручаются листья. Необходимо прикрепить лист к соответствующему дереву). После выполнения задания детям вручается второй пазл.

3.Конкурс.  «"Рассортируй мусор».

Ведущая: На поляне разбросано  много бумаги и пластиковых бутылок.  Лиса сильно намусорила  на полянке. Это неправильно, надо исправлять ситуацию. Дети делятся на две команды .Одна команда собирает бумагу, другая бутылки. По окончании игры дети забирают третий пазл.

          4. Конкурс «Грибная поляна».

Следующий конкурс называется «Грибная поляна» Теперь, когда деревья посажены, отправимся на грибную поляну. Лиса перепутала все грибы и хочет нас запутать. Вам надо выбрать только съедобные грибы. После выполнения задания детям вручается четвёртый  пазл.

        5 .Конкурс «Отгадай лесного зверя.»

Теперь вам нужно отгадать загадки и назвать животное.

1.У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора.
(Заяц) 

2. Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь) 

3.Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины 
Строят прочные плотины. 
(Бобры) 

4.Сердитый недотрога 
Живёт в глуши лесной. 
Иголок очень много, 
А нитки ни одной. 
(ёж)

5. В одежде богатой, 
Да сам слеповатый, 
Живет без оконца,
Не видывал солнца
(Крот) 

6. Рыжая птичница 
В курятник пришла, 
Всех кур перечла 
И с собой унесла. 
(Лиса)

7. Серый, страшный и зубастый 
Произвел переполох. 
Все зверята разбежались. 
Напугал зверят тех…
(Волк)
За выполнение, команда получает очередной пазл.

 Когда все конкурсы пройдены, ребята возвращаются на площадку начинают собирать пазлы. Дети составляют  пазлы, появляется картинка – посылка на цветочной поляне. Дети ищут, находят её.

 На экране  появляется Старичок Лесовичок.
Лесовичок: Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес от злой Лисицы,  в порядок привели  его и правила  для гостей леса рассказали.  Ребята, лес вас тоже благодарит и угощает своими дарами (показывает яблоки).

А еще я узнал, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь. В моей посылочке – подарок  для вас.

Дети открывают посылку – там энциклопедия о животных .

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Большое спасибо всем за участие!

Земля наш родной и единственный дом,

Так пусть Мир и Счастье поселятся в нем!

Планету Земля сохранить мы должны,

Иначе просто не будет Земли!

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, слышите, кажется, кто-то звонит!(обращает внимание детей на телевизор) Кажется, это видеозвонок, посмотрим кто там!

(На экране сначала заставка звонка, а затем появляется Лесовичек)

Лесовичек: алло…алло, меня слышно? Это группа «Почемучки», я правильно дозвонился? (ответ детей) Я Лесовичек Кузя. Мне в лесу белочки сказали, что у вас в группе самые смелые, умные и сообразительные дети, это так? (ответы детей) У нас в лесу беда, Баба Яга снова проказничает…она разогнала всех лесных зверей, распугала птиц. Помогите, пожалуйста, ребята, мне одному не справиться!

Воспитатель: Ребята, что же нам делать? (ответы детей, «помочь Кузе»)

Воспитатель: Но что же нужно сделать, чтобы им помочь? (Ответы детей «попасть в лес»)

Воспитатель: Хорошо. А как же нам туда добраться похоже дело очень срочное? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы все правы ребята, но мы же не знаем туда дороги? Кузя подскажи!

Кузя: Да-да, высылаю вам карту. Жду вашей помощи, поторопитесь, ребята!

(На экране появляется карта, как добраться до леса)

Воспитатель: Ребята, с чего начнем? Кто догадался, как нам добраться в лес, а главное на чем?

(ответы детей, что сначала 3 круга на самолете, 2 круга на машине и 1 круг пешком)

(Дети с воспитателем «проходят» весь путь до леса)

(на экране появляется заставка с цепями и замком, вход в лес закрыт)

Воспитатель: Вот и прибыли, но что это? Это, наверное, тоже проделки Бабы Яги, как же нам пройти в лес? (ответы детей, замечают конверт)

(В конверте послание Бабы Яги: «Чтобы в лес пройти, на вопросы нужно ответы нужно найти, но ваш ответ должен быть «да» или «нет» »)

Конверт с игрой «Да-Нет»

Воспитатель: Поздней осенью тепло? (Нет)

Воспитатель: Месяц декабрь на дворе? (Нет)

Воспитатель: Или ноябрь? (Да)

Воспитатель: Люди загорают в ноябре? (Нет)

Воспитатель: Птицы уже улетели на юг? (Да)

Воспитатель: На клумбах цветы в ноябре расцветают? (Нет)

Воспитатель: Время года осень? (Да)

(На экране появляется заставка с развилкой на две дорожки, в конце каждой изображен сундучок с замком разного цвета)

Воспитатель: Ребята, почему в лесу так тихо, как вы думаете? (ответы детей) Но что же это? (воспитатель указывает на сундучки на карте) Наверное, это снова шалости Бабы Яги. Как же исследовать все сундучки и потратить на это, как можно меньше времени, помните, Кузя просил нас поторопиться! Что же нам нужно сделать? (ответы детей «разделиться»)

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Какого цвета сундучок вы выбрали? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь к сундукам пройдите, что нужно сделать догадайтесь и решите, исправить шалости Бабы Яги спешите!

(дети делятся на группы, каждая группа выбирает цвет сундучка, к которому они пойдут. Сундучки стоят на столах, в каждом из них задание)

(Воспитатель дает время детям для выполнения заданий)

Воспитатель: Ну что, справились, ребята? Посмотрим, что у вас получилось?

(все дети вместе с воспитателем обсуждают результаты, полученные детьми)

Задание 1 группы «Помоги родителям найти своих детенышей»

Воспитатель: Ребята, расскажите какая проделка Бабы Яги досталась вам? (ответы детей) Что вам нужно было сделать, чтобы её исправить? (ответы детей) Назовите каких родителей и детенышей вы нашли? (ответы детей)

Воспитатель: Легко ли вам далось это задание? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Задание 2 группы «Узнай название птиц» (ребусы)

Воспитатель: А какое испытание вам досталось от Бабы Яги? (ответы детей) Что было спрятано в ребусах? (ответы детей) А каких птиц вы отыскали? (ответы детей)

Воспитатель: Здорово, какие вы молодцы!

Воспитатель: Предлагаю немного поиграть, согласны?

Малоподвижная игра «Земля, воздух, вода»

Дети становятся в круг, водящий бросает мяч одному из игроков, произнося одно из трех слов («земля», «воздух», «вода»). Тот, кто поймал мяч, должен в ответ быстро назвать животное, которое живет на «земле», птицу «в небе», рыбу на слово «вода».

Задание для всех детей «Найди отличия»

(На экране появляется картинка леса, но на ней: летают бабочки, валяется мусор, распускаются листья на деревце, цветут цветы и т.п.)

Воспитатель: Ребята посмотрите, кажется, здесь, что-то не так. Что же здесь лишнее? (ответы детей, после каждой замеченной ошибки она с экрана исчезает и так до тех пор, пока не исчезнут все ошибки, которые наделала Баба Яга)

(на экране меняется картина, лес преображается, появляются животные, птицы, слышно гул осеннего леса.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, лес преобразился! У нас получилось! Мы справились с проказами Бабы Яги, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Кто помнит, как мы добрались до леса? (ответы детей) Правильно, ребята, предлагаю взглянуть на карту еще раз! А как же доберемся мы в обратную сторону? (ответы детей)

(дети вместе с воспитателем совершают обратную дорогу в детский сад)

Воспитатель: Вот и добрались мы в наш детский сад, ой постойте, а что это?

(Воспитатель достает корзину с яблоками-и письмом с благодарностью от Лесовичка Кузи)

Воспитатель: Понравилось вам путешествие ребята? Что было самым интересным?

Персонажи: Осень, Белка, Заяц.

 

Ход занятия:                                                                                   Слайд 1 «Осень»

Дети входят в зал. В центре зала оформлена полянка. Дети садятся на стульчики. Под музыку П. И. Чайковского «Времена года».

Ведущий:Ноябрь – нам не погулять,

То жжет мороз, то ветер плачет.

Медведь в берлогу ляжет спать,

А зайчик шубку поменяет.

Вот как много изменений и превращений происходит в природе поздней осенью. И сегодня к вам в гости пришла поздняя Осень.

Появляется Осень. Под музыку.

Осень: Здравствуйте, мои друзья! Гости дорогие! Прилетела с ветром я, последние листочки с деревьев срываю, дождиком дорожки поливаю, холодным ветром их замораживаю. По дороге к вам я встретила почтальона Печкина и он передал письмо для вас. Давайте вместе прочтем?

Осень: Вот оно, достает письмо. Читает: здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Помогите разыскать сундучок, который нам подарила Осень. Он потерялся. Приглашаем вас в лес, для поиска сундучка. Подпись: Белка и Заяц.

Осень: Как же так, потеряли мой сундучок с осенними подарками. Давайте поможем лесным жителям и отправимся на поиски сундучка. Слайд 2 «Лес»

Наш путь лежит через волшебный лес. Послушайте внимательно, а потом расскажите, какие звуки вы услышали в волшебном лесу.                                                      Слайды 2,3,4,5

(Дети слушают фонограмму «Осенний лес»с голосами птиц, звуками ветра и дождя. Определяют, какие звуки они слышали).

Осень. – Как вы думаете, какое время года наступило в лесу? (Ответы детей)

Ребята, кто-то нас встречает на опушке леса. Угадайте кто это.

Хвост пушистою дугой —

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)

 

На ветке не птичка —

Зверёк-невеличка.

Мех тёплый как грелка.

Кто же это? (Белка)

                                                                                                          Слайд 6 «Белка»

3.Белка: -Здравствуйте. Я очень рада видеть вас на нашей лесной полянке.

Я знаю, что вы решили помочь нам лесным жителям отыскать волшебный сундучок и ключи к нему. Но сначала помогите мне сделать запасы на зиму. Скажите, а как мы белки готовимся к зиме, какие запасы делаем на зиму? (Орехи, шишки, грибы)

-Правильно, молодцы!!! Отыскать все грибы и орехи поможет нам веселый ветерок. Он поднимет и закружит все листики.

Упражнение «Ветерок» на развитие длительного плавного выдоха.

-Ветер, ветер, ветерок, ты подуй на наш листок.

Посмотрите, ребята, ветерок закружил листочки и теперь найти грибы и шишки гораздо легче. Найдите на нашей полянке все грибы, все шишки.

Дидактическая игра «Запасы для белочки».

(Закрепление навыка употребления предлогов и пространственной ориентировки. Приглашаем детей по одному. Ребенок находит гриб, шишку, орех, желудь. И отвечает на вопрос: где нашел? Где растет шишка? (На ели, под березой, за.., между, справа, слева, около…)

Белка: - Спасибо, ребята. За то, что помогли мне собрать запасы на зиму. Вот вам за это первый ключик к волшебному сундучку. 1 Ключ

Знаете, ребята, есть у меня в лесу друг. Он тоже спешит к нам на встречу. Угадайте, пожалуйста, кто это:

 

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

По полю скачет -

Ушки прячет,

Встанет столбом -

Ушки торчком.


 

Слайд 7 «Заяц»

4. Заяц: ребята, вы такие молодцы. Помогли Белке найти запасы на зиму. А теперь помогите ей разложить запасы по корзиночкам. Чтоб они не испортились и хранились всю зиму. Все запасы сейчас в одном мешочке. Вам нужно на ощупь определить, что в мешочке и положить в нужную корзину.

Д\И «Чудесный мешочек».

Приглашаем детей, рассматриваем , ощупываем, описываем предметы и даем задание: ты ищешь каштаны, ты ищешь желуди, ты ищешь шишки. (Каждый ребенок ищет только определенный предмет и кладет в корзиночку с картинкой).

Заяц: Спасибо. Молодцы. Помогли разобрать запасы для белочки по корзинкам. Вот вам за это второй ключик к волшебному сундучку. 2 Ключ

Слайд 8 «Птицы»

5. Заяц: Ребята, приближается зима. Наступают холода. Скоро выпадет снег, насекомые спрятались на зиму. И птичкам становится холодно и голодно. И поэтому некоторые птички улетают в теплые края. Как называются такие птицы? Правильно они называются – перелетные. А какие птицы остаются с нами зимовать? Те птички, которые питаются ягодами рябины, орешками, семечками. И они называются - зимующие.

Дидактическая игра «Улетают, не улетают».

(Заяц называет птицу: если она перелетная, то дети машут руками, если зимующая, то приседают на корточки)

6. Белка: Ребята, вы знаете, что две перелетные птички торопились на встречу к нам. Это аист и дикая утка. Им тоже нужна ваша помощь. Давайте поможем аисту и утке разобрать картинки. Если название картинки начинается на звук «У», то мы подарим эту картинку уточке. Если на звук «А», то подарим ее аисту.

Дидактическая игра «Помоги Аисту и Утке» на дифференциацию гласных звуков «А» и «У».

Дети раскладывают картинки. Белка с ребятами проверяют правильность выполнение. Белочка дарит третий ключ . 3 Ключ

Слайд 9 «Разминка-физминутка»

7. Разминка-физминутка на развитие общей моторики и координации речи с движением.

- А теперь, ребята, приглашаем вас на нашу полянку, давайте отдохнем и сделаем веселую зарядку. Разминка по Е. Железновой.

Слайд 10 «Грибочки-листочки»

8. Осень. Д/И «Грибочки- листочки» на развитие мелкой моторики и внимания.К фигурам из фетра необходимо прикрепить на пуговицы соответствующие по цвету кружочки.

Осень дарит 4 ключ. Ключ 4

Слайд 11 «Загадки»

9. Загадки об осени.

Белка, Заяц:

-А теперь, ребята, чтобы получить следующий ключ от сундучка, попробуйте отгадать загадки:

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Гриб)

Он с весны висел на ветке,
Был зелёный – пожелтел,
Только дунул слабый ветер, 
Он уже и полетел. (Лист)

Если дождик будет капать,
На дороге — лужи, слякоть,
Грязь — не вытянешь ноги,
Что наденешь?

(Сапоги)

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

 


 

Заяц и белка дарят пятый ключ. Ключ 5

Слайд 12 «Сундук»

10. Осень. Д\И «Найди сундук», «Подбери ключи».

Задание на передвижение по карте на пространственную ориентировку.

Осень: Ой, посмотрите, за дубом стоит наш сундучок. Давайте открывать сундучок. Для этого к каждому замочку нужно подобрать нужный ключик.

Дети подбирают ключи к замкам в соответствии с  геометрической фигурой на  ключе. 

 

Осень: -А теперь нужно произнести волшебные слова:

Ты кружись, кружись листва,

Нынче Осени пора!

Хлопнем громко мы 3 раза,

Наш притопнет каблучок,

Мы закроем оба глаза,

Открывайся, сундучок!!!

Слайд 13 «Осень»

Осень : Итак, открою вам огромную осеннюю тайну(сделать загадочный вид, пауза): Сегодня я познакомилась с самыми умными и талантливыми детьми, которые разгадали все мои секреты.

13. Белка, заяц: Ребята, спасибо вам за то, что помогли отыскать наш волшебный сундучок. Мы хотим угостить вас дарами из леса, орешками.

Звери угощает гостей..

Заяц и Белка: Вот и нам пора расставаться. До свидания.Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".

Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Берегите воду! Не губите природу!».

Предлагаю вам конспек непрерывной  образовательной деятельности в старшей группе. Данный конспек направлен на развитие познавательных способностей, на воспитание экологически привильного поведени...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».

В ходе занятия ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,воде, земле, огне.Способствовать расширению и углублению представл...

конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Берегите природу"

Материал НОД подобран так, чтобы закрепить и совершенствовать пройденный материал. Данный конспект занятия направлен на формирование у детей основ экологической культуры. В ходе непосредственно -...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды".

           Цель: учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года;рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Дары природы"

ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей об овощных культурах.Задачи: 1. Закрепить знания детей об овощах: растут на грядках в огороде или на даче;2. Закрепить знания детей о комплексе условий, необходимых дл...